АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Размещение рисунка

Читайте также:
  1. I. РАЗМЕЩЕНИЕ И ПОСТРОЙКА УСАДЬБЫ
  2. Анализ структуры рисунка.
  3. В подпункте «е» пункта 32.1 слова «размещение рекламы и» исключены.
  4. Вы согласны на размещение вашего мнения в эфире телеканала с указанием ваших фамилий/имен и публикацией фотографии?
  5. Выбор и размещение стояков
  6. Выбор места под населенный пункт. Функциональные зоны городских населенных мест и их рациональное размещение
  7. Глава 2. Размещение основных нефтяных баз России
  8. Глава VI. Размещение средств пенсионных резервов и инвестирование средств пенсионных накоплений
  9. Главные темы вокруг центрального рисунка – как заголовки в книге.
  10. Действия с рисунками
  11. День: «Майский жук» конкурс весеннего рисунка на асфальте со сладкими призами.
  12. Индустриальный сектор. Главные особенности ведущих отраслей промышленности: значение, структура, размещение, проблемы иперспективы развития.

Стены

Задняя стена, расположенная необычно — сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но, вмес­те с тем, есть сильные враждебные тенденции.

Контур задней стены значительно ярче (толще) по срав­нению с другими деталями — субъект стремится сохранить (не потерять) контакта с реальностью.

Стена, отсутствие ее основы — слабый контакт с реально­стью (если рисунок помещен внизу).

Стена с акцентированным контуром основы — субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает труд­ности, тревогу.

Стена с акцентированным горизонтальным измерением — плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект чувствителен к давлению среды.

Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен — предчувствие (угроза) катастрофы.

Стена: контуры линии слишком акцентированы — со­знательное стремление сохранить контроль.

Стена: одномерная перспектива — изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.

Прозрачные стены — неосознаваемое влечение, потреб­ность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

Стена с акцентированным вертикальным измерением — субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели жела­тельно.

Двери

 

Их отсутствие — субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Двери (одна или несколько), задние или боковые — от­ступление, отрешенность, избегание.

Двери открыты — первый признак откровенности, дости­жимости.

Двери открытые. Если дом жилой — это сильная потреб­ность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность

(откровенность).

Двери боковые (одна или несколько) — отчуждение, уеди­нение, неприятие реальности. Значительная неприступность.

Двери очень большие — чрезмерная зависимость от дру­гих или стремление удивить своей социальной коммуникабель­ностью.

Двери очень маленькие — нежелание впускать в свое "Я". Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в со­циальных ситуациях.

Двери с огромным замком — враждебность, мнительность,

скрытность, защитные тенденции.

Дым

 

Дым очень густой — значительное внутреннее напряжение

(интенсивность по густоте дыма).

Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоцио­нальной теплоты дома.

Окна

Первый этаж нарисован в конце — отвращение к межпер­сональным отношениям. Тенденция к изоляции от действитель­ности.

Окна сильно открытые — субъект ведет себя несколько раз­вязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсутствие стремления скры­вать свои чувства.

Окна закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимо­действием со средой (если это значимо для субъекта).

Окна без стекол — враждебность, отчужденность. Отсут­ствие окон на первом этаже — враждебность, отчужденность.

Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем эта­же — пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

Крыша

Крыша — сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные вет­ром, символически выражают чувства субъекта, что им повелева­ют, независимо от собственной силы воли.

Крыша, жирный контур, несвойственный рисунку, — фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно со­провождаемая тревогой.

Крыша, тонкий контур края — переживание ослабления

контроля фантазии.

Крыша, толстый контур края — чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).

Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом — плохая личностная организация.

Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или
продлеванием за стены
— усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.

Комната

Ассоциации могут возникнуть в связи с:

1) человеком, проживающим в комнате,

2) интерперсональными отношениями в комнате,

3) предназначением этой комнаты (реальным или приписы­ваемым ей).

Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмо­циональную окраску.

Комната, не поместившаяся на листе — нежелание субъек­та изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциа­ций с ними или с их жильцом.

Субъект выбирает ближайшую комнату — мнительность.

Ванна — выполняет санитарную функцию. Если манера изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций.

Труба

Отсутствие трубы — субъект чувствует нехватку психоло­гической теплоты дома.

Труба почти невидима (спрятана) — нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.

Водосточные трубы — усиленная защита и обычно мни­тельность.

Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) — уси­ленные защитные установки (и обычно повышенная мнитель­ность).

Дополнения

Прозрачный, "стеклянный" ящик символизирует пережи­вание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает же­лание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом.

Деревья часто символизируют различные лица. Если они как будто "прячут" дом, может иметь место сильная потребность за­висимости при доминировании родителей.

Кусты иногда символизируют людей. Если они тесно окру­жают дом, может иметь место сильное желание оградить себя за­щитными барьерами.

Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе стороны дорожки — незначительная тревога в рамках реальнос­ти и сознательное стремление контролировать ее.

 

Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована — пока­зывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.

Дорожка очень длинная — уменьшенная доступность, ча­сто сопровождаемая потребностью более адекватной социализа­ции.

Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у дома — попытка замаскировать желание быть одиноким, соче­тающаяся с поверхностным дружелюбием.

Солнце — символ авторитетной фигуры. Часто восприни­мается как источник тепла и силы.

Погода (какая погода изображена) — отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект вос­принимает среду как враждебную, сковывающую.

Цвет

Цвет, обычное его использование:

зеленый — для крыши;

коричневый — для стен;

желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно:

1) среда к нему враждебна,

2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.
Количество используемых цветов:

хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно использует не меньше двух и не более пяти цветов. Субъект, раскрашивающий дом семью-восемью цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет боится эмоционального воз­буждения.

Выбор цвета

Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цве­та, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.

Цвет черный — застенчивость, пугливость.

Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важ­ным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или кры­ши дома.

Цвет оранжевый — комбинация чувствительности и враж­дебности.

Цвет пурпурный — сильная потребность власти.

Цвет красный — наибольшая чувствительность. Потреб­ность теплоты из окружения.

Цвет, штриховка 3/4 листа — нехватка контроля над выра­жением эмоций.

Штриховка, выходящая за пределы рисунка, — тенден­ция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.

Цвет желтый — сильные признаки враждебности,

Общий вид

Помещение рисунка на краю листа — генерализованное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определен­ным временным значением:

а) правая сторона — будущее, левая — прошлое,

б) связанная с предназначением комнаты или с постоянным
ее жильцом,

в) указывающая на специфику переживаний: левая сторона— эмоциональные, правая — интеллектуальные.

Перспектива

Перспектива "над субъектом" (взгляд снизу вверх) — чув­ство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который счи­тает недоступным, недостижимым.

Перспектива, рисунок изображен вдали — желание отой­ти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отвер­женности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он симво­лизирует. Перспектива, признаки "потери перспективы" (инди­вид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вер­тикальную линию крыши и стены — не умеет изображать глу­бину) — сигнализирует о начинающихся сложностях интегри­рования, страх перед будущим (если вертикальная боковая ли­ния находится справа) или желание забыть прошлое (линия слева).

Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует по мень­шей мере четыре отдельные стены, на которых даже двух нет в том же плане) — чрезмерная озабоченность мнением окружаю­щих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.

Размещение рисунка

Размещение рисунка над центром листа — чем больше

рисунок над центром, тем больше вероятность, что:

1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недо­стижимость цели;

2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях
(внутренняя напряженность);

3) субъект склонен держаться в стороне.

Размещение рисунка точно в центре листа — незащищен­ность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливо­го контроля ради сохранения психического равновесия.

Размещение рисунка ниже центра листа — чем ниже ри­сунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:

1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это со­здает у него депрессивное настроение;

2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реаль­ностью.

Размещение рисунка в левой стороне листа — акцентиро­вание прошлого. Импульсивность.

Размещение рисунка в левом верхнем углу листа — склон­ность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.

Размещение рисунка на правой половине листа — субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Конт­ролируемое поведение. Акцентирование будущего.

Рисунок выходит за левый край листа — фиксация на про­шлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свобод­ными откровенными эмоциональными переживаниями.

Выход за правый край листа — желание "убежать" в буду­щее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми сво­бодными переживаниями. Стремление сохранить жесткий конт­роль над ситуацией.

Выход за верхний край листа — фиксирование на мышле­нии и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.

Контуры очень прямые — ригидность.

Контур эскизный, применяемый постоянно — в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем — указание на неспособность к четкой позиции.

Схема обработки рисунка в тесте "Дом"

№ Выделяемый признак.

1. Схематическое изображение

2. Детализированное изображение

3. Метафорическое изображение

4. Городской дом

5. Сельский дом

6. Заимствование из литературного или сказочного сюжета

7. Наличие окон и их количество

8. Наличие дверей

9. Труба с дымом

10. Ставни на окнах

11. Размер окон

12. Общий размер дома

13. Наличие палисадника

14. Наличие людей рядом с домом и в доме

15. Наличие крыльца

16. Наличие штор на окнах

17. Наличие растений (количество)

18. Количество животных

19. Наличие пейзажного изображения (облака, солн­це, горы и т.д.)

20. Наличие штриховки по шкале интенсивности
1,2,3

21. Толщина линий по шкале интенсивности 1, 2, 3

22. Дверь открытая

23. Дверь закрытая

«Человек»

Голова

Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

Голова большая — неосознанное подчеркивание убежде­ния о значении мышления в деятельности человека.

Голова маленькая — переживание интеллектуальной не­адекватности.

Нечеткая голова — застенчивость, робость.

Голова изображается в самом конце — межперсональный конфликт.

Большая голова у фигуры противоположного пола — мни­мое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.

Шея

Орган, символизирующий связь между сферой контроля (го­ловой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их коорди­национный признак.

Подчеркнута шея — потребность в защитном интеллекту­альном контроле.

Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импуль­сов, старание их контролировать.

Длинная тонкая шея — торможение, регрессия.

Толстая короткая шея — уступки своим слабостям и жела­ниям, выражение неподавленного импульса.

Плечи, их размеры

Признак физической силы или потребности во власти.

Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.

Плечи мелкие — ощущение малоценности, ничтожности.

Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осто­рожности, защиты.

Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недо­статок жизненности.

Плечи широкие — сильные телесные импульсы.

Туловище

Символизирует мужественность.

Туловище угловатое или квадратное — мужественность.

Туловище слишком крупное — наличие неудовлетворен­ных, остроосознаваемых субъектом потребностей.

Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, малоценности.

Лицо

Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это сенсорный контакт с действительностью.

Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

Подбородок слишком подчеркнут — потребность домини­ровать.

Подбородок слишком крупный — компенсация ощущае­мой слабости и нерешительности.

Уши слишком подчеркнуты — возможны слуховые гал­люцинации. Встречаются у особо чувствительных к критике.

Уши маленькие — стремление не принимать никакой кри­тики, заглушить ее.

Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы — силь­ное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

Глаза изображены как пустые глазницы — значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.

Глаза выпучены — грубость, черствость.

Глаза маленькие — погруженность в себя.

Подведенные глаза — грубость, черствость.

Длинные ресницы — кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

Полные губы на лице мужчины — женственность.

Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекватные чувства.

Рот впалый — пассивная значимость.

Нос широкий, выдающийся, с горбинкой — презритель­ные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.

Ноздри — примитивная агрессия.

Зубы четко нарисованы — агрессивность.

Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчивость.

Выражение лица подобострастное — незащищенность.

Лицо, похожее на маску — осторожность, скрытность, воз­можны чувства деперсонализации и отчужденности.

Брови редкие, короткие — презрение, изощренность.

Волосы

Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней).

Волосы сильно заштрихованы — тревога, связанная с мыш­лением или воображением.

Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют го­лову — субъектом управляют враждебные чувства.

Конечности

Руки — орудия более совершенного и чуткого приспособле­ния к окружению, главным образом в межперсональных отноше­ниях.

Широкие руки (размах рук) — интенсивное стремление к действию.

Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный конт­роль действий и импульсивность.

Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вытянутые в стороны — субъект иногда ловит себя на действи­ях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.

Руки скрещены на груди — враждебно-мнительная уста­новка.

Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромис­сы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление аг­рессивных, враждебных влечений.

Руки длинные и мускулистые — субъект нуждается в фи­зической силе, ловкости, храбрости как в компенсации.

Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные стрем­ления.

Руки расслабленные и гибкие — хорошая приспособляе­мость в межперсональных отношениях.

Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротли­вость, ригидность.

Руки очень короткие — отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.

Руки слишком крупные — сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадек­ватности и склонностью к импульсивному поведению.

Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком ин­теллекте.

Деформация или акцентирование руки или ноги на ле­вой стороне — социально-ролевой конфликт.

Руки изображены близко к телу — напряжение.

Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость.

Сужающиеся руки и ноги — женственность.

Руки длинные — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.

Руки длинные и слабые — зависимость, нерешительность, потребность в опеке.

Руки, повернутые в стороны, достающие что-то — зави­симость, желание любви, привязанности.

Руки вытянуты по бокам — трудности в социальных кон­тактах, страх перед агрессивными импульсами.

Руки сильные — агрессивность, энергичность.

Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточности дос­тигнутого.

Рука как боксерская перчатка — вытесненная агрессия.

Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуве­ренность в себе.

Руки неясно очерчены — нехватка самоуверенности в дея­тельности и социальных отношениях.

Руки большие — компенсация ощущаемой слабости и вины.

Руки отсутствуют в женской фигуре — материнская фигу­ра воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.

Пальцы отделены (обрублены) — вытесненная агрессия, замкнутость.

Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия.

Пальцев больше пяти — агрессивность, амбиции.

Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия.
Пальцев меньше пяти — зависимость, бессилие.
Пальцы длинные — скрытая агрессия.

Пальцы сжаты в кулаки — бунтарство, протест.

Кулаки прижаты к телу — вытесненный протест.

Кулаки далеко от тела — открытый протест.

Пальцы крупные, как гвозди (шипы) — враждебность.

Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные усилия против агрессивного чувства.

Ноги непропорционально длинные — сильная потребность независимости и стремление к ней.

Ноги слишком короткие — чувство физической или пси­хологической неловкости.

Рисунок начат со ступней и ног — боязливость.

Ступни не изображены — замкнутость, робость.

Ноги широко расставлены — откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стрем­лении к независимости.

Ноги отсутствуют — робость, замкнутость.

Ноги акцентированы — грубость, черствость.

Ступни — признак подвижности (физиологической или пси­хологической) в межперсональных отношениях.

Ступни непропорционально длинные — потребность бе­зопасности. Потребность демонстрировать мужественность.

Ступни непропорционально мелкие — скованность, зависимость.

Поза

Лицо изображено так, что виден затылок — тенденция к замкнутости.

Голова в профиль, тело анфас — тревога, вызваннаясоци­альным окружением и потребностью в общении.

Человек, сидящий на краешке стула — сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение.

Человек, изображенный бегущим — желание убежать, скрыться от кого-либо.

Человек с видимыми нарушениями пропорций по отноше­нию к правой и левой стороне — отсутствие личного равновесия.

Человек без определенных частей тела указывает на от­вержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).

Человек в слепом бегстве — возможны панические страхи.

Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособля­емость.

Человек — абсолютный профиль — серьезная отрешен­ность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

Профиль амбивалентный — определенные части тела изоб­ражены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны — особо сильная фрустрация со стремлением из­бавиться от неприятной ситуации.

Неуравновешенная стоячая фигура — напряжение.

Куклы — уступчивость, переживание доминирования ок­ружения.

Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, ощу­щение внешних контролирующих сил.

Фигура из палочек — может означать увиливание и негати­визм.

Фигура Бабы-Яги — открытая враждебность к женщинам.

Клоун, карикатура — свойственное подросткам ощущение неполноценности. Враждебность, самопрезрение.

Фон. Окружение

Тучи — боязливая тревога, опасения, депрессия. ^ Забор для опоры, контур земли — незащищенность.

Фигура человека на ветру — потребность в любви, привя­занности, заботливой теплоте.

Линия основы (земли) — незащищенность. Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка, придает стабильность. Значение этой ли­нии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества, на­пример, "мальчик катается на тонком льду". Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже — под человеком.

Оружие — агрессивность.

Многоплановые критерии

Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентиро­вание, штриховка — сфера конфликта.

Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы — зависимость.


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.029 сек.)