АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Свойства, признаки и ценность музейного предмета

Читайте также:
  1. Административное правонарушение: понятие и признаки, правовая основа№9
  2. Акты официального толкования норм права: понятие, признаки, классификация.
  3. Амнистия: понятие и признаки. Помилование: понятие, правовые последствия, отличие от амнистии.
  4. В каких плоскостях описываются морфологические признаки прикуса.
  5. В чем ценность Проницательности?
  6. Вопрос 1: Понятие и признаки ЦБ.
  7. Вопрос Ожоги. Виды. Признаки ожогов. ПМП при ожогах.
  8. Вопрос №41. Сегментирование туристского рынка, признаки сегментирования
  9. вопрос. Информационная система управления. Основные классификационные признаки автоматизированных информационных систем.
  10. Гласные звуки и их артикуляционные признаки. Фонетические законы в области гласных.
  11. Государство. Признаки государства.
  12. ГОСУДАРСТВО: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ.

Музейный предмет, чтобы стать таковым, должен обладать определенными свойствами и признаками, благодаря которым он изымается из среды бытования и помещается в музей. Согласно современным представлениям, музейный предмет следует рассматривать в единстве присущих ему общих свойств и конкретных признаков. Наиболее широкое распространение и признание получили три свойства музейного предмета, характеризующие его различные стороны, – информативность, аттрактивность, экспрессивность.

Информативность характеризует содержательную сторону музейного предмета, его способ-ность выступать в качестве источника сведений об исторических событиях, культурных, общест-венных и природных явлениях и процессах. Совокупность сведений о предмете, зафиксированная в документах научного описания, составляет информационный потенциал предмета. Атрибутив-ные сведения, или внутреннее информационное поле – это название предмета, его назначение, размер, форма, материал, техника изготовления, надписи, подписи, клейма и т.п. Внешнее информационное поле – сведения об истории предмета, месте его происхождения и бытования; о событиях и лицах, связанных с ним; то есть информация «вокруг предмета», косвенно связанная с ним, почерпнутая из других источников. Внутреннее и внешнее информационные поля тесно переплетаются друг с другом и составляют информационный потенциал, который является необходимым условием функционирования музейного предмета.

Аттрактивность характеризует внешнюю сторону предмета, его способность привлекать внимание посетителей своими внешними признаками, в частности формой, размером, цветом.

Экспрессивность связана с ценностным восприятием предмета, с его способностью вызывать у человека ассоциации и ощущение сопричастности к определенным событиям, явлениям и фактам. Подобные чувства могут возникать благодаря сведениям об истории создания предмета или среде бытования, о связи его с известными событиями и людьми. Эти сведения передаются в экспозиции через этикетаж или рассказ экскурсовода. Перо и чернильница А.С. Пушкина; жилет, в котором поэт стрелялся на дуэли с Дантесом; гитара B.C. Высоцкого, паек блокадника, дневник погибшей от голода ленинградской школьницы Тани Савичевой, – все эти экспонаты могут служить яркими примерами экспрессивных свойств музейных предметов.

Репрезентативность, то есть представительность в ряду однотипных предметов, которая тесно связана с таким свойством предмета, как информативность. Их информационные возможности превосходят информационный потенциал аналогичных предметов, например вследствие уникальной истории бытования, мемориального значения.

Музейный предмет можно охарактеризовать как движимый объект природы или мате-риальный результат человеческой деятельности, который в силу своей значимости для музейного использования изъят из среды бытования и включен в состав музейного собрания. К данной категории можно отнести и специально созданные для экспонирования макеты и воспроизведения музейных предметов, которые выступают в функции памятников.

В практической деятельности теория музейного предмета используется главным образом для выработки критериев отбора предметов в музейное собрание и совершенствования принципов их научного описания. Поэтому наибольшее значение понятие «музейный предмет» имеет для исторических и краеведческих музеев; в естественно-научных музеях его познавательные возможности достаточно ограничены, а в художественных музеях преобладают эстетические и искусствоведческие критерии комплектования собраний.

13. Классификация музейных предметов, метод научной организации фондов музеев, направленный на фиксацию историко-культурного и юридического значения музейных предметов и создание условий, максимально способствующих их хранению, использованию, исследованию. К.м.п. фиксирует закономерные связи между типами, родами и видами предметов. Типы выделяются по способу кодирования социокультурной информации – вещественные (вещевые), вербальные, изобразительные, знаковые, этнологические (поведенческие), звуковые (фонические); подразделяются на роды, не имеющие универсального критерия для всей совокупности музейных предметов (например, изобразительно-художественные, изобразительно-графические). Основу видовой К.м.п. составляют единство происхождения, общность содержания и назначения. Виды подразделяются на разновидности, группы хранения, подгруппы на основании существенного для организации фондов признака – классификации по материалу или по функциональному назначению, тематическому, хронологическому, отраслевому, структурному и другим признакам. К.м.п. вырабатывалась исторически как система организации коллекций музейных. Выбор критериев К.м.п. зависит от профиля музея и систематики, сложившейся в определяющей профиль отрасли науки или виде искусства.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)