|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МУЗЕЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕСформировалось как система в 20 в. До 20 в. передача опыта и навыков музейной профессии осуществлялась непосредственно в музеях и основывалась на традиции. Крупные музеи (Оружейная палата, Исторический музей, Третьяковская галерея, Политехнический музей, Музей Революции) уже в первые годы своего становления являлись школой подготовки музейных специалистов, прежде всего — хранителей. До сего дня музейные работники получают, как правило, базовое образование по профильной (история, искусствоведение, естественные науки и т.п.) или смежной с музееведением дисциплине (педагогика, социология. В рамках изучения этих дисциплин в вузах может преподаваться небольшой курс специального (связанного с музеями определенного профиля) музееведения. К нач. 20 в. относится начало преподавания С.П. Кузнецовым в Московском археологическом институте курса "Введение в музееведение" и попытки введения музееведческих занятий в ряде др. вузов. В 1920-х — начале 1930-х гг. попытки решения проблемы подготовки музейных специалистов нашли преломление в создании ряда музееведческих центов и аспирантуры на базе крупных музеев. С 1932 согласно Постановлению коллегии Наркомпроса была определена структура образования музейных работников: вузовское музееведческое образование на кафедрах педвузов и университетов; музейная аспирантура; среднее специальное образование в музейных техникумах; длительные (годичные) и краткосрочные курсы повышения квалификации музейных работников. Однако большинство создававшихся в 1920-30-е исследовательских и учебных центров, вузовских кафедр и курсов существовали недолго, и на практике система музееведческого образования в эти годы так и не сложилась. После Великой Отечественной войны до 1953 функционировала кафедра музееведения в МГУ. В 1970-80-е основная роль в подготовке музейных кадров принадлежала центральным и местным курсам повышения квалификации. Значительную роль в подготовке музейных кадров призван был играть основанный в 1930-е в Москве НИИ музееведения (ныне — Российский институт культурологии), который функционировал как исследовательский, методический, а также образовательный центр по подготовке музейных кадров высшей квалификации. Институт играет также ведущую роль в подготовке учебной литературы по музееведению. С конца 1980-х годов в Институте функционирует диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности "Музееведение". Со 2-й половины 1980-х в связи с возрастанием самостоятельности музеев, повышением требований к музейному персоналу и становлением музееведения как научной и учебной дисциплины возросло значение музееведческого знания. В последнее десятилетие 20 в. в России в основном сложилась система музееведческого образования, развиваются следующие формы специального образования в области музееведения: Базовое высшее образование по специальности "музееведение", получаемое в университетах и педагогических вузах, институтах культуры; Переподготовка по специальности "музееведение" на базе высшего образования; Аспирантура и докторантура; Различные формы краткосрочных курсов повышения квалификации, стажировок, творческих лабораторий, мастер-классов, проектных семинаров и т.п. для практикующих музейных работников. Открытие специальности "музееведение" в российских вузах активно проходит с конца 1980-х. В 1988 году стало вестись обучение по специальности "Музейное дело и охрана памятников" в Ленинградском Институте культуры (ныне — Санкт-Петербургская академия культуры и искусств), в 1989 была создана кафедра музейного дела в Московском историко-архивном институте (с 1991 — Российский государственный гуманитарный университет). по специальности "Музеология" был разработан и утвержден государственный стандарт и разработаны примерные типовые программы, конвертируемые с зарубежными системами подготовки музейных специалистов., В Московском государственном университете культуры и искусств кафедра музееведения была открыта в 1991 году. Сегодня специальное высшее музееведческое образование по специальности 052800 "Музейное дело и охрана памятников" можно также получить в учебных заведениях Ярославля, Владимира, Воронежа, Кемерова, Орла, Тамбова, Нижнего Новгорода, Уфы, Омска, Томска, Петрозаводска и др. В петербургских и московских вузах открыта музееведческая аспирантура. Для образовательной программы по этой специальности характерна тесная связь с предметом той или иной дисциплины и, таким образом, превалирование специального музееведения. Выпускникам присваивается квалификация "музеевед". В 1994 г. в Российском государственном университете был впервые открыт набор по специальности 021000 "Музеология" и 1997 утвержден по ней образовательный стандарт (с 2000 г. действует стандарт 2-го поколения). В настоящее время обучение по этой образовательной программе осуществляется в университетах Башкирии, Владимира, Казани, Ярославля и др. В образовательной программе предусмотрено изучение системы фундаменгтальных дисциплин историко-культурного цикла с ориентацией на общее теоретическое музееведение, в то время как специальные знания, связанные с тем или иным профилем музея, преподаются в рамках спецкурсов. Действенной формой быстрой подготовки специалистов для музеев является целевая музееведческая подготовка на базе высшего образования. Кафедра музейного дела была создана в рамках Всесоюзного института повышения квалификации работников искусства и культуры (с 1999 — Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма). Ее основатель - крупнейший советский теоретик-музеевед, стоявший у истоков формирования музееведения как научной дисциплины, А.М. Разгон (1920-89). Профессиональная переподготовка на базе высшего образования с получением диплома государственного образца длится два года. Важнейшая особенность — неразрывная связь с музейной практикой. В процессе обучения музейные работники занимаются на базе 40-45 музеев Москвы, Московской области и Петербурга. Другая форма - курсы повышения квалификации по определенной проблеме, рассчитанные на срок от 7 до 20 дней, включающие лекции, семинары, круглые столы, дискуссии, практические занятия на базе музеев, индивидуальные консультации. Курсы повышения квалификации музейных специалистов функционируют также в регионах. По-прежнему востребованной формой подготовки кадров является стажировка в крупных музеях. Признанными центрами профессионального образования являются Исторический музей, Политехнический музей, Современной истории музей, Третьяковская галерея (Москва), Русский музей, Российский этнографический музей (Петербург). Для овладения инновационными формами и методами музейной работы развиваются такие формы профессиональной подготовки, как мастер-классы, деловые игры, дискуссионные клубы, творческие лаборатории, нацеленные на выявление и отбор новых технологий, перспективных проектов, выработку инновационных подходов к профессиональным музейным проблемам ("Открытые сибирские мастерские", Летняя музеологическая школа на о.Кижи, Музейно-педагогическая лаборатория и Международная музеологическая студия кафедры музейного дела АПРИКТ и др.). Кодекс музейной этики ИКОМ является краеугольным камнем ИКОМ и устанавливает минимальные стандарты профессиональной деятельности для музеев и музейных работников. Вступая в ИКОМ, его члены обязаны следовать положениям Кодекса. Издание Кодекса музейной этики ИКОМ является результатом шестилетней работы. Подвергнутый тщательному пересмотру в свете современной музейной практики и основанный на более раннем варианте предыдущий исправленный кодекс был издан в 2001 г. Как было тогда предусмотрено, он целиком переделан, основан на ключевых принципах профессиональной практики для создания общего руководства по этике. Кодекс явился предметом трех раундов консультаций с членами. Он был горячо одобрен XXI Генеральной Ассамблеей ИКОМ в 2004 г. (Сеул). Суть документа заключается в том, чтобы профессионализм музейных работников служил обществу, различным группам музейных посетителей.. В структуру Кодекса внесены незначительные изменения: новые пункты включены в параграф 2.11. и в разделы 3, 5 и 6. Кодекс музейной этики ИКОМ дает средства профессионального саморегулирования в ключевой области государственного обеспечения, если законодательство на национальном уровне не всегда последовательно. Он предлагает минимальные стандарты поведения и деятельности, к которым могут стремиться музейные работники всего мира, а также обеспечивает разумные ожидания посетителей от профессии музейного работникаьные изменения: новые пункты включены в параграф 2.11. и в разделы 3, 5 и 6. Кодекс музейной этики ИКОМ дает средства профессионального саморегулирования в ключевой области государственного обеспечения, если законодательство на национальном уровне не всегда последовательно. Он предлагает минимальные стандарты поведения и деятельности, к которым могут стремиться музейные работники всего мира, а также обеспечивает разумные ожидания посетителей от профессии музейного работника. ИКОМ изданы Этика приобретения (1970г.) и полный Кодекс профессиональной этики (1986 г.) Настоящее издание, как и его промежуточный вариант 2001 г., отмечены влиянием предшествовавшей работы. Однако, большая часть пересмотра и реструктуризации пришлась на членов Комитета по этике. Их вклад оценен с благодарностью. Срок действия наших полномочий подошел к концу, и мы передаем ответственность за Кодекс членам нового комитета, возглавляемого Бернис Мёрфи, вооруженной знаниями и опытом, приобретёнными на посту вице-президента ИКОМ и члена комитета по этике. Как и ранние варианты, настоящий Кодекс гарантирует общий минимальный стандарт, по которому могут быть созданы национальные и специальные группы. ИКОМ способствует развитию национальных и специальных кодексов этики для разработки особых требований и будет рад получить их экземпляры. Их следует направлять Генеральному секретарю ИКОМ. Джеффри Льюис, Председатель Комитета ИКОМ по этике (1997-2004). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |