АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие фантастического романа. Г. Уэллс

Читайте также:
  1. S: Установите соответствие между типом общества и экономическим развитием данного общества.
  2. VII. Человеческое развитие и массаж
  3. Анализ реализации республиканской целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Бурятия на 2011-2016 годы»
  4. Ангионевротическая - первоначально развивается ангионевроз сосудов с ишемическим повреждением тканей отростка, а затем инфицирование и развитие воспаления.
  5. Артерии. Морфо-функциональная характеристика. Классификация, развитие, строение, функция артерий. Взаимосвязь структуры артерий и гемодинамических условий. Возрастные изменения.
  6. Белорусизация и развитие литературы и искусства.
  7. В-3. Циклическое развитие экономики. Причины, фазы.
  8. Взгляд на развитие психики В. С. Мухиной
  9. Вклад П.Друкера в развитие мировой управленческой мысли.
  10. Влияние восточных учений на развитие античной науки
  11. Влияние жизнестойкости на развитие личности в юношеском возрасте
  12. Внутриполитическое развитие и внешняя политика в годы реформ

Фантастическое допущение, или фантастическая идея — основной элемент жанра фантастики. Он заключается во введении в произведение фактора, невозможного с точки зрения читателя либо героев произведения («допущении» его существования в сеттинге произведения). Фантастическое допущение противопоставляется реалистическому допущению: вымыслу, не противоречащему возможному, который применяется в реалистической художественной литературе. При этом остальные элементы — проблематика, литературные приемы, построение сюжета — у фантастических произведений принципиально не отличаются от реалистических.

Истоки фантастики — в пост-мифотворческом фольклорном сознании[5], прежде всего в волшебной сказке.

В эпоху реализма фантастика оказалась на периферии литературы, хотя нередко привлекалась для сатирических и утопических целей (как в рассказах Достоевского «Бобок» и «Сон смешного человека»). В это же время зарождается собственно научная фантастика, которая в творчестве эпигона романтизма Ж. Верна и выдающегося реалиста Г. Уэллса принципиально обособляется от общефантастической традиции; она рисует реальный мир, преображаемый наукой и по-новому открывающийся взгляду исследователя.

Первая половина XX века ознаменовалась расцветом научной фантастики. Ключевой фигурой этого жанра стал англичанин Герберт Уэллс, книги которого («Машина Времени», «Война миров», «Когда Спящий проснётся», «Человек-невидимка») послужили основой для множества подражаний. Научная фантастика в этот период стремилась «предсказать», предвосхитить развитие науки и техники, в особенности исследования космоса. Действие часто помещалось в будущее, а герои имели дело с новейшими открытиями, изобретениями, неизведанными явлениями. В СССР самыми видными последователями Уэллса были Александр Беляев («Человек-амфибия», «Борьба в эфире», «Голова профессора Доуэля») и А. Н. Толстой («Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита»).

Фантастика Уэллса - гипербола новых качественных возможностей науки и техники, которые рисовались воображению писателя на рубеже веков в связи с возникновением новых релятивистских гипотез теоретической физики и механики. В творчестве Уэллса научная фантастика отделилась от научной популяризации. Уэллса интересует не наука сама по себе, а ее влияние на развитие общества и человека. Его романы содержат глубокие иносказания и широкие социальные обобщения.

Уээлс использует некоторые приемы, которые следует назвать:

1. Для правдоподобия фантастических построений он использует точные даты и места действий, своеобразная «музыка цифр»

2. Для Уэллса наиболее важный прием – подведение под фантастику научной основы: физика, химия, математика, механика – фундамент для самых смелых фантазий. (Для доказательства существования невидимого человека он указывает на наличие в действительности невидимых морских животных, подтверждает это физическими законами о преломлении света различными веществами: видимость зависит от действия видимых тел на свет. Если тело не отражает, не поглощает и не преломляет свет, но оно не может быть видимо само по себе.

3. Ссылки на авторитеты, очевидцев, прессу. (Изображая в «Войне миров» борьбу марсиан и землян, он приводит много цитат из известных газет.)

4. Самый оригинальный прием, почти не использовавшийся до него – намеренное раскрытие противоречий между фантастическими построениями и действительностью, в последующим утверждением реальности фантастики и отрицанием этих противоречий.

Эти и многие другие приемы вместе можно назвать «реализацией фантастики».

Фантастика (от греч. phantastike — искусство воображать), разновидность художественной литературы; ее исходной идейно-эстетической установкой является диктат воображения над реальностью, порождающий картину «чудесного мира», противопоставленного обыденной действительности и привычным, бытовым представлениям о правдоподобии. Научная фантастика — особый вид художественной фантастики, возникающий в эпоху становления современной науки и окончательно формирующийся в XX в. Основан, подобно другим ее видам, на «реализации несуществующего» в фантастических образах; но, в отличие от них, его предметом являются психологические и социально-духовные последствия (социально-философские, культурные, нравственные) реализации типичных возможностей природы и общества, в силу их специфики не улавливаемых традиционными формами искусства. Научная фантастика может быть определена как научно организованная форма художественного воображения. Особенности фантастической поэтики (отражение реальности в резко-непривычной, «остраненной» форме) помогают обнажить глубинный механизм действительности, недоступный обыденному, эмпирическому восприятию; познание фантастического мира является поэтому средством художественного познания современности.

Герберт Джордж Уэллс (1866—1946), писатель на редкость многосторонний, выдвинулся в первую очередь как фантаст, и именно в этом своем качестве оказал огромное влияние не только на все последующее развитие европей­ской фантастики, но и на литературу вообще, способствуя выработке нового взгляда на мир и соответственно новых художественных форм. Уэллс поставил себе целью писать о судьбе всего человечества, о движении истории, о грандиозных мировых потрясениях, о взлетах и падениях человеческого разума — обо всем, что может случиться впереди.

В «Машине времени» Уэллс начинает свою борьбу с позитивистской идеей прогресса. «Золотой век», в который попал Путешественник по времени, опровергает все сложившиеся у него представ­ления. Ему открывается картина всеобщего вырождения. Это было, по словам Путешественника, логическим завершением сов­ременной индустриальной системы. Таким образом, Уэллс не видит реальных путей для избавления человечества от войн, хаоса и морального одичания, а литературное клише «индустриальный ад» в «Машине времени» приобретает значение самое буквальное, ибо метафора олицетворяется и превращается в образ.

Следующий роман Уэллса «Остров доктора Моро» (1896) в значительной мере определялся злобой дня. Однако этот роман имел и более широкий смысл. Он должен был в сим­волической форме представить всю историю буржуазной цивилизации. Доктор Моро в ро­мане Уэллса притязает на роль Творца. Процесс очеловечивания бесчеловечен. В этом Уэллс видит основной порок той цивили­зации, от которой человечество должно поско­рее отказаться.

Следующий роман Уэллса «Человек-невидимка» (1897) за­ставил Джозефа Конрада назвать его «реали­стом фантастики». Фантастическая посылка (не­видимость главного героя) разработана совершенно реалистическими средствами. Герой этого фантастического романа истолкован а согласии с эстетикой критического реализма. Гриффин таков, каким его сделало общество.Фантастическое прямо вторгается у Г. Уэллса в быт, переворачивает его, но по-прежнему с ним соседствует, через него выражается.

В 1898 г. был опубликован самый масштаб­ный из ранних романов Уэллса «Война миров», где рассказывалось о вторжении с Марса. Однако образ марсианина — высокорациональ­ного и абсолютно безэмоционального существа — был подготовлен написанным за пять лет до этого очерком Уэллса «Человек миллионного года», иными словами, автор романа сталки­вает настоящее с тем будущим, которого следу­ет избежать.

«Первыми людьми на Луне» (1901) завершается ранний цикл романов Уэллса. В отличие от Жюля Верна, искавшего новые способы техни­ческого воплощения уже существующих науч­ных теорий, Уэллс пытается нащупать новые теории, что ему не раз удается. «Машина времени», например, предвосхитила теорию Эйн­штейна, поставив не поднимавшийся до того во­прос ов относительности времени. Но главное направление мысли Уэллса определяется влия­нием теории Дарвина. Благодаря этому фантастика Уэллса приобре­ла натурфилософский аспект.

 

 


 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)