АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4. Философия эпохи Возрождения

Читайте также:
  1. Античная философия
  2. Античная философия
  3. Античная философия
  4. Античная философия. Классический период греческой философии (V – IV вв. до н.э.). Сократ, Платон и Аристотель.
  5. Антропологическая философия Л. Фейербаха.
  6. Арабская и еврейская философия средневековья
  7. Бердяев Н.А.Философия свободы. Смысл творчества
  8. Возрождения (ХIV-ХVI вв.)
  9. Вопрос 12. Антропологическая философия Фейербаха
  10. Вопрос 3. Философия софистов и Сократа
  11. Вопрос 4. Философия киников и стоиков
  12. Вопрос 5. Философия Платона

 

Во второй половине XIII века в общей культурной атмосфере Европы намечается поворот, религиозное напряжение сменяется «оттепелью» и ученые обращаются к проблемам мирским, земным и чувственным. Они пытаются преодолеть дуализм между потусторонним Богом и посюсторонним миром, осмыслить мир как единое целое, а методом такого подхода они избрали мировоззрение античности. Происходило возрождение греческой культуры с ее идеалами силы, красоты, разума, героизма. Есть версия, что ряд художников решили «поиграть в античность». И это приняло всеобщий масштаб. Действительно, обращение от теоцентризма к космоцентризму и антропоцентризму произошло сначала в среде поэтов. Сначала Данте пишет «Божественную комедию», где главными героями является красивая девушка Беатриче, ее любовь, душа, она как бы влечет спутника, ведомого Вергилием по кругам загробной жизни. Она цель, райская роза. «Любовь, что движет небом и светилом». Да и сама интерпретация загробного царства, ада, чистилища и рая дана произвольно, свободно. А другой стороны, писатель Петрарка в сонетах воспевает томление земной любви к Лауре. Кстати заметить, оба они писали язвительные исторические заметки против православной Византии. Византиофобия, а потом и русофобия. В это же время происходит революция в живописи: Рафаэлло, Леонардо да Винчи создают образы с яркими и пышными человеческими очертаниями. В иконописи подчеркивается душевность, телесность, намечается теория перспективы и она нарушает прежний духовный порядок иконографии. Это особенно доказывает Павел Флоренский в начале XХ века.

Очевидно, в Возрождении идеалом и смыслом жизни становится счастье человека. На первое место выходит человек, само христианство трактуется в гуманистическом аспекте, то есть главное в нем добродетели, а не чудеса, мораль, а не благодать. Это видно по работам Эразма Роттердамского. То, что не отвечает разуму должно быть отвергнуто, а Лоренцо Валла утверждал, что Библия должна исследоваться историческими методами. Как ступень эволюции языка. И он предлагает научную лингвистическую программу, суть которой состоит в номинализме. Все божественное – это игра слов. Сочинение Л. Валлы – аргументированная апология этических воззрений Эпикура. Валла желает довести до конца разговор об истинных добродетелях, с помощью которых можно достичь истинного блага. Хотя стоики «решительнее всех защищают высокую нравственность, добродетель», Валла призывает «выступить против этих врагов, воспользовавшись защитой эпикурейцев». Для Валлы сама природа сделала доступными для себя наслаждения и одновременно дала и сформировала душу, склонную к ним. Природа предложила людям многие блага, и наше дело – уметь хорошо пользоваться ими. Наслаждение является благом, которого ищут повсюду и которое заключается в удовольствии души и тела. Под удовольствием понимается «радость в душе от сладостного волнения и удовольствие в теле». Высокая нравственность есть благо, смысл которого заключается в добродетелях и которое желанно ради него самого, а не ради чего-то другого.

В это же время пишется «Государь» Макиавелли. Если раньше власть понималась как дар свыше, а история виделась в эсхатологической перспективе, то есть движущейся к концу, к Суду, что предавало особый ценностный колорит и напряжение политической и социальной жизни, то теперь Макиавелли говорит о разделенности властей: государь должен поступать прагматично, и управлять как кнутом, так и пряником. Бог вне сферы политики. С этого периода начинается процесс секуляризации. В XV веке заметно творчество гуманиста Мишеля Монтеня. В своих «Опытах» он показывает разнообразие традиций мира, их несходность, относительность истины и проповедует мягкий скептицизм.

Против такой гуманистической тенденции восстал немецкий богослов Мартин Лютер. Он прибил 95 тезисов против индульгенции на вратах собора и сам расторг обед монашества, женился и стал ярким поборником чистой веры в Писание. Никакие дела добродетели не имеют смысла без веры. Его девиз: «только верой», она начало всех добродетелей, она соединяет с Богом, она приобретает благодать, без которой человек «как паралитик, машущий руками и ногами»; но Лютер отрицал свободу человека, потому, что считал, что сам Бог избирает людей, и если ты веришь, то уже избран. В Богочеловеческих отношениях Церковь, точнее, Предание есть нечто лишнее, а главное – Писание, слово Божие. Оно соединяется с душой, как железо с огнем. И это дает любовь, делающая христианина свободным. Лютер полагает начало Реформации и всему протестантскому движению. Его последователи Цвингли и Кальвин доказали идею предопределенности и предызбранности, в рамках которой особая мысль касалась понятия «призвания». Если у человека дела идут хорошо, то значит, ему помогает Бог. Плоды спасения видны уже в земном мире и в общекультурном масштабе. Такая философия мотивировала развитие капитализма на Западе. Люди лично старались накопить, приобрести, заработать. Расцветал индивидуализм в отношении экономики, социального служения. Но в дальнейшем, идея, «дух», лежащие в основе веры, были забыты, что привело к капитализму жесткой и секулярной формы. Здесь видно влияние философии на культуру, на парадигму истории.

Особые направления в возрождении являл неоплатонизм в лице Джордано Бруно и Николая Кузанского. Бог пронизывает природу и может познаваться в каждой его части, поэтому важно исследовать закономерности природы, испытывать ее разумом, потому, что это совпадает с постижением Бога, и хотя он запределен, но познание должно стремиться к его постижению. Вера должна развернуться в знании и этот процесс неодномоментный. Кузанский предлагает метод ученого незнания – постепенного постижения Бога. Парадоксальность заголовка трактата – об «ученом незнании» – заставляет вспомнить Сократа с его установкой мудреца, отмеченного прорицательницей Пифией: «Я знаю, что я ничего не знаю». Это не банальное незнание, а неведение особого рода, на фоне которого иное знание – просто мнение, а то и заблуждение.

Вся система Кузанского держится на допущении понятия бесконечности, на диалектике максимума и минимума: «Все это для тебя проясниться, если представишь максимум и минимум в количественном определении. Максимальное количество максимально велико, минимальное количество максимально мало; освободи теперь максимум и минимум от количества, вынесли мысленно за скобки «велико» и «мало», и ясно увидишь совпадение максимума и минимума: максимум превосходит все и минимум тоже превосходит все». Противоположности свойственны только вещам, допускающим превышающее и превышаемое; абсолютному максимуму они никак не присущи, он выше всякого противоположения. И поскольку абсолютный максимум есть абсолютная актуальность всего могущего быть, причем настолько без всякого противоположения, что совпадает с минимумом, то он одинаково выше всякого утверждения и всякого отрицания. Кузанский исходил из того, что математика лучше всего помогает в понимании разнообразных божественных истин. Видимое есть образ невидимого, и Творца можно увидеть по творению как бы в зеркале и подобии. Наиболее подходящие для этого математические предметы. Если приступить к божественному дано только через символы, то «всего удобнее воспользоваться математическими знаками из-за их непреходящей достоверности». «Непостижимое постигается через постижение его непостижимости», – говорит Кузанский. В любой части светится целое, особенно в человеке, микрокосмосе. В нем все стихии сходятся.

Джордано Бруно был чистейшим пантеистом, т.е, он не отличал Бога от природы. Эти реалии тождественны, Вселенная не замкнута, а распространяется в бесконечность. Вселенная не имеет центра. Все в ней относительно, земля – это подвижная точка. Николай Коперник, рассматривая звездное небо, исходя из геоцентрических позиций, нашел объяснение движению планет. Земля движется вокруг Солнца, но свое убеждение Николай скрыл. Это изменило образ мировоззрения, человек затерялся в космосе. Панацеей становилось дальнейшее развитие наук. При этом сохраняются все древние теоретически-познавательные понятия: «восприятие», «представление», «рассудок», «разум». Это придавало момент глобализма и техноцентризма в мироощущении. Тем более, что в XV-XVI веках в Англии произошла техническая машинная революция. Вводились новые агрегаты, механические станки, производилась энергия. И этот процесс «внедрения» шел впереди теоретической научной революции.

Ключевой фигурой научной революции является Галилео Галилей. Он впервые поставил над природой эксперимент и математически его исчислил: движение, скорость падения тела, открыл формулы, вообще сделал природу открытую для математического индуцирования, поэтому он признается главой современной науки. Однако это породило вопросы: в какой мере познание действительно открывает объективные правила природы. Не привносится ли в науку нечто субъективное, каковы критерии истины суждений и вообще, если наука претендует на универсальное познание мира, то как она сама в своих основаниях и методологии может быть обоснована, все эти философские вопросы были оставлены для разрешения великих новоевропейских мыслителей.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)