|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
О.КОНТ
Материал к тестам по социологии 2. Вопросы на имена классиков.
Классический период.
О.КОНТ. - основатель социологии как науки; - ввел в науку само слово «социология»; - основатель позитивизма как научного направления; Сущность позитивизма по Конту в том, что общественная наука отказывается от мифов и легенд, а основывается на фактах, опыте, эксперименте, анализе и сравнении, использует методы и средства, характерные для точных наук. - теоретико-методологическую позицию Конта в социологии назы- вают позитивизмом (по названию научного направления); - сформулировал Основной закон интеллектуальной эволюции человечества как Закон трех стадий развития интеллекта (общественного сознания); - три стадии интеллектуальной эволюции человечества: - теологическая (общественные явления объясняются с позиции религиозного мировоззрения); - метафизическая (общественные и другие явления объясняются с позиции философского знания); - позитивная (научная) – общество изучается специально созданной для этих целей наукой – социологией. - теологическая стадия в свою очередь подразделяется на три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм; - сформулировал Закон двойной эволюции, интеллектуальной и социальной одновременно, при определяющей роли эволюции интеллектуальной; - сформулировал Закон иерархии наук, выстроив их по степени возрастания сложности: Математика – Астрономия – Физика – Химия – Биология – Социология. - все социологическое знание делил на два вида: социальную статику, изучающую социальные структуры и устойчивые факторы и социальную динамику, исследующей механизмы развития и изменчивые факторы; - «гармонизация» - основное условие стабильности общества;
Г.СПЕНСЕР.
- основатель Органической школы в социологии; - сущность школы в необходимости проведения в социальном познании прямой аналогии между организмом биологическим и социальным; - теоретико- методологическую позицию Спенсера в социологии называю органицизмом (по названию школы); - один из основателей теории эволюции, наряду с Контом и Дарвиным; - социальная эволюция по С. – это процесс усложнения и совершенствования деятельсти социальных институтов. Прежде всего политических; - основные моменты эволюции по С.: интеграция (переход от простого к сложному); дифференциация (переход от однородного к разнородному); возрастание порядка (переход от неопределенного к более определенному);
Э.ДЮРКГЕЙМ.
- основатель Собственно социологической школы; - девиз школы: «социальное следует объяснять социальным»; - поставил цель разработать собственную методологию социального познания, исходя из того, что общество есть особая реальность, не сводимая ни к каким другим реальностям (ни к физической, химической, биологической и т.д.); - ввел в научный оборот понятие «социального факта» как политической, религиозной или нравственной идеи, нормы, ценности, вырабатываемой коллективным сознанием и оказывающим на каждого отдельного индивида принудительное воздействие; - социологию считал наукой о социальных фактах; - трактовал «коллективное сознание» как важный признак социальности; - исследовал явления нормы и патологии (девиантного, отклоняющегося поведения); - ввел в научный оборот понятие «аномия» как форму расстройства социально организма, его безнормность; - социальные конфликты рассматривал как патологические явления; - в качестве важнейшей научной проблемы исследовал проблему общественной солидарности, выделив два ее вида: - механическая солидарность как форма социальной общности, основанная на метафизическом (механическом) понимании единства как похожести, подобия, однообразия; это – неразвитая форма единства, характерная для архаичных социальных систем и тоталитарных режимов; личность в данной системе поглощена обществом; преобладающим типом права является право репрессивное с уголовной формой ответственности; - органическая солидарность как форма социального единства, основанная на диалектическом понимании единства, согласно которого подлинное единство может быть лишь в различии; это – развитая форма единства, характерная для современных социальных систем; личность в данной системе не поглощена обществом, она получает простор для развития своей творческой индивидуальности; преобладающим типом права является право реститутивное с административной формой ответственности (гражданское право); - решающим фактором, обеспечивающим развитие общества по пути достижения органической солидарности является по Д. – общественное разделение труда. - теоретико- методологическую позицию Д. в социологии называю социологизмом (по названию созданной им школы).
М.ВЕБЕР.
- социологические воззрения изложил в теории рациональности; - «социальное действие» - ключевое понятие его социологии; - определял социологию как науку о социальном действии; - «социальным» по В. Является не любое действие, а то, которое является: - рациональным (осмысленным, понятым); - - направленным на других людей, на их ожидания и ответные действия; - социология по В. Должна быть «понимающей»; - концепция «идеального типа» - важнейшая составляющая его теории социального действия; - «идеальный тип» - это интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции; - различает четыре типа социального действия по характеру мотивов вызывающих их: - целерациональное (мотивировано научным знганием); - ценностно-рациональное( мотивировано ценностями мировоззрения); - аффективное (неосознанное, импульсивное действие); - традиционное (действе через привычку, традицию, культуру);
- рассматривает проблему ценности как установку той или иной эпохи, как свойственное эпохе направление интереса (парадигмы); - на основе приложения понятия «Социальное действие» к политической сфере рассматривает три типа легитимного (признанного) господства: - легальный (все подчиняются закону); - традиционный (все обусловлено привычками и нравами); - харизматический (основанный на экстроординарных способностях личности руководителя);
- является одним из теоретиков бюрократии как высшем (рациональном) типе организации и управления.
К.МАРКС.
- сущность социологических воззрений выражена в его концепции «Материалистического понимания истории»; - материалистическое понимание истории - это такой взгляд на ход мировой истории, согласно которого конечной причиной всех общественных изменений и преобразований является материальное производство, производство всей общественной жизни (экономика эпохи); - мировоззрение М. – материализм; - общественные отношения делил на материальные и идеологические; - «общественно-экономическая формация» - ключевое понятие социологии; - к анализу хода мировой истории применяет формационный подход, согласно которого вся история развития общества есть процесс восхождения т одной ОЭФ к другой, более развитой; - общественный прогресс – это процесс последовательной смены формаций: Первобытной, Рабовладельческой, Феодальной, Капиталистической, Коммунистической; - открыл Закон прибавочной стоимости как основной закон капиталистического товарного производства; - открыл Основной закон общественного развития как Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил; - раскрыл проблему отчуждения труда при капитализме, понимая отчуждение как процесс превращения продуктов человеческой деятельности в нечто независимое от людей и господствующее над ними; - формула мировоззрения М. – «Общественное бытие определяет общественное сознание» - противоположная формуле мировоззрения О.Конта.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |