АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема № 8 Западная философия конца 19 – 20 веков

Читайте также:
  1. Английская специальная школа конца XIX—начала XX века
  2. Античная философия
  3. Античная философия
  4. Античная философия
  5. Античная философия. Классический период греческой философии (V – IV вв. до н.э.). Сократ, Платон и Аристотель.
  6. Антропологическая философия Л. Фейербаха.
  7. Арабская и еврейская философия средневековья
  8. Бердяев Н.А.Философия свободы. Смысл творчества
  9. Вопрос 12. Антропологическая философия Фейербаха
  10. Вопрос 3. Философия софистов и Сократа
  11. Вопрос 4. Философия киников и стоиков
  12. Вопрос 5. Философия Платона

Феномен - это явление, которое дано в чувственном опыте.

Феноменология Гуссерля – метод анализа чистого сознания и априорных доопытных структур человеческого существования.

Прагматизм – направление в философии, основанное американскими философами Ч.Пирсом и У.Джемсом, имеющее своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных жизненных задач на практике.

Неклассическая философия – общее направление в развитии философии, определившееся к концу 19 века и считавшее предметом философии жизнь человека и смысл существования.

Философия жизни – направление западной философии, считающее предметом философии жизнь человека и ее проявления. Основными понятиями философии А.Бергсона – творческий порыв, развертывание жизненного процесса, поток непрерывных качественных изменений, длительность и бренность. Основное понятие объективно-идеалистической философии А.Шопенгауэра – Мировая воля как идеальный и высший космический принцип, лежащий в основе мироздания. Основное понятие субъективно-идеалистической философии Ф.Ницше – жизнь как проявление воли к власти.

Экзистенциализм – философия существования, в центре внимания которой находится проблема сущности человеческой жизни, ее смысла и ответственности человека за свое собственное бытие и за все, происходящее в мире.

Психоанализ (фрейдизм) – направление в современной философии, абсолютизирующее роль бессознательного в жизни индивида и общества. Основатель – австрийский врач, психиатр З Фрейд.

Неофрейдизм – направление современной философии, возникшее как оппозиция фрейдизму и перенесшее центр тяжести с внутренних психических процессов на межличностные отношения. Представители: А.Адлер, В.Райх, Э.Фромм, К.Г.Юнг.

Позитивизм – философское течение, ограничивающее процесс познания позитивным, т.е. фактологическим знанием и отрицающее практическую значимость общетеоретического знания. Основатель – О.Конт.

Махизм (эмпириокритицизм) – субъективно-идеалистическое направление философии и метод науки, выдвинутое в начале 20 века Махом и Авенариусом и поставившее задачу очищения науки от ненаучных доводов путем критики всякого опыта, Основу учения составляет «принцип экономии мышления», согласно которому все понятия сводятся к ощущениям.

Неопозитивизм – одно из основных направлений философии науки, абсолютизировавшее, в отличие от махизма, логическую ступень познания и считавшее предметом философии анализ высказываний, простых предложений, в которых выражаются научные факты, а в качестве методологическй базы научного исследования признаются лингвистические методы анализа. Представители: М.Шлик, Б.Рассел, Л.Витгенштейн, Р.Карнап.

Постпозитивизм К.Поппера – философия критического рационализма, выдвинувшая идею фальсифицируемости научных теорий, т.е. принципиальной опровержимости любого положения, относимого к науке. Критерием демаркации науки и ненауки является фальсифицируемость их положений.

Постпозитивизм Т.Куна – концепция философии науки, считающая предметом философствования анализ деятельности «научных сообществ».

Парадигма – совокупность базисных (исходных) теоретических взглядов, методологических средств, классических образцов выполнения исследований, которые признаются и принимаются как руководство к действию всеми членами научного сообщества.

Постпозитивизм И.Лакатоса – направление философии науки, считавшее предметом философии критический анализ научно-исследовательских программ.

Научно-исследовательские программы – это серия сменяющих друг друга теорий, связанных между собой едиными основополагающими принципами, являющимися жестким ядром теории.

Постпозитивизм – это интегративное течение, объединяющее различные философские концепции 20 века: аналитическую философию, философию лингвистического анализа, логический позитивизм.

Принцип верифицируемости – установление истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. Эмпирическая проверка научных теорий не допускает выхода за рамки данного эмпирического опыта. Разработал данный принцип Л.Витгенштейн.

Герменевтика – направление философии, считавшее предметом философии толкование смысла текста. Основатели: Э.Гуссерль, Х.Г.Гадамер, В.Дильтей.

Стуктурализм – направление философии, объединяющее представителей различных, в основном, гуманитарных наук, исследования которых основаны на методе лингвистического анализа. Предметом философии считают структуру исследуемых объектов, как самостоятельно существующей реальности. Основатель – швейцарский лингвист Фердинанд-де-Соссюр.

Постструктурализм – направление современной философии, вводящее понятие «мозаичной картины мира», стирающей единство и упорядоченность всего сущего; замещает понятие синхронии в развитии мира понятие беспорядочной множественности, плюральности.

Ризома – понятие, взятое постструктурализмом из ботаники и означающее такой способ роста, который можно определить как беспорядочное распространение множественности (по типу роста грибницы).

Децентрация – понятие философии постмодернизма, отражающее позицию, согласно которой центр находится внутри структуры и вне ее, т.е. имеет место отрицание центра как организующего начала структуры (Ж.Деррида).

Детерриторизация - понятие философии постмодернизма, отражающее позицию, согласно которой настоящее характеризуется распадом территории, приводящим к пространственной фрагментации мира, невозможности определить свое место, вынужденности блужданий по пограничным линиям и свободным территориям (Ж.Делез, Г.Ваттари).

Деконструкция – понятие философии постмодернизма, отражающее позицию, представляющую собой способ осмысления и прочтения текстов, которые ориентированы на поиск одного текста внутри другого, растворения одного текста в другом, встраивании их друг в друга, что делает невозможным контроль над текстом, однозначных толкований из-за постоянного переплетения текстов и значений. Тексты, как бы «вложены» друг в друга по типу «матрешки».

Т ема № 9 Русская философия.

Западничество – направление в русской философии, пропагандировавшее и защищавшее идею европеизации России. К середине 40-х годов 19 века разделилось на два крыла: умеренно-либеральное (П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский) и революционно-демократическое (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, Н.Г.Чернышевский). Они ориентировались на революционные преобразования общества, на «русский социализм».

Народничество – идеологическое течение, пропагандировавшее российский (некапиталистический) путь развития к социализму. Представители: Н.К.Михайловский, П.А.Ткачев, П.Л.Лавров, М.А.Бакунин.

Субъективный метод в социологии – разработан Н.К.Михайловским, выражается в конструировании идеального общества, в котором должно обеспечиваться всестороннее развитие способностей личности.

Славянофильство – оригинальное русское философско-идеологическое течение, обосновывавшее идею особой, мессианской роли России в мире, опирающееся на православную духовную основу. Представители: А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков.

Соборность – понятие, означающее свободную общность. Утверждение принципа «соборности» есть не только отрицание индивидуализма, но и коллектива, который лишает личной свободы. Соборность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека: в церкви, семье, обществе. Славянофилы подчеркивали, что «соборность» может быть усвоена только тем, кто живет в православной «церковной ограде».

Почвенники – продолжатели славянофильства в 60-70 гг. 19 века, выразившие идею «национальной почвы» как основы развития России.

Идея всеединства - учение В.Соловьева, опирающееся на принцип «Все едино в Боге». Всеединство – это, прежде всего, единство творца и творения.

Космизм – течение русской философии, рассматривавшее проблемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба деятельности человека. Представители: Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, П.А.Флоренский, А.Л.Чижевский.

Персонализм – течение русской философии, рассматривающее личность как творящий субъект, включающий мир в себя, ведущий внутреннюю жизнь, открытую для свободы. Представитель персонализма Н.А.Бердяев считал, что величие человека выражается в свободе его действий и духа, его целенаправленной творческой деятельности. Цель творчества – созидание нового бытия.

Антиинтеллектуализм – течение русской философии, определяющей идеей которого является тезис о коренной противоположности и, даже несовместимости веры и разума.

Евразийство - концепция, рассматривающая русскую культуру не просто как часть европейской культуры, но и как совершенно самостоятельную, вобравшую в себя опыт не только Запада, но и в равной мере Востока.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)