АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема № 10 Казахская философия

Читайте также:
  1. Античная философия. Классический период греческой философии (V – IV вв. до н.э.). Сократ, Платон и Аристотель.
  2. Классическая немецкая философия. Метод и система философии Г. Гегеля.
  3. Классическая немецкая философия. Трансцендентальный идеализм, априоризм и агностицизм философии И. Канта. Этика Канта.
  4. Конкурсное эссе. Моя педагогическая философия.
  5. ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРОЗА. ФИЛОСОФИЯ.
  6. Наука – это исторически более поздняя форма общественного сознания, нежели миф, религия и философия. Она возникает на почве этих более древних форм мировоззрения.
  7. Раздел 3. Теоретическая философия. 3.1. Онтология
  8. Соотношение понятий мировоззрение и философия.
  9. Социальная философия.
  10. Средневековая европейская и арабоязычная философия.
  11. Тема 2. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Античная философия.

Менталитет этноса – коллективно формируемый в обществе строй мышления и психики, который присутствует у всех членов общества играет решающую роль в социальном поведении каждого.

Восточный тип суфизма – особое мистическое религиозно-философское мировоззрение в рамках ислама, представители которого считают возможным через посредство личного психологического опыта общения (созерцание или соединение) человека с божеством.

Махамат – учение о последовательных ступенях (столпах) мистического пути духовного совершенствования.

Тарикат – мистический путь, основным принципом которого является аскетизм; вступивший на этот путь ученик (мудрид) должен был отречься от своей воли, подчинить себя авторитету избранного наставника.

Марифат – мистическое познание, на стадии которого в экстатическом состоянии достигается временное общение с Богом.

Ходжа Ахмет Яссави - основатель тюркской традиции мусульманского мистицизма.

Аруахи – покровительствующие духи умерших предков, а также пророков, святых, знаменитых людей, являющиеся хранителями счастья и благополучия людей, предохраняют их от опасностей, вселяют добрые помыслы.

Шаманизм – ранняя форма религии, возникшая на определенном этапе развития анимистического мировоззрения, базирующееся на вере в необходимость посредников между людьми и духами – шаманов.

Толерантность – терпимость к чужим взглядам, мнению, верованиям, религии, идеалам, обычаям и поведению.

Юрта – традиционное жилище кочевников-скотоводов и в определенном смысле, близком кочевнику, является моделью мироздания.

Тенгрианство – самая ранняя форма верований казахов, связанное с обожествлением неба.

Черты казахского традиционного мировоззрения – космизм, гуманизм, толерантность.

«Жизнь в блужданиях» - работа представителя казахского просвещения, поэта, философа, демократа С.Торайгырова, в котором он поднимает проблемы жизни, смерти и бессмертия человека.

И.Алтынсарин – первый народный учитель, педагог-новатор, написавший казахскую хрестоматию и открывший множество школ; его мировоззрение носит условно-деистический характер.

Особенности мировоззрения И.Алтынсарина – близость к деизму, признающему объективное существование мира одновременно с Богом, принимающим участие в его творении.

«Следы шаманства у киргизов» - работа казахского философа, историка, этнографа Ч.Ч.Валиханова, в которой он рассматривает вопросы причин существования форм первобытных верований у казахов.

Касымжанов А.Х. - ученый арабист, внесший существенный вклад в становление и развитие казахстанской философии и сделавший доступным для массового читателя богатое наследие восточного философа-энциклопедиста Аль-Фараби.

Абдильдин Ж.М. – видный казахстанский ученый, один из основателей отечественной школы философии, внесший большой вклад в разработку проблем логики и методологии науки, гегелевской философии в том числе.

Т ема №11 Онтологические проблемы философии.

Бытие – реальность, включающая в себя весь материальный и духовный мир; все актуально и потенциально сущее.

Атрибут – неотъемлемое свойство чего-либо.

Абсолют – духовное первоначало бытия – единое бесконечное вечное.

Объективная реальность – все, что существует независимо от сознания.

Субъективная реальность – вся сфера духовной жизни индивида.

Материя – философская категория для обозначения объективной реальности.

Пространство – форма бытия материи, означающая протяженность существования, т.е. структурную соположенность (соотнесенность) элементов в системе.

Время – длительность бытия материи, т.е. последовательность смены, состояний развивающегося объекта.

Движение – изменение вообще, любое изменение.

Ничто – потенциальное сущее, бытие в возможности, неактуализированное, неставшее, непроявленное.

Нечто – ставшее, проявленное, актуализированное, наличное бытие.

Социальное время – длительность, последовательность этапов человеческой материальной и духовной жизни.

Социальное пространство – отношения противоположности и сосуществования, возникающие в процессе жизнедеятельности человека.

Социальная форма бытия – вся совокупность материальной и духовной жизни общества.

Деятельность – единство процессов опредмечивания и распредмечивания, субъективирования и объективирования, построения идеальной программы действия и ее актуализация.

Личное время – длительность самосознания, длительность процессов самоорганизации человека.

Единицы измерения календарного (астрономического) времени – секунды, минуты, часы, дни, недели, месяцы, годы, столетия, тысячелетия и т.д.

Единицы измерения социального времени – созыв, сезон, семестр, сессия, эпоха, эра.

Одиночество – экстремальный случай суженого до предела бытия личности.

Уединение – «автономия личного пространства», пространство самосознания. Чем выше самосознание индивида, тем больше у него потребность в уединении и избирательном общении.

Диалектика – в широком смысле слова учение о противоположностях и развитии.

Противоположности – стороны, моменты в явлениях, процессах, объектах, взаимоотрицающих и, одновременно, взаимопредполагающих друг друга.

Противоречие – взаимодействие противоположных сторон предметов и явлений.

Категории – всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями.

Сущность – внутреннее, недоступное чувствам, содержание предмета и его смысл.

Явление – обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам; внешние свойства предметов, которые человек познает через органы чувств.

Содержание – это то, из чего состоит предмет или явление.

Форма – это порядок, в котором сосуществуют составные части предмета или явления.

Система – упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов.

Элемент – это неделимое в предмете данной системы, ее составная часть, содержание системы.

Структура – совокупность связей между элементами системы; форма системы.

Единичное – отдельные, неповторимые свойства предмета, выступающие в форме несущественных его признаков.

Особенное – признаки, свойства, характеристики объекта, отличающие его от других объектов; признаки различения объектов.

Необходимость – закономерный тип связей и явлений, который обусловлен их внутренней, устойчивой основой и совокупностью существенных условий их возникновения, существования и развития.

Случайность – такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами.

Возможность – это скрытые тенденции развития наличной действительности, т.е. нечто неразвернувшееся в ней.

Действительность – это реализованная возможность, нечто уже непосредственно ставшее, что уже осуществилось, возникло.

Причина – это явления, обуславливающие и порождающие другие явления.

Следствие – явление, порожденное другим явлением.

Детерминизм – учение об объективной связи и взаимной обусловленности явлений материального и духовного мира.

Индетерминизм – учение, отрицающее объективность причинной связи.

Диалог – общение, предполагающее «взаимопредложение себя взаимовосприятие другого» на равных, бытие в тексте вопроса-ответа.

Закон – это объективная, существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь в процессах, явлениях, объектах.

Закон единства и борьбы противоположностей – это основной закон диалектики, указывающий на источник развития и усматривающий его в борьбе противоположностей, составляющих объект.

Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно – это основной закон диалектики, объясняющий механизм перехода от одной качественной определенности объекта к другой, осуществляющейся в форме скачка.

Закон отрицания отрицания – основной закон диалектики указывающий на общее направление (по пути прогресса) и форму развития (объемной спирали).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)