|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Предмет изображения художественной литературы. Этапы его эволюцииМноговековое развитие художественной литературы, характеризующееся все большим проникновением ее во внутренний мир людей, и их связи с окружающим внешним миром, в их отношения друг с другом, закономерно приводит к мысли, что главным предметом литературного изображения является человек. Завоевание человеком центрального места в художественных произведениях было, как указывал Белинский, результатом большого пройденного человечеством пути художественного познания и творчества. Останавливаясь на древней индийской поэзии и других видах древнего индийского искусства, Белинский отмечал обожествление в них природы и выдвижение на передний план «растений, змей, птиц, коров, слонов и прочих животных». Человек занимал в этом искусстве лишь подчиненное по отношению к природе положение - «только ее служителя, жреца и жертвы». Следующим этапом в развитии образного мышления была древнеегипетская мифология. Полновластно «человек вступил в свои права» только в древнегреческом искусстве: «Боги Греции не что иное, как образы идеального человека, обожествление человека». С момента прихода в искусство человека как главного героя открывается возможность для великих завоеваний в области художественного творчества (эпопеи Гомера «Илиада» и «Одиссея», трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида, комедии Аристофана). В подавляющем большинстве литературных произведений на первом плане именно люди, их жизнь, деяния, мысли, чувства, борьба. Поэтому воспоминание о том или ином писателе оказывается связанным прежде всего с образами его героев. Но человек является главным предметом литературы не только и даже не столько потому, что он занял преобладающее место в его творениях, но главным образом потому, что и все остальное изображенное в ней - природа, животные, вещи - получает свой идейно-художественный смысл исключительно в соотношении с жизнью и характерами людей, с той или иной философией жизни, с человеческими мыслями, чувствами, переживаниями. Правда, в пейзажных стихах и картинах природы, воспроизведенных в прозе, главный объект изображения - именно природа, но не сама по себе, а в обязательном соотнесении с человеческой жизнью. Еще Гораций говорил, что только плохой поэт описывает рощи, ручей, жертвенник, шумящий поток, радугу вне всякой связи с человеком. А один из английских поэтов первой половины XVIII века Александр Поп остроумно сравнивал картины природы, изображенные ради них самих, с обедом, приготовленным из одних соусов.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |