|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Элементы культурыБилет 1 ) Социальные НОРМЫ - это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. Как отмечалось ранее, потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку. Социальные нормы характеризуются рядом признаков: 1. Социальные нормы являются правилами поведения людей. Они указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов людей, различных организаций или государства. Это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое поведение. 2. Социальные нормы - это правила поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил). Общий характер социальной нормы выражается в том, что ее требования относятся не к конкретному лицу, а ко многим людям. В силу данного свойства предписание нормы должно исполняться всякий раз каждым, кто окажется в сфере ее действия.3. Социальные нормы - это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе. Не только правовые, но и все другие социальные нормы являются обязательными для тех, к кому они относятся. В необходимых случаях обязательность социальных норм обеспечивается принуждением. Поэтому к лицам, нарушающим требования социальных норм, в зависимости от характера нарушения могут быть применены меры государственного или общественного воздействия. Если лицо совершило нарушение правовой нормы, то к нему применяются меры государственного принуждения. Нарушение же требований моральной нормы (аморальный поступок) может повлечь за собой применение мер общественного воздействия: общественного осуждения, порицания и других мер.Благодаря указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений. Они активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях. 2) Рефере́нтная гру́ппа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций. Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых люди реально включены и трудятся. Коллектив — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы. В более широком смысле — люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями. 3 билет: 1) При анализе общества,как сложной социокультурной системы, используется системный подход, опирающийся на следующие категории: элемент, система, структура, целостность, алтопогезис-выделяет специфику социальной системы, её способности к самовоспроизводству компонентов, состовляющих её организацию. Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром - производственные отношения. Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д. Политическая сфера- совокупность социальных институтов и организаций, задача которых состоит в осуществлении власти в обществе. Власть в обществе осуществляется через деятельность гос-ва. 2) Формальная организация — организация, характеризующаяся:строго предписанными и документально зафиксированными целями, правилами и ролевыми функциями;рациональностью и безличностью отношений между ее членами;наличием органа власти и аппарата управления. Неформальная организация -. Она базируется на других принципах и источниках социальной регуляции поведения. В отличие от формальной неформальная организация строится на принципах саморегуляции и самоорганизации. Вся она строится на основе личностных особенностей работников, специфики отношений, складывающихся между ними. Здесь нет жёстко закрепленных безличных стандартов, делающих организацию устойчивой. Описывая идеальную бюрократическую организацию, можно выделить несколько ее типичных особенностей. Важнейшими из них являются: 1. Специализация и разделение труда. Каждый сотрудник имеет определенные обязанности и сферу деятельности, которые не могут дублировать сферу полномочий других членов организации. 2. Четкие правила. Деятельность каждого члена организации регламентирована правилами, цель которых - это рационализация всего процесса управления. В идеале эти правила должны сделать предсказуемой деятельность каждого работника и всей организации. Хотя правила и могут видоизменяться, в целом они должны быть устойчивы в течение долгого времени. 3. Вертикальная иерархия. Структуру бюрократической организации можно сравнить с пирамидой: большинство находится в ее основании, а меньшинство - в верхней части. Каждый человек, входящий в эту вертикальную иерархию, руководит нижестоящими людьми и в свою очередь, подчиняется вышестоящим, благодаря чему осуществляется контроль за деятельностью каждого элемента организации. 4. Обезличенность взаимоотношений. В идеальной бюрократии личные симпатии, чувства и предпочтения не играют роли. Этот принцип является единым для взаимоотношений внутри организации, и в ее отношениях с внешними для организации партнерами. Условием идеальной бюрократии также является то, что набор новых сотрудников проводится на основе соответствия определенным объективным критериям вне зависимости от личных знакомств и привязанностей. 4 билет: 2) Относительно определения и изучения других причин отклонений существуют три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом. В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Стигматиза́ция — клеймение, нанесение стигмы. В отличие от слова клеймение, слово стигматизация может обозначать навешивание социальных ярлыков. В этом смысле стигматизация — ассоциация какого-либо качества (как правило, отрицательного) с конкретным человеком или группой людей, хотя эта связь отсутствует или не доказана. Стигматизация является составной частью многих стереотипов. 1)
5 Билет: 2 ) Социальный контакт. Психический контакт может перерасти в социальный контакт. Социальный контакт — это определенная система, в которую входят: минимум Два лица, какая-нибудь ценность, являющаяся основой контакта, и какие-нибудь взаимодействия по поводу этой ценности.Он происходит, если два индивида встречаются и начинают взаимодействовать для того, чтобы достичь обмена ценностями, в качестве которых могут выступать как вежливые слова, так и какие-либо предметы или ситуация, имеющие особое значение для обоих. В зависимости от частоты и продолжительности существования контакты могут быть временными (мимолетными, преходящими) и устойчивыми (прочными). Социа́льное взаимоде́йствие — система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.Оно родственно понятию «социальное действие», которое является исходным моментом формирования социальных связей. Социальное взаимодействие как способ осуществления социальных связей и отношений предполагает наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условий и факторов его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества. 1)
Билет 1) Социальный контроль -представляет собой реакцию группу на действие индивидов и других субъектов.Он включает в себя следующие элементы: индивидуальные действия, социальную шкалу оценок, категоризацию индивидуальных действий, общественное самосознание как результат этих оценок, социальные санкции. Эти 5 элементов составляют систему внешнего контроля. Внутренний самоконтроль -самоконтроль на основании собственной шкалы самооценок. На основе этой шкалы происходит принятие роли индивида или самоидентификация. Задача внутреннего и внешнего самоконтроля состоит: в воспроизводстве господствующего типа в социальных отношениях. 2) Основные элементы культуры и её функции. Адаптивная функция является важнейшей функцией культуры, обеспечивая приспособление человека к окружающей среде. Известно, что приспособление живых организмов к среде своего обитания является необходимым условием их выживания в процессе эволюции. Их адаптация происходит благодаря работе механизмов естественного отбора, наследственности и изменчивости, которые обеспечивают выживание особей, наиболее приспособленных к среде обитания, сохранение и передачу полезных признаков следующим поколениям. Но происходит совершенно иначе: человек не приспосабливается к среде обитания, к изменениям окружающей среды, как другие живые организмы, а меняет среду обитания в соответствии со своими потребностями, переделывая ее для себя. Познавательная (гносеологическая) функция наиболее полно проявляет себя в науке и научном познании. Культура концентрирует опыт и навыки множества поколений людей, накапливает богатые знания о мире и тем самым создаст благоприятные возможности для его познания и освоения. Разумеется, знания приобретаются не только в науке, но и в других сферах культуры, однако там они являются побочным результатом человеческой деятельности, а в науке получение объективных знаний о мире является важнейшей целью. Функция накопления и хранения информации неразрывно связана с познавательной функцией, так как знания, информация являются результатом познания мира. Потребность в информации по самым разным вопросам выступает естественным условием жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом. Человек должен помнить свое прошлое, уметь его правильно оценивать, признавать свои ошибки; должен знать, кто он, откуда и куда идет. Для получения ответа на эти вопросы человек создал знаковые системы, которые собирают, систематизируют и хранят необходимую информацию. Коммуникативная функция культуры обеспечивает общение людей друге другом. Человек не может решить без помощи других людей ни одну сколько-нибудь сложную задачу. Люди вступают в общение в процессе любого вида трудовой деятельности. Без общения с себе подобными человек не может стать полноценным членом общества, развить свои способности. Длительный отрыв от общества приводит индивида к психической и духовной деградации, превращая его в животное. Культура есть условие и результат общения людей. Только благодаря усвоению культуры люди становятся членами общества. Культура дает людям средства общения. В свою очередь, общаясь, люди создают, сохраняют и развивают культуру. Нормативная (регулятивная) функция культуры проявляется как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности — труде, быте, семейных, межгрупповых, межнациональных, межличностных отношениях. Рекреативная функция культуры (психическая разрядка) противоположна нормативной функции. Регламентация и регуляция поведения необходимы, но следствием их является ограничение свободы отдельных индивидов и групп, подавление каких-то их желаний и влечений, что ведет к развитию скрытых конфликтов и напряжений. К такому же результату человек приходит из-за чрезмерной специализации деятельности, вынужденного одиночества или избытка общения, неудовлетворенных потребностей в любви, в вере, бессмертии, интимном контакте с другим человеком. Воспитательная функция культуры. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие человека. Оно осуществляется культурой в целом и ее важнейшими отраслями. Всестороннее развитие личности ни теоретически, ни практически невозможно без освоения культурных ценностей и норм. В значительной степени культура выполняет свою воспитательную функцию через систему образования человека. Становление человека посредством усвоения ценностей культуры происходит в форме жизненного процесса, который возвышает человека, обогащает его душу и социальную зрелость. Сама культура – важнейший институт воспитания и регулятор взаимодействия людей. К особой функции культуры следует отнести социализацию – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. Элементы культуры Язык Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру. Ценности Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности). Различают ценности: терминальные (ценности цели) инструментальные (ценности средства) Нормы Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий). Различают следующие виды норм: формализованные правила (все, что официально записано) правила морали (связаны с представлениями людей) образцы поведения (мода) Каждое ограничение позволяет человеку сделать новый шаг в своем развитии. Билет 1) Маргина́л, маргина́льный челове́к,— человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д. Маргинальность— социологическое понятие, обозначающее промежуточность, положения человека между какими-либо социальными группами. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям. 2 )Программой социологического исследования включает: 1)Формулировка проблемы. Определение объекта и предмета исследования.2) Выдвижение целей и постановка задач исследования.3) Уточнение и интерпретация основных понятий исследований.4) развертывание рабочих гипотез.5) Составление гипотез. 6) Обоснование выборки единиц наблюдения и измерения.7)Составление отчета и выдвижение рекомендации по результативности исследования 8 билет: 1) Социальный институт -это устойчивая форма воспроизводства общественных отношений посредством комплекса формальных и неформальных норм, правил, принципов, установок, совместно регулирующих различные сферы человеческой деятельности, организуя их в систему ролей и статусов. Функции: производство и распределение товара и услуг, информации, познание и саморазвитие, коммуникации между членами общества, в контроле за поведением членов общества и обеспечения их безопасности во всех отношениях. 2) опросные -анкетирование и интервьюирование. При проведении анкетного опроса проходится три этапа: 1) подготовительный этап (включающий разработку программу опроса, составление плана составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц участвующих в опросе, подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров, решение организационных проблем). 2) оперативный этап – сам процесс анкетирования, 3) результирующий этап – обработка полученной информации. Интервью – это наиболее гибкий метод сбора соц-ой инф-ии,предполагающий проведение беседы, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента. При проведении же соц-го интервью контакт между соц-ом-интервьюером и опрашиваемым осуществляется непосредственно, интервьюер организует интервью, задает вопросы, ведет беседу, направляет ее, фиксирует полученные ответы. Интервьюер может пояснить формулировку задаваемых вопросов в случае непонимания их респондентом, а также уточнять точку зрения респондента, просить у него дополнительной инф-ии с целью адекватного, точного представления ее в опросном листе (что невозможно при анкетировании). Работа же самого интервьюера предполагает осущ-ие след-их задач: налаживание контакта с респондентами, правильная постановка вопросов интервью, правильная фиксация ответов Неопросные - Наблюдение, анализ документа, контент анализ, эксперимент Наблюдение включает в себя ряд исследовательских процедур: 1.Вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться и обосновываться данными наблюдения. 2.Определить в общей программе исследования или специальной программе наблюдения: объект наблюдения (весь коллектив предприятия, отдельная группа его, лидеры забастовочного движения или что-то другое); предмет наблюдения, т.е. совокупность интересующих наблюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения); Какие документы подлежат контент-анализу? Ответ на этот вопрос зависит от исследовательской программы, объекта, предмета, цели, задач и гипотез исследования. Если, скажем, нам предстоит выяснить перспективы забастовки рабочих предприятия (продолжим этот пример), то станет очевидной потребность контент-анализа, как минимум, протоколов собраний рабочих, решений соответствующих профсоюзных комитетов, распоряжений руководителей, законов, регулирующих забастовочную борьбу и т.п. Эксперимент Данный метод наиболее эффективен для проверки объяснительных гипотез. Он позволяет установить наличие или отсутствие воздействия определенного фактора (их некоторой совокупности) на исследуемый объект, т.е. обнаружить причинно-следственные связи. Билет 1) Научная и организационная деятельность П.А. Сорокина способствовала ускорению процесса институционализации социологической науки. При его активном участии создается первое в стране социологическое общество, учреждается степень по социологии. В 1920 г. в Петроградском университете был открыт первый в стране социологический факультет, который возглавил П.А. Сорокин. Однако в дальнейшем социология была объявлена буржуазной наукой, и научные исследования в этой области были запрещены на многие десятилетия. Питирим Сорокин — крупнейший ученый и общественный деятель, внесший огромный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. Его основные труды: двухтомная «Система социологии», «Социология революции», «Социальная мобильность», четырехтомная «Социальная и культурная динамика», «Общество, культура. личность». П. Сорокин различает теоретическую и практическую социологию. Теоретическая социология, по его мнению, лишь наблюдает, анализирует и выстраивает концептуальные модели, а практическая социология должна быть прикладной дисциплиной. Она призвана осуществлять афоризм О. Конта: «знать — чтобы предвидеть, предвидеть — чтобы мочь». Разделами социологического знания, по П. Сорокину, являются: социальная аналитика, изучающая строение (структуру) социального явления и его основные формы; социальная механика (или социальная физиология), описывающая процессы взаимодействия социальных агрегатов (людей, групп, социальных институтов); социальная генетика, которая изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов. П. Сорокин создал две взаимосвязанные концепции: социальной стратификации (социального расслоения) и социальной революции. Согласно первой теории все общество делится на различные слои - страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации Сорокин отнес экономическую, политическую, профессиональную. Внутренняя динамика систем стратификации выражается в процессах социальной мобильности — перемещении людей по позициям социального пространства. П. Сорокин был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, эволюционный путь развития. Он считал, что возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления. 2) Социальная организация -возникает тогда, когда достижение индивидуальных целей оказывается возможным только через выдвижение и достижения общих целей. Деятельность социальной организации направлена на достижение какой-то конкретной цели в рамках функционирования социального института. Таким образом отличительной чертой соц. Организации является то, что она формируется вокруг одной четко определенной цели. Назначение социальной организации состоит в том, чтобы включить индивида в их совместную жизнедеятельность. Цель: требования дисциплины к её членам. Индивиды, вступающие в организацию, добровольно подчиняются правилам организации в той или иной сфере. Билет 1) Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости: целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант её достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики. ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем её достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль); традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды). аффективное — определяется эмоциями; Ю. Хабермаса: 2) Количественные методы используют социологи, которые опираются на системные и структурные теории. К ним относят: анкетирование и стандартизированное интервью. Этот метод используется при сборе информации о типичных социальных условиях влияющих на поведение людей и оценку ими социальной реальности. Качественные методы используют социологи интерпритационного направления, для получения данных о личном опыте индивида и причинах его поведения. К ним относят: наблюдение, анализ документа, свободное интервью. 11 билет: 1) Теория империализма: Ленин писал: империалистическая экспанция(колонизация) и экономический контроль составляет суть стратегического империализма. Экспанция преследует 3 основные экономические цели: получение дешевой рабочей силы, дешевого сырья, открытие новых рынков и сбыта товаров. В результате несправедливой и односторонний поток ресурсов в одном направлении приносит прибыль, а в другом приводят к тому, что несколько стран (монополии) эксплуатируют подавляющее большинство менее развитых стран. Теория догоняющего развития: Пессимисты: считали, что неравномерное отношение между центром и переферией, метрополиями и саттилитами, а также продажность места элит формирует цепь зависимости выход из которых может обеспечить только низшие слои, не принимающие участия и несущие основное время в эксплуатации. Оптимисты: считают, что зависимый капитализм уродлив, так как отсутствуют собственные технологии и развитое производство продукции, но именно он порождает луч надежды на экономический прорыв. 2) Николай Константинович Михайловский- Михайловский одним из первых в Европе обратился к созданию теории личности и еще до Дюркгейма стал изучать роль разделения труда в общественной жизни. Максим Максимович Ковалевский -В центре социологических воззрений Ковалевского находится учение о солидарности и общественном прогрессе. Продолжая линию Конта в этом вопросе, Ковалевский формулирует основной социологический закон — закон роста солидарности, а также основной вопрос социологии — вопрос об общественном историческом прогрессе. Ковалевский активно использовал сравнительно-исторический метод, был активным продолжателем идей позитивизма — западного классического направления. П.Л. Лавров развиваемое им направление социалогической мысли получило название этико-субъективной социологии. В центре ее внимания были разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленностей его развития. Значительное внимание представители этого направления уделяли разработке теории общественного прогресса Билет 2) Личность как субъект общественных отношений характеризуется определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя ему. Личная независимость сопряжена с умением контролировать свое поведение, что невозможно без самосознания, самооценки.При рассмотрении личности как объекта общественных отношений акцент делается на влияние общества на точность, на ее зависимость от социальных и культурных ожиданий, социальных установок среды, где формируется личность. Социализация личности. Социализация - процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Благодаря социализации, человек становится дееспособным членом общества. 1)
13 билет: 1) В рамках макросоциологических теорий изучается общество в целом, а также процессы, происходящие в нем. На протяжении большого периода времени был создан ряд теорий, среди которых следует отметить теории Герберта Спенсера (1820— 1903) и Карла Маркса (1818— 1883). Герберт Спенсер пытался объяснить функционирование общества через проведение параллелей с биологическим организмом. Общество тоже является единым целым, но при этом оно не должно поглощать человека как личность подобно тому, как в живом организме взаимосвязаны органы и их системы, которые функционируют слаженно. Сравнивая исторические события разных эпох и прослеживая этапы развития общества, Спенсер уподоблял общество организму по ряду признаков: рост общества; усложнение структуры и состава общества в процессе эволюции; разделение функций между индивидами (подобно разделению функций в организме).Спенсер считал естественным существующий ход развития и потому не считал нужным вмешиваться в этот процесс. Спенсер выступал против революций, реформ, государственной поддержки общества, так как не видел в этом необходимости. С его точки зрения, общество — лишь совокупность индивидов. Их способности и таланты — часть общей эволюции. Карл Маркс проанализировал современное ему состояние общества. Он впервые рассмотрел общественное развитие как результат длительного исторического процесса. Он провел тщательный анализ причин социального неравенства и конфликтов в обществе. Жизнь людей и отчасти их внутренний мир, по его теории, определяются способом общественного производства. Для изменения этой ситуации необходимы радикальные преобразования общества. На определенной стадии общественного развития возникает противоречие по поводу присвоения факторов и результатов производства. В это время должна произойти социалистическая революция, с помощью которой это противоречие будет устранено. Впоследствии эта теория была взята за основу коммунистами. 2) Социальное неравенство' — форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. Пути преодоления: Создание условий, позволяющих работающему населению зарабатывать достаточно для того, чтобы семья не пребывала в состоянии бедности. ·Создание эффективной системы поддержки социально уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальной ситуации, беженцы и т.п.). ·Противостояние дискриминации бедных при доступе к бесплатным или дотируемым социальным услугам. Требуется большая социальная защищенность государством слабых социальных групп, не имеющих возможностей обеспечить себе самостоятельно материальное благополучие Билет 1) Произошло значительное оживление социальной жизни, связанное с появлением революционных демократов, народников и иных общественных движений, как противостоявших правящему царскому режиму, так и поддерживавших его. В качестве важного социального явления возникает общественное мнение, изучать и учитывать которое становится необходимым для всех господствовавших и оппозиционных структур. Таким образом, оказываются налицо социально-экономические и политические предпосылки появления новой для России науки — социологии. Главную роль в возникновении социологии в России сыграли идейно-теоретические предпосылки, выразившиеся в существовании и влиянии отдельных социальных концепций, имевших как отечественное, так и зарубежное происхождение. Одна из особенностей возникновения отечественной социологии состоит в том, что в России этот процесс происходил тогда, когда в Западной Европе социология уже активно развивалась благодаря трудам О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса и многих других представителей. Российская социологическая мысль XIX — начала XX вв. отличалась своим историческим и культурным своеобразием. Особенность развития социологии в России заключалась также в том, что на начальном этапе ее становления связь с наукой Запада оказывалась в основном односторонней. Русская общественная мысль на рубеже XX в. выдвинула оригинальные социологические теории, которые во многих аспектах были обусловлены своеобразием развития российского общества. Н.Я.Данилевский создал первую в истории социологии антиэволюционную модель общественного прогресса, которая нашла свое отражение в его знаменитой работе "Россия и Европа" (1869). В ряде случаев русские социологи выдвинули те концептуальные идеи, к которым позднее пришли и западные социологи. Например, Н.М.Михайловский и П.Л.Лавров предвосхитили воззрения Л.Уорда о двояком характере исторического процесса. Говоря о своеобразии развития социологии в России, следует отметить, что по форме оно осуществлялось в двух направлениях: публицистическом и академическом (университетском). Причем зарождение российской социологии было начато в рамках публицистического направления. В конце 60-х — начале 70-х гг. XIX в. неожиданно появилась целая обойма социологических книг и статей: Отечественные записки", "Дело", "Знание", а чуть позже,. —"Юридический вестник", "Критическое обозрение. 2) К основным элементам организации относятся -цели,структура, задачи, технология и люди. Структура социальной организации: цели организации; членов организации, или участников; совокупность взаимосвязанных ролей (т.е. каждый выполняет свою часть общего дела); правила, регулирующие поведение людей; средства деятельности (технические, технологические, информационные, финансовые и др.), заданный алгоритм действий; систему взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношения власти подчинения; упорядоченные связи с другими организациями. 15 билет: 1) Конфликтология Ральфа Дарендорфа: Дарендорф определяет конфликт как любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные или субъективные противоположности. Основные тезисы теории конфликта Дарендорфа: 1.Главными отличительными чертами любого общества являются господство, конфликт и подчинение. 2.Общественная структура основана на власти одних групп людей над другими, например предпринимателей над рабочими, офицеров над солдатами, преподавателей над студентами. 3.У каждой из таких групп есть общие интересы независимо от того, осознают их входящие в такие группы или нет; интересы членов разных групп различны и противоположны. Например, может возникнуть конфликт между деловыми людьми, стремящимися к повышению своих доходов, и активистами движения в защиту окружающей среды, которые борются за очищение воздуха и воды. 4.Когда люди осознают свои общие интересы, они образуют общественный класс, который может обнаружить себя в форме профсоюзного движения, лобби политической партии и т. д. 5.Классовый конфликт обостряется, если: а)почти вся власть сосредоточена в руках нескольких людей, а остальные почти полностью лишены ее; б)те, кто лишен власти, не имеют возможности ее получить; в)люди могут свободно организовывать политические группы Феноменология- 2) Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) — это различные формы социальных взаимозависимостей, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и ролями, выполняемыми ими в обществе.Социальные отношения проявляются лишь в определенных видах взаимодействий между людьми, а именно — социальных, в процессе которых эти люди воплощают свои социальные статусы и роли в жизнь. Они складываются между субъектами, в том числе между социальными группами, по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, материальных благах, улучшении быта и досуга, получении образования и доступа к предметам духовной культуры, а также в медицинском обслуживании и социальном обеспечении. Важнейшей стороной функционирования социальной сферы жизни общества является совершенствование возникающих здесь социальных отношений между людьми. Билет 2) Группа -есть совокупность людей, имеющих общий признак и выполняющий общественную необходимую функцию в общественном разделении труда. Принадлежность человека к группе определяет его статус, ценности, поведение, отношение к миру. Группа в отношение индивида выполняет двоякую функцию: с одной стороны она наделяет индивида, определенным уровнем свободы, так как способствует формированию у него умений, навыков, представлению о мире. С другой стороны она определяет границы, выход за которые приводят к тому, что всем чем обязан индивид группе, превращается из достоинств в препятствия. Возникает вопрос о механизме, при помощи которого знания, ценности, нормы ручаются индивидом группой. В основе перевода групповых норм, ценностей, стандартов поведения во внутренний мир человека лежит процесс интернализации. Большое внимание к его изучению Жорж Герберт, он ввел основные понятия для описания важнейших социальных качеств. К таким понятиям относят: i и me. i-это внутренний стержень личности, с позиции которого рассматривается, оценивается и окончательно оформляются социальные требования и ожидания. Процесс выработки внутренней и внешней сторон личности i, me-подавление инстинктов и выработки суперэго часто называют социализацией. Индивид социализирован-это значит, что преобразован в существо способное благодаря интернализации внешнего принуждения, жить и действовать в группе, поскольку приобрел навыки поведения, разрешенные в обществе и готовность нести за него ответственность. Билет 1) Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. Так же он считал, чтобы понять общество, нужно понять смысл и значения человеческих поступков. Идеальный тип- - это теоретическая конструкция, предназначенная для выделения основных характеристик социального феномена. Она не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема. Можно сказать, что идеальные типы — исследовательские «утопии», не имеющие аналогов в действительности. Понятие идеального типа дает возможность изучения конкретных исторических событий и ситуаций, выполняя роль измерительной планки, с помощью которой социологи могут оценивать фактические события. 2) Социа́льная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Социальная роль — это не что-то внешне связанное с социальным статусом, а выражение в действии социальной позиции агента. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус» Социальный статус — положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию. Виды социальных статусов: предписанный, достигаемый. Личный. Билет 1 ) Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Исследователи, работающие в этом ключе, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главный предмет их исследований – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены. 2) Структура социального взаимодействия по Т.Парсонсу: 1) социальная подсистема (группа людей) — функцию интеграции людей; 2) культурная подсистема — воспроизводства образца поведения, используемого группой людей; 3) личностная подсистема — целедостижения; 4) поведенческий организм — функцию адаптации к внешней среде. Структура взаимодействия по Я.Щепанскому: социальные отношения, пространственный контакт, социальный контакт, взаимные действия. Структура взаимодействия по Берну: --------------------------------------------------------------- три типа социального взаимодействия: обмен идеями (любыми представлениями, сведениями, убеждениями, мнениями и т. д.); обмен волевыми импульсами, при которых люди согласуют свои действия для достижения общих целей обмен чувствами, когда люди объединяются или разделяются на основании своего эмоциального отношения к чему-либо (любви, ненависти, презрения, осуждения и т. д.). 19 билет: 1) Эмиль Дюркгейм -сосредоточился на выяснение того, что представляют собой общество, как люди существуют в нем и как возникают в них общие ценности, убеждения, нормы поведения. Общество для человека представлено через совокупность социальных фактов. Социальные факты объективны, они есть элементы социальной реальности и имеют принудительный характер. Учения Дюркгейма о социальных фактах подводит под социологию научную основу, общества становится таким же объектом как природа, космос, человек. Механическая солидарность (доиндустриальное общество), или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт. Органическая солидарность (часть доиндустриального и всё индустриальное общество), когда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме. 2) Одной из ведущих тенденций в современной эпохе является тенденция глобализации. Общество становится взаимозависимым, а масштаб этих зависимостей является всеобщим. Процесс глобализации приводят к появлению все большего сходства условия жизнедеятельности людей, которые в свою очередь определяет сходства организационных структур и соответственно социокультурных представлений и норм. Тенденция глобализации имеет экономическую, политическую и культурную составляющее. Определяющем фактором глобализации общества является процесс экономической интеграции. В экономической сфере усиливается значение над национальной координацией и интеграцией(евросоюз), региональных и мировых экономических отношений, увеличивается роль ТНК. В политической сфере формируются военно-политические блоки, имперские сферы влияния, коалиция правящих групп. Доминирующей формой организации политической жизни является парламентская демократия. В сфере культуры доминирует тенденция к единообразию. Местные традиции и культурные нормы размываются, а массовая западная культура становится универсальной. Билет 1) Из множества подходов к определению общества выделяют 2 основны: Общество ассоциируется с государством, с политической организацией страны, подразумевающей определенный тип власти и наличие аппарата управления. Общество -это социальная организация, не только страны, но и нации, народности, племени. В самом общем виде, общество представляет собой совокупность взаимодействующих социальных особенностей, групп, институтов. общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. бывают: статические (номинальные категории) - например, по прописке; реальные - те же горожане, в реальной обстановке; массовые (агрегаты) - совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы; групповые - малые и большие социальные группы. 2) Каналы вертикальной мобильности: армия, церковь, школа, семья Билет 1) Глокализм -движение глокализма исходит из признания экономической интеграции как закономерного проявления исторического развития общественного разделения труда, но отрицающего культурную интеграцию, унификацию и универсализацию образа жизни граждан в различных странах. Движение глокализма направлена на защиту национальных и религиозных культур. 2) Общественные движения — тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах. Общественным движением называют также организованные коллективные усилия, которые способствуют или препятствуют, вплоть до отмены, социальным изменениям. Билет 1) Маркс считал, что в основе всех социальных изменений лежат не идеи и прочие духовные ценности, а сугубо экономические интересы основных социальных групп общества. Так, в результате конфликта классов по поводу экономических ресурсов и свершаются революции, обозначающие смену общественно-экономических формаций. Другими словами, все изменения в обществе и движение истории происходит в результате разрешения социальных конфликтов, возникающих между господствующим и другими классами общества. Именно на конфликте, по мнению Маркса, построена социальная структура. Движущие силы общественного развития – это существенные, необходимые, длительно действующие причины, обеспечивающие функционирование и прогресс общества. Маркс и его последователи, исходя из материалистического понимания истории, связали общественный прогресс с развитием материального производства, с движением общества от одной общественно-экономической формации к другой. В соответствии с этой позицией общественный прогресс определяется как такое изменение и развитие социально-экономических структур общества, при котором создаются условия для успешного развития производительных сил и на их основе для все более полного развития человека, для повышения благосостояния народа. 2) пять типов: Делинкветное- Аддиктивное- это стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния. Жизнь видится им неинтересной и однообразной. Их активность, переносимость трудностей повседневной жизни снижена; есть скрытый комплекс неполноценности, зависимость, тревожность; стремление говорить неправду; обвинять других. Патохарактерологическое-т ип девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера сформировавшиеся в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности. Психопатологическое- тип девиантного поведения основывается на психологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических расстройств и заболеваний. На базе гиперспособностей Билет 1) материалистическое понимание истории освещается в совместной работе Маркса и Энгельса «Немецкая идеология» (1845-1846 гг.). Здесь история определяется как «…последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями». В рамках своего учения Маркс доказывает, что материальное производство – объективное, необходимое условие общественной жизни. Но главное, что было доказано Марксом и из чего вытекают все его последующие открытия, по словам Т. И. Ойзермана, - это то, что человечество само создает объективные условия, которые определяют его развитие. Ни географические условия, ни климат, ни другие естественные факторы не могут быть определяющей силой общественно-исторического процесса. Такой силой, в конечном счете, являются производительные силы. Базис и надстройка- основные понятия марксистской версии социальной философии, характеризующие структуру “общественно-экономической формации”. С помощью данных понятий в границах исторического материализма была предпринята попытка установить существенную, системообразующую связь и взаимозависимость экономических и идеологических отношений, а также общие закономерности их развития. Сжатую характеристику Б. и Н. и их взаимодействия Маркс сформулировал в предисловии к работе “К критике политической экономии”: “В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания”. Таким образом, Б., по Марксу, — это первичная экономическая структура общества, представляющая собой совокупность исторически определенных производственных отношений. Н. — совокупность идеологических отношений и взглядов (идей), а также соответствующие им организации и учреждения (государство, партии, церковь и др.). 2) Содержание анкеты должно быть расположено в определенном порядке, а сама анкета включает в себя следующие разделы: 1) блок социально-демографической информации 2) блок событийной информации 3) блок мотивационно-оценочной информации 4) Блок проективных вопросов Каждый блок имеет свою специфику. В блоке 1 заносятся некоторые сведения о респондентах(пол, возраст…). В блоке 2 включаются сведения о фактах поведения людей в прошлом, настоящем, а также продуктов их деятельности. Эта проверка требует проверку на компетентность опрашиваемого (выяснение того был ли человек свидетелем события). В данном блоке не должно быть оценочных выражений. Вопросы блока 3 не должны допускать наводящих вопросов. По конструкции вопросов выделяют открытые и закрытые. Блок 4 - Методика основана на особом построении вопросов таким образом, что они предлагают кандидату оценить не себя, а людей вообще или какого-то персонажа. Билет 1) Герберт Спенсер - основоположник органической теории общества, в основу которой он положил принцип эволюции заимствованный у Чарльза Дарвина. Эволюция –есть переход от бессвязности гомогенности к гетерогенности. Задача социологии по Спенсеру состоит в том, чтобы понять процессы развития общества с целью достижения максимальной социальной гармонии. Суть органической теории Спенсера заключается в понимании общества как социального организма, подобного биологическому и развивающегося по таким же законам. По-следовательно проводя аналогию между социальными и биологическими организмами. Спенсер выделяет следующие их общие черты: все организмы растут, увеличиваясь в объеме; они имеют свою внутреннюю структуру; эта структура усложняется по мере роста; усложнение структуры сопровождается усилением дифференциации функций составляющих ее частей; это ведет к развитию взаимодействия между отдельными частями. В подтверждение этих положений Спенсер приводил ряд конкретных аналогий: роль мозга выполняет в обществе правительство, кровообращения - торговля, сосудистой системы - транспорт, питания - промышленность и земледелие и т.д. В то же время Спенсер отмечал и отличие общества от биологических организмов: 1) в нем индивид меньше зависит от социаль-ного целого; 2) в биологических организмах элементы суще-ствуют ради целого, а общество, состоящее из отдельных индивидов, служит благу своих членов. 2) Человек проявляет и реализует себя и свою сущность в поступках деятельности поведения. Деятельность является исходным признаком всякой социальной общности, общество в целом. Элементарной единицей деятельности является поступок, на основании которого пока еще трудно судить о человеке, о его жизненной позиции. Серия однотипных поступков определяется уже как деятельность, для нее характерно взвешивание вариантов, шансов на достижение определенной цели. Деятельность всегда ориентирована на других людей, учитывает их присутствие и возможные реакции. Говоря о деятельности, необходимо выделить её внутреннюю структуру (потребности, интересы, мотивы и цели). Ситуация, в которой осуществляется деятельность, может способствовать достижению цели субъекта деятельности. На достижение цели, серьёзное влияние оказывают ценности. Макс Вебер выделил 2 типа социального действия: 1) рациональное 2) иррациональное В свою очередь рациональные делятся на 2 типа: 1) Целерациональные 2) Ценностнорациональные-выбор цели Действие рационально до тех пор, пока оно является добровольным, то есть субъект имеет возможность выбора как цели деятельности, так и средств ее достижения. Иррациональный тип деятельности - тип действия, при котором выбор цели и средств ее достижения не являются результатом осознанных решений индивида. Выделяют 2 типа иррационального действия: 1) традиционное(привычное) 2) аффектное(гнев, паника) Билет 1 ) КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД - Для классической социологии характерны соперничество научных школ, борьба и плюрализм мнений. В частности, Вебер негативно относился к функционализму Дюркгейма. В то же время он отрицал и марксизм. Другая характеристика этого времени - секуляризация религии. Если Конт и Сен-Симон саму социологию считали новой религией человечества, то Дюркгейм и Вебер анализировали религию как самостоятельный социальный феномен, положив начало социологии религии как научному направлению. К классическому периоду развития социологии относятся также такие направления, как социальный механицизм, сторонники которого пытались объяснить общественную жизнь и поведение человека, распространяя на них закономерности, установленные в физических науках; географическое направление в социологии отстаивающее решающую роль географической среды в истории общества; психологическое направление, представители которого стремились сводить общественные явления к психическим, искали ключ к объяснению всех общественных явлений и процессов в психических особенностях поведения индивида или общности. Основные представители: Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Герберт Спенсер, Огюст Конт. 2) Социология выделяет следующие типы личности: Идеальный - воплощает в себе особенности социального идеала определенного общества; Нормативный - представляет совокупность качеств личности, необходимых для развития данного общества; Реально существующий или Модальный - преобладающий тип личности на определенном этапе развития общества, который может существенно отличаться от нормативного, а тем более идеального типов. Структура личности включает в себя группу устойчивых, объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и развивающихся в процессе его разнообразной деятельности под влиянием тех общностей, в которые он объективно входит. Выделяют: общесоциальные, групповые и индивидуальные общности. Общесоциальные формируют социальные свойства, присущие всем людям. Что касается группы, к которым принадлежит индивид, то они формируют набор социальных качеств, являющихся особенными для данной группы. Индивидуальные качества характеризуют личность с позиции его уникальности и автономности, как симбиоз психологии, групповых, общесоциальных черт, отразивших неповторимый жизненный пут индивида и его накопленный опыт. Структура личности включает в себя: 1) Потребности (естественные и социальные) Естественные: составляют основу, на которой возникают и развиваются социальные потребности. Социальные: потребность в семье, общение. 2) Знания, умения, навыки, определяющие способность личности 3) Нравственные нормы, принципы, убеждения, которыми руководствуется личность в своих действиях 4) На основе осознания личностью, своих собственных интересов, формируется ее духовный мир то есть степень овладения личностью культурными ценностями. 26 билет: 1) По Конту знание происходит последовательно через три теоретические состояния (стадии): 1) теологическое 2) метафизическое 3) позитивное на теологической стадии развития общественного сознания доминирует религиозная мифология. Человек стремиться к абсолютному познанию доминирующих его воображение явлений и, в конечном счете, объясняет их действием абсолютных сверхъестественных сил. В конце теологической стадии осуществляется переход к единобожию (монотеизму). Метафизическая стадия – стадия распада прежнего общественного порядка, по мнению О.Конта охватывает период с 1300 по 1800 год. Идеологической основой этого периода становится метафизический способ объяснения, суть которого заключается в абстрактно-олицетворенном истолковании сущности вещей и явлений без какой-либо опоры на эмпирически наблюдаемые данные. Суть переходной (метафизической) стадии заключается в том, что происходит разрушение старых устоев (Реформация, Просвещение, революции, войны и т.д.). Суть «позитивной» эпохи, которая, по мнению О.Конта, начинается с 1800г., заключается в коренном преобразовании мыслительных ориентиров. Человеческая мысль акцентирует свое внимание не на сверхъестественном и не на объяснении с помощью абстрактных сущностей, а только на законах, представляющих собой наблюдаемые связи явлений. 2) Социальная структура общества Социальная структура – в широком смысле слова – означает совокупность отношений между различными социальными группами, общностями, организациями и социальными институтами, обеспечивающими стабильность в обществе. В процессе собственного воспроизводства люди вступают в определенные общественные отношения, прежде всего производственные, объединяются в группы, кооперируются, распределяют функции. Господствующий в той или иной исторический период способ производства определяет характер социальной структуры данного общества. Классификация различных сторон и элементов социальной структуры зависит от решаемых социологами задач и выбранных оснований. Социальная структура может рассматриваться в следующих отношениях: 1) историческом, с точки зрения эволюции общества, его развития; элементами такой структуры выступают этапы мировой истории, этапы развития отдельных стран, народов; 2) функциональном, т.е. как упорядоченная система форм социальной деятельности, обеспечивающих функционирование и развитие общества; при этом единицами анализа выступают отдельные сферы общественного разделения труда (экономика, политика, право, мораль, система образования и воспитания); 3) институциональном, как система связей между социальными институтами, обеспечивающими удовлетворение важнейших общественных потребностей; 4) как социальный состав общества, с точки зрения связей и отношений между различными социальными общностями, группами, организациями, выделенными по самым различным основаниям (социально-демографическая, социально-территориальная, национально-этническая, стратификационная и другие структуры общества); 5) как иерархия социальных статусов, каждому из которых соответствует набор прав, обязанностей и определенных социальных ролей; 6) как определенная система социально-культурной ориентации индивидуальных и коллективных действий; единицами анализа при таком подходе к социальной структуре являются элементы социального действия (цели и средства, мотивы и стимулы, нормы и образцы поведения и т.д.). 27 билет: 1) Предпосылки: социология, как наука, оформляется к середине 19 века, однако, уже в античные времена мыслители думали об обществе, его структуре, предпочтительных форм управления и развития. Платон, рассуждая о возможности построения идеального общества, говорил: построить идеальное общество можно только через нравственное совершенство в ней членов общества, а ответственность за нравственное развитие лежит на правящей элите, на философах. Обобщая взгляды философов на общество можно выделить основные идеи на которые опираются их учение: эсхатогизм, телеологизм, гегемонизм, этатизм, холизм, прогресс. 2) Социальная мобильность — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества. Выделяют вертикальную и горизонтальную мобильность. Роль: Соц.мобильность выполняет роль эмоционального стимула. Блага встроены в социальную систему, поэтому стратификация - структурная особенность всех обществ. Всеобщее равенство лишило бы людей стимула к продвижению, желания прилагать все усилия для выполнения обязанностей. Если стимулов недостаточно и не статусы оказываются незаполненными, общество распадается. Данная теория имеет ряд недостатков (не учитывает влияние культуры, традиций, семьи и др.), но является одной из наиболее разработанных. Билет 1) Огюст Конт- родоначальник социологии как науки. Он предложил, что общество как особая сфера бытия имеет свои внутренние объективные закономерности. И для того чтобы преодолеть кризис европейского общества, необходимо было познать эти законы и внедрить их в сознание членов общества. По Конту основу стабильного органического общества составляет единое мышление и вера, он предлагает в замен всех мировых религий создать общую для всего человечества религию, названную им позитивизмом. Позитивизм- социальное философское направление, опирающегося в познании общества на универсальной критерии научности, отражающий по мнению позитивиста всеобщие причины мироздания. 2)----------
Билет 1) Объектом является общество, его структура, функционирование и изменения. Предметом социологии является изучение человека в системе сложных общественных отношений, порождаемых различными видами социальными взаимодействиями между двумя индивидами, индивидами и группой, а также исследования того, как люди создают и изменяют общество и каким образом общество в свою очередь влияет на поведение людей и их представления о себе. структура и функции: 1) В отличие от других общественных наук, которые исследуют отдельные стороны общественной жизни или же определенный этап развития общества. Социология, как и философия, рассматривает общество в целостности и взаимосвязи всех его сторон. 2) Социология в отличие от философии при изучении общества, использует особый метод, опирающийся на социальные факты, полученные в ходе прикладных социологических исследований. В социологии выделяют: общую социологию, социологию среднего уровня, прикладные эмпирические исследования. 2) Динамические процессы в малой группе Внутри малых социальных групп могут происходить процессы, вследствие которых группа меняет свою форму, развивается, эти процессы называют групповой динамикой. Групповая динамика включает следующие процессы: 1) сплочение или разобщение групп 2) процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных 3) становление групповых норм- способствуют эффективности групповой деятельности Одним из важнейших процессов в динамике групп является выделение лидера. Выдвижение лидера связано с функциональной задачей управления: 1) целеполагание 2) координация совместной деятельности 3) контроль над соблюдением стандартов группового поведения Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.077 сек.) |