АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальная масса -

Читайте также:
  1. B. Тромбоцитарная масса
  2. III. Социальная структура и стратификация
  3. VII. Человеческое развитие и массаж
  4. Автором таких работ, как «Социальная и культурная динамика» и «Социальная мобильность» является
  5. Б) масса 2400 г
  6. Б) массами и электрическими зарядами
  7. Биопластмасса»
  8. вопрос. Денежная масса и проблема ликвидности.
  9. Вопрос. Социальная структура в виртуальной среде
  10. Какая масса брома прореагирует с 40 л этена? 10 Б
  11. Корпоративная социальная ответственность в контексте уверенного развития компании
  12. КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ

48. Толпа -большое скопление людей. Толпа хаотична, хотя и не лишена некоторой организации. Члены толпы часто находятся в сходном эмоциональном состоянии. В некоторых случаях толпа может представлять опасность для окружающих

49. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – закрытая и иерархическая структура, создаваемая под определенные цели и обладающая внутренней формальной статусно-ролевой и ценностно-нормативной структурой. Организация – один из важнейших элементов структуры современного общества. Большая часть социальных групп в современном обществе существует в виде организаций (от детского сада, школы и вуза до трудового коллектива, партии и профсоюза). От других социальных групп (семьи, групп общения и т.п.) организации отличает именно формальный характер отношений.

54. Формальная организация – организация, характеризующаяся строго предписанными и документально зафиксированными целями, правилами и ролевыми функциями, рациональностью и безличностью отношений между ее членами, наличием органа власти и аппарата управления.

55. Неформальная организация – организация, характеризующаяся спонтанно сложившейся системой соц. связей и отношений, норм, действий, являющихся результатом межличностного и внутригруппового общения, отсутствием четко выраженных и документально зафиксированных правил и предписаний.

57. ЛИДЕРСТВО – этот термин в социологии обозначает:

1) ведущее положение отдельных личностей, класса, партии, государства;

2) один из механизмов социальной интеграции, управленческого воздействия.

Лидер – это человек, способный объединить людей для достижения определенной цели.

58. Бюрократизация: - 1) процесс становления бюрократии как системы управления; 2) процесс превращения управленческого аппарата в силу, противостоящую интересам общества.

59 БЮРОКРАТИЯ – особый тип организации, особая система управления, основанная на подчинении человека не другому человеку, а безличной системе. Вебер связывает становление бюрократии с процессом рационализации и рассматривает ее как наиболее рациональную и эффективную форму достижения управленческих целей, основанную на легально-рациональном типе легитимности (господства). Рациональная бюрократия рассматривается Вебером как технически более совершенная и эффективная, чем все предшествующие формы администрации (патриархальная, патерналистская), поскольку она наиболее предсказуема, точна, беспристрастна и быстродействующа. Она пронизывает все основные учреждения капиталистического общества.

61. Культура – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех её основных проявлениях.

62. Обычаи – воспринятые из прошлого формы социальной регуляции деятельности и отношений людей, которые воспроизводятся в определенном обществе или социальной группе и являются привычной для его членов (различные обряды, праздники, производственные навыки и т.д.).

63. Нравы -принятые и строго предписанные формы поведения в пределах какого-либо общества или общины

64. Традиция – универсальная форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта, а также универсальный механизм его передачи, обеспечивающий устойчивую историко-генетическую преемственность в социокультурных процессах.

65. Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, средством передачи от поколения к поколению и хранения информации.

66. Субкультура – специфический вид культуры, ценности и образцы поведения которой отличаются от общепринятых. в социологии исследуются разного рода этнические, классовые, молодежные и другие субкультуры (Р. Мертон, С.Коэн и др.).

67. Контркультура – комплекс норм и ценностей, противоречащих образцам поведения, господствующих в данном обществе и в традиционной культуре.

68. Этнокультура - часть культуры этноса, которая воспринимается им самим и соседними народами как специфичная только для данного этноса, отличающая его от других

69. Этноцентризм: восприятие чужой культуры через свою, которая считается более развитой

70. Ксенофобия - боязнь и неприятие всего иностранного (от греч. xenos - чужой и phobos - страх)

71. культурный релятивизм - подход к другим культурам, согласно которому члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете собственной культуры.

72. КОСМОПОЛИТИЗМ (от греч. kosmopolites - гражданин мира) - Теория, обосновывающая отказ от национальных традиций и культуры, отрицающая госуд. и нац. суверенитет во имя единства человеческого рода.

73. КРОССКУЛЬТУРНОЕ СРАВНЕНИЕ (cross-cultural comparison) - сравнение социального явления в различных обществах и, возможно, исторических временах для установления какой-либо общей "причинной" основы сходных особенностей, включая систематическую модель социального развития, или уникального своеобразия определенной культуры либо общества.

74. Культурный конфликт – конфликт, возникающий у человека или группы, когда сталкиваются два или более противоречащих друг другу культурных стандарта, оба из которых частично приемлемы, и следование обоим приводит к конфликту. 2. Антипатия, враждебность или борьба между контактирующими группами различного образа жизни, диктуемого их культурой

75. ЧЕЛОВЕК - высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект обществ.-историч. деятельности и культуры. В противоположность другим живым существам Ч. является в конечном счете продуктом собственной материальной и духовной деятельности со всеми его качествами социальными (см.) и его сознанием. Ч. не только продукт обществ. бытия (обстоятельств и воспитания), но и само обществ. бытие - рез-т человеческой деятельности. Ч. создает условия своей собственной жизнедеятельности, к-рые, в свою очередь активно, воздействуют на его социализацию (см.), определяют не только характер и содержание его деятельности, но и его отношение к самим этим условиям.

76. Индивид -способ телесно-душевного существования человека как единственного представителя всего человеческого рода.

77. ЛИЧНОСТЬ – система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений. Социологический анализ выделяет в личности не индивидуальные, а социально-типические черты, формируемые данной системой общественных отношений и необходимые для ее воспроизводства. Индивид становится личностью лишь в качестве члена определенного социума в процессе освоения определенных социальных ролей и соответствующей ценностно-нормативной системы, в процессе обретения социальной идентичности, т.е. в процессе социализации.

78. Социальный тип личности – обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных социальных качеств личности, входящих в к.-л. социальную общность. Социально-типичные черты личности выходят за пределы ее индивидуальности, означают обусловленность индивидуального социальным.

79. Права человека - это его возможность делать что-либо, поступать так, чтобы обеспечить и поддерживать необходимые условия своей жизнедеятельности.

80. СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, с помощью которых человек обретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Этапы - 1) первичная соц-я. приспособление человека к нормам и ценностям общества, процесс идет до совршеннолетия. 2) вторичная социализация. формирование убеждений, процесс до смерти.

81. В социологии адаптация — особый процесс взаимодействия личности или группы с социальной средой, когда индивид усваивает социальные нормы и традиции субкультурных ценностей определенной группы (например, профессиональной).

82) Интериоризация - Принятие и вбирание индивидуумом стандартов или убеждений других людей либо общества. Интериоризация — базисное понятие в теории Фрейда о развитии личности.

83) Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее социального статуса в данном обществе или социальной группе. Основные положения теории социальных ролей были сформулированы американским социальным психологом Дж. Мидом, антропологом Р. Линтоном.

84) деятельность - органическое единство объективных условий и субъективных факторов. Социальная деятельность – это совокупность социально-значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, группа, личность) в различных средах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы.

85. ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – Введено в социологию М. Вебером, который основным признаком социального действия считал осмысленную ориентацию его субъекта на другого, на ответную реакцию со стороны других участников взаимодействия. социальное действие характеризуется двумя чертами: наличием субъективного смысла и ориентацией на другого.

86. Поведение - в рамках концеп­ций бихевиоризма, главный предмет анали­за через систему «стимул — реакция». Поведение трактуется как такие поступки и действия человека (людей, социальных групп и сло­ев), которые выражаются во внешних актах активности, в то время как дея­тельность рассматривается как органи­ческое единство объективных условий и субъективных факторов.

87. Потребность -совокупность жизнен­ных средств, необходимых для функцио­нирования человека и общества. Во-первых, как обозначение объекта внешней среды (потребность в жилье, образовании, услугах и т.д.), во-вторых, как состояние психики, отра­жающее эмоциональную напряженность вследствие нехватки чего-либо, в-треть­их, как фундаментальные свойства личности

88. Социальный интерес можно рассматривать как внутреннюю побудительную причину, направляющую деятельность субъекта (личности, класса, государства) на удовлетворение потребности. Сущность интереса состоит в необходимости реализации данной потребности посредством объективного включения субъекта в общественные отношения.

89. Ценностная ориентация - определенные устремления, желания, потребности человека, выступающие для него в качестве важнейших личных ценностей и целей жизнедеятельности

90. Социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

91. Девиация – поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.

92 конформизм – вариант индивидуальной адаптации в обществе, подчиняющееся поведение, признающее и цели, и средства их достижения; Конформизм – некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам и т.д.Конформизм обусловлен главным образом боязнью санкций или нежеланием остаться в изоляции.

93. Нонконформизм - Несогласие, неприятие норм, ценностей, целей, доминирующих в данной группе, обществе.

94. Социальный конфликт – попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. От конкуренции конфликт отличается четкой направленностью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы.

95.Консенсус - а)Согласие, основанное на сходстве взглядов или ориентации относительно значимых ценностей, целей, норм, правил поведения, ролей, отношений власти и т. д. между индивидами, соц. группами и общностями. б)Соглашение по спорным вопросам, достигнутое участниками переговоров как средство разрешения конфликтов.

96.Европоцентризм - историко-культурная и геополитическая концепция, согласно которой развитие подлинных ценностей науки, искусства, философии, литературы и т. д. происходит только в Европе.

97.Евразийство - сложное геополитическое понятие. Соединяет в себе: исторически - восточный сектор человеческой цивилизации; стратегически - актуальный или потенциальный блок государств и наций, отказывающихся признавать императив либерально-демократической идеологии; стратегически - актуальное или потенциальное объединение в военный альянс восточных, "теллурократических" стран; социально - ориентацию на "идеократию", социальное государство, некапиталистический экономический строй.

98.Модернизация - а)Придание современного характера ч.-л., приспособление к современным стилям, взглядам, идеям, вкусам, потребностям. б)Взаимообусловленние обществ, процессы и изменения на базе индустриализации, которые характеризуются: ростом специализации и дифференциации труда, бюрократией, формированием полит. институтов современного типа (избирательная система, полит, партии, парламентаризм)

99.Конвергенция - процесс постепенного сближения противоположных обществ, систем.

100. Гражданское общество – область спонтанной самореализации людей (либо в ипостаси свободных индивидов, либо в виде добровольных их объединений в качестве граждан), защищённая соответствующими правовыми нормами от любых проявлений произвольной односторонней регламентации их деятельности со стороны государства и его органов.

107. Общественное мнение – одобрение или неодобрение публично наблюдаемых позиций и поведения, которые выражаются определённой частью общества или обществом в целом.

108.Правовое государство - форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права; инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.

109.Политическая институциализация - процесс упорядочения социальных связей, формирования и развития политической организации, в ходе которого последняя обретает неотъемлемые структурно-функциональные признаки (характеризующие партию как институт политической системы).

110.Политический институт - компонент политической жизни, общества, существующий в виде организаций, учреждений, объединений граждан, наделенных особыми полномочиями и выполняющих специальные функции в политической жизни общества. Основными характеристиками являются стабильность, эффективность, легитимность и легальность, цель, статус в политической системе и др.

111. Политическая партия – организованная группа единомышленников, представляющая интересы части людей, отстаивающая ту или иную идею организации или трансформации общества, устремлённая к достижению политической власти или участию в ней для реализации своих программных установок.

112.Партийная система - совокупность связей и отношений между партиями, претендующими на обладание властью в стране. (партия-организация, предназначенная для получения контроля над правительством путем размещения своих людей на государственных должностях.)

113.Избирательная система – а)Порядок формирования выборных органов государства. Избирательная система охватывает: принципы и условия участия в формировании избираемых органов; организацию и порядок выборов. б) Система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования (мажоритарная, пропорциональная или смешанная).

114.Политический режим - обозначение совокупности способов и средств осуществления власти в данном государстве. Кроме этого в понятие политического режима входят представления о специфике политических отношений, форм идеологии, типе политической культуры общества.

115. Тоталитаризм – политическая (государственная) система, осуществляющая или стремящаяся осуществлять ради тех или иных целей абсолютный контроль над всеми сферами общественной жизни и над жизнью каждого человека в отдельности.

116. Автократия – форма государства, где высшая государственная власть принадлежит одному субъекту.

117. Политическая демократия - такая демократия, которая предполагает формальное равенство и равенство прав. предполагает, многопартийность, свободу деятельности для оппозиции, возможность пребывания у власти нескольких партий, их сменяемость у руля государства в результате выборов.

118 Политическое сознание -совокупность абстрактных сознаний, чувственных представлений и оценочных суждений, соотносящихся с полит сферой жизни общества. Особенность в том, что включает как рациональные так и иррациональные компоненты.

119. Манипулирование массовым сознанием - способ управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.

120. Политическая культура - совокупность образцов повидения и деятельности обеспечивающих передачу от поколения к поколению накопленного опыта. Способствует устойчивости полит отношений под влиянием времени.

121 Политическая власть – «возможность для одного человека или группы в данных социальных условиях проводить собственную волю вопреки интересам других людей»; 2) способ социального субъекта в своих интересах распределять цели и направлять деятельность других социальных субъектов (безотносительно к их интересам); распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества; формировать и навязывать правила и нормы поведения; предоставлять полномочия, услуги, привилегии.

122. Политическая элита - привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. В состав политической элиты входят люди, обладающие верховно-политической властью в государственных и партийных институтах. Занимаются разработкой стратегии деятельности своих институтов, руководят ими.

123. Государство – политическая организация общества, объединяющая всё население страны, представляющая и выражающая его интересы и волю; основной орган власти, управляющий обществом и обеспечивающий его целостность, организованность и определённый порядок в нём.

124. Социальное государство - это государство, которое стремится к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, прав на социальную защиту, на участие в управлении производством.

125. Форма государственного правления – элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

· Форма правления в узком смысле— это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).

· Форма правления в широком смысле— это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

126. Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

127. Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели. В узком смысле – деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений.

128. Легальность власти означает, что

а) власть имеет законное происхождение; б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.); в) власть сама подчиняется закону.

129. Легитимность власти – это

а) признание власти населением; б) принятие власти как правомерной и справедливой; в) наличие у власти авторитета в глазах населения.

130. Сакральность власти -это первобытное восприятие силы и власти как сакрального в общем сохраняется и сегодня, в нынешнем святом. «Всякая власть от Бога».


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)