|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
К практическому занятию N2
1.Проанализировать и законспектировать статью Кузнецова И.В. “Техника анализа эпического произведения. НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА В.ШУКШИНА "ОБИДА" // Сибирский учитель, 2000, N4. http://www.sibuch.ru/node/560 2. Проанализировать и законспектировать статью Пихтеревой А.А. «Особенности изучения эпических произведений на уроках литературы” ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.А. Пихтерева Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева Научный руководитель Н.Н. Гайворонская Актуальностьисследования обусловлена необходимостью системного подхода к преподаванию литературы, который заключается, прежде всего в изучении литературных явлений в различных взаимосвязях и взаимообусловленности: историко-литературной, тематической, родовой и жанровой природой произведения, должны способствовать сознательному усвоению системы знаний и активизировать умения ученика. Именно в 8 – 9 классах ученики приобретают навыки анализировать крупные эпические произведения. Эпос, как и любой другой поэтический род, всегда находится в движении. Он исторически изменчив (от «Илиады» до современной прозы) и, в сущности, как бы заново рождается в каждом эпическом произведении большого художника. Однако в данной работе нас интересует прежде всего то устойчивое, что составляет качественную определенность эпического рода. Определенность эта (для литературы всех времен и творчества всех писателей) – в повествовательном характере эпических произведений. В эпическом произведении – всегда повествуется о человеческих судьбах, о том, что уже совершилось, уже было. Центральное место в программе по литературе занимают эпические произведения. Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра. Учет особенностей рода и жанра дает учителю возможность воздействовать искусством на духовную сферу учащихся, выбирать такие сочетания методов и форм обучения, такие виды заданий, которые способствовали развитию познавательной и социальной активности школьника, овладению необходимых объемом умений. Основным недочетом в восприятии эпических произведений школьниками является отсутствие целостности, поэтому связать и сюжет, и образы, и приемы изображения с проблемами, которые волнуют писателя, - ответственная задача педагога. В школьной методике преподавания утвердилось (с точки зрения теории литературы основополагающее) представление о художественном произведении как о единой идейно-образной и речевой системе. Средства художественной выразительности могут быть поняты и оценены в их взаимной связи и обусловленности, в их эстетической целостности. Забвение этого положения неминуемо ведет к неполному или даже искаженному представлению о жизненно-эстетическом содержании литературного текста. Вступительные занятия могут иметь различные виды и формы и занимать разное количество времени, от нескольких минут до одного-двух часов (в старших классах). На вступительных занятиях учащиеся получают общее представление о том, чем они будут заниматься, либо сведения справочного характера. Но и в том и в другом случае важно увлечь, заинтересовать детей. Заключительные занятия по изучению литературного произведения в школе требуют осуществления многих задач: 1) вызвать у школьников снова обратиться к произведению, осмыслить его в целом; 2) привести учащихся к умению синтезировать, делать обобщенные выводы; 3) «проверить» прочность сложившихся в ходе анализа убеждения учеников. Для изучения эпических произведений существуют вступительные занятия, цель которых сводится к тому, чтобы вызвать у детей интерес к изучаемому материалу и создать условия, благоприятствующие пониманию его. То и другое призвано способствовать активному и эффективному восприятию изучаемого. Конечно, не все произведения можно прочитать в классе: в программе по литературе для старших классов значится много крупных произведений, которые прочитать в классе нет возможности. Но тогда возникает вопрос об отборе каких-то отрывков, которые обязательно должны быть прочитаны в классе. Чем слабее класс, тем больше оснований к тому, чтобы в этом классе читать и комментировать как можно больше текста. Учет родовой специфики художественных произведений при изучении их в школе поможет школьникам понять литературу как вид искусства и создаст нужную установку на восприятие эпоса, лирики, драмы. Каждый из этих родов искусства отличается и по манере отражения действительности, и по способу выражения авторского сознания, и по характеру воздействия на читателя. Поэтому при единстве методологических принципов в их изучении методика работы над эпосом, лирикой и драмой различна. Нельзя не учитывать и теоретические знания учащихся по литературоведению. Усилиями многих ученых произведен отбор литературоведческих терминов для школьной программы, понятия распределены по годам обучения, соотнесены с художественными произведениями, при изучении которых они вводятся. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |