|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вебер о роли аскетичного протестантизма в формировании этики капитализма(по работе «Протестантская этика и дух капитализма»). Человек – орудие божественной воли. Цель аскезы – создать условия для деятельной светлой жизни. Кальвинизм не допускает ошибки в отличие от лютеранства. Носители аскетического протестантизма: кальвинизм, методизм, пиетизм и анабаптистские секты. Самым важным для этого учения догматом является – учение об избранности к спасению. Мир в кальвинизме служит для того и только того чтобы прославлять Бога. Любовь к ближнему находит своё выражение в выполнении профессионального долга. Доказательством избранности служит устойчивость веры, возникающая как следствие благодати. Верующий обязан верить в свою избранность и прогонять сомнения как дьявольские искушения, так как недостаточная уверенность свидетельствует о неполноте веры. Также следует неумолимо совершать деятельность в рамках своей профессии. Кальвинистский Бог требовал от людей не отдельных добрых дел, а святости возведенной в систему. Человек – орудие божественной воли. Цель аскезы – создать условия для деятельной светлой жизни. Кальвинизм не допускает ошибки в отличие от лютеранства. В пиетизме воля Господня открывается святому в результате терпеливого ожидания и методических размышлений. Профессиональная деятельность также была путём к спасению. Спасение доступно всем, но лишь однажды в некий совершенно определенный момент жизни. Одного раскаяния для отпущения грехов было недостаточно. Огромное влияние на пиетизм оказало лютеранство. В методизме идея о спасении оставалась в центре учения. Сохраняется требование святой жизни, ориентированной на закон. Методисты следовали Евангелию, аскетическое поведение рассматривается как явный признак возрождения. Позднее вобрал в себя многие черты кальвинизма и практически с ним отождествлялся. Секты вышедшие из перекрещенства были неким сообществом верующих и возрожденных. Для перекрещенцев оправдание верой состояло во внутреннем восприятии искупительной жертвы Христа. Секты отождествлялись от внешнего мира. Квакеры устраняли значение как таковое Библии. Учение о предопределении потеряло смысл. На его место пришло ожидание воздействия святого духа.
29)Вебер о социокультурном значении протестантской аскезы. В основе «капиталистического духа» по М. Веберу лежит протестантская концепция спасения. «Высокие» религии внедряют в сознание верующих представления о смысле жизни и ее высшей цели – о спасении. Для христианства вообще и протестантизма в частности этой высшей жизненной целью является обретение праведником вечного блаженства в потустороннем мире. В спасении осуществляется полная реализация личности христианина. Именно в представлении о спасении выявляются принятые в данном религиозно-культурном комплексе общие представления о нормах и правилах отношения индивида к внешнему миру, об основных направлениях и пределах его активности, о содержании и ценностной иерархии жизненных ожиданий. Протестант живет для того, чтобы быть орудием Бога и нести Его волю в мир. Для этого он должен подчинить все свое земное бытие преобразованию мира во славу Божью, честно и добросовестно трудиться и добиваться успехов. Вся его жизнь – трудовая, духовная, интимная – должна быть проникнута суровой аскезой и рациональностью. Идее спасения соответствует методика, определяющая практические пути достижения религиозного идеала, реальные формы поведения индивида в мире, меру и направления его активности. Основой протестантской методики спасения является мироотвергающая аскеза, базирующаяся на признании несовершенства и греховности товарного мира, на его решительном отрицании. Отрицание греховного мира естественно предполагает отказ от его благ, сознательное ограничение своих потребностей, обуздание эмоций и подчинение всего образа жизни идее служения Богу. При отказе от мирских благ и принципов мирского существования вообще, идеалом аскета-христианина является систематизированная деятельность, направленная на преодоление мирских страстей, мешающих сосредоточиться на служении Богу. М. Вебер подчеркивает, что такая аскеза, которую можно назвать потусторонней, ведет к «полному отрешению от "мира", к разрыву социальных и душевных уз семьи, к отказу от имущества, от политических, экономических, художественных, эротических, вообще от всех товарных интересов». В качестве примера потусторонней аскезы можно рассматривать христианское монашество, уходящее от мирских дел, однако, не отказывающееся от деятельности самой по себе. В рамках этой формы аскезы физический труд, например, у христианских монахов, приобретает, по выражению М. Вебера, «гигиеническую» ценность, становится принятым религией средством послушания – отвлечения от мирских страстей. М. Вебер подчеркивает, что западные аскеты-монахи стояли на службе церкви, выполняя в ее интересах практическую работу – будь то непосредственное производство материальных благ или охранительная, инквизиторская, или политическая деятельность. Однако важно, что высший смысл в данном случае имела не деятельность сама по себе, а духовные цели. Уникальность и историческая значимость протестантизма состоят в том, что в процессе Реформации произошла трансформация потусторонней аскезы в посюстороннюю, или мирскую аскезу, в которой деятельность в миру рассматривается как «обязанность», возложенная на верующего. При всем его несовершенстве, мир является единственным объектом деятельности, направленной на прославление Бога, той особой деятельности, которая «дает аскету возможность достичь тех качеств, к которым он стремится, а они, в свою, очередь служат выражением милости божьей, в силу которой аскет обретает способность к деятельности такого рода». М. Вебер подчеркивает, что «принципиальное и систематически непреложное единство мирской профессиональной этики и религиозной уверенности в спасении создал во всем мире Только аскетический протестантизм. Только в протестантской профессиональной этике мир в его несовершенстве имеет исключительное религиозное значение как объект исполнения Долга путем рациональной деятельности в соответствии с волей надмирного бога». Человек, принадлежащий к товарному миру и несущий в себе все его несовершенство, в аскетическом протестантизме через свою деятельность становится орудием Бога, исполняющим в миру его волю, его призвание.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |