|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основы вероучения индуизма. ПонятияИндуизм не может быть понят без обращения к его основным религиозным доктринам. И, хотя невозможно сформулировать безупречное определение индуизма и общую для всех направлений индуизма учение, существуют практики и верования, которые занимают в индуизме центральное место, и которые можно признать типичными для индуизма. Прежде всего, это доктрины атмана (душа, «я»), кармы и сансары. мокши. или нирваны (освобождение). Под «атманом» в индийской религиозно-философской традиции понимается основа психической жизни, чистый субъект («я»). который ни при каких обстоятельствах не может быть объектом. Так. тело — не атман. поскольку можно сказать: «мое тело». Мышление тоже не атман. ибо можно сказать: «мои мысли», «я мыслю». Атман. как говорится в одном тексте, это не то. что мысль мыслит, а тот. кто мысль мыслит; не то. что ухо слышит, а тот. кто ухом слышит и т.д. Другими словами, атман — абсолютный и субстанциальный субъект. Индуизм утверждает изначальное единство атмана и абсолюта, мирового духа (Брахмана). Буддизм же, напротив, отрицает существование атмана. заменяя учение о единой простой душе концепцией личности как упорядоченной совокупности групп элементов личности (дхарм). Понятия. Дхарма — морально-нравственный долг, этические обязательства. Дхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар — «поддерживать»). В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т. п. Дхарма играет первостепенную роль в доктринах индийских религий, каждая из которых исповедует и практикует дхармические принципы. В индийских религиозных традициях принято считать, что люди, живущие в согласии с устоями дхармы, способны достичь мокши или нирваны. Сансара — круговорот рождения и смерти, вера в перевоплощение души после смерти в тела животных, людей, богов. В круговороте сансары живые существа, эволюционируя или деволюционируя, проходят через различные формы жизни от микробов, насекомых, растений и даже минералов — до самой возвышенной позиции девы-творца вселенной Брахмы. Положение, в котором оказывается живое существо в этой жизненной иерархии, зависит от качеств, приобретённых в прошлых воплощениях и является плодами кармы, которые индивид вынужден пожинать. Карма — вера в то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями. Вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой и применяется в основном для понимания связей, выходящих за пределы одного существования. Мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти сансары. В философии индуизма понятие «мокши» рассматривается как возвышенное, трансцендентное состояние сознания, в котором материя, время, пространство и карма, так же как и другие элементы эмпирической реальности, рассматриваются как майя (иллюзия). Мокша, однако, не является посмертной наградой за благочестивые поступки — освобождение достигается в течение земной жизни посредством преодоления эгоизма, или ложного эго (аханкары) и раскрытия истинной, глубинной сущности индивида как чистого духа или души. Чакра (санскр. «круг», «колесо», «диск», «мандала») в духовных практиках индуизма — один из центров силы и сознания, расположенных во внутренних (тонких) телах человека. В современном индуизме считается, что в теле человека чакрам соответствуют различные нервные сплетения и железы. Мантра (санскр. «орудие осуществления психического акта») — священный гимн, требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих. Обычно мантра представляет собой сочетание нескольких звуков или слов на санскрите. При этом каждое слово, слог или даже отдельный звук мантры может иметь глубокий религиозный смысл (например одна из наиболее известных мантр — сакральный звук «Ом» в некоторых религиозно-философских учениях принято считать комбинацией трех звуков (А, У и М), каждый из которых, в свою очередь, имеет разнообразные смыслы и толкования). Мантры имеют ведическое индуистское происхождение. В индуизме считается, что все звуки и слова, используемые человеческими существами, выражают влияние разума на материю. Если слова используются и организуются человеком, обладающим знаниями в этом вопросе, то могут формироваться так называемые «слова силы» или «фразы силы». Брахман (санскр. brah «расти, нарастать» и man, «отражать, верить, мыслить, разум») — в индийской идеалистической философии (как в ведической вообще, так и в йоге в частности) — понятие, обозначающее безличный, индифферентный абсолют, «душу мира», первооснову всех вещей и феноменов. Брахману не может быть дано никакое позитивное определение, дать ему характеристику можно только через отрицание: бесконечный, неизменный, неподвижный. В ведической философии концепция Брахмана (то есть Бога-Абсолюта) тесно связана с личностным восприятием каждым человеком всеобъемлющего Бога-Брахмана в качестве индивидуального Атмана — своего наивысшего запредельного «Я». При этом в Упанишадах многократно поддерживается идея трансцендентальной тождественности Атмана и Брахмана — например, в махавакье («великом изречении») «Этот Атман — Брахман» («Аям атма брахма»). Также понятие «брахман» означает член высшей социальной группы индуистского общества (брамин) или священные писания индуизма (брахманы), представляющие собой комментарии к Ведам, объясняющие ведические ритуалы. Огромную роль в религиозной практике индуизма, целью которой было освобождение из сансары, играла йога, то есть набор психофизических упражнений для достижения особых состояний сознания, рассматривавшихся традиций как совершенные или просветленные (расширение сознания, переживание единения с Богом или абсолютом и т.п.). Священные тексты индуизма. Священные тексты индуизма делятся на две большие группы: тексты откровения (шрути) и тексты предания (смрити). Слово «шрути» означает «услышанное». В соответствии с индуистскими представлениями, откровение было получено древними мудрецами (риши). которые своим чутким неземным слухом уловили некие божественные вибрации (шабда). поняли их и стали носителями высшего знания или ведения. Поэтому тексты откровения носят также название «Веды» (от слов «знать», «ведать»). Тексты Вед многослойны и создавались в разные исторические эпохи. Древнейший слой Вед называется самхитами. Их четыре: Ригведа (Веда гимнов). Самаведа (Веда напевов). Яджурведа (Веда жертвенных формул) и Атхарваведа (Веда атхарванов. жрецов огня, содержащая различные магические и заклинательные тексты). Следующим слоем ведической литературы являются брахманы, то есть тексты, созданные для жрецов-брахманов и подробно разбирающие технику совершения жертвоприношений, а также излагающие мифы, объясняющие те или иные ритуалы. За брахманами следуют араньяки (дословно: лесные). Араньяки предназначались для анахоретов, удалившихся в леса на третьей ступени своего жизненного пути. Араньяки содержат наставления о совершении «внутренней жертвы» размышлением и созерцанием. Заметное место в них занимают элементы религиозно-философских рассуждений. Завершают ведический корпус упанишады (от слов «сидеть и внимать наставлениям учителей»), наиболее сокровенный и глубокомысленный раздел Вед, содержащий изложение основ всей религиозно-философской мысли индуизма. Поэтому упанишады можно считать философской частью Вед. Называют также упанишады «ведантой», что означает «завершение» или «конец Вед». Упанишад очень много (наиболее авторитетны для традиции 108 упанишад). Они создавались в течение очень длительного времени: если ранние упанишады датируются 8-7 вв. до н.э., то поздние появлялись и на рубеже нашей эры и даже еще позднее. Наибольшее число упанишад создано, видимо, в середине 1-го тыс. до н.э. Тексты предания обладают меньшей сакральностью, чем Веды. В отличие от Вед, они доступны представителям всех сословий, что способствовало огромному влиянию этих текстов на формирование не только элитарных, но и низовых форм индуизма. Слово «смрити», передающее идею предания, дословно означает «запомненное». К смрити в первую очередь относятся тексты индийских эпосов — Махабхараты и Рамаяны. Следует отметить, что они (особенно Махабхарата) содержат в себе специфические тексты исключительно религиозно-философского характера. Важнейшим из них является Бхагавадгита (Песнь Господня), оказавшая огромное влияние на формирование индуизма и всей духовной культуры Индии. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |