АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные подходы к изучению культуры

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. I. Основные характеристики и проблемы философской методологии.
  3. II. Основные принципы и правила поведения студентов ВСФ РАП.
  4. III. Основные требования по нормоконтролю
  5. WWW и Интернет. Основные сведения об интернете. Сервисы интернета.
  6. А. Основные компоненты
  7. А. Основные компоненты
  8. Атмосфера, ее состав, основные последствия антропогенного влияния на атмосферу.
  9. Билет 8 основные особенности скандинавской мифологии. 9 мифов скандинавской мифологии
  10. Биосферные заповедники и другие охраняемые территории: основные принципы выделения, организации и использования
  11. Большой и малый круг кровообращения, основные артерии и вены человека.
  12. В чем вы видите основные факторы и условия, воздействующие на качество социологического образования в России начала XXI века?

Существует четыре основных подхода к изучению культуры: антропологический, социологический, философский и семиотический.

Антропологический подход понимает культура как все то, что создано человеком. Культура как результат человеческой деятельности. Человек одной ногой стоит в природе, другой – в культуре.

Социологический подход: любая культура – совокупность различных элементов. Социологический подход к изучению культуры включает в себя быт, религии, традиции, взгляды и т.д.

Философский подход: культура – нечто коренящееся в подсознании. Переход от конкретики к абстракции. Культура постигается умозрительно, т.е. не сами явления, а то из чего они появляются. Постижение культуры через дерево вообще.

И, наконец, семиотический подход. Культура – то, что имеет знаковую форму выражения, т.е. то, что не обозначено, то не культура. Культура меняется с эпохами, а новые эпохи постигают новые значения старых знаков. Нет ничего однозначного. «Каждое новое добро приходи в форме зла и выступает как разрушение старых обычаев» – Гегель. Знаки сохраняют мысль, но ее надо расшифровать. Если знаки сохранены, то сохранена и культура.

 

№2 Человек как объект и субъект культуры.

Человек является и объектом, и субъектом культуры. Человек – объект культуры, когда он воспринимает соответствующие идеи, образы, предпочитает готовые шаблоны при решении задач, существующие клише, следует общепринятым вариантам, действует по принципу «как проще», то есть действует с наименьшими затратами душевных сил. Человек является субъектом культуры, когда генерирует новые идеи и образы, обнаруживает новые смыслы, создает новые формы, т.е. создает новые культурные ценности, действует по принципу «как лучше», то есть требует затрат духовной энергии.

Все вносит свой вклад в культуру не зависимо от объема этого вклада. Культура формирует человека. Культура проявляется через него. Вне культуры не существует человека как разумного или социального существа. Сущность человека сильно связана с культурой, но это не исключает его биологических характеристик. Человек играет роль соединительного звена природной и культурной эволюции. У субъекта ценностный подход – жить как лучше, а не как проще, это идет через напряжение чувств, поиск мысли и усиление воли и приводит к развитию, творчеству, изменению культуры, подключает индивидуальность человека. Культура- это процесс и результат ценностного отношения человека к миру.

Человек воспринимает мир в двух форматах: в рациональном и эмоциональном, восприятие мира через чувства раскрывает перед нами возможность выбора.Информационное наполнение может быть одинаковым, но восприятие у всех разное.

Развитие культуры – результат адаптации человеческого существа к условиям существования.

№3 Мера традиционности культуры и уровень цивилизованности

Традиция- это сохранение оптимальной модели поведения, путем передачи ее от поколения в поколение. Главная задача традиционной культуры- это сохранение традиций, «консервирование» того, что есть. Изменение традиций- это прогресс, и он может произойти лишь тогда, когда у человека сформируется определенное доверие к себе, и, когда человек достигает этого доверия, он сталкивается с ситуацией выбора: принять изменение традиций или же отказаться от них. Мерой традиционности также является культурная экспансия, то есть добровольное принятие иных ценностей. Эта мера определяет движение по ценностной шкале: как лучше? и как проще?

Рассмотрим различия между традиционным и нетрадиционным обществами: Востока и Запада соответственно. Традиционный человек отрекается от желаний нового, берет минимум из внешнего мира, находится в гармонии с природой, в то время как нетрадиционный человек наоборот ориентирован на внешний мир и удовлетворения желаний за его счет, он приспосабливает природу под себя, выжимая из нее все, что только можно. Восток- это общество с иерархическим устройством, а Запад- с демократическим.

Постепенно общество приходит к обмену, и этот обмен играет важную роль в становлении цивилизаций. Первое разделение труда, произошедшее 8-6 лет до нашей эры, привело в первобытному обмену, второе, произошедшее 4 тысячи лет до нашей эры, привело к отделению ремесла от сельского хозяйства, а третье ускорило социальные процессы по мере увеличения специализаций, отделило умственный труд от физического и привело к образованию первых форм государственности и появления цивилизаций. Таким образом, разделение труда и социальное неравенство- есть неотъемлемая часть развития цивилизаций. Более высокий уровень культуры характеризуется более дифференцированным разделением труда. Объединение труда приводит к разрушению цивилизации, возврату к предыдущим ступеням, разрушению хозяйственных связей между людьми.

Тем не менее, в заключении хочется сказать, что высокий уровень цивилизации совсем не означает высокий уровень развития культуры.

 

№4

Вопрос 4 Открытые и закрытые культуры. Открытыми являются культуры, обладающие способностью осуществлять куль турный обмен. Закрытыми - те, которые такой способно стью не обладают. Естественно, можно говорить только об относительной закрытости культуры, так как никакая культура не может быть абсолютно изолирована от других окружающих ее культур. Относительна и открытость куль туры. Полная открытость невозможна, так как это будет означать растворение культуры в мегакультуре. Степень, формы и области открытости у разных признанных откры тыми культур могут существенно различаться. Открытость на входе и открытость на выходе. От крытость на входе означает способность культуры к прие му и освоению достояния других культур. Открытость на выходе - это способность культуры к передаче своего культурного достояния другим культурам. Культуры могут быть открытыми только на входе и закрытыми на выходе или открытыми как на входе, так и на выходе. Закрытость организационной культуры на выходе в той или иной сте пени характерна для многих организаций. Например, она свойственна практически всем предприятиям, активно функционирующим в рыночном секторе экономики. В высшей степени это характерно для организаций (фор мальных и неформальных), осуществляющих тайную дея тельность: спецслужб, преступных группировок, некото рых религиозных сект, хозяйственных и общественных организаций, реализующих скрытые от общества цели, а также фирм, осуществляющих очень рискованные ком мерческие проекты. Все они стремятся минимизировать исходящую информацию не только о своей практической деятельности, но и о средствах, формах и методах ее осу ществления. Открытость разных подсистем организационной культуры. Разные подсистемы обладают разной степенью открытости. Во многих культурах закрытой на входе явля ется область смыслов и ценностей. Тем самым эти культу ры обеспечивают защиту своих основ. При этом допуска ется и поддерживается распространение в мегакультуре собственных смыслов и ценностей. Это важно, например, как для крупных фирм, так и для государств, поскольку культурная экспансия, как правило, способствует экспан сии экономической и политической. Подсистема знаний, напротив, обычно открыта на входе, но в большинстве культур в той или иной степени закрыта на выходе. Так, на предприятиях значительная часть технической, организационной, экономической ин формации является коммерческой тайной. Больше ограни чений на входе, чем подсистема знаний, имеет веществен ная подсистема организационной культуры. Устанавлива ются пределы допустимости использования отдельных ее компонентов по определенным параметрам (степень безо пасности для работника и для среды, уровень комфортно сти, сочетаемость с остальными элементами материального оснащения и т.п.). Активная открытость и пассивная открытость. Ак тивно открытые культуры - это культуры заимствова ния. Одной из форм такого заимствования является про мышленный шпионаж. Культуры, активно открытые на выходе, это культуры вторжения (например, западная организационная культура в развивающихся странах). Все активно открытые культуры являются одновре менно и пассивно открытыми. Обратного соответствия, естественно, может и не быть. Пассивно открытые культу ры - это, по существу, культуры допуска. Культуры, пас сивно открытые на входе, допускают внесение в себя эле ментов чужой культуры. Культура-контрагент при этом должна быть культурой вторжения. Культуры, пассивно открытые на выходе, дающие допуск к использованию своего культурного достояния представителям других культур, имеют в качестве контрагентов культуры заимст вования. Активно открытые культуры являются динамичными, сильными и. как правило, экстравертными. Пассивно от крытые культуры могут быть и интравертными, и экстравертными. Причем в последнем случае они, хотя и дина мичны, но довольно слабы. Напротив, пассивно открытые интравертные культуры, так же, как и закрытые культуры, хотя и являются, как правило, статическими, но могут быть не только слабыми, но даже и гиперсильными (куль туры родов, каст, сект и т.п.).    

 

№5


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)