АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Особенности сознания первобытного человека
Характеристики архаического сознания:
1. Синхроническое и диохроническое (продленность во времени).
Включенность индивидуального сознания в групповое. Нет «я», есть «мы». Человек себя не отделяет, не выделяется от соплеменников-современников, но и от предков своих тоже. Зачастую не отделяет свои действия от деействий предков (т.е. ни в пространстве, ни во времени)ю Местоимение «Я» проявляется в любом языке в последнюю очередь. Раньше «я» - то, что окружает, включая полис, с развитием денежных отношений «я» - когда сам могу выживать в этом мире, т.е. «я» меняется на «мы».
2. Диффузность сознания – человек не может отделить вещь.
3. Неспособность к абстрактному мышлению. Отрыв от чувственно – воспринимаемого сознания. Умозрение. Разделение результатов деятельности (опосредованность) рождает абстрактное мышление.
4. Одухотворение природы (олицитворение). Проявляется в собственном познании себя (мир через себя). Человек уподобляет мир себе, сравнивает мир с собой.
Одушевление природы; мир наделяется человеческим субъективизмом. В первую очередь человек осознал, что он не вечен, а прохождение обряда – доказательство человечности (человек доказывал, что он смертен) (3 отличия от природы для человека: смертность, плодородие, множественность).
. Община – это первая большая семья. Распределение благ было по потребностям. Община – первый исторический тип семьи. Запрет на беспорядочные половые связи. Наследование по материнской линии. Групповая семья – парная семья 2+2. Коллектив ощущал себя единным целым. Особенности людей не замечались. За нарушение каких-то канонов выгоняли из общины, что было подобно смерти. Не нарушали обычаи. За нарушение выгоняли. Субъект – не человек, а община в целом. Это - единный организм. Первобытный коммунизм: не было конфликтов, разделяли все по потребностям. Первобытный коллектив не понимает потребности индивида – организм! Синергетический эффект:1+1=3
Матриархат: форма наследования в рамках групповой семьи по женской линии.
Групповая семья складывалась в общине.
Парная семья: 2+2
Христианская семья: 1+1
- Нет Я. Есть МЫ. Человек не отделяет себя от общества и от предков.
- Неспособность к абстрактному мышлению: дерево вообще. Небо – это большая река… Наскальная живопись – не искусство. Человек не отделял нарисованное животное от настоыящего.
- Одухотворение природы.
№6
Вопрос 6 Миф как феномен культуры На первобытной стадии был только миф. Со временем из мифа вышло все. Миф - обнадеживающий образ недостающей информации. Мифы – результат абстрактной работы ума. Миф включал в себя все что нужно для выживания коллектива. Первый способ организации – миф! Пример: Греция. Государство управлялось мифами. Зачем людям миф? Недостаток информации + личная заинтересованность в чем-либо. Мифотворчество – домысливание, ведь без создания обнадеживающего образа мы не сдвинемся с места. 3 способа понимания мифа: Миф – древнее предание, обычно вымышленное (не история); Миф – происхождение космоса (космогенез), вселенной (ближе к культурологическому понятию); Миф – особое состояние сознания, исторически и культурно обусловленное. Мифология пронизывает жизнь и культуру. Критерии, по которым определяется мифологичность, социальная значимость. Миф является исторически первой формой культуры, он вечен (мифологическое измерение присутствует в каждой культуре). Тотемизм – племя отожествляет своих предков с некоторыми животными. Фетишизм – обожествление предмета и наделение его демоническими силами. Так что же такое мифология? Сказка для взрослых? Почему так называемые «взрослые» не могут расстаться с героями мифов, не могут их оставить в далеком-далеком детстве и время от времени возвращаться к образам, созданным несколько веков назад? Отчасти в этом виноваты исторически сложившиеся традиции, и мы по неволе вспоминаем имена мифологических героев, употребляя в жизни те или иные слова или крылатые выражения. Мир современного человека наполнен именами и понятиями, пришедшими к нам их «сказок древности». Многие крупные торговые компании устанавливают перед сходом в здания фирм статуи Гермеса, как бы испрашивая его покровительства. Изображения мифологических существ часто используется в современной геральдике. В символах Всемирной организации здравоохранения, Американской медицинской ассоциации используется посох Асклепия. Грифон стал одним из королевских символов Англии, символ банка «Мидланд Банк», присутствует на символах автомобильной компании «Сааб» и «Воксхолл». Пегас, вместе с Беллерофонтом на спине, в годы. Второй мировой войны был утвержден как отличительный знак воздушных британских войск. Феникс в качестве эмблемы был выбран Елизаветой первой и шотландской королевой Марией. Феномен мифа состоит в том, что он объединил в себе историю (документальную) и художественное произведение. Дело в том, что не все 100% фактов и вообще информации в мифе – это точное, хронологически верное повествование. Авторы позволяли себе изменять, приукрашать события. С помощью этого понятия «миф» и дошла до наших дней. В понимании человека миф зачастую – это что-то негативное. Однако без мифа человек жить не может. Нельзя упорядочить хаос, если не создать обнадеживающий образ неизвестного. Таким лишь образом можно расширить космос. Обладая мифотворческой энергетикой можно создать себе миф, который поможет упорядочить хаос. Миф пробуждает энергию действия в интересах автора мифа, следовательно, не всегда стоит доверять чужим мифам. На первобытной стадии развития человека следование мифу было единственной формой поведения. А сейчас уже нет. Миф – способ проявление архаического сознания, этапы на пути эволюции человека. Везде (у всех народов сначала был хаос). Образ появляется после понимания космоса. Хотя хаос раньше космоса. Чтобы понять, что есть хаос – нужно сравнить с точкой опры: с космосом. 1.Хаос 2. Творение. Упорядочивание мира – название и обозначение вещей. Бог делает их фактом культуры. Хаос в наше время – это информация о порядке, который мы все еще не знаем. Определение мира – в сказках. 1ый шаг постижения мира – отождествление. Ночное происхждение мифа – ночью нет света → нет жестов, вся гамма переживаний в интонации и словах. В космосе изначально появляются божественные существа. В расском человек = смертный (кто ни умирает – тот не человек). Признаки человека: смертность, плодородие, множественность. Обряд инициации – проверка на «аттестат зрелости».
№7
Вопрос 7 Отличие современных мифов от первобытных Индивидуальность (появляются авторы) Появляется возможность выбора мифов Вне мифа не было культуры (сейчас миф не единственная форма культуры) Первобытный миф распространялся в контактной форме (с развитием технологий распространение в глобальном масштабе и с большой скорость)
№8
Роль мифа в управленческой деятельности. В современном мире важным условием успешности является опора на космос, то есть на реальные знание, а, как мы знает, мифы порождают его расширение. Каждый управленец сначала создает проект, затем создает декомпозицию, и приходит к достижению своей цели. Каждый человек создает место в обществе согласно тому, на сколько он способен к мифотворчеству, следовательно способность создавать мифы играет важную роль в управленческой деятельности. Руководитель организации всегда должен создавать мифы, обнадеживающие образы для того, чтобы мотивировать своих сотрудников, дать им позитивный и вдохновляющий образ того, что ждет их в будущем. Миф способен создавать целостную картину мира, но он также является риском, оправданным и неоправданным. Миф- это единственный способ эффективного управления, кроме руководителя никто не видит выбора или альтернативы, следовательно никто не готов идти в хаос, познавать неизведанное. Управленец вдохновляет, убеждает и мотивирует своих сотрудников с помощью мифа.
№9
Билет 9 Формирование человека в качестве субъекта культуры: роль системы образования
Человек – субъект культуры, когда генерирует новые идеи и образы, обнаруживает новые смыслы, создает новые формы, то есть создает новые культурные ценности(возвышенный человек). Культура формирует человека. Она проявляется через человека. Вне культуры не существует человека как разумного или социального существа. Сущность человека сильно связана с культурой, но это не исключает его биологических характеристик. Человек играет роль соединительного звена природной и культурой эволюции. У субъекта ценностный подход – жить как лучше, а не как проще. Это происходит через напряжение чувств, поиск мысли и усиление воли. Человек до тех пор остается объектом культуры, пока он воспринимает культуру на уровне знаков. Образование – это консервативная система, направленная на воспроизведение знаний прошлого. Греция положила начало гуманитарным дисциплинам. Гуманитарные дисциплины формируют человеческий интеллект, потому что закладывают фундамент доверия к себе. А доверие к себе – фундамент, на который ложатся непреложные истины. Гомеровская модель – это цели, а Эзоповская и Гесиодовская модель – средства достижения целей. Образование — ключевая сфера жизни общества, важнейший источник и ресурс его устойчивого поступательного развития. Именно качеством образования определяется уровень науки и культуры, интеллекта и духовности науки, состояние экономики и гражданского общества. А они, в свою очередь, обеспечивают мощь, суверенитет и независимость стран, их место и роль в мировом сообществе. В мире изменяется отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания — в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.
№10
Билет 10 Роль изучения литературы в системе образования: одобряемые образцы поведения (на примере древней Греции) Придумали школу греки, и тогда образование приобрело агонистический характер, где можно соревноваться между собой. Гуманитарные предметы изучались сначала для раскрепощения и раскрытия творческого потенциала, а потом точные науки – инструмент для решения задач. Нужно было задать одобряемые образцы поведения еще в детстве: Гомер, Гесиод, Эзоп – вся античность греческих культур начиналась именно с них. Каждый из них дают разные образцы поведения. Качества Гомеровских героев (аристократический образ жизни)- это учтивость, щедрость, красивый язык, гостеприимство, забота о чести, стремление к славе. По Гесиоду его герой считает, что закон выше гордости (славы). Его принципы: труд, порядок и бережливость. Герой проявляет недоверие к окружающим, к ближнему и его честь в том, чтобы быть независимым и законопослушным. Герои Эзопа показаны уродливыми, что свидетельствует о низком происхождении. Их ценности: чем скромнее, тем лучше, соображение выгоды на первом месте – приспособление к жизни. Ссильными мира сего лучше не связываться; гневаться бесполезно; находиться в тени, сидеть тихо, уступать, соглашаться; всего добиваться трудом. Свобода духа, интеллектуальная честность не были прерогативой лишь отдельных мыслителей или художников. Это были народные качества, которые формировались и закреплялись образом жизни древних греков. Фактически, в процессе образования задавались не только ценности-цели, но и ценности-средства, ориентироваться на которые было не стыдно. Таким образом из воспитания исключилось лицемерие и дети росли не ущемлёнными и неподавленными, т.е. готовыми к античной свободе. Каждое общество воспроизводит себя через систему образования, воспитания. Именно общество заказывает какие сказки читают дети. Школа – греческое изобретение.Дети получали мощное гуманитарное образование – ибо оно формирует интеллект, т.е. способность организовать эрудицию. Япония перен
| | | | | гуманитарное образование.
|
№11
Спарта и Афины характеризуют две формы правления полисов Древней Греции, представляя собой два типа республики: аристократическую и демократическую.
В Спарте наиболее интересным кажется власть государства, впервые в истории национализировавшего процесс воспитания и представившего развитый образец государственной идеологии.
Афины демонстрируют главенство свободы граждан и демократии, ставшие краеугольным камнем современного европейского и постевропейского мира. Важнейшей вехой в развитии государства и права Афин стали реформы Солона. Многие исследователи полагают, что именно с реформ Солона и началась история Европы как таковая: история государства и права, где, в отличие от Азии, приматом стало индивидуальное, а не коллективное начало, и восторжествовал примат личности над государством.
Именно Солон провозгласил свободу афинского гражданина, которого нельзя обратить в рабство ни за долги, ни как либо иначе. Именно в греческом полисе появилось понятие «свободы» (элевтерия), тогда как в странах Востока государю нераздельно принадлежала жизнь и свобода подданного.
Но следует понимать, что особенности демократии Афин были таковы, что не все жители полиса могли ею воспользоваться. Ограничения в афинском государстве имелись для неграждан – иностранцев, рабов, женщин. Таким образом, афинская демократия была сродни демократии Соединенных Штатов Америки в момент провозглашения независимости: все люди имеют право голоса, но проблема в том, что не все представители человеческого рода считаются людьми.
Характеризуя развитие права в Афинах и Спарте, следует заметить, что древнейшим источником права этих городов-государств являлся естественный обычай.
При этом в Спарте он играл на всем протяжении истории более глубокую роль, чем в Афинах. Правовая системы Спарты была развита, значительно меньше, чем в Афинах, и даже законодательство Ликургна базировалось преимущественно на обычае.
В Афинах довольно быстро появилась прослойка профессиональных юристов, право развивалось интенсивными темпами. Хотя и оставались определенные пережитки – например, в уголовном праве заметны пережитки родового строя, в ряде случаев признавалась кровная месть – афинское право ввело многие прогрессивные интституты. Важной особенностью афинского права является тот факт, что защита частной собственности высокого уровня достигла достаточно высокого уровня, закладывая основу для развития всей дальнейшей системы европейского общества в отличие от азиатской. Многие положения римского права основываются на той специфической антично-европейской ментальности, которую заложили реформы Солона.
№12 Опыт античности и современная деловая культура: возможности и границы использования
В античности существовало множество городов-государств (полисов),которые имели демократическое устройство и жизнь которых регулировалась народным собранием, в которое входили свободные и полноправные граждане. Полноправные граждане- это категория наследственных граждан в нескольких поколениях. Полисное устройство- единственная общая черта городов-государств. Различия государств · В ландшафте. У каждого государства было разная степень комфортного существования в существующем ландшафте, природа соизмерима с возможностями человеческого восприятия. Отсутствие чувства подавленности от природных объектов означало, что нет бескрайних объектов, нет дисгармонии с ними. · Разнообразные условия (природные ископаемые, климат, культура) · Различный пантеон Богов · Различный календарь · Разная денежная система Межполисное разделение труда вызывало концентрацию разнообразия, что приводило к чувству потенциальной угрозы и страху смерти. Существовали институты, блокирующие этот страх, приводящие к терпимости к разнообразию: Религия и частная собственность. С разнообразием справлялись путем Агонистики (благородного состязания, соревнования) и Калогакатии(единства истины, добра и красоты). В Древней Греции была небольшая разница между богатыми и бедными, высокая социальная мобильность и полисное гражданство.Полис давал гарантии существования. В Греции Боги изображались идеальными, следовательно стремление к калогакатии являлось мотивом повседневной деятельности. Считалось, что быть гражданином- значит быть прекрасным. Они не стремились никому ничего доказывать, они были самодостаточными и с презрением относились к физическому труду В античности впервые возникает рабство, но это рабство было добровольным, то есть рабы могли откупиться. Рабы жили на правах младших членов семейств, хозяин нёс за них ответственность, и человек мог изменить свой статус, опираясь на его личные способности. В те времена не существовало нищих и бездомных.
№13
Билет 13 Основные функции искусства в культуре. Роль искусства в становлении личности руководителя
Массовое сознание нередко воспринимает понятие культуры и искусства как синонимы, сужая понятие культуры до содержания искусства. Но культура шире, а искусство – лишь один из его аспектов. Культура сводится к искусству из-за недостатка образования. Культура – это результат ценностного отношения к жизни, а искусство – это результат формы творчества. Наскальные рисунки появились 40 тыс. лет назад, но это не искусство. Ибо имели чисто утилитарное значение – мишень. (Мишень портилась – дыры остались).Говорить о первобытном искусстве некорректно, ибо то, что мы называем живописью служит утилитарным целям. Искусство – это результат освобождения,во первых, от прагматической ориентации, а, во-вторых, в смысле свободного владение материалом. Появление искусства – 4-3 тыс. лет до н.э. – второе отделение труда, развитие ремесла. По мере становления и развития цивилизации тенденция нарастания элементов искусства в ремесле росла. Возникновение рынка, следовательно возникает конкуренция, поэтому стараются делать все предметы красивыми. Некоторые ремесла носят пограничное приращение функциональному значению (искусство). Отделение искусства от ремесла начинается в Древней Греции.Исторически, первыми видами эмансипировавшимися от ремесла искусства – живопись и скульптура. Исток – это вазопись. Сначала – орнамент. Со временем вазопись и орнамент приобретают серьезную линию – 7-6 век – главная тема – человек,мифология и разнообразие сюжетов. Искусство – способ постижения мира. Искусство помогает постигать мир. Какие сказки читают дети так и живут. Искусство – это лишь отражение мира через призму. А марксизм не заметил, что это не зеркальное отражение мира. Это нефотографическое отражение мира. Мироощущение людей воплощается в искусстве. Существует несколько функций искусства, такие как: эстетическая функция, познавательная, коммуникативная, гедонистическая, катарсическая, социально-организующая, воспитательная, игровая, компенсаторная функции. Искусство отражает степень свободы,которое достигло общество.
№14 Эстетические аспекты реальной человеческой свободы
Свобода в широком смысле слова- это принципиальная освоенность человеком новых вещей, а в индивидуальном- это отсутствие практической потребности в какой-либо вещи.
Когда мы сталкиваемся с чем-то, с чем раньше никогда не встречались, то мы испытываем чувство страха и неопределенности, но в то же время, мы испытываем восхищение и восторг от того, что мы способны встать перед лицом опасности и найти в себе силы не убежать.
У каждого своя степень свободы, которая зависит от того, что человек уже освоил, чем он может пользоваться свободно и уверенно, а с чем он пока не сталкивался или не разобрался до конца.
Существуют возвышенные вещи, такие как космос, природа, человек, то есть то, без чего нельзя, но относительно которого мы несвободны, так как мы, возможно, никогда не сможем полностью освоить все, что скрывается за этими понятиями. Несвобода давит на нас, пугает, но, как было сказано выше, вызывает у нас восторг.
Сфера принципиальной освоенности (свободы) всегда остается неизменной. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю». То есть, чем больше мы знаем, тем меньше мы знаем, процесс познания бесконечен и если мы узнаем что-то новое, то непременно возникнет что-то связанное с этим новым и так бесконечно.
Естественных вещей в сфере того, с чем мы сталкиваемся, становится все меньше и меньше, а искусственных наоборот больше, но природы мстит за каждую победу над ней.
В заключении хочется сказать, что все прекрасные вещи- это продукт человеческой деятельности, результат индивидуальной свободы человека.
№15
Вопрос 15 Культурологический смысл категории «прекрасное» прекрасное это: 1. Положительная общественная ценность. 2. Свобода в широком смысле слова (не угрожает) 3. Свобода в узком смысле слова (отсутствие потребности в нем) Сущность прекрасного состоит в том что бы быть положительно-общечеловеч. Ценность + сферы свободы человека. Прекрасное- спокойная красота, наслаждение, умиротворение. Сфера прекрасного не сужает свободу, она насыщается искусством. Прекрасное – свободное отношение к материалу: 1. Что мы можем это делать (ведь нам нравиться делать то, от чего мы свободны, что мы умеем делать) 2. Свобода от утилитарных (творить красоту). Искусство отражает степень свободы которое достигло общество. Впервые понятие «прекрасное» стали употреблять к функциональным вещам(полезным для человека). На третьей стадии познаниея предмета(изучение его качеств с точки зрения полезности) человек решал прекрасная вещь или нет.(1. любопытство,2. страх перед новым,необычным) 10.1. Культурологический смысл теории «возвышенное» Возвышенное – это Бог, человек, любовь, природа – вызывает беспокойство, восторг, восхищение, страх. Это сфера несвободы. Как писал Пушкин: «Что гибелью грозит – то возвышенное» возвышенное противоположенное прекрасному, восхищение вызывает сам человек и счастлив тот, кто смог преодолеть страх. Спокойная красота, наслаждение, умиротворение когда мы встречаемся с чем-то новым, мы: - любопытство - страх перед новым - изучение его качеств с точки зрения полезности – человек решал прекрасная вещь или нет. Вещь полезная не прекрасна, ибо мы не свободны от нее. Сначала полезность, потом прекрасность. Возвышенное (чем оно отличается от прекрасного?) Возвышенное противоположенное прекрасному, восхищение вызывает сам человек и счастлив тот, кто смог преодолеть страх.
| | |
№16 Раскройте смысл понятия «искусство управления»
Искусство управления- это способности человека управлять людьми, делать так, чтобы его управление было эффективным и приносило пользу. Задача руководителя- помочь найти сотрудникам позитивный образ, вдохновение, дать им правильную мотивацию, иными словами, каждый руководитель должен быть искусным мифотворцем. Управленец всегда должен создавать мифы, обнадеживающие образы, даже в самых безнадежных ситуациях, но он никогда не должен использовать лукавства. Мифы пробуждают энергию действия, и эта энергия действует в интересах автора мифа, а это как раз то, в чем нуждается управленец. Сейчас все меньше людей становятся способными создавать мифы, поэтому искусством управление может обладать далеко не каждый. Задача руководителя- транслировать требования внешней среды во внутреннюю, (то есть интегрировать запросы извне во внутрь своей компании- (не уверена, придумала сама)). Успех управления зависит от оценки внешней среды. Также в искусство управления входит способность человека преодолевать препятствия, встречающиеся на его пути и создавать что-то полезное, несмотря на них. Руководитель всегда должен стремиться максимизировать эффективность процесса производства. Важным условием успешности является опора на реальные знания, то есть опора на космос.
№17
Вопрос 17 Человеческое достоинство – это, видимо, та самая абсолютная ценность человека как такового, – прежде всего как просто биологической особи со всеми ее потребностями, общими всему человеческому роду. Физическое насилие, притеснение, возмущает человеческое достоинство (точно так же как оно возмущает, то есть злит и склоняет к отпору, зверя). Но, кроме этой общей со всеми сферы, в которой биологическая особь не вольна, есть в каждой человеческой особи более или менее выраженная сфера того, в чем она должна оставаться именно вольной, свободной, то есть всегда отдельной и «другой» – это ее внутренний мир. Человек есть и духовная особь – личность; как личность, он не терпит и морального насилия, насилия над своим внутренним миром, в котором, реализуя свою свободу – свободу быть тем, что он есть – человек защищает, как минимум, собственную уникальность. С какого-то момента духовного развития человека являются категории интимного, личного дела, собственного вкуса, частной жизни; все внутри личности и касающееся лишь ее, все ее непохожее, непонятное, непредсказуемое и даже на посторонний взгляд никак не оправданное или никчемное становится свято и неприкосновенно, неподконтрольно, неподотчетно. Так достоинство человеческое, может быть, не сразу, не от неандертальца, но закономерно становится синонимом личного. Личное достоинство – человеческое достоинство в самом полном смысле этих слов.
№19 Границы реальной человеческой свободы.
Свобода – самостоятельное и сознательное самоограничение собственной свободы. Человек обретает свободу лишь в том случае, если он выходит на уровень самоопределения(моральной регуляции). Моральная регуляция не возможна без:
1. Ситуации выбора, так как готовность человека к выбору- это доверие собственному разуму. Развивать собственную свободу то же самое, что и развивать степень доверия к себе. Возможность выбора- это необходимое условие становления человеческой самостоятельности, или другими словами, самоактуализации. Актуализация, в свою очередь,- это усилия, результат, получающийся за счет приобщения к культурному наследию, творчеству. Иными словами, выбор- это признак культурного человека современного типа.
2. Наличия точки опоры. В качестве точки опоры выступает частная собственность, которая подразумевает не только частное имущество, но и рабочую силу, интеллектуальные способности, таланты и так далее.
3. Принципиального доверия человеческому разуму, которое зависит от типа культуры. Ведь все ответы на все вопросы идут наверх: к Богам, правителям и т.д.
4. Обращения к мифам, так как миф- это обнадеживающий образ неизвестного, недостающей информации, это непременное условие нормального человеческого существования
5. Доверия к самому себе
Наиболее надежна та свобода, где больше всего несвободы человека, то есть, где у человека больше ограничений и ответственности. Ответственность отличает свободу от вседозволенности, а безответственность сужает границы нашей свободы. Ответственность предполагает самоограничение личностных притязаний. Свобода конструктивна, при мере ответственности (мере свободы).
№20
Билет 20 Условия реальной человеческой свободы
Сфера свободы – это система самоопределения человека. Свобода означает автономию разума, отсюда всеобщая задача философии культуры заключается в решении вопроса: каким образом и с помощью каких средств возможно достижение этой автономии в процессе эволюции человеческого разума и воли. Существует несколько условий самоопределения, саморегуляции.Первое - это наличие возможности выбора. Второе - это наличие точки опоры. То есть, например, высказывать свою точку зрения имеет право тот, кто имеет запасную работу. Бунты никогда не инициировались неимущими слоями. Третье – это принципиальная способность человека к выбору. Четвертое – это готовность человека к выбору («могу ли я?»), что означает, верит он в свои силы или нет. В общем, свобода человека определяется его способностью организовать свою несвободу. Мы идем по пути ограничения свободы для ее сохранности. Возможность выбора – это предпосылка свободы. Ситуация выбора – это стремление ликвидировать выбор. Осуществление выбора – это точка опоры (неотчуждаемая собственность). Возможность выбора и социальные гарантии реализации - это необходимые условия становления человеческой самостоятельности (самоактуализации). Актуализация – это усилия, результат, который получается засчет приобщения к культурному наследию, творчеству. Ответственность отличает свободу от вседозволенности. Ответственность предполагает самоограничение личностных притязаний. Свобода конструктивна, при мере ответственности, мере свободы. Выборы обуславливают самоопределение, то есть личность здесь – совокупность всех предпочтенных возможностей, то есть разнообразие культуры, так как личность уникальна. Если есть доверие к человеческому разуму, то в человеческих силах сделать выбор.
№21
Совесть и долг как «механизмы» социокультурного творчества. Совесть – это чувство, некий механизм регуляции поведения. Известно, что это исторически самый молодой регулятор.До 5 в. до н.э. не было совести, ее ввел Сократ. Когда есть нормы и правила, то совесть отдыхает. Но она просыпается, когда появляется необходимость выбора. Совесть – это индикатор ситуации выбора, она показывает то уровень, на который мы можем выйти. Совесть – это примитивная нравственная самооценка, это преодоление отчуждения между чужими людьми. Требования совести адресованы всем людям, не ниже заданного уровня (любой порядочный человек поступил бы так..) Долг же – это превращение всеобщего требования в личную задачу. Действие по совести - это свободное действие.Долг выражает внешнее отношение между человеком и обществом. Стыд и честь выражают внешнюю целесообразность природы и общества. Совесть же есть голос свободного духа, делающего личность независимой от природы и подчиняющий ее только собственной высшей правде. Совесть зависит от долга, а долг зависит от счастья.
№22
Билет 22 Счастье и смысл жизни как «механизмы» социокультурного творчества
Счастье – это устойчивость, гарантия, в отличие от эмоции радости. Счастье – это положительная ретроспективна на самооценку, то есть оценка того, что произошло. После угрызения совести следует несчастье, а затем и негативная самооценка. «Я счастлива» – это оценка того, что случилось, это оценка не результатов, а себя. Счастье – возможность тратить духовную энергию, достигая высоких результатов и положительной ретроспективной самооценки. Счастье – это самореализация. Это состояние души выражается в гармонии с самим собой, ведь когда занимается тем, что ему нравится, а не тем, чем ему нужно занимать по неким обстоятельствам, он способен выразить себя, реализовать все свои способности и, вполне возможно, выполнить свое жизненное предназначение, а это ли не истинное счастье? Но счастье мимолетно.м Смысл жизни состоит в достижении счастья, каждый человек стремится к нему. А счастье – это наркотик, который постоянно хочется повторить.
№23 Закономерности социокультурного творчества
Социально-культурное творчество – это сознательная, целенаправленная, активная деятельность человека или группы людей, направленная на познание, совершенствование и преобразование окружающей действительности, создание самобытных, оригинальных по замыслу духовных и материальных ценностей, полезных и необходимых человеку в его повседневной жизни и воспитании подрастающего поколения. Соц-культурное творчество направлено на освоение вещей. Все разделяется на прекрасное, полезное и включает в себя эстетический идеал нашу уверенность что мы знаем все об этом и восприятие субъекта. Выбирая вещь мы должны понять что это и понять зачем оно нам. Следующий щаг это оценка для социума. Эстетический идеал это то что имеет отношение к человеку. Человеку всегда нужны гарантии. Прекрасному предшествует полезное. Прекрасное должно быть положительно для общества, эта вещь освоена и изучена, но она не нужна. Всегда нравится то, что освоено. Возвышенное ‘оно выше освоенного. Содержит срах и восторг перед освоением.менеджер=художник.эстетический идеал.= статегич планирование.
Прекрасный человек это тот кого мы позиционируем ниже себя. Он не причиняет вреда, но мы можем использовать его. Человек чье автономное существование зависит от нас. Главное чтоб нам было безопасно. С прекрасными людьми мы находимся в параллельных плоскостях
24 место и роль корпоративной культуры
Работа по управлению организационной культурой является неотъемлемым элементом системы управления персоналом, наряду с таким функциями, как обеспечение предприятия персоналом и разработка методов высвобождения; организация труда; система оценки персонала; мотивация трудовой деятельности и оплаты труда; система обучения и развитие персонала; работа с кадровым резервом, профориентация и трудовая адаптация персонала; обеспечение кадровой безопасности; управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением.
В силу своей функциональной специфики, корпоративная культура выступает как инструмент управления кадрами компании. Кроме непосредственного влияния на поведение и отношения сотрудников через систему ценностей, норм, символов, культура влияет на персонал посредством оказания влияния на другие элементы управления персоналом.
Корпоративная культура является внутрифирменной социально-трудовой средой, в которой происходит взаимодействие сотрудников и осуществляются мероприятия по управлению персоналом. При формировании кадровой стратегии компании необходимо учитывать особенности типа корпоративной культуры, т.е. в данном контексте она является фактором, влияющим на политику управления кадрами.
1 | 2 | Поиск по сайту:
|