|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема № 1. Введение в историю
1. Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания, как природы, так и общества. Эта проблема имеет большое значение не только для теоретического анализа, но и для конкретно-исторических исследований, а также, для того чтобы люди, изучающие один и тот же предмет, одинаково понимали друг друга. Это может быть только в том случае, если определения и терминология становятся общепринятыми, адекватно отражающими действительность. С этой точки зрения поставим вопрос. Что такое история? Одно из основных определений, характеризующих понятие истории: история – это реальный процесс развития общества в целом, а также отдельных стран, народов или сторон общественной жизни. Вместе с тем термин «история» используется для обозначения одной из гуманитарных дисциплин, изучающих человеческое общество. История – это наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей пространственной его конкретности и многообразии с целью понимания настоящего и тенденции развития в будущем. История общества представляет собой совокупность конкретных фактов и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих обществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество. Следовательно, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе. Изучение истории, как и любой другой науки, выполняет целый ряд познавательных, интеллектуально-развивающих функций. Вместе с тем история обладает огромным воспитательным воздействием. «То, что умерло как реальность – живо как назидание». В.Гюго. Знание истории своего Отечества, своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества, национальное достоинство, позволяет понять моральные и нравственные качества человечества, их развитие, истоки национальной культуры, ее достижения. Тем самым, изучение истории решает задачи не только воспитания, но и просвещения. Древние говорили: «История – наставница жизни». Действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящем человеческим ценностям. «История добывает для юности разум стариков». – Диадор. На основе образов прошлого, исторических событий постепенно происходит отбор и формирование общественно-значимых норм, морально-нравственных ценностей, складываются традиции и обычаи, образ мышления и поведения, присущий данному народу. Без таких интегрирующих качеств народ превращается в «население». Приходя из прошлого, охраняясь в исторической памяти народа, эти морально-нравственные установки имеют свое значение для прошлого и будущего. Знание прошлого своего народа и всего человечества – необходимое условие, характеризующее человека образованного, культурного, цивилизованного. Не знать историю – значит всю жизнь оставаться ребенком» -Цицерон. История – фундамент гуманитарного образования, одна из важнейших форм самосознания людей. Другими словами, она есть важнейший способ самоидентификации обществ, средство ориентации людей в социальном пространстве. Каждая национальная и социальная общность обладает определенным кругом исторических представлений о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории, деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других народов и всего человеческого общества. Благодаря этому данная общность людей осознает себя как народ на основе знаний своего прошлого, своего места в историческом процессе. Тем самым история органически вплетается в общественное сознание. Известно старинное убеждение, что национальная история есть путь к национальному самосознанию. Значение прошлого помогает понять настоящее и объясняет задачи будущего. «Тот кто закрывает глаза на прошлое, тот ничего не разглядит и в настоящем». Р.фон Вайцзеккер. Иными словами, человек должен знать свое прошлое, чтобы, опираясь на него, строить настоящую жизнь и определять пути в будущее. Или (можно сказать короче словами Кун Фу Цзы): «Хочешь предвидеть будущее – изучай прошлое». Народ, знакомый со своей историей, живет сознательно, чуток к окружающей его действительности и умеет понимать ее. Задача, в данном случае можно выразиться – долг национальной истории заключается в том, чтобы показать обществу его прошлое в истинном свете. Многовековая история человечества и история ХХ века, в том числе, свидетельствует, что национально-историческое сознание – фактор оборонный, обеспечивающий самосохранение народа. Если его разрушить, то данный народ останется не только без прошлого, без своих исторических корней, но и без будущего. Это давно установленный на историческом опыте факт. Поэтому в столкновении цивилизаций, государств, идеологий противоборствующие стороны очень много внимания уделяют дискредитации истории противной стороны, буквально борясь за умы и души людей. История всегда была и будет наукой политической. И известный афоризм Бисмарка, что «войну с Францией выиграл немецкий учитель истории», имеет в виду не превосходство немецкой диалектики над французским позитивизмом, а пронизанную идеологической целеустремленностью немецкую науку над безыдейными французскими собраниями анекдотов. Ссылками на историю различные политические силы обосновывают свои действия. Поэтому в истолковании тех или иных исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений. Читая различную историческую литературу, можно заметить, как по-разному, подчас с противоположных позиций трактуются одни и те же события. Это говорит о заинтересованности людей в результатах изучения своего прошлого. Ради этого зачастую в одних случаях происходит сокрытие фактов, в других их фальсификация и искажение. Именно поэтому, например, адепты, посвященные в великие тайны, исповедуют принцип: «Говори всегда правду, говори много правды, говори больше правды, чем от тебя ждут, но никогда не говори всей правды». А, как известно, «Самая страшная ложь - это истина, слегка искаженная». В этом плане прав Сервантес, который говорил: «Лживых историков следовало бы казнить как фальшивомонетчиков». Являясь социальной памятью человечества, копилкой его социального опыта, история передает его от поколения к поколению. А осмысление его делает этот опыт достоянием современности. История служит современности, объясняя сегодняшний день и давая материал для прогнозирования будущего. «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь» (Козьма Прутков). Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. К сожалению, в действительности так происходит далеко не всегда. Мало кто стремится строить свою жизнь, исходя из традиций прошлых поколений. Хотя в свое время неграмотный христианин хорошо знал, что «если Господь хочет наказать человека, он лишает его памяти». И тогда может произойти катастрофа. По этому случаю можно привести слова В.О.Ключесвского «Хотя и говорят о том, что история никого и ничему не научила, жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает историю». В другом случае, имея ввиду ту же мысль, он сказал: «Прошлое нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что оно не убирает своих последствий». Исходя из сказанного в истории можно выделить 5 основных функций: познавательная, интеллектуально-развивающая, практически-политическая, национально-патриотическая и воспитательно-мировоззренческая. 2. Изучая прошлое, историк, как правило, имеет дело с предметом, который в большинстве случаев он не видит, с тем, что происходило десятки, сотни, тысячи лет тому назад. Между реально существующей действительностью, то есть прошлым, и результатом исследования ученого – научно воссозданной картиной мира – стоит промежуточное звено. Его называют историческим источником (памятником). Реально существовавшее --- Исторический источник --- Научно воссозданная картина мира. Исторический источник – это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Принято выделять семь основных групп исторических источников: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, фото-кинодокументы, фонодокументы. Давно замечено, что и камни говорят, если это камни истории. Первый вопрос, которым мы задаемся при работе с источниками: насколько точно, адекватно они отражают прошлое, ведь ясно, что очень многое из прошлого безвозвратно утрачено. И все-таки, как показывает исследовательский опыт многих поколений историков, наиболее важное и существенное для каждого периода, эпохи, события фиксируется источником с той или иной полнотой. Задача историка-исследователя сводится к тому, чтобы с помощью научных методов «допросить» источник и выявить необходимую ему объективную информацию. Здесь многое зависит как от состояния и качества источников, так и от мастерства историка. Реально существовавшие в прошлом события или явления обычно называют историческим фактом (факт – это фрагмент бытия, попавший в фокус мысли субъекта, в систему знания; иначе говоря, факт – это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего сознания, зафиксированность наблюдением, экспериментом) какого-либо предмета, явления, свойства или отношения. Значение факта в науке исключительно велико; будучи достоверным, он составляет основу любого научного исследования, ибо всякая наука занимается изучением, описанием и объяснением фактов и только фактов. «Факты – это воздух ученого», - говорил И.П. Павлов. Небрежное же отношение к ним неизбежно ведет к искажению реальности. Одна из главных особенностей исторического факта – его уникальность, неповторимость. Исторический факт можно рассматривать с разных сторон, он многогранен. Он тесно связан с другими фактами, его невозможно отделить, изолировать от других фактов. Исторический факт не может быть понят вне места и времени. Обязательной чертой научного познания является доказательность выводов. История как наука оперирует установленными фактами. В ходе анализа фактов выясняется их внутренняя связь и взаимообусловленность. Дальнейшее исследование должно идти по пути обобщения, оценки всей совокупности фактов. История позволяет понять, как явление возникло, какие этапы в своем развитии прошло и во что вылилось. Она учит видеть каждое явление, каждый факт жизни, не вырывая его из конкретных, только ему присущих обстоятельств и окружения. Факты воспринимаются по-разному, в зависимости от позиции мыслителя. Мы никогда не берем факты в их чистом виде. Они всегда оказываются опосредованными характером их понимания, интерпретации. Любой факт дан нам в восходящем ряде осмысленных воззрений, которые как бы въедаются в структуру сознания, становятся привычными для миропонимания. Уже в простом «глазении» наблюдателя факт неизбежно меняет свои краски и уж тем более – оттенки, а их свечение исходит и от субъекта, от его жизненного опыта и позиции. В словах «факты меняются в зависимости от их освещения» есть доля правды. Принято выделять 3 уровня исторических фактов:1) факт – событие; 2) факт – источника; 3) факт – научно-объясненный (историографический). Факты первого уровня всегда инвариантны, т.е. однозначны, событие произошло так, как оно произошло, его уже не изменить. А вот восприятие его очевидцами-свидетелями всегда различно. Различны не сами факты, а их восприятие, их отражение в сознании очевидцев. Это то своеобразие и фиксируется или отражается в документе. Но сами по себе факты источника еще не составляют науки, так же как строительный материал еще не есть здание. Факты включаются в ткани науки лишь тогда, когда они подвергаются отбору, классификации, обобщению и объяснению, хотя бы гипотетическому. Тогда они уже переходят на третий уровень – историографический. Задача научного познания заключается в том, чтобы скрыть причину возникновения того или иного явления, выяснить существенные его свойства и установить закономерную связь между ними. «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь». К. Прутков Для прогресса научного познания особо важное значение имеет открытие новых фактов. Для того чтобы выбрать объективную картину исторического процесса, историческая наука должна опираться на определенную методологию, некие общие принципы, которые позволяли бы упорядочить весь накопленный исследователями материал, создавать эффективные объясняющие модели (концепции). Образно говоря, если факты – это кирпичики научного знания, то концепция – это целостное здание из таких кирпичиков. Что такое концепция? Система взглядов на те или иные процессы, явления; способ понимания, трактовки каких-либо явлений, событий, основополагающая идея какой-либо теории. Концепция, выработанная исследователями на основе изучения источников с определенных мировоззренческих позиций – ведущий фактор в истории науки, ибо именно в осмыслении исторических процессов и явлений, в раскрытии их закономерностей заключается задача научного познания истории. 3. Строго говоря, история непознаваема. Но непознаваема лишь в абсолютном смысле в зеркальной ее проекции. Общество обязательно оставляет многочисленные свидетельства, как материальные, в т.ч. письменные, так и устные. Они служат для историков источниками. Но любое количество источников само по себе не может передать живой картины исторического прошлого. Поэтому история – это воссоздание прошлого на основе источников, это моделирование прошлого. Причем роль математического аппарата, необходимого для моделирования выполняют современное мировоззрение, философия, общественные потребности. Ведь источники могут дать «ответы лишь на те вопросы, которые им задают», а формулируют их да интерпретируют «ответы» исследователи, которые вольно или невольно подвержены влиянию своего общества, цивилизации. Таким образом, с изменением общества, его мировоззрения меняется и история. (Корпус же источников при этом может существенно не измениться). Отсюда процесс познания истории бесконечен, во всяком случае настолько, насколько бесконечно само человечество. Все это не означает, что сейчас мы еще не знаем истории. Человечество последовательно на протяжении, по меньшей мере, трех последних столетий не только расширяло круг источников, но и создавало все более точные модели исторического прошлого. Элемент же релятивизма знания присущ всем наукам. Поиск и истолкование фактов, выяснение причин развития общества и открытие законов этого развития находятся в прямой зависимости от теоретических взглядов историка. Отличительной чертой научного познания является наличие теоретического (объясняющего)мышления. Так как историки являются членами того или иного общества, то выработанные в этом обществе философские концепции, теоретические представления, методология определяют характер анализа фактического материала. Они будут разными, например, у античных историков и летописцев средневековья, у историков-марксистов и у исследователей других направлений и школ. Вот почему, читая Карамзина Н.М., Соловьева С.М., Ключевского В.О. или труды современных ученых, следует знать, каких теоретических взглядов придерживается тот или иной автор. Теоретические представления во многом определяют концепцию историка. Но в этом же состоит и главная трудность: как определить истину из всего многообразия объяснений, толкований, объяснений фактов и концепций? Здесь нужно сделать небольшое отступление. Объект изучения - прошлое человечества и субъект, его изучающий – историк - предельно сближены. При этом следует всегда помнить, что человек является активным действующим лицом истории – и в то время, когда эта история творилась, и в момент ее изучения. Он наделен разумом, чувствами, волей. Он является творцом, субъектом истории, сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Следовательно, объект социально-исторического познания не только познается, но и создается людьми: прежде чем стать объектом он должен быть ими предварительно создан, сформирован в социальном, историческом познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деятельности в прошлом, а значит и с самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую сущность. Человек, изучая свое прошлое, изучает и себя в нем. В силу этого взаимодействие субъекта и объекта в социальном познании особо усложняется: тут объект есть одновременно субъект исторического творчества. S = О. В социальном познании все вращается в сфере человеческого: объект – сами люди и результаты их деятельности, субъект познания – также люди. Процесс познания невозможен без документальных свидетельств, созданных людьми орудий труда, памятников культуры и т.д. В обществе ничто не делается без того, чтобы не затронуть чьих-нибудь интересов. Все это накладывает определенный отпечаток на социальное познание. В силу этого, исторические источники крайне субъективны и не могут быть научно поняты без учета уровня сознания и представлений их авторов и действующих лиц. Но исторические источники изучает специалист или любой другой человек, и они, в свою очередь подходят к ним с точки зрения своего мировоззрения, уровня методологии и т.п. Изучающие источник люди также субъективны. Многократно субъективированное знание значительно затрудняет поиск истины Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |