|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Кто такие психопаты?
При обычных неврозах индивид причиняет ущерб главным образом самому себе. Инстинкты Ид направлены внутрь. А сейчас мы познакомимся с группой людей, которые, пытаясь облегчить свои напряжения, причиняют страдания в основном окружающим. Если Суперэго слишком слабо и не может удержать инстинкты Ид под контролем, индивид либо обращается за помощью к каким‑то внешним источникам влияния, чтобы сдерживать Ид, либо предоставляет инстинктам Ид свободу самовыражения. В первом случае он позволяет волевому человеку руководить его действиями или придерживается навязываемых извне стандартов поведения, будь то фашизм или религия, либо начинает руководствоваться буквой закона, считая, что, пока закон на его стороне, он ведет себя правильно, невзирая на то, что такой кодекс поведения может оттолкнуть от него окружающих. Во втором случае он следует своим желания, какими бы эгоистичными и инфантильными они ни были, не задумываясь о возможных последствиях. А когда общество наказывает его за подобное поведение, у него появляется хороший повод возненавидеть весь род человеческий. В результате он становится еще большим эгоистом и одновременно находит инфантильное удовольствие в ощущении того, что его компульсивное поведение является оправданным. Таких людей, лишенных нормальных внутренних механизмов сдерживания своего поведения, называют психопатами. В обыденной речи их часто именуют «моральными уродами», потому что создается впечатление, будто они не способны понять простейшие моральные ценности. В этом наименовании содержится также намек, что они такими рождаются, и это отчасти может быть правдой. Возможно, в их мозге от рождения недостает способности запасать энергию, а их психика не способна осуществить процесс формирования Суперэго. По строению личности психопаты делятся на два типа. Психопат первого типа – латентный, или пассивный, имеет слаборазвитое Суперэго, но большую часть времени ведет себя вполне прилично, потому что соглашается на то, чтобы его поведением руководил внешний источник влияния, например религия, закон или сильная личность, поведение которой принимается за образец. (Мы не говорим здесь о тех, кто использует религию или закон как дополнительный стержень внутренней совести; мы говорим о тех, кто использует такие доктрины вместо совести, о тех, кто руководствуется не обычными представлениями о чести и человечности, а только своей интерпретацией того, что сказано в «книгах». «Христиане», подвергающие дискриминации евреев и негров, и юристы, которые учат своих клиентов, как можно совершать бесчестные поступки и не попадать в тюрьму, являются яркими примерами латентных психопатов.) Второй тип – активный психопат – лишен как внутренних, так и внешних механизмов сдерживания, но может на короткое время укрощать себя и надевать маску добропорядочности, если это помогает ему добиться своего. С поведенческой же точки зрения разновидностей психопатов столько же, сколько есть типов поведения. Есть сексуальные психопаты, которых влечет к маленьким детям, старухам или другим необычным сексуальным объектам; криминальные психопаты, которые совершают хладнокровные убийства или крадут пожертвования для бедных; психопаты‑совратители, которые сознательно заражают молодых женщин и мужчин венерическими болезнями; психопаты‑саботажники, которые нарочно бездельничают на работе или даже занимаются вредительством, не задумываясь, какую опасность это может таить для других или сколько времени им придется потратить на исправление содеянного; психопаты‑эксгибиционисты, которые выставляют напоказ обнаженное тело или иначе «выставляются», порой рискуя при этом чужими жизнями (например, лихачи на дорогах). В принципе, можно придумать название для каждого вида психопатического поведения. Важно то, что такое поведение, какую бы форму оно ни принимало, исполняет какие‑то желания психопата, и он не думает о том, какие беды может навлечь на других и даже на себя. Диапазон поступков психопата зависит от его интеллекта и возможностей. Если он богат, он способен приносить беды в грандиозных масштабах, вроде римского императора Калигулы, который ради развлечения топил набитые людьми баржи во время праздников[13]. Если он могуществен, он может удовлетворять свои прихоти самым трагическим образом, как это делали коменданты концентрационных лагерей, заполнявшие свой досуг придумыванием новых видов пыток. Если он беден, но умен, он может специализироваться на мошенничестве, а если беден и неумен, занимается вещами, не требующими оригинальности мышления, например, поднимая ложную тревогу, примитивно разыгрывая людей или продавая информацию преступникам, а во время войны – врагу. К этому же ряду относятся многие сплетники, удовлетворяющие свои деструктивные импульсы, устраивая скандалы. Некоторые психопаты обнаруживают, что морфий и другие наркотики делают жизнь приятнее, и становятся наркоманами. Давайте проследим жизненный путь одного умного психопата и посмотрим, какие разрушения он оставляет за собой. Предприниматель Людвиг Фарбанти одно время владел Олимпийским консервным заводом, но был вынужден продать его Мидасу Кингу, и главной причиной этого стало поведение его единственного сына Локи. Локи был проблемным ребенком с младенческого возраста. Он кусал мать за грудь во время кормления, а приучить его к туалету было почти невозможно. В школе он наводил ужас на девочек своей жестокостью. Однажды он нашел перочинный нож и полоснул им руку Минервы Сейфус, которая сидела с ним за партой. После этого случая его пришлось отдать в частное военное училище, но и там с ним не смогли справиться. Наказания оказывали единственный эффект – Локи регулярно убегал из школы. Однако уровень его интеллекта был выше среднего, и экзамены ему удавалось сдавать без проблем. В колледже он вечно был в долгах как в шелках и начал подделывать подпись отца на чеках. Поскольку мистер Фарбанти в конце концов всегда расплачивался, из уважения к нему никто из коммерсантов в полицию не обращался. Во время летних каникул Локи проводил время, переезжая из города в город; ему никогда не хватало тех денег, которые выделял отец, и денег немалых. Он вечно пытался произвести впечатление на кого‑нибудь и потому имел роскошный гардероб, останавливался всегда в лучших отелях и поил и развлекал кучу людей. Он не был особенно разборчив в знакомствах, вследствие чего дважды болел гонореей и несколько раз попадал в тюрьму за пьянство. Наконец отец его не выдержал растущей лавины расходов и твердо заявил, что больше не будет оплачивать поддельные чеки. И на этот раз он был намерен свое слово сдержать. Это Локи не остановило. Если ему что‑то нравилось в магазине, он это покупал. Он был так хорошо одет и так красноречив, что ему не стоило труда сбывать фальшивые чеки. Ему никогда не удавалось скопить достаточно, чтобы купить автомобиль, но он постоянно брал машины напрокат, а его кутежи обеспечили ему большую популярность среди девушек. Некоторые из них попали благодаря его милости в беду, но только после того, как электрик Эмброуз Патерсон пригрозил Локи револьвером за попытку соблазнить его младшую сестру Дафну, молодой человек счел за благо покинуть Олимпию и Аркадию. Именно для того, чтобы уладить проблемы с пострадавшими девушками, мистеру Фар‑банти пришлось продать свое предприятие. Он бы не стал расплачиваться за грехи Локи, но считал, что не может оставить в беде ни в чем не повинных подружек своего сына, сколько бы это ему ни стоило. Локи направился в Лос‑Анджелес, где с помощью своего красноречия сумел устроиться диктором на радио, внушив работодателю, что имеет большой опыт работы в эфире. Здесь он впервые узнал, как сильно способен влиять на людей красотой своего голоса, и стал пользоваться этим. Однажды вечером Локи ради развлечения заявился на какое‑то религиозное собрание. Его пригласила туда богатая женщина средних лет, с которой он жил. Размер пожертвований, вносимых верующими на богоугодные дела, стал настоящим откровением для него, и, тщательно обдумав этот вопрос, Локи решил при помощи своей пожилой сожительницы сделать на религиозном рвении людей хорошие деньги. Прочитав несколько книг по теософии, спиритуализму и «христианской науке», он учредил свою собственную религиозную секту под названием «Вы рады». Пользуясь деньгами и связями своей подруги, а также своим красноречием и даром убеждения, он вскоре стал популярным проповедником и евангелистом и через некоторое время смог даже открыть отделения в нескольких городах западных штатов. Со временем Локи ввел правило, согласно которому его истинные последователи должны отдать церкви все свое имущество. Он приобрел несколько доходных домов и поселил в них своих учеников – за плату. В каждом доме он открыл кооперативный ресторан, где за немалые деньги кормились его последователи. С помощью этих и других способов ему удавалось выманить у своих последователей значительную часть их доходов и капитала, которые переводились на счет церкви, который был открыт, впрочем, на имя Локи. Однажды он решил, что роль проповедника ему наскучила и что накопилось немало других причин для отъезда в дальние края. Не подавая виду, что собирается уезжать, Локи обналичил активы церкви и удрал с деньгами в Германию, где завел дружбу с находившимся в бегах грабителем банков по имени Макси. А когда Макси умер, Локи проявил интерес к национал‑социалистической партии. Во время войны Локи под вымышленным именем сочинял для нацистов антиамериканские пропагандистские материалы. Некоторые из его последователей после бегства Локи прозрели и обратились в полицию. Но многие по‑прежнему верят в него, поскольку он ловко подготовил их к своему исчезновению. По сей день некоторые клянутся, что своими глазами видели, как ангелы вознесли его на небо. Мать шестнадцатилетней девушки, которую Локи увез с собой в Германию, а позже сдал в один из борделей Буэнос‑Айреса, покончила с собой, когда его приятель Макси рассказал ей о судьбе ее дочери и попытался шантажировать ее. История Локи иллюстрирует многое из того, что мы сказали о психопатах. Очевидно, что совесть не препятствовала Локи делать то, что ему хотелось, тогда, когда ему этого хотелось. Ясно также, что интеллект его тоже не останавливал. Когда ему хотелось выпить или вступить в половую связь, он делал это, невзирая на последствия. Если бы совесть или интеллект управляли его импульсами, он не заразился бы гонореей и не подвергал бы себя риску, подделывая чеки. Его поведение несколько отличалось от поведения тех, у кого совесть есть, но кто действует вопреки ей, например, чтобы отомстить родителям. Поведение Локи было безобразным с самого начала, и каких‑либо признаков исправления за ним не замечалось. И во многих ситуациях он вредил себе даже больше, чем окружающим. Некоторые события из жизни Локи достаточно типичны и могут быть обнаружены в биографиях многих психопатов. Они почти всегда плохо ведут себя и в раннем детстве, и в школьные годы. Если они попадают в школы, где практикуется суровая дисциплина, таких детей рано или поздно исключают. Став взрослыми, они живут не по средствам, спекулируют добрым именем семьи, если таковое имеется, бродяжничают по стране, ведут по возможности экстравагантный образ жизни, заражаются венерическими болезнями, попадают за решетку, причиняют страдания женщинам, дурят людей, избегают всякого рода дисциплины и причиняют неприятности практически всем, с кем вступают в контакт. Для подобных людей все перечисленное становится настолько тривиальным, что, когда измученные родители обращаются наконец за помощью к психиатру и начинают рассказывать свою историю, как правило, врач легко может досказать за них остальное. Психиатры пока еще не способны достаточно удовлетворительно объяснить, почему некоторым людям в первые годы жизни не удается обзавестись обычными механизмами внутреннего контроля за своим поведением. В этой связи интересно сравнить поведение психопата с поведением диких животных, которых можно приручить только запугиванием. Даже домашние животные, у которых некое подобие Суперэго, по‑видимому, формируется, своим поведением ближе к нормальному человеку, способному жить в обществе, чем психопат.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |