|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Выходные данные
Научно‑популярное издание
БЕРН Эрик ПСИХИКА В ДЕЙСТВИИ
THE MIND IN ACTION by Eric Berne, M.D. 2nd pr. – N.Y.: «SIMON AND SCHUSTER», 1947.
Перевод с английского – П. А. Самсонов Оформление обложки – М. В. Драко
Подписано в печать с готовых диапозитивов 31.01.2007. Формат 84x108/32. Бумага газетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 22,68. Уч. изд. л. 17,31. Тираж 5100 экз. Заказ № 424.
ООО «Попурри». Лицензия № 02330/0056769 от 17.02.04. Республика Беларусь, 220113, г. Минск, ул. Восточная, 133–601. При участии ООО «Харвест». Лицензия № 02330/0056935 от 30.04.04. Республика Беларусь, 220013, г. Минск, ул. Кульман, д. 1, корп. 3, эт. 4, к. 42. Республиканское унитарное предприятие «Издательство „Белорусский Дом печати“». Республика Беларусь, 220013, г. Минск, пр. Независимости, 79.
[1]Основание и происхождение (лат.). – Прим. перев.
[2]Персонажи комиксов 1920‑1930‑х годов. – Прим. перев.
[3]Видимым исключением, не согласующимся с приведенными выше аргументами, является сложное заболевание под названием «афазия», на рассмотрении которого мы здесь не будем останавливаться.
[4]Сен‑Сир – вымышленный Берном писатель, которого он иногда «цитирует». – Прим. перев.
[5]Имеется в виду Зенон из Китиона, основатель философского учения «стоицизма». – Прим. перев.
[6]Взяты из книги Frederick Hutton Getman and Farrington Daniels, Outlines of Physical Chemistry.
[7]Стоит заметить, что не только человек, но и некоторые другие млекопитающие, похоже, способны к формированию «Суперэго» посредством схожего процесса интроекции. Особенно это относится к некоторым породам домашних собак. Других животных можно «дрессировать», но доверять их «совести» нельзя.
[8]«Кашне» буквально означает по‑франц. «прячь нос». – Прим. перев.
[9]По мнению автора, динамическая реальность замедленного кино и статическая реальность картин Сальвадора Дали ближе всего передают нереальность сновидения.
[10]В более сложные напряжения, проявленные этой жаждой молока, мы здесь вникать не будем.
[11]Состояние очень многих пациентов с такого рода заболеваниями с течением времени безо всякого лечения улучшается настолько, что они могут вернуться к прежнему роду занятий. См. раздел 7 восьмой главы.
[12]Цифры в этой истории соответствуют номерам комментариев в конце раздела.
[13]Хотя поступки Калигулы служат ярким примером «бессовестного поведения», схожего с поведением психопатов, на самом деле полагают, что он был шизофреником.
[14]Насколько это известно автору и его знакомым правоведам.
[15]Источники приведенных цифр указаны в примечаниях в конце главы.
[16]«Бигфут» значит «большая нога». – Прим. перев.
[17]Дети, в очень юном возрасте пережившие развод родителей, если только этот развод не осуществлен с крайней деликатностью, часто, даже став взрослыми, находят жизнь очень сложной.
[18]Дерматологи – это одна из групп врачей, которые особенно интересуются возможностями психиатрического лечения. Они по своему опыту знают, насколько сильно эмоции могут влиять на физические симптомы болезни.
[19]Рекс был физически сильным мужчиной, и ему не было причин бояться кого бы то ни было. На самом деле он боялся проявлений своих собственных либидо и мортидо в отношении других. Он решал эту проблему, подавляя инстинкты Ид и избегая контактов с людьми, которые могли активизировать эти подавленные влечения.
[20]Психиатры обычно позволяют пациентам делать все, что им заблагорассудится, особенно в начале процесса лечения. Работа психиатра – наблюдать, что пациент делает, и помочь ему понять, почему он делает это, а вовсе не учить его правилам поведения.
[21]Психиатр хочет знать, что беспокоит пациента. А некоторые горе‑врачи любят порассказать пациенту, что, по их мнению, его должно беспокоить.
[22]Этим иллюстрируются двойственные чувства, которые невротик‑отец вызывает у ребенка. Рекс хотел только любить своего отца, а тот ему этого не позволял. Он вынуждал Рекса ненавидеть. Нервный срыв Рекса имел две главные причины: во‑первых, потеря любимого человека, а во‑вторых, чувство вины, растущее из бессознательного желания отцу смерти. Точно такой же механизм мы наблюдали на примере Уэнделла Мелеагра после смерти его дяди.
[23]Рекс не чувствовал себя отдохнувшим после ночного сна, потому что по ночам ему приходилось заниматься тяжелой работой – удерживать под контролем напряжения Ид.
[24]О некоторых вещах лучше бы не говорить.
[25]Такие слезы, дающие выход долго копившейся печали и злости, полезны и целебны. Они помогают облегчить напряжения Ид и перенаправить их в более здоровое русло.
[26]Что подвергало дополнительному давлению и без того растревоженные напряжения Ид.
[27]Учитывая, как повлияли на его напряжения Ид отношения с отцом, немудрено, что Рекс не умел ладить с начальством.
[28]Это заболевание не такая уж редкость, как можно подумать. Оно называется общей алопецией.
[29]Это означает, что бессознательное Рекса приступило к формированию образа врача. Это был хороший знак, потому что именно этому образу суждено было сыграть важнейшую роль в излечении Рекса. Чем быстрее формируются такие образы, тем лучше. Вспомните историю Горация Фолька, кузена Рекса. В трудных случаях для проявления образа могут потребоваться месяцы.
[30]Это был особенно хороший знак. Это значило, что Рекс уже готов признать врача доверенным хранителем своей внутренней эмоциональной жизни.
[31]Даже такой простой и малообразованный человек, как Рекс, может быть поэтом во сне. Есть некая схожесть между сновидением Рекса и сновидениями фараона, описанными в главе 4 Бытия.
[32]Большинство психиатров, и особенно психоаналитики, используют интуицию в своей работе, и при наличии достаточного опыта и осторожности она редко их подводит. Доктор Трис не объяснил, почему ему так казалось, это было всего лишь «предчувствие», впоследствии оказавшееся правильным. Аналогичным образом, услышав о шести смерчах, он догадался, что они олицетворяли собой братьев Рекса, и был уверен в том, что у него шесть братьев, еще до того, как Рекс сам об этом сказал.
[33]Это можно назвать «вторичной выгодой» болезни. Недуг почти всегда помогает индивиду удовлетворить некоторые из инфантильных напряжений Ид – вроде желания быть в центре внимания, желания доминировать в семье, желания наказать себя и других и т. д. Бессознательное, если его не держать в узде, использует болезни так же, как использует все остальное – для достижения своих эгоистических целей.
[34]Сознательной веры недостаточно. Чтобы воздействовать на невротические симптомы, не поддающиеся сознательному контролю, «вера» должна проникнуть на бессознательный уровень. Сновидения открывают истинное отношение бессознательного к врачу, которое может кардинально отличаться от сознательного отношения пациента.
[35]Как мы уже знаем, образ врача, формирующийся в психике пациента, играет весьма важную роль в процессе лечения. И чем меньше объективной информации для формирования такого образа, чем больше этот образ черпает из собственного бессознательного пациента, тем быстрее больной пойдет на поправку. Главным источником исцеления являются бессознательные чувства пациента, поэтому чем меньше объективная реальность вмешивается в этот процесс, тем лучше. Это значит, что чем меньше пациент знает о личной жизни врача, тем это полезнее. Некоторые люди ощущают это инстинктивно, и в этом одна из причин, почему больные, живущие в Сан‑Франциско, порой вызывают врача из Нью‑Йорка, а нью‑йоркские больные звонят сан‑францисским специалистам. Образ врача играет важную роль в лечении любых болезней, как «физических», так и «психических». Этим объясняются случаи исцеления, достигнутые некоторыми шарлатанами, и этим же отчасти объясняется старое утверждение о том, что «нет пророка в своем отечестве».
[36]Для психиатра подобное молчание является весьма красноречивым и многозначительным. В данном случае оно отражало боязнь Рекса проявить инстинкты своего Ид в каких бы то ни было действиях.
[37]Последующие беседы показали, что это действительно имело место. В любом случае в таких ситуациях обычно можно быть уверенным лишь в том, что что‑то похожее было. С другой стороны, в большинстве случаев совершенно неважно, происходило событие в действительности или нет. Важно то, что у пациента сформировалось определенное представление, сыгравшее важную роль в развитии невроза. Были ли реальные основания для такого представления или нет, вопрос второстепенный. Неврозы вызывают именно представления о реалиях, а не сами реалии.
[38]Рекс не отдавал себе отчета, что сказанные им слова фактически подразумевали следующее: «Всякий раз, когда я раскрываю душу, я нервничаю. Я боюсь, что, если я привлеку к себе внимание, люди узнают тайну моего рождения, и тогда даже самые милые и добрые из них будут без колебаний называть меня ублюдком, даже несмотря на то, что на самом деле я законнорожденный».
[39]Рекс так сильно подавлял свои инстинкты Ид, что даже во сне боялся дать им волю.
[40]Впоследствии оказалось, что Гала вовсе не была «одной из многих». Она взволновала Рекса с первой встречи, но из вечного страха перед своими собственными эмоциями он подавил свои чувства к ней. Поэтому на уровне сознания она была для него «одной из многих», но сильное чувство продолжало жить на бессознательном уровне, вследствие чего и возник тот чудесный образ Галы, привидевшийся Рексу во сне. Его сознательное отношение к другой девушке, с которой он встречался, не могло противостоять бессознательной любви к Гале, на которой он впоследствии и женился. Вполне вероятно, что, если бы он женился не на ней, а на другой, их брак не был бы счастливым, потому что образ Галы продолжал бы жить своей жизнью в бессознательном, внося путаницу и элемент измены в его чувства по отношению к жене. Брак вследствие «чудесного сна» – ситуация отнюдь не уникальная. Схожий случай описывается в интереснейшей автобиографии Джероламо Кардано, знаменитого физика и астролога XVI века.
[41]Это был уже настоящий прогресс. Рекс наконец позволил своим чувствам выразиться открыто, пусть даже во сне. Интересно отметить, что как раз в тот момент, когда это случилось, волосы начали понемногу отрастать.
[42]Рассказав ту историю о своей матери, Рекс впервые проявил решительность и «совершил поступок». Это так его напугало, что он тут же забыл о содеянном.
[43]Это значит, что образ врача теперь стал мощной движущей силой в сознании и подсознании Рекса. Рекс перенес на этот образ многие из своих аномальных чувств, оставшихся с раннего детства. С новым образом врачу справиться было намного легче, чем с детскими образами, лежавшими в основе первоначальных симптомов.
[44]В связи с некоторой критикой, раздающейся в адрес психоанализа, следует отметить, что воспоминания Рекса о сексуальном инциденте с его матерью, не были бессознательными, что вполне сознательными были и некоторые его реакции на этот инцидент. Однако были еще и бессознательные реакции, и именно они в наибольшей мере отразились на его супружеской жизни и вообще на его отношении к жизни (а значит, и на счастье его жены и детей).
[45]Такое операционное разграничение между психиатрами и психологами не защищено от критики, но это лучшее, что я могу предложить после долгих обсуждений этого вопроса с многими психологами.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |