|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СПРАВКА
ЗАНЯТИЕ 1. Введение. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). Самобытность русского романтизма - ведущего направления русской литературы 1-й половины XIX века.
I. СПЕЦИФИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ Литературный процесс в России является органической частью мирового литературного процесса. Русская литература, насчитывающая в своем развитии десять с лишним веков, прошла через те же самые стадии, что и литература мировая (точнее - европейская). Как и в истории большинства европейских литератур, в истории русской литературы традиционно выделяются периоды древней (старой) и новой словесности. Древнерусской литературе свойственны те же самые стилевые и жанровые закономерности, что и другим литературам средневековья. Русская литература нового времени развивается в русле общеевропейского процесса, проходя через стадии классицизма, романтизма, реализма и вступая на рубеже веков (XIX - XX) в полосу общего мирового культурного кризиса. СПРАВКА Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв, одной из характерных черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеалу. С точки зрения представителей классицизма, важным и ценным является лишь то, что непреходяще, неподвластно времени. Это определило и четкие нормы, требования художественных правил: каждый жанр и вид искусства имеет строгие содержательные границы и формальные признаки. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Романтизм -литературное направление, сформировавшееся в начале 19 века. Основополагающим для романтизма стал принцип романтического двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала - окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразились в уходе романтиков от современных тем в мир истории, преданий и легенд, сна, мечты, фантазий, экзотических стран. Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя характерно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощущение и в то же время бунтарство и мятежность. Реализм (лат. вещественный, действительный) – направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах. Признаки: 1. Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни. 2. Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира. 3. Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях. 4. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее. 5. Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.
В то же самое время русская литература - это феномен национальной культуры России, и национальное своеобразие культурного процесса определяет специфику эволюции русской литературы в целом. О самобытности национальной культуры и литературы России впервые по-настоящему заговорили в конце XIX в., когда со всей отчетливостью стало ясно, какое эстетическое и нравственное богатство представляет собой русская классика XIX в. «Положительно можно сказать, что почти никогда и ни в какой литературе, в такой краткий срок не являлось так много талантливых писателей, как у нас, итак сразу, без промежутка» (Ф.М. Достоевский). «Культура у нас еще очень молода. Триста лет назад Англия имела уже Шекспира, Испания - Сервантеса, а немного позже Мольер смешил Францию своими комедиями. Наши же классики начинаются только с Пушкина; всего каких-нибудь сто лет. И смотрите, мы начинаем обгонять: Тургеневым, Достоевским, Толстым зачитывается весь мир» (А.П. Чехов). Итак, какие же периоды в истории русской литературы мы выделяем? Об одном, самом большом делении мы уже говорили - это литература средневекового (древнерусская) и литература нового времени. Древнерусская литература охватывает период с X по XVII вв. Начало русской литературы нового времени традиционно относят к XVIII в. (или к рубежу XVII-XVIII вв.), а XVIII в. открылся петровскими преобразованиями и решительным разрывом с культурными традициями старой Руси. XVIII в. положил начало формированию принципиально новой, светской культурной традиции, и современная культура является непосредственной наследницей петровских реформ. XVIII в. в истории русской литературы долго считался ученическим, несамостоятельным по сравнению с западноевропейской культурой нового времени. В XIX в. русская литература приобретает мировое значение, и решающая роль здесь принадлежит, разумеется, А.С. Пушкину, потому что именно Пушкин в своем творчестве преодолел резкое отставание русской литературы от ведущих европейских литератур и вывел ее вперед.
Кризис русской культуры не рубеже XIX - XX вв. во многом был связан с кризисом русской литературы ее классической эпохи. Именно на это время приходится расцвет творчества А.П. Чехова - художника, решительно отказавшегося решать поставленные в произведениях вопросы; он прежде всего художник, в его творчестве литература выступает в своей основной - эстетической - функции, отказываясь от претензии на преображение жизни по законам искусства или его средствами. Чехов завершает традицию золотого века русской классики и в то же время является предтечей нового, «серебряного века», предложившего иную модель взаимодействия художника и общества. Русская литература рубежа веков (XIX -XX) выдвинула идею свободного искусства и автономии художника, однако Октябрь 1917 г. с его идеологическим и политическим диктатом прервал естественное течение литературного процесса. Литература Советской России представляет собой достаточно сложное образование. При ее изучении когда-то на первый план выдвигались такие имена, как М. Горький, М.М. Шолохов, В.В. Маяковский, А.А. Фадеев, Н.А. Островский - писатели, так или иначе связанные с идеологией победившего пролетариата, с методом социалистического реализма. Когда пришло время перестройки, эти имена заменились другими - М.А. Булгаков, М.И. Цветаева, А.П. Платонов, А.И. Солженицын. В настоящее время только вырабатывается новый взгляд на историю русской литературы новейшего времени - более объективный взгляд, согласно которому нельзя так просто поменять плюсы на минусы, красное на белое. Важно понять, что и писатели «социалистического реализма, и представители «неофициального направления» - общие участники одного и того же литературного процесса, что непроходимой грани между ними не было. Наконец, необходимо сказать несколько слов о современной литературе, литературе текущего времени (конец XX - начало XXI вв.). К этому времени относится публикация так называемой «возвращенной литературы», по разным идеологическим причинам не напечатанной в свое время, время непосредственного ее создания - и таким образом изъятой из литературного процесса 1918-1970-х гг. Как и на рубеже веков (XIX-XX), так и сейчас в современной критике встречаются утверждения о гибели русской литературы, о ее вырождении. Негативных примеров достаточно, тут и расцвет так называемой «другой прозы» (откровенно натуралистической), и сомнительные эксперименты постмодернистов, и невиданное засилие массовой литературы. Из всех многочисленных функций литературы на первый план выдвинулась функция собственно художественная и развлекательная. Итак, подведем итоги. В истории русской литературы мы выделяем два больших периода - периоды древнерусской литературы (X - XVII вв.) и новой литературы (XVIII - XX вв.). Литература нового времени подразделяется на литературу XVIII в. (время формирования национального своеобразия отечественной словесности); литературу XIX в. (расцвет русской классики, приобретающий мировое значение); литературу рубежа XIX - XX вв. (до Октября 1917 г.) и литературу XX в. послеоктябрьского периода, с 1917 г. до наших дней. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |