|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Виды звуков в КВНеОтбивка (отбива, перебивка, откат) ― можно сказать, основной КВНовский звук. Это некая короткая мелодия или фрагмент песни, завершающие шутку или миниатюру. Основные задачи отбивки ― показать законченность номера («отбить» один номер от другого), усилить его эффект, а также «прокачать зал». Кроме того, отбивка создает небольшую паузу для того, чтобы команда успела подготовиться к следующему номеру, а зритель отсмеялся и не заглушил своим смехом начало этого нового номера. Разновидностью отбивок можно назвать звук на выход команды и звук на поклон (его часто называют финалкой или закрывашкой). Да-да, если вы еще не заметили по видеозаписям КВНовских выступлений, в большинстве случаев команды выходят на сцену под музыку и уходят (кланяются) тоже под музыку. Так что в вашем арсенале должны быть соответствующие звуки. Темак ― мелодия, обычно звучащая перед началом номера или шутки и создающая определенное настроение. Чаще всего это мелодии, четко ассоциирующиеся с определенным местом, персонажем и т.п. Например, на после представления номера «Умирает старый дон» непременно последует мелодия из фильма «Крестный отец». Подклад (подкладка, подложка, фон) ― фоновая музыка, опять же создающая настроение, звучащая фоном на номере. Очевидно, что главное требование к подкладу ― такое его воспроизведение, которое не заглушает слова игроков и не отвлекает от них и от действия на сцене. Фон чаще всего лучше подбирать бодренький, но ненавязчивый (если иное не вытекает из «настроения» номера). «Реквизитный» звук ― звук, необходимый для подчеркивания какой-либо детали выступления (отсюда мое название «реквизитный», оно не распространено в КВНовской среде, но в контексте данного поста помогает понять специфику этого вида звуков). Например, если по сценарию вы отвечаете на звонок по мобильному, вполне очевидно, что перед тем, как вы поднимете трубку, должен прозвучать звонок. Если в сценке вы стреляете в кого-нибудь, вам нужен звук выстрела. Обычно «реквизитные» звуки отличаются своей «короткостью», поэтому, чтобы проигрыватель после их воспроизведения не переключался тут же на следующий звук, запишите в конце каждого «коротыша» тишину не менее 5 секунд. Минус (минусовка) ― то, что в быту называют фонограммой, т.е. музыкальная часть песни, мелодия без записанного голоса, предназначенная для пения игроками песни с оригинальными или переделанными словами. Иногда вы можете услышать термины, обозначающие, каким образом получен минус или какого он качества. Если это задавка, то из трека вырезаны определенные частоты, на которых «хранился» голос, а оставленные частоты усилены. Задавки чаще всего самая некачественная разновидность минуса. Если же это нарезка, то минус нарезан из оригинальных фрагментов, в которых не было голоса. Ор ― это оригинал, т.е. минус, либо напрямую полученный из студии, где записывался для основного исполнителя, либо очень качественно «подделанный» профессионалами. Бэк ― минус с записанным бэк-вокалом. Орбэк ― соответственно оригинал минуса с записанным бэк-вокалом. Здесь же скажем о таком виде фонограммы, как полуплюс ― это фонограмма, где звук вырезан лишь местами. Плюс ― это, как легко догадаться, противоположность минуса, т.е. мелодия с голосом. Он может использоваться в отбивках и темаках, а также в оформлении синхробуффонады (номера, построенного на визуальной игре на фоне звуков). В некоторых командах существует практика разные виды звуков обозначать в сценарии разными цветами (например, отбивки ― зеленым, подклады ― синим и т.д.). Это связано с тем, что воспроизводятся эти звуки по-разному и звукорежиссер по-разному должен включать каждый звук. Впрочем, звукач может и сам делать для себя пометки в своей копии сценария. Как выбрать отбивки Идеальная отбивка ― такая, под которую зритель будет хлопать и в которой он будет чувствовать положительную энергетику. Так что чаще всего отбивки нарезаются либо из очень популярных в момент выступления песен, либо из ремиксов, клубной и другой энергичной музыки. Вместе с тем не используйте мелодии, которые используют все. Если нынче модна какая-то клубная мелодия, она, скорее всего, станет «хитом» КВНовских отбивок у десятков команд. Представьте, если все они выйдут на одну сцену? Это будет бенефис одной мелодии. Это надоест. Некоторых зрителей начнет «тошнить» от этой отбивки, и им уже будет неинтересно, что вы там показываете на сцене. Так что ищите новые, «свои» мелодии, неповторимые; будьте оригинальными в выборе отбивок, а не следуйте за толпой. Обычно звуковой ряд выступлений в визитке состоит из двух–трех отбивок, т.е. вам не нужно на каждую шутку искать отдельный трек. И со временем за счет того, что эти «избранные» отбивки часто звучат, они становятся «фирменными». По ним могут узнать команду, и если другая команда начинает их использовать, то все равно вспоминается команда-«первоисточник». Если у вас уже есть определенный набор отбивок, вам пригодится совет моей знакомой, КВНовского звукорежиссера с большим стажем: «Слушаем плей-лист потенциальных отбивок с листком бумаги. Если нравится ― тогда записываем номер отбивки из списка. Потом спустя час слушаем все по второму кругу, опять записываем, но уже на другом листочке. И так делаем раза 3–4. Потом сравниваем листочки и выписываем совпадающие во всех трех–четырех листочках отбивки». Оговорюсь только, что не каждая отбивка подойдет для «отбивания» каждого номера. Тот человек, который компонует звуки для итоговой версии сценария, должен прочитать сценарий вслух и воспроизвести звуки в соответствии с ним. Вполне возможно, что выяснится: после определенной миниатюры нужна другая по настроению или темпу отбивка. Песни и пение Сразу скажу: петь в КВНе стоит только тогда, когда вы уверены в том, что сможете хорошо исполнить песню. Значит, либо у вас должны быть поставлены голоса, либо кто-то споет песню за вас. Это как с шуткой: если ее плохо сказать, ее не поймут и она «не сработает». Проще говоря ― если петь, то петь хорошо. А если во рту каша и слова непонятны или зрителя коробит от ваших «певческих» голосов, то какой тогда смысл петь? Также тысячу раз подумайте перед выбором сложной по исполнению песни (например, где сложный ритм или очень часто меняются тембры голосов). Примером такой песни может быть «Bohemian Rhapsody» группы «Queen». Что касается рэпа, то помимо сложности исполнения вы еще можете столкнуться с тем, что большинство слов в вашем речитативе просто-напросто не поймут зрители. С пением связаны особые элементы приветствия, а иногда и других конкурсов — выходная и уходная песни, т.е. песни в самом начале конкурса и соответственно в самом его конце. В отношении выходной песни правило такое же, как на конферансе: ее следует петь не в момент самого выхода, а уже стоя у микрофонов. Мелодия этих песен обычно зажигательная, чтобы разогреть зал перед собственно юмором (хотя никто не запрещает начать шутить уже в самой выходной песне). Если выступление на обычном уровне, то уходная песня (финалка) должна быть такой, чтобы зал мог провожать команду овацией, ― бодренькой, ритмичной, маршевой, желательно с шутками. Лирическая же финалка хорошо смотрится после очень мощного выступления, и в этом случае зал «пускает слезу». Впрочем, иногда выходную и уходную песни пишут и на одну мелодию. Часто у молодых команд возникает мысль, что длина КВНовской песни должна соответствовать длине оригинала, т.е. нужно переделывать все 15 куплетов. На самом же деле всегда нежелательно использовать два и более куплетов (кроме как в КОПе или в музыкальном блоке, где куплет несет конкретную смысловую нагрузку). Чем длиннее песня, тем неинтереснее становится смотреть выступление, ведь оно затягивается, а шуток в песне может и не оказаться. По этой же причине неверно представление о том, что чем больше будет песен в сценарии, тем лучше. Еще одно правило ― любая КВНовская песня, в том числе и выходная, должна быть смешной, т.е. в текст должна быть заложена хоть какая-то смешная идейка или полушутка. Если же в песне сильный по юмору текст, ее не стоит усложнять масштабным танцем или, например, визуальным рядом на экране, потому что от этого внимание зрителя «раздвоится», а реакция на ваш сильный текст, соответственно, «уполовинится». Бывают случаи, когда написалась хорошая и смешная по тексту песня или же перед командой стоит задача написать песню (например, когда один из конкурсов игры ― конкурс одной песни), но нет ресурсов эту песню исполнить. Как быть, если команда непоющая, т.е. ни у кого из членов команды нет голоса? Как я уже говорил, можно пригласить поющего человека, который исполнит песню. Другой, особенно распространенный в телевизионных лигах вариант ― подпевка: несколько человек, обладающих определенным слухом и голосом, стоят сбоку от сцены и поют в микрофон, в то время как КВНщики лишь открывают рты и танцуют. По крайней мере в массовых песнях использование подпевки всегда лучше, чем собственное фальшивое пение. По поводу случаев, когда за тебя слова песни поет подпевка, в далеком 2005 году в Сочи давали такой совет: «Если не знаешь слова песни, пой с выражением слово “тридцать три” много раз». Сами понимаете, что вариант с подпевкой не всегда возможен в конкурсе одной песни, где песни ждут от самой команды (см. подробнее в посте о подготовке КОПа). Ну и маленькое предупреждение певцам и певицам: пиво и шоколад сажают голосовые связки. Звукач Как я уже писал, звукорежиссер (звукач, тапер, звукарь, звуковик) ― одна из самых важных фигур в команде. Его надо холить и лелеять. Что делает звукорежиссер? Это именно тот загадочный человек за сценой, который включает звук во время выступления. «За сценой» ― это где-то в зале на галерке за режиссерским пультом либо за кулисами (как на играх Высшей лиги). Звукач отвечает лишь за воспроизведение файлов и их громкость во время выступления конкретной команды. А за уровень звука в микрофонах и другом оборудовании обычно отвечает специальный человек в зале (я бы его назвал «общий звукорежиссер мероприятия»). Но даже в плане установления громкости звука таперу придется тренироваться. Ведь одно дело ― включать отбивки, совсем другое ― подложки и темаки. По работе молодых звукачей иногда создается впечатление, что для всех этих звуков одна громкость, и потому отбивка может оказаться слишком тихой, а подклад, наоборот, будет звучать громче слов актеров. Искореняйте такое мельтешение. Чуть ли не главное, что должен уметь звукач, ― это ориентироваться в ситуации, складывающейся на сцене и в зале. Если проще ― звук должен включаться вовремя, а не за 5 секунд до нужного момента или через 5 секунд после. Это хоть и звучит просто и слишком очевидно, но вот на практике молодые звукачи частенько допускают «косяки»: то мелодия начнется раньше, чем фронтмен сказал последнее слово, в котором и была вся соль шутки, то включается не тот звук, то мелодия звучит слишком долго и игрокам приходится ее перекрикивать, чтобы начать новый номер. А ведь не игрок ориентируется на звукача, а звукач на игрока. Поэтому если после номера не включается отбивка, то это не повод стоять на сцене и тупо ее ждать ― как знать, может быть, звук в ближайшие 10 минут вообще и не включится. Звукач должен следить за реакцией зала и уводить звук только тогда, когда зрители отсмеются после шутки. В противном случае команде, чтобы избежать пауз и пустой сцены при стихшем звуке, придется начинать следующий номер под нестихший шум зала. Порой именно звукач, как человек, сидящий в зале, лучше слышит реакцию зала на шутки и нестихающей музыкой дает игрокам сигнал не начинать следующий номер. В то же время неопытные звукачи могут увлечься и забыть, что надо уводить громкость, либо просто не понять, что ее надо уводить. Если вы поймете это (дай Бог чтобы такой ситуации у вас не было), вам придется либо как-то незаметно намекнуть таперу, что звук нужно убрать, либо все-таки говорить под него. В общем, чтобы звукач не «зарубил» выступление, нужно с ним тоже репетировать ― и репетировать не за час до генеральной репетиции. Если вы попросили посидеть на звуке новичка ― натренируйте его, не думайте, что он сам всему научится на генералке. А чувство зала как у любого звукача, так и у вас приходит с опытом. Так что идеальный случай ― когда звукорежиссер является постоянным и полноценным членом команды и растет вместе с вами от игры к игре, вы его «воспитываете». Техника, носители, программыЧтобы звук на игре воспроизводился, необходимо какое-то оборудование. Сегодня чаще всего звукачи команд приезжают на игру с ноутбуками, которые потом подключаются к режиссерскому пульту. В наши дни среднестатистический КВНщик может позволить себе ноутбук или мини-ноут (нетбук), хотя лет 5 назад его наличие в команде казалось мне дорогим удовольствием. Возможно, так оно и было. Воспроизведение происходит из заранее скомпонованных плей-листов (списков воспроизведения) через медиапроигрыватели ― Windows Mediaplayer, Winamp и др. CD с музыкальными дорожками не распространены: очень ненадежны. Но скажу на всякий случай, что запись музыкального диска происходит чаще всего через Nero Burning Rom. Что касается программ, в которых звукачи нарезают и обрабатывают треки, то большинство использует звуковые редакторы Sonic Sound Forge (в КВНовской среде «саундфорж»), Adobe Audition («аудишн») и менее популярные Nuendo, Sony Vegas Pro, M-Audio и др. О некоторых программах скажем ниже, в третьей части, когда будем говорить о том, где искать музыку и как ее, например, извлечь из видео. Раньше (на всякий случай знайте, потому что об этом до сих пор пишут в регламентах игр) использовали мини-диски. Это вид носителя размером 7×7 см. Звуковые дорожки для него записываются на специальном оборудовании («деке»), о котором обычно знают все, кто занимается звукозаписью или играет в музыкальной группе. Мини-диски в определенном смысле более надежны, чем CD, потому что те могут «зависнуть» или зациклиться. Однако ноутбук удобнее, в том числе благодаря возможности быстрого редактирования файлов (если это не музыкальный диск в формате CDA) и создания плей-листов. Не забывайте делать резервные копии звука на флешку или другой носитель. Обо всем остальном вы наверняка сможете прочитать на сайтах, посвященных «технологии звука», список которых любезно собрал один из пользователей Интернета. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |