АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культурологические основы социального рыночного хозяйства

Читайте также:
  1. I. Возникновение в обществе социального государства является закономерным результатом
  2. II. Порядок обращения за получением социального обслуживания
  3. V1: Социально-правовые основы природопользования
  4. VIII. Порядок предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому
  5. X. Порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания
  6. XIII. Порядок предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания
  7. А) одна из форм социального взаимодействия, отличающаяся его длительностью, устойчивостью, системностью и самовозобновляемостью, широтой социальных связей
  8. А) Теоретические основы термической деаэрации
  9. Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях
  10. Биотические отношения как основы формирования биоценоза.
  11. в полустационарной форме социального обслуживания
  12. В числе базисных механизмов реализации и функционирования социального государства было и остается право.

В первой трети ХХ века в Германии появилась идея социального рыночного хозяйства: ордо-экономики. Немецкий экономист и философ В.Зомбарт был при этом главным теоретиком проблем капитализма. Некоторые исследователи на этом основании даже считают В.Зомбарта сторонником К.Маркса. Такое мнение о нем сложилось еще в Германии конца XIX века, из-за чего он подвергался преследованием властей. Но на самом деле В.Зомбарта роднит с К.Марксом только взгляд на природу накопления капитала, в основе которой, по их мнению лежит насилие и жажда наживы (вспомним марксовскую концепцию «так называемого первоначального накопления капитала»).

Хотя В.Зомбарт считается последним, после Г.Шмоллера, крупным представителем немецкой исторической школы, его подход к пониманию развития экономических систем во многом повлиял на немецких либералов. Идея социального рыночного хозяйства есть результат многих десятилетий развития экономической мысли в Германии, она не могла появиться в недрах неоклассической теории. В.Ойкен осуществил симбиоз неоклассики и исторической школы. Примечательно, что В.Ойкен к концу 1930-х гг. отказался от самого термина «капитализм». Таким образом, В.Ойкен продолжал традиции германской исторической школы и одновременно выступил ее основным оппонентом.

Если по К.Марксу бытие определение сознание, то у В.Зомбарта, и М.Вебера, не бытие определяет сознание, а сознание - бытие. В.Зомбарта и В.Ойкена роднит видение процессов генезиса и эволюции капитализма, именно в этом аспекте В.Ойкен стал продолжателем мoщной исторической школы. Если бы В.Зомбарт не увлекался в свои зрелые годы национализмом, то, вероятно, он оказался бы в одном ряду с В.Ойкеном.

В.Ойкен является основоположником ордо-либеральной школы экономической школы. Ордолиберализм считает неправомерным ограничивать роль государства лишь контролем над соблюдением правил хозяйствования. Социальное рыночное хозяйство - это не просто модель экономического развития или вариант соединения эффективной экономики с принципами социальной справедливости. Это особый тип общественного устройства и даже особый способ мышления. Без распространения новой идеологии свободы и порядка, порывающей не только со старыми нормами национал-социализма, но и с принципами олигархической псевдодемократии Веймарской республики и с начатой ею «эпохой экспериментов», либеральные реформы вряд ли были бы приняты населением.

Нужно отметить, что успех социального рыночного хозяйства в послевоенной Германии во многом был обусловлен ясной и целенаправленной экономической политикой по созданию вполне определенного хозяйственного и социального порядка. Отличает эту экономическую политику очень плотные отношения власти, бизнеса и общества. Эта политика опиралась на мощный теоретико-методологический фундамент который создан немецкими учеными-неолибералами в 1930--1940-е гг. и затем подтвержденный и укрепленный в 1950-е гг. Еще в нацистской Германии была создана ордо-либеральная, антитоталитарная и, по сути, анти нацистская научная школа, занимавшаяся поиском нового порядка социально-экономического развития, отличного от капитализма, в котором полностью отсутствует государственное регулирование (laissez faire), и от централизованно-административных систем, характерных для советского социализма и немецкого национал-социализма.

Еще в своей первой важной работе «Структурные изменения государства и кризис капитализма». В. Ойкен убедительно показал, что капитализм, при котором господствуют группы интересов и монополистические объединения, имеет с рыночной организацией экономики мало общего. Более того, по его мнению, он подрывает основы рыночного хозяйства и порождает его болезненные деформации.

Примечательно, что В.Ойкен в начале 1930-х гг. фактически отождествлял процессы, происходившие в Германии времен Веймарской республики и в Советском Союзе, называя обе системы капитализмом, причем таким, который в обоих случаях разрушает рынок.

Ордо (порядок) в немецкой теории понимается чаще всего как совокупность обычаев, писаных (и утверждаемых, например, в виде законов) и неписаных правил и норм поведения, а также форм и механизмов, обеспечивающих их реализацию. Принципиальным при этом является роль государства в экономике. В.Ойкен рассматривал порядок экономики лишь как элемент общественной системы, взаимоувязанный с другими элементами- государственным устройством, правовым порядком и т.д. Он выдвинул положение о взаимозависимости порядков, т.е. взаимообусловленности и взаимовлиянии политического, экономического, социального, правового порядков. Впоследствии оно развивалось многими учеными ордо-либерального направления, и взаимозависимость порядков понимается сегодня как многоуровневое явление. Конечно, это положение не только создавало фундамент комплексной и взаимосвязанной экономической политики государства, но и делало необходимыми междисциплинарные исследования экономического и социального развития. Вообще, для Фрайбургской немецкой экономической школы характерен целостный и междисциплинарный подход. Здесь ощущается плавное соединение экономических и правовых методов.

Согласно ордо-либеральной концепции, государство организует рынок, проводя политику порядка, и именно эта сфера должна быть приоритетной для государственной экономической политики, тогда как политика регулирования процессов второстепенна и носит вспомогательный характер, поскольку хозяйственные процессы непосредственно регулируются самостоятельными рыночными субъектами. Разделение этих двух сфер экономической политики имело принципиальное значение для формирования системы регулирования в социальном рыночном хозяйстве послевоенной Германии.

Безусловно, немецкая ордо-либеральная экономическая модель имеет свои особенности в организации корпоративной социальной ответственности. По В.Ойкену, эффективный социальный порядок заключается не в особой социальной помощи и не в социальном страховании, а в обеспечении государством таких условий, когда каждый способен самостоятельно позаботиться о себе и своей семье. Следует ли результаты рынка корректировать «сильной социальной политикой», а помогать тем, кто «выпал» из сферы рыночных отношений в силу возраста, болезней или особых обстоятельств.

Если сказать другими словами, то подлинно социальным будет не тот рыночный хозяйственный порядок, в котором значительная часть ресурсов и доходов перераспределяется для социальных нужд в интересах большинства граждан, а тот, в котором число людей, действительно нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства, общества и бизнеса, минимально. Основной принцип ордо-экономики: неразрывная связь порядка и свободы.

Дисциплина и порядок в германском обществе отражаются и на проведении корпоративной социальной ответственности. Бизнес ведет очень ответственную социальную политику внутри корпораций, обеспечивая работников необходимыми социальными льготами, создавая безопасные условия труда. Внешняя корпоративная социальная ответственность отличается значительной ее экологической направленностью. Этому свидетельство: чистота и порядок как внутри, так и вне предприятий.

Таким образом, социально ориентированное поведение бизнеса имеет методологическую основу моральной философии. При этом корпоративная социальная активность руководствуется принципами коллективной сообщественной справедливости, где ведущая роль принадлежит предпринимателю в его взаимоотношениях с работниками.

Подводя итоги рассмотрения морально-нравственных основ общественной жизни представляется целесообразным привести цитату из работы английского философа XVII века Джона Локка: "Опыт о человеческом разумении": "Добродетель по большей части одобряют не потому, что она врожденна, а потому, что полезна...действия людей убеждают нас, что принцип добродетели не есть их внутренний принцип". Отсюда следует, что человеческая добродетель воспитывается социальным окружением.

Вопросы

 

1. Характерные подходы к проблемам моральной философии ХХ и начала XXI вв. и их краткий анализ.

2. Современные мировые экономические отношения в контексте моральных взглядов.

3. Отечественные гуманисты XVIII - ХХ вв. и их подходы для решения задач социальной ответственности бизнеса.

4. Теория ноосферы В.И.Вернадского как гуманистическая основа для определения подходов корпоративной социальной ответственности.

5. Тектология А.А.Богданова при формировании гуманитарных подходов корпоративной социальной ответственности.

6. Социальная ответственность бизнеса как профессиональная,·экономическая, правовая и нравственная категория.

7. Контракт между бизнесменом и обществом как вид социальной ответственности.

8. Морально-нравственная ответственность бизнеса как важнейшая категория социальной ответственности.

9. Особенности социальной рыночной экономики в Германии: основоположники и их идеи.

10. Корпоративная социальная ответственность в социальной рыночной экономике.

11. А.Смит и его морально-нравственная теория в контексте эгоистичecкиx устремлений человека.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)