АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гуманистические подходы отечественного экономического поведения в корпоративном сообществе

Читайте также:
  1. I. Россия в мировом сообществе
  2. II. Основные принципы и правила поведения студентов ВСФ РАП.
  3. Анализ поведения потребителей на рынке
  4. Анализ проблем восстановительного экономического роста в России
  5. Анализ электорального поведения с помощью социологии политики Пьера Бурдье.
  6. Билет №53.Модели потребительского поведения.
  7. Виды девиантного поведения.
  8. Виды девиантного поведения.
  9. Виды экономического анализа, их роль в управлении организацией
  10. Влияние мирового экономического кризиса на мировую экономику
  11. Вопрос. Теории коллективного поведения
  12. Вопрос. Типы коллективного поведения

 

Исторический метод показывает, что гуманистические основы развиваемого в настоящее время социально-экономического направления жизнеобеспечения отечественного общества базируется на основательной методологической основе экономического гуманизма. Наиболее заметное место в этом направлении принадлежит М.В. Ломоносову (1711 - 1765), философу и просветителю. Из его трудов наиболее заметное место принадлежит трактату «О сохранении и размножении российского народа», где содержатся глубинные подходы о развитии отечественного производства, обучения населения различным «ремесленным делам». По мнению М.В.Ломоносова, устремления человека, его потребности поддаются облагораживанию и развитию с помощью средств образования и просвещении населения. Например, он предлагал также перенести Великий пост на летнее время, поскольку зимой нет свежих плодов и овощей, а крестьяне и купцы пребывают в праздности, которая «в заговенье и разговенье дает причину к необузданной роскоши». М.В. Ломоносову удалось победить в борьбе с крещением младенцев в ледяной воде. Священники ссылались на требник, предписывающий использовать только чистую воду без всякой примеси. Теплоту при подогреве как раз и считали примесью, в результате зимой младенцев окунали в купель с ледяной водой. Как передовой физик, М.В.Ломоносов считал, что теплота не является особым веществом, «примешивающимся» к воде. По его мнению, «невеждам-попам только знать физику нет нужды, довольно принудить властию». Что в конце концов и было сделано.

В конечном счете, детищем М.В.Ломоносова можно считать весь образованный класс русских людей. Он старался помочь выходцам из простонародья получить образование. При разработке уставов Московского и Петербургского Академического университетов он отстаивал их открытость для всех, кроме крепостных (появление рабов с университетским образованием подорвало бы престиж науки). В качестве ректора Академического университета М.В.Ломоносов трогательно заботился о студентах, вникая в детали вплоть до меню столовой.

Значительный вклад в развитие отечественного гуманизма внес В.М.Хвостов (1868- 1920), крупнейший российский философ, социолог и правовед. В своих работах (в частности, в работе: «Этика человеческого достоинства») он показал, что человек противоречив в своих делах. Он отмечал, что «...жизнь человека есть постоянная борьба противоположностей». «По его мнению, в каждом человеке можно увидеть проявление двух противоречивых начал, одно из которых может быть названо высшей духовностью или разумностью человека, его бесконечным и неограниченным я, соединяющим его со всем мирозданием, другое же - это маленькое, эгоистическое я, разъединяющее в своих крайних проявлениях человека с остальным миром. Поэтому преодолевая в самом себе двойственность, присущую человеческой природе, отмечал В.М.Хвостов, он тем самым помогает всему человеческому сообществу преодолевать двойственность и тем самым следовать гармоническому; объединению в духе истины, добра и красоты.

Гуманитарное наследие Д.И.Менделеева, известного ученого-химика, представлено в его работах: «К познанию России», «Заветные мысли», где он подробно исследовал демографическую ситуацию в России на рубеже XIX-XXI вв., изучил тенденции в развитии отечественного народонаселения. По его мнению, например, к 2000 году в России должно было проживать около 600 млн. чел. Он обозначил пути повышения образованности населения «всеобщеобязательное образование». Д.И. Менделеев считал, что труд для человека является необходимой составляющей жизни: «Работу могут производить и ветер, и вода, и животные; труд же есть дело чисто человеческое, выражающееся не только внешним, так сказать, физическим результатом, но и внутренним...духовным способом...в труде должна содержаться всегда и польза людская, и энергия трудящегося».

Значительный вклад в теорию понимания нравственной природы человека внес Пьер Тейяр де Шарден, который в своей книге «Феномен человека» отмечал: «Вне всякого сомнения, материальная и духовная энергия чем-то связаны между собой и продолжают друг друга. В самой основе каким-то образом должна существовать и действовать в мире единая энергия. И первое, что здесь приходит на ум, - это представить себе «душу» как фокус преобразования, в котором, сходясь через разные каналы природы, сосредоточивается мощность тел, чтобы здесь интерьеризироваться и сублимироваться в красоту и истину».

Наиболее ярким социальным философом первой половивы ХХ в. был Н.А.Бердяев (1874- 1948), который высказал важные и актуальные мысли по гуманизации социально-экономической жизни. Является oдним из основоположников отдельного направления философии- экцистенциализма, т.е. философии существования (одиночество человека перед лицом ничто). Он также считал, что личность находится в противостоянии объективного и субъективного. По его мнению: «Человек есть существо, испытывающее не только страх и ужас, но и тоску...тоска ближе к ужасу, чем к страху, но имеет свое качество». Н.А.Бердяев отмечает о существовании вечного конфликта между ценностями культуры и ценностями государства и общества. В начале своего творчества он примыкал к «легальному марксизму», позднее стал сторонником религиозно-идеалистического направления. По мнению Н.А.Бердяева, экономика, хозяйство- это и создание духа человеческого. Они напрямую зависят от особенностей духовного мира действующего субъекта. Он во многом предвидел различные формы научно-технической революции и социально-экономические последствия ее осуществления. Н.А.Бердяев предостерегал, что господство технико­рационального, бездушного мира может привести к деформации личности, превратить ее в автомат.

Существенный вклад в развитие гуманистических основ социально-экономической направленности внес С.Н.Булгаков (1874-1944), философ, экономист, публицист, религиозный деятель. Он затронул проблемы связи христианства и хозяйства, которые изложил в работе «Философия хозяйства» (1912). Экономическая наука и философия хозяйства - это разные течения познания реальности, хотя их объект исследования, по сути, один. Бытие человека, его жизнь можно рассматривать в аспекте хозяйствования. Ю.М.Осипов полагает, что «...хозяйство-творение жизни, бытия». Задача философии хозяйства показать мир, в котором действует хозяйствующий человек, а также человека хозяйствующего в мире, в котором он действует, а соответственно, обсудить с человеком хозяйствующим мотивы и итоги его деятельности, ее общее направление, глобальный результат. Хозяйствовать - это производить идеи, в том числе - идеи по гуманизации всех экономических отношений. В любой корпорации топ-менеджер должен быть, прежде всего хозяйствующим человеком. Очевидно, что в любой корпорации все сотрудники несут в себе груз философии хозяйства, как гуманистической основы экономических отношений.

Рассматривая гуманистические аспекты социально-экономического развития, мы не можем не отметить работы В.И.Вернадского (1863-1945), который рассматривал научную мысль как планетарное явление. Гуманитарная заслуга В.И.Вернадского заключается в том, что: он, по сути, ввел в анализ связей системы «человек - природа» новое критериальное измерение «человечество как единое целое» и перевел социальный анализ в глобальный аспект. В 1804 г. французский ученый Ж.Б. Ламарк ввел в научный оборот термин «биосфера», но В.И. Вернадский вложил в него совершенно иной, гораздо более глубокий смысл. Для совокупности населяющих Землю организмов он ввел термин «живое вещество», а биосферой предложил называть всю ту среду, в которой это живое вещество находится, т.е. всю водную оболочку Земли, поскольку живые организмы существуют и на самых больших глубинах Мирового океана, нижнюю часть атмосферы, в которой обитают насекомые, птицы и люди, а также верхнюю часть твердой оболочки Земли - литосферы, в которой живые бактерии в подземных водах встречаются до глубины порядка двух километров.

Как отмечал В.И.Вернадский «эволюционный процесс присущ только живому веществу. В косном веществе нашей планеты нет его проявлений. Те же самые минералы и горные породы образовывались в криптазойской эре, какие образуются и теперь. Исключением являются биокосные природные тела, всегда связанные так или иначе с живым веществом». В биосфере, согласно терминологии В.И.Вернадского, существует «пленка жизни», в которой концентрация живого вещества максимальна. Это поверхность суши, почвы и верхние слои вод Мирового океана. Кверху и книзу от нее количество живого вещества в биосфере Земли резко убывает. В результате закономерного процесса эволюции биосферы под влиянием научной мысли и коллективного труда объединенного человечества, направленных на удовлетворение всех его материальных и духовных потребностей, биосфера Земли должна перейти в новое состояние, которое В.И.Вернадский предложил называть нoocфepa». Он создал учение о ноосфере, в котором показал эволюцию планеты как единый космический, биологический и антpoпoгeнный процесс. В соответствии с учением В.И.Вернадского о ноосфере, одновременно с накоплением суммы общественного богатства в обществе происходит накопление совокупного, полезного знания – глобальной информационной среды, которая составляет интеллектуальную оболочку планеты. При этом глобальное информационное поле Земли постепенно превращается в мощную планетарную силу эволюции развития. Нужно отметить, что сам термин «ноосфера» был предложен еще в 1927 г. французским философом и математиком Э.Ле-Руа (1870- 1954) в своей книге «Необходимость идеализма и факт эволюции». В.И. Вернадский отмечал, что все человечество, вместе взятое, представляет ничтожную материальную массу планеты. Поэтому его мощь не с его материей, а с его мозгом. Он отмечает: «Человечество, которое в целом, становится мощной геологической силой...перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого это новое состояние биосферы...и есть ноосфера». Интересно отметить, что В.И.Вернадский придерживался мнения о таком социальном развитии России (и всего человечества), где в итоге к власти должны прийти ученые. Его обобщающая работа «Научная мысль как планетарнoe явление», судя по дневникам В.И.Вернадского и его письмам, в основном была написана в 1937- 1938 гг. В этой книге «нарисована роль человечества в развитии биосферы, дано понятие о живом веществе и его организованности, об эволюции биосферы и неизбежности ее постепеннoгo превращения в ноосферу, об условиях, необходимых для резкого перехода, об основных этапах развития человеческой культуры ее дальнейших судьбах. В ней содержаться глубокие мысли об эволюции человечества в геологическом и социально-историческом мacштабax времени. Мировым научным сообществом признано, что подходы В.И.Вернадского являются первым во всей мировой литературе опытом обобщения эволюции нашей планеты как единого космического, экологического, биогенного и антропогенного процесса. В работе раскрывается ведущая преобразующая роль науки и социально организованного труда человечества в настоящем и будущем планеты. Научная мысль, наука, рассматривается и анализируется как важнейшая сила преобразования и эволюции планеты. Например, в 1931 г. В.И. Вернадский написал в своем дневнике: «Царство моих идей впереди. Настанет время диктатуры ученых». Это пророчество, похоже, обогнало не только ХХ в., но и нынешний.

Определенный вклад в развитие отечественной гуманистической философии внес И.Т.Фролов, который занимался исследованием смысла человеческой жизни, человеческого бытия, сущности понятия «человек». Понятия «природа», «сущность» человека часто употребляются как синонимы. Вместе с тем, между ними можно провести концептуальное разграничение. И.Т.Фролов полагает, что в принципе под «природой человека» подразумеваются стойкие, неизменные черты, общие задатки и свойства, выражающие его особенности как живого существа, которые присущи Homo sapiens во все времена независимо отбиологической эволюции и исторического процесса. Раскрытие этих признаков позволит выразить человеческую природу. Например, разумность присуща только человеку. Гуманизм как специфическая система воззрений складывался на протяжении веков. Он базируется на философском понимании человека. Наиболее наглядное воплощение персоналистская традиция европейской культуры нашла в эпоху Возрождения. Гуманизм становится самостоятельным идейным движением. Мыслители той поры - титаны духа - утвердили полную принадлежность человека к земному миру. Они провозгласили свободу человеческой личности, выступили против религиозного аскетизма, за право человека на наслаждение и удовлетворение всех потребностей. Гуманисты считали человеческую красоту сообразной красоте божественной.

«Век разума» в сфере искусства закреплен такими понятиями, как «классицизм» и «барокко».

Гуманизация корпоративных социальных отношений базируется также на теории крупного социального философа первых десятилетий советской власти в России А.А.Богданова (1873-1928), который разработал всеобъемлющую системную теорию. Он назвал свою теорию тектология (от греческого tekton - «строитель»), т.е. «наукой о структурах». Тектология стала первой в истории науки попыткой дать систематическую оценку принципов организации, действующих в живых и не·живых системах. А.А.Богданов поставил задачу о формулировании всеобщей науки организации (он назвал ее «Всеобщая организационная наука»). Он определял организационную форму как «совокупность связей среди системных элементов». По мнению А.А.Богданова: «Всякая технологическая деятельность объективно является организующей или дизорганизующей. Это значит: всякую человеческую деятельность- техническую, общественную, познавательную, художественную - можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта и исследовать сорганизационной точки зрения». Поэтому термин «организовывать» употребляется в тех случаях, когда дело идет о людях, об их труде, об их усилиях. Организация людей и вещей в целесообразное единство – это основная цель тектологии. Для тектологии основные понятия – это понятия об элементах и их сочетаниях. Главное значение тектолоии – в самой общей постановке вопросов. А.А.Богданов к орудиям организации человечества относит слово, идею, социальные нормы.

Похожая теория есть у американского ученого, создателя теории действия и системно-функциональной школы Т.Парсонса. Он исходит из тезиса о том, что в обществе действуют спонтанные процессы саморегуляции, поддерживающие порядок и обеспечивающие его стабильность. Примечательно, что саморегуляция обеспечивается действием символических механизмов, к которым относятся язык, ценности; нормативность, т.е. зависимостью индивидуального действия от общепринятых норм. Т.Парсонс способствовал повороту от «структурного функционализма» к «Неоэволюционизму» как модификации общей теории систем, которая обращает большое внимание на социальные изменения и проблемы управления этими изменениями.

Все проявления человеческой жизни, отмечает А.А.Богданов, буквально пронизаны организационными принципами. Повседневная жизнь и человеческая речь, социальное общение и трудовая деятельность, экономические действия и мышление выстроены в определенном органе, у них есть своя логика и последовательность. Говоря иначе, они не могли бы существовать, если бы не были организованы. Перефразируем знаменитый афоризм Декарта, А.А.Богданов говорил: «Я организован, значит, я существую». Он сформулировал закон «закон нaивысших», согласно которому прочность всей хозяйственной цепи определяется наиболее слабым ее звеном. Этот закон, как и другие законы технологии, универсален. Он действует во всех сферах общественно жизни. Если корпорация заинтересована в прибыли, то она должна определить слабые звенья своей организации, укрепить их. Повышение организованности всех систем корпорации, безусловно, приведет и повышению ее социальной ответственности.

Таким образом, в России существует собственная методологическая база моральной философии, позволяющая выстраивать правильны отношения в обществе, организовывать предпринимательскую деятельность и решать вопросы корпоративной социальной ответственности.

 


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)