|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глоссарий терминов
Академический интеллект – способность к учебе в регламентированных условиях (в школе, университете и пр.). Проявляется в уровне учебной успеваемости. Коррелирует с уровнем развития общего интеллекта. Активность поисковая – поведение, направленное на изменение ситуации или отношения к ней при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности. Обязательная компонента многих типов поведения. У человека психические проявления активности поисковой – важная составляющая часть, процессов планирования, фантазирования и пр. Атака мозговая (брейнсторминг) – методика стимуляции творческой активности и продуктивности. Исходит из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, сковывающие поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решения. Тормозящее влияет также боязнь неудачи, страх оказаться смешным и пр. Чтобы снять действия этих факторов, проводится заседание группы, каждый из членов которой высказывает на предложенную тему любые мысли, не контролируя их течение, не оценивая как истинные или ложные, бессмысленные или странные и пр., стремясь при этом побуждать других к подобным свободным ассоциациям идей. После первого тура общая масса высказанных идей анализируется в расчете на то, что среди них окажется хотя бы несколько, содержащих удачные решения. Методика атаки мозговой широко применялась в 50-х гг. в США, Франции и др. странах преимущественно при обсуждении технологических задач, а также проблем планирования и прогнозирования. Однако практика использования привела к скептическим оценкам эффективности методики, а экспериментально-психологическая проверка как будто не подтверждает ее преимуществ при решении творческих задач. Бессознательное – совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношениями к миру; поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается через такие формы уподобления и отождествления себя с другими людьми и явлениями: 1) непосредственное эмоциональное вчувствование; 2) идентификация; 3) заражение эмоциональное; 4) объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по каким-то существенным признакам. Зачастую в бессознательном прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в одном психическом акте (например, в сноведении). Бессознательное находит выражение в разных формах познания ребенком действительности и в первобытном мышлении, в интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, в привычных действиях, в подпороговом восприятии, в непроизвольном запоминании, а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины которых не осознаются. Выделяются четыре класса проявлений бессознательного: 1) надсознательные явления; 2) неосознаваемые побудители деятельности – неосознаваемые мотивы и смысловые установки, обусловливаемы имеющим личностный смысл желаемым будущим; 3) неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности; 4) проявление восприятия субсенсорного. Развитие представлений о природе бессознательного, специфике его проявлений, механизм и функции в регуляции поведения – необходимое условие создания целостной картины психической жизни личности. Бессознательное – термин Фрейда, обозначающий наиболее важную, содержательную и обширную систему психики, включающую различные, в том числе противоположные, неосознаваемые «первичные» влечения, инстинкты, желания, импульсы, мысли и пр. Сами по себе процессы психические бессознательны, а сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни. Бессознательное являет собой асоциальную, аморальную и алогичную инстанцию психики, где действуют мощные безличные силы жизни и смерти; поэтому оно может рассматриваться как истинно реальное психическое. Основной регулятор этой системы – принцип удовольствия. К бессознательному относятся те желания, влечения, переживания, в коих человек не может себе признаться и которые поэтому не допускаются к сознанию, либо вытесняются из него – как бы забываются, но все же остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, проявляясь в искаженном виде – в сновидениях, творчестве, фантазиях, невротических нарушениях, оговорках и пр. Такая своеобразная цензура возникает прежде всего потому, что эти запретные желания и переживания не соответствуют правилам, запретам и идеалам, которые выработаны под влиянием взаимодействия с окружающими, и в первую очередь – взаимоотношения с родителями в детстве. Эти переживания как бы аморальны, хотя и естественны. Подавленные желания, внутренний конфликт влечения и запрета – причина психологических сложностей и страданий, доходящих до невротических заболеваний. Стремясь к реализации, бессознательное как бы находит пути обхода цензуры. Вдохновение – состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники. Характеризуется повышенной общей активностью, необычной продуктивностью деятельности, сознанием легкости творчества, переживанием «одержимости» и эмоционального погружения в творчество. Кажущаяся неосознаваемость творческого процесса – следствие максимальной сознательности самого творчества, предельной ясности сознания, своеобразного наплыва и прояснения мыслей и образов, чрезвычайной обостренности памяти, внимания, страстной воли, направленной на реализацию идеи. При всей кажущейся самопроизвольности вдохновение – результат предварительного напряженного труда. Биологический интеллект – врожденная составляющая общего интеллекта. В основе его лежат особенности биохимических и нейрофизиологических процессов переработки информации центральной нервной системы. Вербальный интеллект – способность к вербальному мысленному анализу и синтезу, к решению вербальных задач на определение понятий, установление словесных сходств и различий, доказательство и т.д. Выделяется как относительно самостоятельная составляющая структура интеллекта в ряде иерархических и факторных моделей. Сходные по содержанию понятия: семантический интеллект, лингвистический фактор. Воображение – процесс психического создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в которых это проявление будет осуществляться. Воображение выражается: 1) в построении образа средств и конечного результата деятельности предметной субъекта; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенная; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта. Оно традиционно рассматривается как самостоятельный процесс, однако некоторые авторы склонны отождествлять его либо с мышлением, либо с представлением. Важнейшее значение воображения – в том, что оно позволяет представить результаты труда до его начала, чем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению. Коренное отличие человеческого труда от поведения животных и состоит в представлении ожидаемого результата с помощью воображения. Оно входит в любой трудовой процесс, в любую творческую деятельность. В ходе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащихся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Нередко задача может быть решена как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи; но при этом пути решения проблемы недостаточно точны, и в этом – ограниченность воображения. Обычно считается, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. Принято различать два вида воображения – воображение воссоздающее и творческое. Процессы воображения, как и мышления, памяти и восприятия, имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения – преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации. Сущность воображения – преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение – это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах: 1) агглютинация – соединение несоединимых в реальности качеств, свойств, частей предметов; 2) гиперболизация, или акцентирование – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей; 3) заострение – подчеркивание каких-либо признаков; 4) схематизация – сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними; 5) типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. По степени выраженности активности различают: 1) воображение пассивное; 2) воображение активное. Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего – в мечтании. Мечта – необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсроченным. Воображение воссоздающее – развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Имеет в основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами. Воображение пассивное – характерно созданием образов, которые не воплощаются в жизнь; программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, из-за коего человек отказывается от необходимости действовать. Воображение пассивное может быть: 1) преднамеренным – создает образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь; преобладание в процессах воображения грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности; 2) непреднамеренное – наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, во сне. Воображение творческое – предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества. При этом различаются: 1) новизна объективная – если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, имеющегося в опыте других людей; 2) новизна субъективная – если они повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными. Творческое воображение нередко выступает как временно исполняющее обязанности мышления логического. Оно направлено на вскрытие реально существующих связей и отношений. Мышление логическое возможно, когда имеется достаточно сведений или их можно добыть логическим путем. А если их мало и добыть невозможно, помогают интуиция и творческое воображение, создавая пропущенные звенья и увязывая факты в систему, которая служит в качестве временной опоры, покуда при помощи мышления не будут найдены реальные, соответствующие действительности факты и связи между ними, подтверждающие или отвергающие работу воображения. Такая роль творческого воображения неодинакова в различных областях деятельности: так, в научном поиске его роль несколько меньше, чем в литературном творчестве. Гениальность – высший уровень развития и проявления творческих способностей: общих, интеллектуальных, специальных. О ее наличии можно говорить лишь при достижении личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Генотип – генетическая конституция, совокупность генов данного организма, полученная им от родителей. Дети одаренные – дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность – к музыке, рисованию, технике и пр. Детскую одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития – степени опережения, при прочих равных условиях, своих ровесников; на этом основаны тесты одаренности умственной и коэффициент интеллектуальности. Значение этих показателей не стоит преувеличивать, ибо первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей в области музыки, затем – в рисовании. В области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. Нередки случаи расхождения между обоим умственным уровнем развития ребенка и выраженностью более специальных способностей. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими достижениями в какой-либо деятельности называют вундеркиндами. Но даже самые выдающиеся проявления ребенка не служат достаточным залогам будущего таланта. Врожденные задатки – лишь одно из условий сложного процесса становления индивидуально-психологических особенностей, в огромной степени зависящих от среды и от характера деятельности. Признаки необычных способностей у ребенка неотделимы от возраста и во многом обусловлены темпом созревания и возрастными изменениями. Оценка одаренности не должна основываться только на тестировании: ее степень и своеобразие обнаруживаются в ходе обучения и воспитания, при выполнении содержательной деятельности. Выявлению и развитию детей одаренных призваны содействовать специализированные школы, факультативные занятия, разнообразные кружки, студии, проведение школьных олимпиад, конкурсов художественной самодеятельности и пр. Недопустимо задерживать развитие одаренных детей, формы обучения и воспитания должны соответствовать их возможностям. Забота об одаренных детях предполагает сочетание развития способностей с общеобразовательной подготовкой и совершенствованием личности. Деятельность – динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной деятельности. В содержании деятельности можно выделить такие компоненты как познавательные, эмоциональные и волевые. Деятельность – это форма активности. Активность побуждается потребностью, т.е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Потребность не переживается как таковая – она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в активности поисковой. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом – фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, потребность опредмечивается как потребность в чем-то конкретном, становится мотивом, который может и осознаваться. Именно теперь можно говорить о деятельности. Она соотносится с мотивом: мотив – то, ради чего совершается деятельность, а деятельность – совокупность действий, которые вызываются мотивом. Единица анализа деятельности – действие. Дивергентные способности, дивергентные операции, дивергентное мышление – термины, введенные Дж. Гилфордом для описания процесса выдвижения различных и в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта или при решении одной и той же задачи. Дивергентные способности являются основой креативного мышления и противопоставляются конвергентным способностям. Задаток – природные предпосылки способностей; врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы и мозга, составляющие природную основу развития способностей. Нет точных научных данных, в чем именно они состоят: то ли это – некоторые свойства нервной системы, то ли – какие-то специальные предрасположенности. Задатки неспецифичны, многозначны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности. Однако нельзя считать, что они совсем нейтральны по отношению к будущим способностям. Интеллект – 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательны способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме». Понятие интеллект как общая умственная способность применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам. Основные критерии, по которым оценивается развитие интеллекта, - это глубина, обобщенность и подвижность знаний, владение способами кодирования, перекодирования, интеграция и генерализация чувственного опыта на уровне представлений и понятий. В структуре интеллекта велико значение деятельности речевой и особенно речи внутренней. Особая роль принадлежит наблюдательности, операциям абстракции, обобщения и сравнения, создающим внутренние условия для объединения разнообразной информации о мире вещей и явлений в единую систему взглядов, определяющих нравственную позицию личности, способствующих формированию ее направленности, способностей и характера. В западной психологии наиболее распространено понимание интеллекта как биопсихической адаптации к различным жизненным обстоятельствам. Выделяют академический интеллект – способность к учебе в регламентированных условиях (в школе, университете и пр.). Проявляется в уровне учебной успеваемости. Коррелирует с уровнем развития общего интеллекта. Биологический интеллект – врожденная составляющая общего интеллекта. В основе его лежат особенности биохимических и нейрофизиологических процессов переработки информации центральной нервной системы. Вербальный интеллект – способность к вербальному мысленному анализу и синтезу, к решению вербальных задач на определение понятий, установление словесных сходств и различий, доказательств. Выделяется как относительно самостоятельная структура интеллекта в ряде иерархических и факторных моделей. Сходные по содержанию понятия: семантический интеллект, лингвистический фактор. Интуиция – знание, возникающее без осознания путей и условий его получение. Трактуется как специфическая способность (интуиция художественная или научная), и как целостное охватывание условий проблемной ситуации (интуиция чувственная и интеллектуальная), и как механизм творческой деятельности (интуиция творческая). Для концепций интуитивизма (А. Бергсон, Н.О. Лосский, З. Фрейд) характерна трактовка интуиции как скрытой в глубинах бессознательного первопричины творческого акта. Научная психология рассматривает интуицию как необходимый, внутренне обусловленный природой творчества момент выхода за границы сложившихся стереотипов поведения – в частности, логических программ поиска решения задачи. Когнитивный – познавательный, имеющий отношение к познанию. Когнитивные способности – познавательные способности. Конвергентные способности – способность правильно и быстро находить единственно верное решение, основная составляющая психометрического интеллекта. Термин «конвергентное мышление» введен Дж. Гилфордом. Коэффициент интеллекта – показатель интеллектуального развития индивида; определяется отношением умственного возраста к хронологическому. Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Среди интеллектуальных способностей выделена в особый тип. Согласно Маслоу – творческая направленность, врожденная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. Изучение факторов творческих достижений ведется в двух направлениях: 1) анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности – личностные факторы; 2) анализ творческого мышления и его продуктов – факторы креативности: беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при решении задач. Вопрос о креативности как самостоятельном, независимом от интеллекта свойстве пока остается нерешенным. Не найдены и надежные способы ее измерения. Личность – феномен общественного развития, человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности – целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Человек как общественное существо приобретает новые качества, которые отсутствуют, если рассматривать его как существо изолированное, несоциальное. Общество должно заботиться о воспроизводстве своих членов, причем способных поддерживать его устройство и развитие. Главный путь воспроизводтсва члена общества – воспитание его мотивов. Человек становится личностью в той мере, в какой система его мотивов оказывается соответствующей требованиям общества. Каждая личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Критерии сформировавшейся личности таковы: 1) наличие в мотивах иерархии и соподчинение мотивов; 2) способность к сознательному руководству собственным поведением Личность характеризуется: 1) активностью – стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; 2) направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов- интересов, убеждений, идеалов, вкусов и пр., в которых проявляют себя потребности человека; 3) глубинными смысловыми структурами, обусловливающими ее сознание и поведение; 4) степенью осознанности своих отношений к действительности: отношение, установки, диспозиции. Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон ее активности. Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью – полагая себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемою в социально значимой деятельности. Развитие личности осуществляется в условиях социализации индивида и его воспитания. Маскулинность и фемининность – нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей. Как системное целое, образы маскулнности ифемининости являются историческими и этноспецифическими. При их изучении нужно учитывать принципиальную асимметрию половых ролей и то, чью точку зрения – мужскую или женскую – выражает данный конкретный стереотип. Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, культурным, а фемининность – с пассивно-репродуктивным, природным началом. Наукой доказана условность этой категоризации, показано многообразие свойств маскулинности и фимининности, их зависимость от системы половых ролей и культурных норм, а также наличие множества индивидуальных вариаций, не совпадающих с нормативной моделью. Эти свойства представлялись альтернтивными: высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фиминниностью и обатно, причем для мужчин желательна высокая маскулинность, а для женщин – фкминонность. Позднее выяснилось, что не все психические свойства пола дифференцируются на «мужские» и «женские», и что индивидуальные показатели маскулинности и фемининности по разным шкалам (интеллекта, эмоций, интересов и пр.) не всегда совпадают. Маскулинность и фемининность рассматривается не как полюсы одного континуума, а как независимые параметры: 1) психологически недеференцированные, с низкими показателями и по маскулийности, и по фемининности; 2) андрогинные, сочетающие высокую маскулинность с высокой фемининностью. Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. В этом непрерывном процессе образуются дискретные умственные операции, которые мышление порождают, но к которым не сводится. Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью личности. Различаются такие виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Выделяются также: мышление теоретическое, практическое, эмпирическое, логическое, аналитическое, интуитивное, реалистическое, аутистическое, продуктивное репродуктивное, непроизвольное, произвольное. Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые являются не только условиями ее развертывания, но и влияют на ее продуктивность. Мышление характерно единством осознанного и неосознанного. Большую роль в мыслительной деятельности играют эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи. Продуктом мышления могут быть цели последующих действий. Важный раздел психологии мышления и личности составляют исследования целесообразования. Здесь изучаются: 1) превращение полученного извне требования в реальную цель; 2) выбор одного из наличных требований; 3) соотношение произвольного и непроизвольного целеобразования; 4) временная динамика целеобразования; 5) преобразование неосознанных предвосхищений в осознанные цели; 6) выделение промежуточных целей. Мышление включено в структуру воздействия на другого человека в условиях кооперации или конфликта. В ходе общения результаты мыслительной деятельности одного человека передаются другому. Знания могут относится к предметному миру или к самому процессу решения задач. Сама мыслительная деятельность может быть совместной и коллективной. Мышление – составная часть и особый объект самосознания личности, в структуру которого входит: 1) понимание себя как объекта мышления; 2) дифференциация «своих» и «чужих» мыслей; 3) осознание еще не решенной проблемы как именно своей; 4) осознание своего отношения к проблеме. В историческом плане развитие мышления изучается в контексте становления труда как специфически человеческой деятельности и в контексте возникновения языка. При разделении труда на умственный и физический мышление приобретает форму самостоятельной деятельности со своими мотивами, целями операциями. В онтогенетическом развитии мышления ребенка особую роль играют целенаправленные воздействия взрослого в форме обучения и воспитания. Мышление наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое – последовательные стадии развития мышления. Мышление творческое – один из видов мышления, характерный созданием субъективного нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых мышлением репродуктивным. Невербальный интеллект – способность оперировать реальными предметами, образами предметов, изображениями (интеллект действий). Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Познание художественное – свойственно искусству; отличается от познания научного тем, что наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию, тогда как искусство ориентировано на уникальную личность творца, на его субъективное видение мира, которое чаще всего и составляет основной интерес в художественном произведении. В противоположность образно-эмоциональному характеру художественного творчества науке свойственен интеллектуализм и рационализм. Вместе с тем эти различия достаточно условны. Многие ученые подчеркивали роль образно-эстетических переживаний в процессе научного творчества. А для наук о человеке искусство часто давало непосредственный импульс научным размышлениям, равно как и наука открывала новые грани для возможностей художественного освоения мира. Психология инженерная – отрасль психологии исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной, деятельность в системе человек-машина. Основные проблемы этой отрасти: 1) анализ задач человека в системах управления, распределения функций между человеком и автоматическими устройствами, в частности, компьютерами; 2) исследование деятельности совместной операторов, процессов общения и информационного взаимодействия между ними; 3) анализ психологической структуры деятельности оператора; 4) исследование факторов, влияющих на эффективность, качество, точность, скорость, надежность действий операторов; 5) исследование процессов приема человеком информации, изучение сенсорного «входа» человека; 6) анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения и принятия решений, психологических механизмов регуляции деятельности операторов; 7) исследование процессов формирования команд и выполнения управляющих действий человеком, характеристик его речевого и моторного «выхода»; 8) разработка методов психодиагностики, профессиональной ориентации и отбора специалистов операторского профиля; 9) анализ и оптимизация процессов обучения операторов. Психология искусства – отрасль психологии, предметом которой – свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Занимается изучением проблем художественного творчества и личности художника, восприятия художественных произведений, особенностей структуры художественных произведений. Психология искусства развивалась, преодолевая воздействие и психологизма, выводившего форму художественных произведений и их содержание из особенностей индивидуального сознания, и антипсихологизма, отвергающего зависимость этих произведений от психической активности субъекта. Психология искусства исходит из представлений о первичности искусства как особой исторически развивающейся системы по отношению к индивидуально-личностным свойствам творящих ее личностей. Используя конкретно-научные методы – наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, интервьюирование, биографический метод – она исследует процессы художественного творчества с точки зрения реализации в них способностей и характера личности, ее интеллекта и эмоций, мотивационных факторов, межличностных отношений. Поскольку в искусстве субъект духовно-практически осваивает мир посредством образов художественных, психология искусства выделяет механизм их формирования, отправляясь от опыта познания человеком действительности в системе других элементов культуры, прослеживая закономерности преобразования этого опыта для порождения художественных творений. Своеобразие работы мысли при этом раскрывается в ее сравнении с оперированием теми чувственными и умственными образами, что организуют поведение субъекта вне сферы искусства. Такое сравнение позволяет объяснить уникальность актов художественного познания, их отличие от других форм отображения действительности. Для построения художественного образа используются заданные социально-историческим развитием культуры знаковые средства, овладение которых требует особых способностей, умений, навыков, выявляемых психологией искусства. Применяя эти средства, человек создает произведения искусства, которое зарождается в его психике как замысел, предвосхищающий будущее творение. Изучение его переживаний и состояний – в частности, вдохновения – на пути от замысла через пробы и варианты к итоговому результату позволяет проанализировать процессы в «мастерской художника» и так прояснить роль личностного фактора в становлении эстетических ценностей, продуцируемых целостной личностью художника в единстве ее сознания и неосознаваемых психических проявлений. Специфика испытываемых при творчестве состояний дала повод для их различных иррациональных трактовок, противопоставляющих осознанное постижение действительности особому откровению. С точки зрения материализма, данные психологии искусства свидетельствуют о неправомерности попыток усмотреть в продуктах искусства эффект действия подспудных духовных сил, непостижимых для рационального и опытного познания. Однако они показывают важное значение интуиции в особых эмоциональных способов постижения художником действительности – в частности, в виде эмпатии. Изучение переживаний, сопряженных с созданием и восприятием искусства, уже в древности выявило ключевую роль катарсиса. Феномен катарсиса позволил: 1) отграничить повседневные «житейские» чувства от эмоциональных потрясений, вызываемых общением с произведениями искусства; 2) обнажить внутреннее родство между психологией их создателя и тех, кто их воспринимает; 3) указать на их воздействие на личность не только в плане художественного познания реальности, но также и преобразования глубинных оснований ее отношений к ней, к другим людям и самому себе. Эти аспекты определили основные проблемы психологии искусства: 1) изучение специфических характеристик образно-эмоционального строя личности, создаваемых ее включенностью в процессы порождения и восприятия эстетических ценностей; 2) анализ художественного восприятия как формы сотворчества в разные периоды развития индивида; 3) воздействие искусства на ценностные ориентации и мотивацию поведения субъекта и его мировоззрения. Психология творчества – область психологических исследований творческой деятельности людей в науке, литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве, в изобретательности и рационализаторстве. Ее методологическая основа – принцип историзма. К специфическим проблемам психологии творчества относится: 1) изучение роли воображения, мышления, интуиции, вдохновения, надситуативной активности; 2) изучение индивидуально-психологических особенностей, проявляющихся в процессе творчества, - способностей, таланта, гениальности; 3) изучение влияний, оказываемых на личность ее вхождением в творческий коллектив; 4) изучение факторов, способных стимулировать творческую активность, - дискуссии групповой, атаки мозговой и пр. Сознание – высший уровень психического отражения и обычно считается присущим только человеку как общественно-историческому существу. Сознание характеризуется: 1) активностью; 2) интенциональностью – направленностью на предмет: сознание всегда – сознание чего-либо; 3) способность к рефлексии – сознание самого сознания; 4) мотивационно-ценностным характером; 5) различной степенью (уровнем) ясности. Сознание любого индивида уникально, но не произвольно – оно обусловлено внешними по отношению к сознанию факторами, прежде всего – структурами системы социальной, где существует индивид, и всегда носит общественно-исторический характер. Изучение сознание сталкивается с двумя основными трудностями. Первая трудность состоит в том, что все психологические явления предстают перед индивидом постольку, поскольку они осознаются – в том числе бессознательное, которое осознается либо в результате специальной процедуры «доведения до сознания», либо косвенно – в виде искажений сознания. По данным самонаблюдения, сознание лишено собственной психологической специфики – его единственный признак состоит в том, что благодаря ему перед индивидом предстают, с той или иной степенью ясности, различные явления, составляющие содержания конкретной психологической функции. Вторая трудность вытекает из первой – сознание, как и отдельные психические функции, не локализуется во внешнем пространстве. Но, в отличие от психических функций, сознание из-за его бескачественности не удается расчленить во времени. Исследователи не смогли обнаружить характеристик сознания, по которым оно могло бы изучаться известными методами. Поле сознания неоднородно: в нем отчетливо выделяется центральная область, особенно ясная и отчетливая, - «поле внимания», или «фокус сознания»; за пределами ее – область, содержание которой неотчетливы – «периферия сознания». Содержание сознания в обеих областях находится в непрерывном движении. Выделяются два вида состояний сознания: устойчивые и изменчивые, быстро преходящие. При размышлениях периоды устойчивых состояний перемежаются переходами – изменчивыми состояниями, часто неуловимыми. Переходные моменты весьма трудно уловить самонаблюдением: при попытках остановить их исчезает само движение, а если пытаться о них вспомнить по их окончании, то яркий чувственный образ, сопровождающий устойчивые состояния, затмевает моменты движения. Движение сознания и его непрерывное изменение отражается в понятии потока сознания. «Специализированная» креативность – способность к творчеству в определенной сфере человеческой деятельности (к литературному, музыкальному, научному творчеству и т.д.), развивается на основе общей креативности под влиянием опыта деятельности. Способности – индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способности ее организации и осуществления. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с мерой устойчивости и склонностей человека к некоторой деятельности. Один из важнейших особенностей в процессе обучения и воспитания – вопрос о сенситивных периодах, благоприятствующих становлению определенных способностей. Предполагается. Что формирование способностей происходит на основе задатков. Качественный анализ способностей направлен на выявление индивидуальных характеристик, необходимых для эффективного выполнения конкретного вида деятельности. Количественные изменения характеризуют меру их выраженности. Изучение конкретно-психологических характеристик различных способностей позволяет выделить: 1) общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности; 2) специальные качества, отвечающие более узким требованиям данной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности. При определении структуры способностей как свойств личности всегда нужно учитывать генетические механизмы и особенно те свойства нервных процессов, которые непосредственно сказываются на динамике развития психических процессов и их свойств. Надо учитывать, что способности не выступают изолировано от развития всех других систем, входящих в личность как составляющая. В структуре способностей очень важны творческое отношение личности к выполняемой деятельности, психологическая готовность учиться и трудиться, осознание своих способностей, критичность и самостоятельность их оценки. В основе психологических возможностей, отличающих конкретного человека от других, лежат индивидуальные характеристики: конституциональные способности, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной асимметрии больших полушарий мозга. Именно это своеобразие индивидуальных характеристик выступает как природные задатки, но еще не определяют развития способностей как индивидуальных психологических возможностей. Успех деятельности зависит от трех компонентов: знаний, умений и мотивации. Но знания и умения могут усваиваться упорным трудом при отсутствии способностей в этой области, поэтому их еще нельзя назвать способностями. Сущность способностей составляют качества психических процессов, лежащих в основе овладения знаниями и умениями. Способности разных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру благодаря индивидуальному своеобразию психических качеств и их сочетаний. Иногда человек вынужден заниматься некоторой деятельностью, не имея способности к ней. При этом он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. Компенсация может осуществляться через приобретаемые знания и умения, или через формирование типического стиля деятельности, или же через другую, более развитую способность. Как показатели способностей могут рассматриваться: 1) темп продвижения и овладения деятельностью; 2) широта переноса формирующих психических качеств; 3) соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности. Творчество – психический процесс создания новых ценностей. Будучи по сути культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект – личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Наряду с воображением творчество включает в себя интенсивную работу мышления, эмоции и волю. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству. Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в деятельности предметной, доступной анализу. Обусловленность творчества той сферой культуры, где оно реализуется (производство, техника, искусство, наука, политика. Педагогика и пр.), требует выявить своеобразие психологии творчества в каждом из них, а также характер отношений между ними. Уровень интеллекта – показатель интеллектуального развития личности, оцененный посредством одной из шкал интеллекта и выраженный в стандартных баллах. Феномен «детского творчества» - проявляется в раннем детстве на начальных стадиях овладения тем или иным культурным кодом (словом, числом, изображением и т.д.) или видом деятельности: феномены детского словотворчества и раннего литературного творчества в 5-6 лет, изобразительного творчества, музыкального творчества и пр. Исчезает к подростковому возрасту, причины этого явления до конца не ясны.
Список используемой литературы 1. Батищев Г.С. Диалектика творчества. – М., 1984. 2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб: «Питер». 2000. – 368с. 3. Дружинин В. Н.Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Саратов: СГУ, 1990. 4. Завалишина Д. Н.Психологическая структура способностей / Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991. 5. Кротов И.С. Гимнастика для ума. Логические задачи и головоломки. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005. – 288 с.) 6. Ломброзо Ц. Гениальность и помешательство. – СПб., 1992 -287с. 7. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн. – М. Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 8. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Хервест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 800 с. 9. Черный А.А. Принципы инженерного творчества. Учебное пособие. – Пенза. Изд-во Пензенского университета. – 2005. 368 с. 10. Шадриков В. Д. Способности, одаренность, талант / /Развитие и диагностика способно-стей. Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков М.: Наука, 1991. - 311с.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.035 сек.) |