АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Китай в III-VIII-XII вв

Читайте также:
  1. Беларусь – это Китай наоборот
  2. Билет 3. древнекитайская мифология.
  3. В китайском ресторане
  4. Древний Китай
  5. ДРЕВНИЙ КИТАЙ
  6. КИТАЙ – КРАЇНА ДАВНЬОЇ ЦИВІЛІЗАЦІЇ ТА НЕЗАПЕРЕЧНИЙ ЛІДЕР ТУРИЗМУ В АЗІАТСЬКО-ТИХООКЕАНСЬКОМУ МАКРОРЕГІОНІ
  7. Китайская философия
  8. Китайский национальный стиль ведения переговоров
  9. Основні категорії китайського світогляду
  10. Предмет и задачи истории китайского языка
  11. Философия древнего мира (Индия, Китай)

В III-IV вв. в Китае утвердились феодальные отношения, которые происходили на фоне социальных и политических потрясений, итогом которых было падание Ханьской империи, на месте которой образовалось 3 царства: на севере – Вэй, на юго-востоке – У, на юго-западе – Шу-Хань. Конец династии Хань 220 г., это дата низложения последнего императора Ханьского дома, но de facto – раньше с 192 г., когда 3 военачальника Цао Цао, Лю Бэй, Сунь Цюань (Цзянь) будущие правители трех царств поделили власть.

Путь феодализации – заселить пустующие земли крестьянами как держателями гос. земельных участков и сделать этих крестьян зависимыми от государства, но это было осуществлено только после нового объединения страны. Лидером стало Вэйское царство, в 263 г. пало царство Шу-Хань, в 265 г. полководец вэйский Сыма Янь низложил своего правителя и стал императором (265-290 (У-ди). Так появилась династии Цзинь (265-316). В 280 г. под власть Цзинь перешло царство У. При Сыма Яне был издан закон о государственных наделах, по которому крестьяне должны были получать наделы двух видов: 1. для собственного пользования, 2. для обработки в пользу государства. Это нововведение получило название «колодезной системы» - цзин-тянь. Мужчине выдавался участок (чжань-тянь) в 120 му (му – от 0,015 до 0,32 га, чаще – 0,067 га); из 50 му подлежало обложению налогом в пользу казны, а с остальной части надела урожай шел крестьянину. Трудовая единица - чета – муж и жена в возрасте от 16 до 60 лет, крестьяне в возрасте 13-15 и 61-65 лет имели право на половинный надел. Держатели наделов были обязаны – вносить налог с обоих участков. Налог взимался с/х продуктами (с каждого двора (хозяин – совершенный муж) 3 штуки шелком, 3 меры шелковой ваты). Должны были быть привлечены к работам общественного значения – (30 дней в году) – по поддержанию, ремонту, проведению оросительных сооружений, по осушению почвы, по борьбе с разливами рек, по разного рода постройкам (т.н. «трудовая повинность»). Но в начале VI в. отработки были заменены продуктовым налогом. Кроме гос.феодальной собственности на землю существовала и частная феодальная собственность.

После смерти Сыма-Яня в 290 г. в стране началась междоусобица, длившаяся 16 лет («смута восьми князей»), последствием которой было то, что на границах северо-восточной и северо-западной Китая появились кочевники – тюрки, монголы, тунгусо-манчжуры, тибето-тангуты. От кочевников оборонялись тем, что строили стены. Великая китайская стена. Самым сильными из племен были хунну, тибето-тангуты, сяньбийцы. (гунны – 304 г. – в Северном Китае образовали свое государство, в 316 г. взяли Чанань. В 351 г. Хоу-Чжаю (государство гуннов) пало под ударами сяньбийцев. Сяньбийцы с 351 г. создали государство Цянь-Янь, просуществовало до 370 г., пав под ударами тибето-тангутов. Тибето-тангуты с 370 г. до конца века (386 г.) подчинили все племена в Северном, Северо-западном, Западном Китае. В 386 г. сяньбийские племена объединились под властью вождя Тоба (Тобар) (Тобагуй) и появилось государство Хоу-Вэй, т.е. Второе Вэйское государство, или Бэй-Вэй, или Северо-Вэйское. В 439 г. объединили Северный и Северо-Западный Китай. Затем сяньбийцы выдержали борьбу с жужанями (жоужени, жуань-жуани) (кочевники, обитавшие на территории Монголии; в 557 г. – жужани появились на ср. течении Дуная, под именем аваров. В 568 г. аварский каганат до IX в.). После оттеснения жужаней под власть сяньбийцев оказалась территория от Ферганы до Корейского полуострова. Это государство просуществовало с 386 по 584 г., а последние 30 лет состояло из 2-х частей – Бэй-Ци и Бэй-Чжоу. С 495 г. – столица Лоян.

Именно здесь и возродилась надельная система Сыма-Яня. Земля считалась собственностью государства, находилась в распоряжении правительства. Правитель государства рассматривался как верховный носитель этой гос. собственности на землю. Земля предоставлялась населению в порядке гос. наделов 3-х видов: пахотные, промысловые, усадебные. Пахотные – для посевы зерновых (особенно проса); промысловые – для промышленных культур (тут, конопля); усадебные – жилые и хозяйственные постройки. Пахотные наделы были подушные, т.е. отводились по числу душ трудоспособного населения. Пахотный надел подлежал возвращению в казну в случае смерти трудоспособного держателя земли или по достижению им преклонного возраста, промышленные и усадебные наделы отходили в казну только в случае исчезновения всех трудоспособных членов двора. Полный надел получали только мужчины, женщинам давали наделы в половинном размере. Если были рабы у хозяина двора, то ему предоставляли наделы и на рабов (1/8 надела), но тоже в половинном размере. Владельцам рабочего скота (на вола 1/10 надела) давались дополнительные участки. Держатели наделов должны были платить земельные и промысловые налоги. Оба натурой, земельный – зерном, промысловый – тканями, сырьем. Налоги исчислялись с души. Кроме налогов была трудовая повинность и военная служба.

Надельная система определяла и административную организацию. Каждые 5 дворов – пятидворье (линь) низшее звено в системе организации сельского населения. Среднее звено – 25 дворов (ли). Высшее звено 5х25=125 дворов (дан)= деревня. Во главе каждого объединения стоял старшина. Обязанности – общее управление, раздача наделов, отобрание наделов в казну, сбор налогов, привлечение населения к отбыванию трудовой повинности, наблюдение за выполнением держателями наделов их обязанностей по обработке предоставляемых им участков. Шпионаж за односельчанами. Существовала круговая порука. Единица обложения – двор, вернее, чета.

Существовали и наделы феодалов, например, должностные наделы. Эта категория наделов давалась чиновниками (в системе аппарата управления). Налоги с таких участков поступали в распоряжении должностных лиц. Владелец терял свой надел, после того как лишался должности и получал другой в соответствии с новой должностью, по наследству передавать и отчуждать нельзя. Размер надела определялся занимаемой должностью.

Были жалованные наделы, предоставляемые в порядке особого акта верховной власти, его могли отнять в любой момент, но пользование таким наделом передавалось по наследству.

Феодальная знать владела «наделами, присвоенными по титулу».

Земельные владения монастырей – участки, которые предоставлялись монастырям в соответствии с надельной системой и земельными пожалованиями императоров, не подлежали обложению монастырские участки.

Поэтому, надельная система – существовала благодаря наличию и благодаря крестьянской общине с наследственным землепользованием, землевладение отдельных феодалов при господстве государственной феодальной собственности на землю. Натуральное хозяйство, медленный рост имущественного неравенства в общине. Надельная система способствовала усовершенствованию оросительной системы, появлению новых с/х культур – чай, сах. тростник, хлопок и т.д.

Отдельно от Северного Китая развивался Южный Китай (с 420 г. – 479 г. династия – Сун, 479-502 – династия Ци, 502-557 – Лян, 557-589 – Чэн). В 581 г. престол бывшего Северного Вэйского государства перешел в руки полководца Ян Цзяня, и с 589 г. восстановленная империя стала именоваться Суй, так назвал свою династию Ян Цзянь (Вэнь-Ди, 581-605). Время династии Суй (581-618). Надельная система утвердилась на всей территории Китая, начинается расширение экономических связей между отдельными районами. При Ян Цзяне были снижены налоги, отменены соляная и винная монополия, введена новая монета. Стали чиновники сдавать экзамены. Бюрократический аппарат как при династии Хань. При Ян Гуане (Ян-Ди, 605-617), сыне Яна Цзяня, (который убил своего отца), был учрежден экзамен на степень «цзиньши» (продвинутого мужа). Военные стали податным людом. При Ян Гуане был построен Великий канал, соединивший Хуанхэ и Янцзы (1000 км), была укреплена Великая китайская стена (607-608 гг.) Васильев отмечает, что все китайские династии и государство в целом развиваются по определенному циклу: упрочение императорской власти, культурный взлет, уступки основным производителям, усиление агрессивной внешней политики, рост налогов, крупного землевладения, развал страны. Экономическому подъему способствовало то, что промысловые наделы, были объявлены находящимися в «вечном пользовании». В «вечное пользование» отходили и участки поднятой нови, что способствовало заинтересованности крестьян в улучшении ведения хозяйства. В 617 г. Ян Гуан был свергнут военачальником Лю Юанем (родственник Ян Гуаня по женской линии), который в 618 г. объявил себя императором.

Новая династия получила название Тан (618-907). Лозунги первых Тан умение гармонизировать мир ради блага народа (цзин цзи).Экономический подъем с/х продолжался и в первые два столетия Танской империи. Появились новые отрасли экономики. Распространение хлопководства привело к тому, что в стране стали выделывать х/б ткани. В большом количестве производился чай. Увеличилась добыча соли, железа, серебра, меди, олова, особенно металлов, полированных зеркал, фарфор, бумага. (из древней коры, тряпья, конопли, изобрели в 105 г. С VII в. книгопечатание с досок (ксилография). Развивалась торговля – внутренняя и внешняя, кроме Великого канала было прорыто еще 11 каналов, что привело к включению в общую водную систему – р. Хуайхэ. Внешняя торговля – с Индокитаем, Малайским архипелагом, Ср. Азией, с персами и арабами, с Византией. Из Китая вывозили мет. изделия, шелк, бумага, фарфор. В Китай ввозили – слоновую кость, некоторые металлы, пряности и лекарственные растения.

Города превратились в центры ремесла и торговли (ранее – город - укрепление и город – административный центр). Самый крупный – Чанъань (совр. Сиань) (пров. Шэньси) – столица. В ней проживало в первой половине VIII в. до 500. 000 чел. Город спланировали в виде прямоугольника, ориентированного по 4 частям света по законам китайской геомантии (фэншуйсюэ). Вторым по значению был Лоян (совр. Хэнань), считался второй столицей империи. Третья столица – Тайюань. Приморский город Гуанчжоу (Кантон), Янчжоу – центр соляной торговли. Чэнду (пров. Сычуань) – центр торговли чаем, сахаром, хлопком. В портах находились правительственные таможни, все товары облагались налогами.

В административном отношении Танская империя представляла собой следующее: административный аппарат построен на принципе централизации управления и подчинения его низших звеньев высшим. Высшие правительственные органы – «3 палаты» - (сань шэн) – административная палата, палата императорских эдиктов, палата правительственных указов. Во главе первой палаты стоял ее управляющий, он же первый министр. У него было 2 помощника – правый – младший и левый – старший. Эта верховная коллегия пополнялась 2 гос.секретарями, управлявшими двумя группами министров, в каждой из которой имелось по 3 министерства: министерство чинов (ведало назначениями, наградами должностных ли; министерство двора (наделы); министерство церемоний, культов, обрядов; министерство военных дел, юстиции, общественных работ. Ниже был аппарат на местах. Должностные лица этих учреждений составляли «гражданские чины» (вэньгуань) государства.

В административном отношении страна была поделена на области, округа, уезды, волости и деревни. Низшее звено – пятидворка. 100 дворов возглавлял деревенский староста, 500 дворов – волостной старшина. Кроме того весь Китай был поделен на военные округа, которые появились во второй половине VI в. В середине VII в. их было 634. Каждый округ выставлял от 800 до 1200 солдат, набирались на короткий срок. во время войны производились специальные наборы. Ком.состав армии составляли «военные чины» (угуань).

Организовано было и школьное дело. В столице было 3 высших училища. Училища были в каждой области, округе и уезде для детей знати и чиновничества, готовили так чиновников для гос.службы. Для управления окраинными территориями были созданы особые наместничества. Гос.строй был отражен в законодательстве. В 20-30-х VIII в. эти законы были сведены в единый «Свод законов Танской империи», состоявший из 6 кодексов. Занимался этим первый министр Ли Линь-фу императора Сюаньцзуна.

Социальная организация строилась на принципе сословного деления. Социальная структура – сын неба, благородные - гуй, добрый люд, низкий люд. Или по- иному – основные сословия – 1. богуань – (служилые чины) – гражданские, военные чины; 2. лянминь (добрый народ) – крестьяне; 3. «подлый народ» - цзяньминь – рабы. особая сословная группа – титулованная знать.

Внешняя политика. Со второй половины VI в. главную опасность для империи представляли тюрки. Тюркский каганат – центр кочевья Алтая. Борьба закончилась в 629 г. гибелью Восточнотюрской державы, в 657 г. – завоеван был и Западнотюркский каганат. Затем вели завоевательную политику на западе Азии. Арабское завоевание Ирана привело к тому, что арабы приблизились к границам Китая. В 751 г. в сражении при Талассе китайцы остановили продвижение арабов на Восток, затем установили мирные и торговые отношения. На юго-востоке Азии империя присоединили Таны к своим владениям северо-восточную часть полуострова Индокитая, временно присоединили Корейский полуостров. К началу VIII в. Китай – могущественная держава.

Религия – распространены даосизм, буддизм. К этому времени даосизм создал церковную организацию с духовенством, храмами, монастырями. То же было и у буддистов. Даосизм – религия народных масс, буддизм – у правящего класса + ислам, христианство (несториане).

Китай в период развитого феодализма. VIII-XIII вв. Период расцвета Танской империи приходится на годы правления императора Сюань-цзуна (713-756). По переписи 754 г. в стране было 9. 610 тыс. дворов, или 52. 880 тыс. облагаемого населения. Помимо налогов доходы государства складывались от продажи соли и чая, добыче серебра, меди, железа, олова, торговых пошлин и сборов. Появились многочисленные богатые ремесленники-мастера, богачи-купцы. Росли города. Но одновременно стали проявляться и признаки кризиса, которые выразились в отмирании гос. надельной системы и в развитии поместного хозяйства феодалов. Сокращение числа надельных крестьян пиводило к снижению поступления доходов в казну, а это приводило к увеличению гос. обложения. В 50-х гг. VIII в. государство кроме обычных налогов стало взимать еще особые подворные и земельные налоги. Упадок гос.собственности на землю, являющейся экономической основой централизации страны, привел к ослаблению централизации. Об этом свидетельствовало установление в 733 г. должности областных правителей (дао) с присвоением им широких прав. Считалось, что местные власти получают таким путем возможность с большим успехом удерживать крестьян на надельных участках, ловить беглых крестьян и возвращать их на гос. землю. Кроме того, императорам пришлось допустить наличие у феодалов воинских сил. Сначала это было допущено только в пограничных районах империи, где с 677 г.стали формироваться особые пограничные войска (цзюнь чжэнь) с самостоятельным управлением и командованием. (империю беспокоили – на западе – набеги тибето-тангутских племен, к востоку от них – кидании (то ли монгольская группа, то ли манчжуро-тунгусская), на северо-востоке – государство Бохай – тунгусские племена, на юго-западе – государство Наньчжао (племена местные – тангуты-тибетцы + индо-китайцы). Командующие этих пограничных округов пользовались всей полнотой власти и военной и гражданской. Здесь были более прочные формы наследственного землевладения. В 742 г. пограничных наместничеств было 10. Правители их – цзедуши, именоваться так стали с 710 г., стали могущественной силой, которые и нанесли удар по страым порядкам империи. Инициатором был Ань-Лу-шань, управляющий одновременно тремя наместничествами: частью совр. Внутренней Монголией, Шаньси, Хэбей. Сам Ань-Лу-шань происходил из тюрок. Его военные силы состояли из тюрок и киданей. В 755 г. поднял мятеж против Сюаньцзуна и захватил обе столицы. После бегства Сюаньцзуна в Сычуань. Ань-Лу-шань провозгласил себя императором. Но Танская империя существовала до 907 г., так как начались раздоры среди восставших, многие цзедуши были против Ань-Лу-шаня. В 757 г. он был убит, мятеж продолжался под руководством Ши Сы-мина до 763 г.

Результаты борьбы – в 5 раз сократилось число надельных дворов, находившихся под контролем правительства, власть в государстве стала переходить к владельцам феодальных поместий. Это вызвало необходимость проведения реформы налогообложения. По закону 763 г. прежний земельный налог, промысловая подать, др. повинности, исчисляемые с души, были заменены единым налогом с имущества; в первую очередь с земли, независимо от возраста и трудоспособности облагаемых. Поэтому была проведена имущественная классификация населения. Все население было поделено на 9 разрядов в соответствии с количеством земли. По закону 780 г. налог взимали 2 раза в год, поэтому он и стал называться «закон о двух налогах». Обложению подлежали все, кто имел землю, в том числе и владельцы поместий. Так, феодальная собственность была признана официально. Структура феодального поместья такая же, как и на Западе. Размеры были различны, но чаще они имели в своем составе от 100 до 200 дворов, но могло быть и больше. Крупным землевладельцем стала буддийская церковь.

Рост торговли был связан с развитием торгового кредита. Появились векселя, или «летающие деньги», как их тогда называли. Правительство, чтобы получать больше доходов, ввело гос.монополию на соль, чай, водку. Доходы от продажи соли составляли ½ всех поступлений в казну.

Переход к новым формам феодальной земельной собственности (в условиях непрерывной борьбы внутри империи с 60-х гг. VIII в. по 60-е гг. X в.0 привел к усилению политической раздробленности. Цзедуши появились и в центральных районах страны. Эти области, которые управлялись цзедушами, стали именоваться фаньчжень. В этих условиях обострилась и классовая борьба.

Наиболее яркое событие – восстание крестьян 875-884 гг. во главе с Хуан Чао. Восстание началось в провинциях Хэнань и Шаньдун. В этих местах с 50-х гг. IX в. было много правительственных войск, так как правительству приходилось бороться с пограничными цзедушами. Содержание войск ложилось бременем на население, в связи с чем началось массовое оставление земли крестьянами. Беглые крестьяне объединились в отряды и нападали на феодалов. Толчком к восстанию послужил голод из-за засухи. В Хэнань крестьян возглавил Ван Сянь-ши, в Шаньдуне – Хуан Чао. В 878 г. Ван был убит, и руководство восстанием перешло в Хуан. Территория, охваченная восстанием, от Хэнани до Гуандуна. Обе столицы захвачены. Император бежал в Сычуань. В 880 г. Хуан Чао провозгласил себя императором и ослабил связи с отрядами. Его военачальник Чжу Вэнь перешел на сторону правительства. Хуан Чао оставил Чанъань, бежал в Шаньдун и покончил с собой. Восстание было подавлено не только силами центрального правительства, но и силами пограничных цзедушей, например, Ли Кэ-юн, войска которого состояли из уйгуров. После подавления восстания претендентами на императорский престол оказались Ли Кэ-юн и Чжу Вэнь, который за измену Хуан Чао получил от императора «почетное наименование» «цюань-чжун» (полностью верный), и был ближе к трону, к тому же у него под командованием были императорские войска.

В 907 г. он низложил императора, но до 960 г. в Китае шла борьба с кочевниками (уйгурами, киданями (китаями), в 929 г. образовалось государство Китаев – Ляо), и в 960 г. один из северных феодалов Чжао Куан-инь, одолев соперников, провозгласил себя императором и положил начало новой династии Сун (960-1279). Столицей стал – Бянь (совр. Кайфын). Росли феодальные поместья. Феодалы старались уклониться от уплаты налогов, стал складываться институт иммунитета. Крестьянские хозяйства делились на 2 категории: 1. «хозяйские дворы» - т.е. дворы, которые принадлежали крестьянам, имевшим собственную землю и орудия производства. Платили государству налог деньгами или шелком – от 1/30 до 1/20 продукции, + трудовая повинность; 2 категория дворов – «гостевые дворы», те дворы, которые принадлежали крестьянам, работавшим на гос.земле или на земле отдельных феодалов. Большая часть таких крестьян не имела ни своей земли, ни орудий производства. Все это они получали от владельца земли, которому и отдавали ½ урожая. В сунской деревне сохранялись общественные амбары, создавались они на основе общественных фондов, предназначавшиеся на случай неурожая. Из них крестьянам выдавались и зерновые ссуды под %.

С XI в. развивается горнодобывающий промысел. Выросла добыча железа и серебра. Все эти промыслы в подавляющей своей части развивались путем создания казенных мастерских. В мастерских работали от 60-70 (выделка тканей), 100 (металлургия), до 600-700 (выделка шелковых тканей, вышивок, керамики, кораблестроение). В мастерских частично применялись наемные работники, которым платили и деньгами и натурой. Развивалась торговля. С конца X в. появились бумажные деньги «удобные деньги» (бяньцянь).

Внешняя политика Сун. Главная проблема – сохранение китайской территории.

•кидани, которые захватили Северный Китай, сначала сунцы отразили их набеги, потом заключили в 1004 г. мир на условиях выплаты дани в 100.000 лан серебра и 200.000 кусков шелка;

•тангуты, государство Си-Ся (1038-1227) – отняло в 30-е гг. XI в. провинцию Ганьсу, в 1044 г. мир заключили + откуп деньгами и шелком.

Нужны реформы, чтобы укрепить государство, которые провел Ван Ань-ши, ставший в 1069 г. первым министром. Цель реформ – сделать страну богатой. Этого можно достичь введением законов, регулирующих налоговое обложение и рыночные цены. Средства казны следовало, по его мнению, пополнять за счет гос.зерновых фондов, используемых для продажи на рынке и для выдачи населению ссуд под % (20%, у ростовщиков – 200-300 %). Военная мощь достигалась за счет замены армии наемников всенародным ополчением. Каждые 10 семей должны были по необходимости выставить и полностью содержать по 1 воину с экипировкой и оружием. «Новые законы» Ван Ань-ши сразу были встречены негативно. До 1086 г. (года смерти Ван Ань-ши) еще как-то проводились мероприятия, а после были забыты. Результат не проведения реформы дал себя знать. Борьба с чжурчженями была проиграна. Чжурчжени были одним из манчжуро-тунгусских племен, обитали в Маньчжурии. Сначала чжурчжени у киданей отняли часть территории в 1115 г., образовав свое государство Цзинь. Суны заключили союз с чжурчженями против киданей, и в 1125 г. государство киданей Ляо пало. Потом начинается серия войн чжурчженей с Сунами, которые завершились миром, по которому чжурчженям были уступлены части провинций Хэбей и Шаньси, выплачено 200 тыс. лян (лян =31,25 серебра) золота, 4 млн. лян серебра и выданы заложники. Война между Сунами и чжурчженями 1126-1127 гг. привела к тому, что Суны отдали северную часть страны. С этого времени Сун – стала Южно-Сунской империей со столицей Ханчжоу, тогда именовался Линьань. В 1142 г. был заключен мир, по которому империя должна была платить ежегодно дань в 250 тыс. лян серебра и 250 тыс. кусков шелка. В 1205 г. произошло очередное столкновение с чжурчженями, которое было неудачно для чжурчженей. В 1206 г. появилось государство Чингисхана.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)