|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия древнего мира (Индия, Китай)
Что бы понять какую либо культуру надо принять за основу изучения то чем она отличается от нашей. Для индейской культуры это концепция перевоплощения (реинкарнации) и воздаяния (кармы) как результат напряжённого внимания к проблеме жизни и смерти. Именно эта проблема стала главной для индийской философии. Понятие кармы ключевое для индийской мысли и в основе своей имеет этический характер. Учение о карме это учение о естественной нравственной причинности. В соответствии с законом кармы, что посеешь в этой жизни то пожмёшь в жизни будущей. Нравственный закон приобретает абсолютный космический статус. Законом кармы обосновывается социальное устройство Индии, наличие каст (от ваших до не прикосаемы и при жизни переход из одной касты в другую невозможен. Касты узаконивали и даже освещали неравенства и каждый относился к своему положению как к данности.
Для индуса характерен интерес как к человеку так и к целостности мира. То и другое выливается в единство которое лутшее всего выражается формулой обман есть Брахман. Обман это духовное начало я душа. Брахман это безличный дух обсолютно из которого происходит все остальное. Решающая мысль состоит в том что обман и брахман совпадают и это открывает человеку путь к высшему блаженству. В индийской философии личность не рассматривается как само ценность, уникальность человека скорее зло чем добро. Человек обязан следовать закону» космического колеса» то есть множественных циклов рождение и смертей человека установленных свыше. Индийская мысль довольна мистична. Индусы считают что именно искусство мистики дух переживаний и медитации (сосредоточенное размышление) введет к состоянию нирваны. К избавлению от земных желаний привязанности боли страданий и удовольствия.
Если индийская философия основана на представлении о перевоплощения душ и воздаяния, то китайская исходит из того что рождение это начало человека, а смерть его конец. Главный интерес китайской философии это отношение между обществом и человеком, правителем и его подчинёнными. На первом месте в китайской философии стоит этика. Выдающимся китайским философом был Конфуций. Который считал что каждый индивид должен быть не низменным человеком а совершенным мужем для которого характерны 5 добродетелей: человечность спокойно уравновешенное отношение и любовь к другим, Мудрость и интеллект, следование этики справедливости долго честной, Послушание деликатность учтивость уравновешенность, Покорность воли родителей.
Конфуций видел осуществление своей программы в умело организовано процессе оброзования и воспитания молодёжи. Учение Конфуция было посвящено тому как сделать счастливым государство через рост нравственности, прежде всего высших слоёв общества, а затем ниших. Конфуций считал «Если руководить народом по средством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний то народ будет стремится уклонится от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом по средству добродетелей и поддерживать порядок при помощи ритуалов народ будет знать стыд и он исправится» Двумя великими народами индийским и китайским заложена содержательная база философии как дисциплина. Но для того что бы сформировалась философия нужны формальные предпосылки метод получения результатов и их общая значимость. Эти предпосылки обеспечило древне греческая мысль, начиная с Сократа, который по праву считается её основателем и олицетворением философии.
22.01.13 Философия древней Греции и древнего Рима.
Спецификой древне греческой философии является стремление понять сущность природы, космоса и мира в целом. Крупнейшими философами древней Греции были: Сократ, Аристотель, Платон, Демократ, Зенон, Эпикур. Основной философский интерес Сократа сосредотачивался на вопросе о том что такое человек и что такое человеческое сознание. Любимое излечение Сократа познай самого себя. Он утверждал что знания человек может обрести лишь собственными усилиями а не получить их из вне в качестве готового. Отсюда стремление Сократа искать истину сообща в ходе бесед отбрасывая обще принятые мнения с тем чтобы прийти к такому знанию которую все признают истинным. (Истина – верное знание) Сократ пытался определить, что такое справедливость, добро, в чём состоит лучшее государственное устройство. Он считал если человек что именно хорошо он никогда не поступит дурно. Знания это источник нравственного совершенства. Аристотель считал вышей целью государства достижения добродетельной жизни то есть жизни счастливой. Человек может формироваться лишь живя сообща при наличии и соблюдении хороших законов. Аристотель был сторонником среднего материального достатка когда в обществе нет бедных и слишком богатых людей, но всегда должна соблюдутся справедливость которая является главной из всех добродетелей. «Кто не в состоянии сам отвечать за свои поступки тот раб по природе и может выполнять лишь волю другого.
У Платона ведущей темой остается нравственной этическая, а важнейшим предметом исследования человек общество и государство. В человеке Платон различает бессмертную душу и смертное тело. Платон сторонник переселения душ. Тело рассматривается как темница душа из которой последнее должна освободится а для этого очистица под чинив свои чувственные влечения вашему стремлению к благу. Платон делит людей на три разных типа в зависимости от того какая часть души в них является преобладающей: если разумная то есть приверженность к правде и справедливости то их Платон завет мудрецами или философами и отводит роль правителей в идеально государстве; Если эмоциональное то человек отличается храбростью и мужеством. Эти качества необходимый войнам которые заботятся о безопасности государства; Если чувственная то эти люди привержены телесно физическому мру и должны занимается сельским хозяйством или ремеслом. Однако есть принцип общей для всех сослов ий «ничего в сверх меры» Что касается идеального государства то по мнению Платона это ярко выраженное господство всеобщего над индивидуальным.
На становление древне римской философии повлияла древне гречаская. Римляни развили концепции древне греческой философии придав им художественую завершённость и практичность. ПРиумуществено древне греческие филосовы интересовались этикой. Крупнешими представителями древне римской философфии были: Лукреции, Цицерон, Сенека, Эпиктет, Аврелий. Творчество Сенеки преобладает мотив страданий а уверенность в возможности избавления от них гаснет оставляя надежду только на себя. Сенека утверждал «Изменить порядок вещей мы не в силах за то в силах обрести величие духа и стойко переносить все приватности случая не споря с природой» Внешнему давлению Сенека противопоставляет индивидуальное нравственное само совершенствование и борьбу прежде всего с собственными пороками. Для обретения независимости от деспотических сил во власти которых находится человек Сенека предлагает не следовать подобно скату за вожаками стаи а жить как требует разум и долг то есть по природе. Мораль Сенеки отличается милосердием человеколюбием состраданием. Он соглашается с тем что абсолютная истина не возможна, но главным вопросом является как жить и решать его надо здесь и сейчас. Сенека был убежден что по установлению природы несчастнее просящее зло чем претерпевший.
Эпиктет (первый знаменитый философ который был рабом) создал школу нравственного совершенствования. Первой ступенью нравственного совершенствования является отбрасывания ложного знания отказ от привычных представлений. Новое (истинное знание) Становится чувством и волей человека. Что бы стать добродетельным необходимо три вещи: 1 Теоретические знания внутренеее
2 Само усовершенствование
3 Практические упражнения (гимнастика)
Освобождается от страстей надо постепенно, но последовательно. Два основных принципа Эпиктета выдерживай и воздерживайся. Стойко выдерживай все внешние трудности и чтобы не случилась относись ко всему спокойно. Свобода это призрение к тому что не зависит от нас. Воздерживайся от любых проявлений собственных страстей. Эпиктет сформулировал золотое правила этики «То положение которое ты не терпишь не создавай для других не желаешь быть рабом не терпи рабство около себя»
Средне вековая философия.
Средне вековая философия принадлежит эпохи феодализма(5-15). Уходит корнями в историю единобожия (монотеизма). Таким религиям принадлежат: иудаизм христианство мусульманство. Средне вековое мышление по своему существу теоцентрично то есть реальностью определяющее все сущее для него является бог. У всех средне вековых филосовов познание каждой вещи сводится к ответу на четыре вопроса: Есть ли вещь; Что она такое; Какова она; Почему и для чего она есть. Философские идеи в средние века чаще всего были связаны с религиозными догмами. Философия средних веков это служанка и помошница религии. Она открывает путь к богу для рационально мслешего человека. В этом одна из задач философии как токовой и главная задача религиозной философии.
Основы религиозной философии были заложены двумя мыслителями Августином и Фомой Аквинским. Августину (354-430 ГОДЫ) принадлежит обоснование необходимости церкви трактате «О граде божьем» по его мнению град божий есть нечто находящийся на земле и становящийся церковью. Таким образом Августин обосновал необходимость существования церкви(Римской католической церкви). Важнейший вопрос который пытался разрешить Августин о соотношение судьбы и свободной воли человека. Человек обладает свободой воли но она как и все остальное даруется человеку богом. Благодать это дар божий. Человек действует по своей воли но так как в ее основе божественная благодать то все заслуги от бога. Второй важный вопрос кому обращена божественная благодать. Августин считал что благодать дается не во искупление грехов а для праведной жизни как проявления любви а не как вознаграждение.
Философская мысль средних веков вошла в историю под именем схоластики. Одним из выдающися представителей средне вековой схоластики был монах фома Аквинский (1225-1274). Своей задачей Аквинский считал примирение веры и знаний. Он пытался разраничить области веры и знания и средством для этого стало разграничения царства природы и царства благодати. По мнению Аквинского природа является подготовительной ступенью для царство благодати которая в свою очередь ведет к богу. Фоме Аквинскому пренадлежат 5 обоснований бытия бога: Движение предпологает неподвижный первый движатель; Цель причин и следствий не может идти в бесконечность нужно предположить существование первой причины; В мире не может господствовать случайность и должен быть источник необходимости; Все предметы различаются по степени совершенства и должно быть нечто представляющее вашею степень реальности и совершенства; Наличие целесообразности в мире предполагает бога как ее источника.
Роль философии в средние века была служебной ограниченость средне вековой философии Гегель обеснял так: «Греческая философия мыслила свободно а схаластика не свободна. Так как брала свое содержание данное церковью» Два основных пика средне вековой европейской философии оказались долеки друг от друга почти на тысеча летие. Августин жил вблези точки возникновения средне вековой философии когда позиции античной философии еще были сильны. Это был первый синтез философии и религии. Вторая основная точка средне вековой философии связана с именем фомы Актинского и приходится на то время когда господствующие положение церкви стало ослабевать. В целом средне вековая философия была оцтуплением от античной философии в направлении решения проблем поднятых христьянсвом и исламом. Главенствующие положение религии в культуре определило своеобразие данного этапа развития философии который можно назвать религиозной философией.
29.01.13 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |