АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 9. БЫТИЕ. МАТЕРИЯ. СОЗНАНИЕ

Читайте также:
  1. Бытие. Виды бытия. Материя и дух. Материализм и идеализм как альтернативные способы миропонимания.
  2. Ему стало не хватать воздуха, ноги и руки окончательно замерзли. Через несколько минут, он потерял сознание. Всё потемнело.
  3. Занятие № (Лекция)
  4. Иллюстрированная семейная энциклопедия. Коллекция Аргументы и Факты. Том 1. М. Астрель 2008г. 62 с.ил. твердый переплет, энциклопедический формат.
  5. Классическая евгеника как селекция человека. Ее история, принципы, достижения, недостатки.
  6. Коллекция ароматов
  7. Коллекция ароматов
  8. Концепция невроза в гештальт-терапии (лекция)
  9. ЛЕКЦИЯ . МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  10. ЛЕКЦИЯ . УСЛУГИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ.
  11. ЛЕКЦИЯ 1
  12. Лекция 1

 

I. Понятие бытия. Виды бытия. Специфика социальной формы бытия.

II. Материя как философская категория, пространство и время - формы существования движущейся материи.

III. Сознание, его происхождение и. сущность. Самосознание и социаль­ная активность человека.

I. В широком смысле слова категория бытия обозначает сущест­вование. Быть - значит существовать, и философии под бытием обыч­но понимают реальность, существующую объективно, т.е. независимо от сознания и воли человека. Иначе говоря, бытие - это материаль­ное существование природной и социальной действительности. В та­ком понимании бытие наделяется более содержательным признаком ма­териальности и в этом значении обозначает природу, материальный мир, материю, обладая не только онтологическим, но и гносеологи­ческим смыслом, используется для решения основного вопроса фило­софии.

Бытие - основополагающая философская категория. Объясняется это тем, что начиная философские рассуждения, нельзя обойти эту исходную категорию, поскольку логически она выступает основой для дальнейших теоретических построений и более того, исторически проблема бытия означает зарождение самой философии.

Как же сформировалась эта категория?

Для постановки проблемы бытия имеются предпосылки в обыден­ном сознании и повседневной деятельности людей. Занимаясь практи­ческой деятельностью, человек склонен к поиску своего единства с природой, с другими людьми. И все же человеку важно найти и обрести общее между различными целостностями окружающего мира.

Тем более, что в нем самом слиты в неразрывное единство тело и дух, природное и общественное.

Первую философскую концепцию /точнее - концепции/ бытия выд­винули еще древние, в частности древнегреческие философы. Под ним понималось либо нечто неизменное, единое, неподвижное, самотождественное /Царменид/, либо нечто непрерывно становящееся и изменяющееся /Гераклит/. Бытие противопоставлялось небытию.

В процессе знакомства с трактовкой, категории бытия древними философами необходимо отметить, что уже тогда были наложены пред­посылки материалистического и идеалистического истолкования со­держания этой категории. Так, например, Платон противопоставил мир чувственных вещей чистым идеям - миру истинного бытия. Опираясь на принцип взаимодействия и взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает подобное противопоставление, и строит уче­ние о различных формах бытия.

В дальнейшем, в связи с развитием науки, техники, материального производства продолжалась эволюция материалистических и идеалисти­ческих представлений о сущности категории бытия. С одной стороны, велись поиски общей материальной основы предметов и явлений, или материальной субстанции, построенной из некоего природного мате­риала, или субстрата; это позиция материализма. Ее достоинство - в стремлении понять бытие мира, исходя из самого этого мира, слабое место - в определенном разрыве между неизменной субстанцией и миром изменяющихся, преходящих вещей, и другой стороны - пози­ция идеализма, сущность которой в признании в качестве истинного бытия "чистых идей". На всем протяжении истории философии мы имеем борьбу и взаимное сотрудничество двух этих позиций - "линии Демокрита и линии Платона".

Категория бытия не только указывает на факт существования материального мира и отдельных его проявлений, но и фиксирует пре­дельно общую связь всего со всем. Она выражает существование мира как конкретно -всеобщей целостности, которая составляет объектив­ные условия деятельности человека, куда входит и его духовная дея­тельность, факт его общественного существования.

Таким образом, бытие в широком смысле слова - это совокупная реальность природного и общественного, материального и духовного, индивидуального и социального, всего, что равно существует, будучи объединенным всеобщей связью всего со всем, хотя и в различных формах.

Выделяют четыре вида бытия: 1/ бытие вещей и процессов;

2/ бытие человека; 3/ бытие духовного /идеального/; 4/ бытие со­циального /общественного/.

Все эти виды бытия самостоятельны, внутренне неоднородны, имеют свои подвиды.

В первом виде бытия различаются природные вещи и процессы и созданные человеком. Мир вещей и процессов, созданных человеком, включает в себя воплощенные его мысли и дела, т.е. имеет социаль­ные функции и человеческий смысл. Это дает возможность приблизить этот вид бытия к понятию "социальное бытие".

Необходимо обратить внимание на особую сложность бытия чело­века, поскольку он, как живое существо, включен в мир природных тел, т.е. представляет собой единство "духа" /психики/ и тела /материи/ и как биологический организм вписан в бытие природы. Он существует не только как материальное тело, но и как представитель человеческого рода, социально-историческое существо.

Бытие духовное охватывает собой проявления индивидуализированного и объективированного духа. Иначе говоря, представляет собой многообразные процессы и результаты духовной деятельности людей. Например, нравственные и правовые нормы, научные идеи, художественные образы и т.д. относятся к объективированному духу. Однако и те процессы, которые происходят в духовном мире индиви­да, также имеют статус бытия, поскольку без этого вида бытия невозможно существование личности, а значит и человеческое бытие. как таковое.

Применительно к общественном лизни основной вопрос философии представляет собой вопрос и об отношении и об отношении обществен­ного сознания к общественному бытию. Под бытием людей, которое в силу специфики исторического процесса в определенный момент ста­новится также общественные бытием, понимается все существующее вне сознания. Отражение материального существования - непременное условие того, чтобы с помощью категории общественного бытия ре­шать основной вопрос философии. Как и бытие, т.е. материя, общест­венное бытие обладает свойством объективной реальности. Оно пред­ставляет собой материальную жизнь общества. Но общественное бытие не тождественно материи вообще. Наряду с общими признаками категории оно характеризуется и специфическими признаками, превращаю­щими его в особое материальное образование.

Преобразованная человеком природа сама по себе продолжает оставаться бытием /материей/, Она функционирует в качестве общест­венного бытия, которое не сводится к каким-либо отдельным свойст­вам материи, только тогда, когда представлена в системе ма­териальных общественных. Недооценка данного положения ведет к отождествлению социологического подхода с натуралистическим, об­щественного бытия с бытием вообще. Соответственно и предметные элементы общественного бытия должны удовлетворять двум условиям: во-первых, быть материальными образованиями, во-вторых, функцио­нировать в системе материальных общественных отношений; причем функционировать в виде объекта этих отношении. Последнее заме­чание весьма важно, ибо подчеркивает, что человек - элемент об­щественного бытия не сам по себе, а лишь постольку, поскольку представляет собой общественную производительную силу определяю­щую понятие социальной формы движения материи как целостной харак­теристики исторического процесса,.и тьмах, посвященных философ­скому анализу общества, этот вид бытия будет рассмотрен особо и подробно.

Таким образом, с помощью категории бытия объединяются основ­ные идеи, которые получены в процессе последовательного осмысления вопроса о существовании мира: 1/ мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; 2/ природное и духов­ное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; 3/ в силу объективной логики существования и развития мир /в различии форм его существования/ образует совокупную реаль­ность, действительность предзаданную сознанию и действию конкрет­ных индивидов и поколений людей.

Следует отметить, что философское открытие проблемы бытия это не анализ того, в чем именно состоит единство мира, а поиск его необходимых предпосылок: мир должен существовать, прежде чем он может быть единым. Объединяя фрагменты и проявления взаимосвя­зи и целостности бытия, мы подводим к материи, как к категории конкретизирующей бытие.

2. Категория материи - это второй вопрос рассматриваемой темы. Данная категория исторически изменялась, -то объясняется, во-первых, логикой развития самой философии, а во-вторых, достижени­ями естествознания, других наук о материальном мире.

Первые философы пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи, то, что значительно позднее было названо субстанцией и субстратом / о содержании и близком зна­чении этих понятий вы можете ознакомиться в философском словаре в "Субстанция" и "Субстрат"/. Хотя. взгляды первофилософов и пред­ставляются нам сейчас наивными, но их заслуга состоит, во-первых, в том, что на место утверждении, порожденных религиозной верой, они ставят вывод, к которому привело их рациональное мышление. Хотя все вещи возникают - возникают он не из ничего, а из других вещей, и хотя они гибнут, они превращаются не в ничто, а в другие вещи. Из этих посылок следует, что вечных вещей нет, а есть нечто лежащее в их основе, т.е. материал, из которого все в мире состоит, субстанция мира.

Во-вторых, первые философы уже осознают, что существует бо­льшая разница между тем, как выглядят наблюдаемые нами явления природы, и тем каковы они в действительности. Ведь и вода, и зем­ля, и воздух, и огонь - все это хорошо знакомые всем вещи, но они вовсе не похожи на образующиеся из них многообразные предме­ты и явления. Все это подводит к признанию существования частиц вещества, постигаемых мышлением, например, если Фалес рассматри­вал вез многообразие вещей и явлений природы как порождение еди­ного, вечного материального начала - воды, то его ученик Анаксимандр уже вводит понятие апейрон - как неопределенную материю.

Апейрон - это вечное, бесконечное, находящееся в непрерывном дви­жении единое первоначало, источник конкретных вещей и явлений. Демокрит идет далее и уже разрабатывает атомистическую картину мира, вводя в философский обиход понятие атомов. Атомы неделимы, неизменны, качественно однородны и отличаются друг от друга лишь внешними количественными чертами: формой, величиной, а так же порядком и положением. Они образуют, двигаясь в пустоте, многооб­разие видимых вещей и предметов и множество миров.

Итак, на первом этапе развития материалистических представ­лений основой, субстанцией материального мира выступают отдель­ные, чувственно воспринимаемые или не воспринимаемые элементы /апейрон/, либо физические атомы.

Вторым этапом развития этих представлений является механи­цизм. Здесь материя отождествляется с веществом и наделяется ря­дом механических и геометрических свойств: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью, способностью тел перемещаться по меха­ническим траекториям.

Такое понимание материи могло еще как-то применяться к явле­ниям природы. Но путь для его применения к общественным явлениям и биологическим процессам был закрыт, хотя такие попытки и пред­принимались. Это значит, что данное понимание не было универсаль­ным, всеобщим. Оно было просто выражением определенного естест­веннонаучного знания, а вовсе не философской категорией. Обосно­вание и разработка философской категории материи тесно связаны с развитием естествознания в АН-ЛА веках.

Какие же были сделаны открытия, которые существенно повлияли на разработку философской категории материи?

В результате обнаружения связи между электрическими, магнитными и оптическими явлениями была создана электродинамика. За­коны электродинамики описывают движение электромагнитного поля и электрических зарядов, которые не сводятся к веществу.

Далее, было экспериментально доказано реальное существование атомов. Было открыто их сложное строение и явление радиоактивнос­ти. То, что считалось доселе материей - вещество, атомы, свелось к электрически заряженным частицам и электромагнитным полям. При атом, при переходе от одного уровня материи к другому, многие свойства первого исчезают, возникают новые, ранее отсутствовав­шие на предыдущих уровнях, и так до бесконечности. Раньше материи приписывали свойства, выявленные у самого глубокого уровня природы, до которого ученые смогли добраться и считали эти свойства вечны­ми, неизменными и всеобщими. Но дело в том, что эти свойства выражают не философские, а естественнонаучные представления о строении материи на определенной стадии развития науки.

Философское представление о материи не связано раз и навсе­гда с каким-то конкретным представлением естествознания о строе­нии материального мира. Это понимание выражает всеобщие, универсальные свойства материи и поэтому переходит из ранга естествен­нонаучного представления или понятия в ранг философской катего­рии.

В определении философской категории материи важны три мо­мента: I/ материя-то, что существует вне и независимо от сознания;

2/ материя - то, что прямо или косвенно вызывает ощущения; 3/ ма­терия - то, отражением чего является сознание.

Может вызвать некоторое недоумение тот факт, что не все материальное вызывает у нас ощущения "без приборов". Радиоволны, то, что происходит в центре Солнца, множество других явления мы ощутить не можем. Поэтому, при всей важности второго и третьего. признаков материи, главное, что отличает материальное от немате­риального - это существование вне сознания. Не только все мате­риальное существует объективно, но и все, существующее объективно, вне сознания - материально. В этой связи подумайте над тем, мо­жет ли быть материальным сознание других людей по отношению к сознанию данного индивида.

Дальнейшее развитие естествознания показало, что у природы нет последнего уровня, вследствие чего любое знание о ней не яв­ляется исчерпывающим, полным, окончательным. Недостаток понятий материи, выдвигавшихся первофилософами, механицистами и т.д., состоял в том, что эти понята отождествлялись с. характеристиками какого-либо специфического уровня материи, с конкретными физичес­кими представлениями о ее строении, изменяющимся с развитием на­уки. Но развитие знаний не отменяет самого факта бытия /сущест­вования/ объективной реальности, а материальность мира наиболее глубоко отображается в философской.категории материи.

Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся мате­рию в ее бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми ее свойствами, связями и отношениями. На этой основе возникает вопрос о единстве мира с точки зрения материалистического монизма.

Почему вопрос о единстве и взаимосвязанности мира является предметом философского обсуждения?

Философия обещает исторический опыт предшествующего развития Философии и специальных наук и на основе синтеза и обобщения всех имеющихся данных формулирует общие принципы, регулирующие отношения человека к миру. Суть одного из таких принципов сводится к следующему: I/ все многообразные явления природы, общества и мышления - несмотря на видимые их различия - внутренне, связаны, прямыми косвенными связями, находятся во взаимной обусловленности и зависимости; 2/ единство мира состоит в его материальности.

Единство мира состоит не в бытии единичных вещей, как думал Аристотель, и не в единстве актов божественного замысла и творе­ния, как учит христианская теология. Принцип единства мира утвер­ждает, что мир, как и его отдельные фрагменты, есть взаимосвя­занное материальное целое, что познание; мира, как и его преобразование, может происходить лишь с учетов всех доступных нам свя­зей и взаимодействий на уровне объективной и субъективной реаль­ности. На примере этого принципа философия демонстрирует свою ме­тодологическую функцию как регулятора познания и общественно-ис­торической деятельности.

Методологическое и мировоззренческое значение категории ма­терии обнаруживается сразу же, как только мы зададимся вопросом: каким образом существуют окружающие нас материальные предметы, связи и явления? Материалистический подход к познанию мира позво­ляет вскрыть универсальные, т.е. свойственные всем предметам, связям и явлениям, формы и способы бытии. Ими являются движение, время и пространство.

Интерес к ним, возник еще в глубокой древности и сохраняется до наших дней. Более того, изучение различных форм движения, про­странственных и временных связен материальных явлений составляет основную задачу всех специальных наук. В отличие от них философия рассматривает не конкретные проявления способов и форм бытия, а их всеобщие и универсальные свойства.

Категория движения производна от понятия взаимодействия и изменения / под движением в философии понимается всякое изменение вообще/ и соотносится с понятием покоя. Для дальнейшей конкрети­зации представлений о движении нужно выделить его типы и формы.

Основание для выделения типов движения - соотношение в нем устойчивости и изменчивости, непрерывности и прерывности, сохра­нения или смены качественного состояния объектов.

Формы движения материи многообразны и обеспечиваются уровнем структурной организации материи.. На этом определяется критерий их классификации, т.е. более сложной структурной организации тел, предметов присуща более высокая, более сложная форма движения /например, биологическая форма - более высокая форма по отно­шению к механическому перемещению/.

Следует понять определенную субординацию между формами дви­жения материи. Во-первых, они генетически взаимосвязаны /высшие включают в себя все ниже стоящие формы движения/, во-вторых, формы движения материи качественно отличны и несводимы друг к другу, т.е.. нельзя на основе законов ниже стоящих форм объяснять вышестоящие..Например, нельзя полностью объяснить биологические явления с помощью физических и химических законов, социальные - с помощью биологических. Методологический принцип, согласно кото­рому высшие формы движения могут быть объяснены на основе законо­мерностей низших форм, получило название редукционизма.

Развитие наук показывает, что ни в природе, ни в обществе нет ни одного неизменного объекта. В частности, закон сохранения и превращения энергии устанавливает не только то, что при превра­щении одних видов энергии в другие остается постоянным ее числен­ное значение, но и то, что каждый вид энергии обладает способно­стью при определенных условиях превращаться в другие ее виды. Он свидетельствует о неуничтожимости движения не только в количественном /непрекращаемость/, но и в качественном отношении /безграничная способность каждой формы движения превращаться в другие/.

Материя без движения не существует, а существует ли движе­ние без материи?

Мысли, эмоции, ощущения существуют лишь в сознании людей: все это - явления нематериальные. Не будет ли тогда смена ощуще­ний, настроений, мыслей движением без материи? В действительности, смена мыслей, настроений, ощущений отнюдь не есть движение без материи, ибо эта смена явлений сознания происходит только в мате­риальном объекте - в человеке. И движение вне сознания, и движе­ние в сознании не бывает без материального носителя. Мы приходим, следовательно, к двум выводам: нет материи без движения, нет дви­жения без материи.

Любой материальный объект занимает какое-то место, наводится на каком-то расстоянии от других объектов, обладает какой-то конфигурацией и размерами в трех измерениях, эти формы сосущест­вования материальных объектов называют пространственными форма­ми и отношениями, или пространством.

Длительность явлений, следование сменяющих друг друга явле­ний, имеющие лишь одно измерение, - эти формы существования явле­ний называют временными формами и отношениями, или временем.

Категории пространства и времени прошли длительный путь фор­мирования и развития в естественной науке и философии. Долгое время они понимались как самостоятельные сущности или внешние формы /условия/ бытия в целом и существования отдельных тел, ве­щей, процессов. Такое понимание пространства и времени было ха­рактерно для классической физики и натурфилософии.

Вместе с тем признавалось и наличие высших уровней бытия, к которым пространственные и временные характеристики неприменимы. Например, бытие абсолюта /Бога, абсолютного духа/.

Пространство и время - формы существования материи, которые, если их рассматривать вне материи, без материи, представляют со­бой лишь пустые понятия, существующие только в нашей голове / И.Кант/. Конечно, можно мысленно отделить пространственные и временные формы и отношения от материальных объектов и процессов, но вне сознания людей, объективно эти нормы и отношения неотделимы от материальных объектов и процессов, ибо никакие формы и отношения не могут существовать вне тех явлений, чьими формами и отношениями они являются.

Ярким подтверждением и конкретизацией этих философских поло­жений является теория относительности, если пространственное по­ложение двух систем относительно друг друга изменяется, одну из них можно принять за систему отсчета, а другую рассматривать как движущуюся относительно первой. Согласно специальной теории отно­сительности, два различных события, одновременные в системе от­счета, не одновременны в движущийся системе, процесс в движущейся относительно системы отсчета системе происходит медленнее, чем в системе отсчета / при скорости, близкой к скорости света/. Если в движущейся системе имеется неподвижное относительно ее тело, это тело сокращает свои размеры в направлении движения в системе отсчета. Все это значит, что одновременность событий и длина тел зависят от материальных систем, где эти события происходят; а те­ла находятся.

Неотделимость пространственно-временных форм от материи еще ярче выступает в общей теории относительности, согласно которой структура пространства-времени и ее изменение, с одной стороны, зависят от распределения и движения материальных масс, с другой, непосредственно обусловливают и определяют друг друга.

Таким образом, нет материи, лишенной временных и пространст­венных характеристик, нет материи вне пространства и времени, и нет пространства и времени вне материи.

Что же касается сущности социальных пространства и времени, то она состоит в том, что это особый тип исторически изменяющих­ся пространственно-временных отношений, в которых воспроизводит­ся и развивается человек именно как социальное существо. Формиро­вание этих новых пространственно-временных структур начинается с возникновением социально-организованной материи. Они создаются деятельностью людей, отражают своеобразие общественных отноше­ний, имеют конкретно-исторический характер и несут в себе соци­альный, человеческий смысл.

3. Сознание есть высшая форма отражения действительности, про­дукт длительного развития материи.

В качестве обоснованного научного предположения принимается утверждение, согласно которому в фундаменте самого здания материи лежит свойство, родственное с ощущением, свойство отражения. Отражение рассматривается как всеобщее свойство материи т.е. та­кое, которое существует на всех уровнях структурной организации материи. Но в силу того что это разные уровни, общее свойство отражения на каждом из них проявляется по-разному.

По-видимому, каждой форме структурной организации материи, равно как и каждой форме движения материи, связанной с этой орга­низацией, может быть поставлена в соответствие и своя особая форма отражения. Развитие этих форм сопровождается и появлением но­вых типов отражения.

Принято рассматривать следующие группы форм отражения: отражение в неживой природе, что соответствует первым трем формам движения материи /механической, физической, химической/, отра­жение в живой природе, что соответствует биологической форме дви­жения материи и, наконец, сознание, т.е. отражение в обществе, что соответствует социальной форме движения материи. Таким обра­зом, философия рассматривает сознание как ту ступень в развитии свойства отражения, которая связана с появлением новой формы дви­жения, новой формы организации материи - общества.

В истории развития отражения в качестве важнейшей предпосыл­ки сознания выступает психическое отражение, оно существует у выс­ших животных и представляет собой наиболее высокую форму отраже­ния, достигнутую в рамках биологической формы движения материи.

Психическое отражение позволяет не только пассивно фиксиро­вать наличную ситуацию в системе чувственных образов, оно высту­пает и как способность внутреннего действия в поле чувственных образов, т.е. дает возможность примериваться к будущей ситуации. Это - своеобразная форма внутреннего действия в системе чувствен­ных образов, форма внутренней психической активности животных. Однако в психической форме отражения отсутствует механизм само­сознания, самоанализа и самоконтроля. Животное не выделяет себя из среды и не анализирует свою психическую деятельность.

Новый тип отражения возникает с появлением нового типа дея­тельности, нового типа отношения к среде, этот процесс связан с историей возникновения человеческого общества. Старая система, ориентированная на прежний тип поведения и приспособления, ста­рые средства отражения -психическое отражение- оказались недоста­точными для того, чтобы обеспечить новый тип деятельности - тру­довую деятельность и связанную с ним новую форму общения.

На базе общественной трудовой деятельности появляется новая сигнальная система, языковая. Возникнув в обществе, она с са­мого начала выступала как общественный продукт, опирающийся не на органы чувств и биологические инстинкты, а на коллектив, основанный на трудовой деятельности. Тем самым передавался и закрепляло опыт, накопленный в ходе предыдущего общественного развития. Появился новый тип отражения - идеальное отражение, отражение в системе слов. Идеальное есть не что иное, как материальное, пе­ресаженное в Человеческую голову и преобразованное в ней. На этой основе происходит формирование субъективного образа объективного мира /Маркс/.

.Таким образом, говоря о возникновении сознания, следует вы­делить три главных момента, определивших этот процесс: труд, производственный коллектив и членораздельная звуковая речь /язык/ Только общение с людьми, овладение языком, овладение посредством языка формами мыслительной деятельности, приобщение к человечес­кой практике и человеческой культуре делают человека человеком. Иного пути развития сознания не существует.

При рассмотрении сознания ваяло уяснить понятие образа. Главное свойство образа - это соответствие его содержания действительности, реальным свойствам и отношениям объекта познания. Образ отражает объект; объект диктует содержание образа. Гносеологический образ - это не постоянное, неизменное образова­ние, а меняющееся, развивающееся, углубляющиеся и расширяющееся идеальное отражение действительности, фундаментальной основой процесса движения гносеологического образа является практика.

Характерной чертой сознания человека является самосознание. Самосознание начинается с вычленения среди других предметов и других людей самого себя в качестве особого, противостоящего другим вещам объекта, в качестве особого, противостоящего другим людям человека. Самосознание - это осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отно­шения к другим людям, словом, себя как особой и единичной личности. Здесь уже личность не просто выступает носителем "я", здесь лич­ность осознает себя носителем "я". А вместе с тем начинает разви­ваться и способность к самоанализу, к анализу не только совершен­ных поступков, но и своих намерений совершить поступки, способ­ность к оценке своих будущих действий. Но такая оценка требует знания некоторой совокупности моральных норм, которые берутся из общественного сознания и составляют внутренний скелет самосознания личности.

Если относительно существования сознания нет сомнений, то вопрос о том, существует ли бессознательное, долго был, а для некоторых людей еще и сегодня остается дискуссионным. Собственно есть два вопроса: существует.ли бессознательное? А если существу­ет, то как именно? Более подробно об атом можно ознакомится в работе "Введение в философию", Часть 2, а так же Философский энциклопедических словарь, статья "Бессознатель­ное".

 

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)