|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные свойства и качества архитектурно-пространственных форм
Архитектурно-пространственные формы (в частности, здания) обладают рядом зрительно воспринимаемых свойств и качеств, которые важны для их характеристики. Большинство из них носят параметрический характер, и могут быть зафиксированы в общеупотребимых единицах величин. соотношением размеров формы по трем координатам пространства (ширине, высоте, глубине). Если все три измерения относительно равны, форма имеет объемный характер. Если одно измерение намного меньше двух других, форма имеет плоский характер. Если одно измерение намного больше двух других, форма имеет линейный характер. Если форма может быть очерчена элементарной геометрической фигурой – простая, если ее очертания есть сумма нескольких фигур, или в ее построении преобладают сложные по кривизне плоскости – сложная. дальше, выше, ниже зрителя или линии горизонта. По отношению к иным формам в архитектурном произведении и, что особо важно, – по отношению к доминантной или общепринятой системе направлений пространства (вертикаль/горизонталь). 4. Массивность и пространственность зависят от визуальной оценки количества материала архитектурной формы. Наибольшей массой обладают кубические или шарообразные плотные формы и меньшей - многопустотные, плоские и гладкие. 5. Фактура и текстура поверхности - важное качество архитектурной формы. Фактура, отражающая физический (объемный) характер поверхности, в то время как текстура (рисунок) отражает линейную структуру материала (например, текстура древесины). 6. Расчлененность или цельность – качества, который носят структурный характер формы и определяются величиной и количеством частей по отношению к целому. 7. Динамичность или статичность - возникающие как эмоциональная реакция при визуальной оценке формы прежде всего таких качеств как очертание, расчлененность и положение в пространстве; 8. Уравновешенность – качество, данное нам подсознательным механизмом вестибулярного аппарата, как ощущения стабильного положения формы; тон (оттенки), насыщенность (степень яркости цвета), светлота (отражающая способность поверхности). 11. Тектоничность – качество специфичное для архитектурного моделирования, и выражающее художественную трактовку физических свойств строительного материала и конструктивных решений.
Одной из центральных задач художественного творчества является создание изображения (модели), т.е. такого отражения содержания мышления, которое базируется на свойственных данному виду искусства специфических материальных субстанциях (музыкальные звуки, движения танцовщиц, скульптурные формы etc.).
В архитектуре изображение является не только средством профессиональной работы, но и становится её целью, приобретая в культуре самостоятельную ценность, не обязательно связанную с фактом наличия где-то воздвигнутого объекта. «Архитектуре присуще собственное содержание, которое оказывается жизненно важным для человечества и потому обще интересно. Изображение хранит и транслирует это содержание в системе культуры» (Л.Барановский). Процесс архитектурного проектирования в том виде, в котором он сложился, исторически основывается на изображениях будущего объекта, т.е. на специальных плоских (2-х мерных) и объемных (3-х мерных) моделях. Можно предположить, что изображения обладают каким-то дополнительным свойством, которое и позволяет считать их преимущественно языком описания формы (морфологии). Изображения играют роль некого посредника, при помощи которого осуществляется взаимосвязь между мышлением архитектора и объектом, на который направлена его деятельность. Метод построения графических изображений обычно называется методом графического моделирования.
Все графические модели можно разделить на две основные группы (по классификации В.А.Штофа): - образные (иконические) модели, - знаковые (символические) модели.
Образные модели строятся из элементов, которые имеют определенное сходство с соответствующими элементами моделируемого реального объекта. Образная модель подобна оригиналу, однако, отличается от него (как и все виды моделей) тем, что не может отразить всех его свойств. В ней отражаются только те свойства объекта, которые являются существенными для задач, решаемых с помощью данной модели.
Знаковые модели, в отличие от образных, выявляющих и фиксирующих внешние характеристики объекта, вскрывают внутренние, не поддающиеся простому наблюдению сущностные характеристики архитектурного объекта. Таковыми в проектировании могут выступать различного рода функциональные, технологические и прочие схемы.
Освобожденные от конкретных материальных «телесных» особенностей объекта, модели передают конструкцию (строение) объекта, его геометрическую форму, пространственное положение его частей, они дают возможность выявить скрытые пространственные связи и отношения, одним словом перейти от явления к его сущности.
Графические изображения (модели) являются основным носителем информации о проектируемом объекте. С их помощью осуществляется коммуникация, как между различными профессионалами-участниками проектного процесса, так и вне профессионального общения (заказчик, подрядчик, потребитель и т.д.). Акт коммуникации предполагает наличие знаковой системы и правил её использования, т.е. языка. Графический язык – система знаков, выполняющая моделирующую и коммуникативную функции в процессе проектирования. Специфика использования графических знаков в проектировании состоит не столько в том, как выглядят эти знаки и воспроизводятся на бумаге, сколько в том, по каким правилам или законам они преобразуются и что означают их преобразования.
Отношения знаков к отображаемым объектам (семантика) можно разделить на два класса: - иконические знаки, созданные путем более или менее точного копирования реальных объектов или явлений. - Символические знаки, не обязанные иметь сходство с тем объектом или явлением, им описываемым, и отражающий в обобщенной форме сущность или информацию о содержании объекта. Графический язык определяется системой ограничений и правил (синтактикой), которые диктуются проектной культурой. В качестве первичных элементов графического языка выступают: точка, линия, плоскость, объем. Исходными элементами моделирования являются геометрические примитивы: параллепипед, сфера, пирамида, конус, цилиндр.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |