|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
III. Истоки психологии в России: работы И.М. Сеченова
Развитие русской психологии шло по линии физиологической психологии. Основателем был И. М. Сеченов (1829 – 1905).
Сеченов по образованию – врач и физиолог. В период 1856-63 гг. работал в Европе. В докторской диссертации «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения»(1860) показал, что при опьянении реакции человека становятся бессознательными, при этом отчетливо проступает их рефлекторный характер.
В 1862 г. экспериментально доказал: в головном мозгу есть центры торможения спинномозговых рефлексов. В 1863 г. в книге «Рефлексы головного мозга» пришел к выводу: Сила воли – воспитанный с детства рефлекс головного мозга, более сильный, чем, например, спинномозговой врожденный рефлекс отдергивания руки от языков пламени
И.М. Сеченов: характер человека – это совокупность рефлексов головного мозга, которая создается воспитанием в широком смысле слова. Чтобы улучшить природу человека, нужно переустраивать общество
IV. Развитие экспериментальной психологии в России. Роль И.П. Павлова и В.М. Бехтерева.
Иван Петрович Павлов (1849 – 1936) родился в Рязани в семье священнослужителя. В возрасте 11 лет поступил в церковное приходское училище, а после его окончания - в духовную семинарию.
На последнем курсе семинарии, под влиянием идей Дарвина и Сеченова, Павлов уехал в Петербург и поступил в Университет на естественное отделение. После окончания университета поступил на 3 курс Медико-хирургической Академии.
Под влиянием новых фактов и идей И.М. Сеченова переориентировал свою деятельность и с 90-х годов занимался только УР. Описал механизмы образования и торможения УР, а также ориентировочный рефлекс и рефлекс свободы. Главная заслуга – объективные методы исследования научения.
«Моя вера – это вера в то, что счастье человечеству даст прогресс науки. Я верю, что человеческий разум и его высшее воплощение – наука – избавят род людской от болезней, от голода, от вражды, уменьшат горе в жизни людей. Почему многие думают, что я верующий человек, верующий в смысле религиозном? Потому, что я выступаю против гонения на церковь, на религию. Я считаю, что нельзя отнимать веру в бога, не заменив её другой верой. Другую веру приносит людям просвещение, образование; вера в бога сама становится ненужной. Многие ли образованные люди верят в бога? (Хотя есть ещё немало верующих и среди них.) Надо раньше просветить народ, дать ему образование, и вера сама ослабеет. А разрушать веру в бога, не заменив её ничем, нельзя».
Владимир Михайлович Бехтерев (1857 – 1927). В 16 лет поступил в Медико-хирургическую академию. Но после сдачи экзаменов болел (невроз). Лечился у психиатра Ивана Андреевича Сикорского
В 1877 г. участвовал как врач в русско-турецкой войне. С 1978 г. В.М. Бехтерев – врач при клинике душевных и нервных болезней Санкт-Петербурга В 1884-85 годах работает в Европе, в том числе у Ж. Шарко, Т. Мейнерта и В. Вундта.
С 1885 г. (в 28-лет!), профессор Бехтерев возглавил кафедру душевных болезней Казанского университета. Создал первую в Россию психофизиологическую лабораторию. Применил методы ЭП для изучения психически больных людей. В 1890-е годы изучал феномен Боксерского восстания в Китае и секты «малёванцев» на Украине.
В 1907 г основал в Петербурге Психоневрологический институт. В 1907-1910 годах опубликовал три тома книги «Объективная психология». Считал, «так называемые психические явления суть врожденные и сочетательные рефлексы», которые можно изучать объективно. Поведение в обществе рассматривал с этой точки зрения: «человек теряет в тормозящих влияниях, но выигрывает в подражательных»
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |