АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Установление восточной границы

Читайте также:
  1. Верхняя и нижняя границы крупности материала оговариваются в
  2. Восточной Сибири и Дальнего Востока
  3. ГРАНИЦЫ СЕМЬИ
  4. Малайя и островные государства Юго-Восточной Азии в новое время.
  5. На установление законов и обычаев стран
  6. Островной мир Юго-Восточной Азии
  7. Политика и ее границы 25.02.13
  8. Понятие, виды и границы разделения труда
  9. Права и обязанности несовершеннолетних детей и родителей. Установление происхождения детей.
  10. Правовые условия перемещения товаров через государственные границы.
  11. Различия в проблематике Восточной и Западной философии.
  12. Расположение реквизитов и границы зон на формате А4 продольного бланка

Если при определении северных, западных и южных гра­ниц Польша вынуждена была считаться с волей Ан­танты, грозившей в противном случае отказать ей в признании, то совершенно иной была ее политика на востоке.

В политических кругах Польши доминировали две концеп­ции обеспечения национальной безопасности страны, располо­женной между такими сильными державами, как Германия и Россия. Ю. Пилсудский главную опасность для Польши всегда видел в России. Наиболее действенным путем ослабления России он считал создание на ее национальных окраинах независимых государств. Литва и Белоруссия затем образовали бы с Польшей фе­деративное государство, а с Украиной был бы заключен военно-политический союз. В случае такого развития событий, полагал Пилсудский, угроза Польше с востока была бы сведена к минимуму, что позволяло бы ей не опасаться и Германии. Для осуществления этого плана нужна была активная политика на востоке, которую Пилсудский до лета 1920 г. проводил, не считаясь с сеймом и правительством.

Р. Дмовский и его сторонники основного врага Польши ви­дели в Германии. Для успешного противостояния Берлину они полагали необходимым добиться согласия России на присоедине­ние ее отдельных областей на западе, до разделов входивших в со­став Речи Посполитой (части Литвы, Западной Белоруссии, Западной Во­лыни), к Польше. Это привело бы к созданию сильного польско­го государства, имеющего добрососедские отношения с Россией и способного успешно противостоять натиску Германии.

Общим для авторов обоих подходов было убеждение в том, что Восточная Галиция, в которой преобладало украинское на­селение, была неотъемлемой частью Польши. Иллюзорность расчетов на мирное решение галицийской проблемы стала очевидной еще до образования общепольского правительства. 18 октября 1918 г. Украинский национальный совет во Львове провозгласил создание независимого государства из всех укра­инских территорий Австро-Венгрии, а в ночь на 1 ноября ук­раинский Военный комитет овладел Львовом. Вскоре украинс­кие части контролировали всю Галицию от реки Збруч на вос­токе до реки Сан на западе. Государство получило название Западно-Украинской Народной Республики (ЗУНР).

Против ЗУНР активно выступили галицийские по­ляки, получавшие подкрепление из Малой Польши, Тешинской Силезии, бывшего Царства Польского. Боевые действия длились здесь до середины 1919 г. Поскольку в январе 1919 г. произошло объеди­нение ЗУНР и Украинской Народной Республики, в военные дей­ствия были втянуты и петлюровские войска. Победа поляков стала возможной во многом благодаря переброске в Галицию польской добровольческой армии из Франции, а также боевым действиям против ЗУНР Ру­мынии, претендовавшей на Северо-Восточную Буковину.

На востоке основными соперниками Польши оказались литовские и белорусские коммунисты, первые столкновения вооруженных сил которых и польских отрядов местной самообороны произошли уже в кон­це 1918 г. Активные боевые действия между советскими войсками и польской армией начались в феврале 1919 г. 19 апреля 1919 г. польские войска заняли Вильно (Вильнюс), сто­лицу созданной в феврале того же года Литовско-Белорусской ССР. В последующие месяцы они продвинулись еще дальше на восток, до линии рек Березина и Западная Двина, захватили Минск.

Парижская мирная конференция оставила открытым вопрос о восточных границах Польши в надежде, что окончательно он будет решен самой Россией после падения советской власти. Такая по­зиция Антанты давала Пилсудскому возможность вести на восто­ке наступательные действия, чтобы реализовать свою концепцию безопасности. При этом польское военное командование всячес­ки избегало тесного сотрудничества с белогвардейцами, сторон­никами «единой и неделимой России», и даже договорилось осенью 1919 г. о временном прекращении активных боевых действий с представителем правительства РСФСР Юлианом Мархлевским. Это позволило советскому командованию перебросить часть войск с Западного на Южный фронт во время наступления Деникина на Москву.

Польский экспансионизм на востоке вызывал протесты по­литических элит проживавших здесь народов, их обращения к великим державам с просьбой дать им возможность реализовать право на национальное самоопределение. 8 декабря 1919 г. Вер­ховный совет Антанты принял декларацию по поводу временной восточной границы Польши, фактически определившую в качестве этничес­кой границы линию, проходившую через Гродно, Брест, вос­точнее Перемышля до Карпат (так называемая линия Керзона). Польское правительство могло создавать свою гражданскую ад­министрацию только на территориях, лежащих к западу от нее.

Это решение оказалось на руку Пилсудскому, который получил возможность создавать военную администрацию к востоку от линии Керзона, абсолютно неподконтрольную сейму и правительству. Не последовало положительной реакции Варшавы и на неоднократные, в целом для нее благоприятные, предложения Москвы о начале мирных переговоров. Пилсудский, зная настроения в советском руководстве, не верил ему, опасаясь, что после победы в граж­данской войне Красная Армия обрушится на Польшу, чтобы эк­спортировать революцию в Европу. Поэтому он торопился с реализацией своего плана в отношении Украины. 21 ап­реля 1920 г. им был подписан договор с верховным атаманом Симоном Петлюрой, который за помощь в разгроме Украинской Советской Социалистической Республики согласился ус­тупить Польше Галицию и часть Волыни, а также предоставить ей значительные экономические права и льготы. Наряду с политическим был подписан и военный договор, предусмат­ривавший переход армии Петлюры под польское оперативное командова­ние на период совместного наступления на Киев.

25 апреля 1920 г. началось польско-украинское наступление на Украине, и уже 7 мая поляки, не встречая сопротивления, вошли в Киев. Несмотря на видимые успехи, им не удалось, однако, решить главной задачи — разгро­мить основные силы Красной Армии. Не сбылись также надеж­ды на активную поддержку украинским народом Петлюры, ко­торая могла бы дать ему возможность укрепить свою власть и содействовать реализации планов Пилсудского. Кроме того, с этого момента война с Польшей стала восприниматься той частью российского общества, которое до этого сдержанно относилось к большевикам, как патриотическое дело. Война все больше приобретала черты очередной польско-русской войны за спорные территории.

5 июня переброшенная с Северного Кавказа 1-й конная армия С.М. Буденного прорвала польский фронт, и началось советское контрнаступление на Украине. В июне его поддержали части Красной Армии, сосредоточенные в Белоруссии. Польские войска дрогнули и начали отступление по всему фронту, не менее стремительное, чем апрельское наступление. Такая тактика по­зволила польскому командованию сохранить живую силу сво­ей армии, аналогично тому, как это было сделано чуть раньше советским командованием.

Особенно успешно действовали советские войска в Белоруссии под ко­мандованием М.Н. Тухачевского. В июле 1920 г. они пересек­ли этническую границу Польши и подошли к Варшаве. Молодое польское государство оказалось на грани гибели. В этот момент в советском руководстве возобладало убеждение, что начинает осуществляться его план перенесения революции в развитые европейские государства. События на польско-советском фронте встревожили державы Антанты, они резко увеличили свою помощь Польше деньгами, оружием, советниками и военными специалистами, а также активизировали посреднические действия между Варшавой и Москвой. Великобритания даже предложила Советской России Восточную Галицию взамен за немедленный мир с поляками. Авантюризм Пилсудского не на шутку встревожил польских политиков, во время польского отступления они добились изъятия из его ведения восточной политики.

В ходе польского похода Красной Армии широкий размах по­лучили мероприятия по установлению советской власти. 8 июля 1920 г. был создан Галицийский революционный комитет, а 30 июля в захваченном Красной Армией Люблине возник Польский вре­менный революционный комитет (Польревком) во главе с Ю. Мархлевским, Феликсом Дзержинским и Феликсом Коном. Польревком про­возгласил национализацию фабрик, шахт, поместий, отделение церкви от государства и светское образование, приступил к формированию собственной армии. В качестве ближай­шей политической задачи было выдвинуто создание Польской ССР.

Вторжение Красной Армии в этническую Польшу вызвало у поляков мощный патриотический подъем. Было создано коалиционное правительство национальной обороны во главе с лиде­ром Польской крестьянской партии «Пяст» Винценты Витосом (1874—1945), началось формирование добровольческой армии. Мужественно защищали Варшаву не только регулярные ча­сти, но и организованные по инициативе Польской социалисти­ческой партии (ППС) рабочие батальоны.

14 августа наступление Красной Армии было остановлено и после ожесточенных боев польские войска вынудили ее к отступлению. Фронт вновь стал перемещаться на восток. К середине октября 1920 г. он остановился на линии рек Десна—Збруч. В ходе контрнаступления Ю. Пилсудский приказал командиру Литовско-бе­лорусской дивизии генералу Люциану Желиговскому имитировать бунт и захватить Вильно с прилегающим районом, в июле 1920 г. освобожденные советскими войсками и переданные Литве. 9 октября 1920 г. Желиговский выполнил приказ. На захваченной им тер­ритории было создано эфемерное государство Срединная Литва, вошедшее в 1922 г. в состав Польши.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)