АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исторические аспекты и тенденции развития юридического образования

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. I I этап развития Медицинской этики - становление монотеистических религий
  3. IV. Профиль физического развития
  4. To creat the Future или видение инновационного развития компании из будущего.
  5. Акмеологический период развития.
  6. Анализ финансирования деятельности и исполнения сметы расходов учреждений образования.
  7. Анатомо-физиологические аспекты потребностей.
  8. Аномалии развития органов и систем. Классификация аномалий развития.
  9. Аспекты и орбисы гармоник
  10. Базовые теории воспитания и развития личности
  11. Банкротство юридического лица
  12. Билет № 58.Исторические типы собственности.

В отечественной истории уже был подобный период. 140 лет назад, во временна «Великой реформы», юридические факультеты вошли в стадию стихийного неуправляемого роста, а затем в полной мере ощутили на себе все издержки, связанные с данным процессом. На наш взгляд, российский исторический опыт заслуживает внимания; его изучение позволит по-новому взглянуть на современное состояние и перспективы развития у нас юридического образования.

С либеральным периодом правления Александра II связано восстановление образовательной деятельности: в 1859-1860 гг. вводилось преподавание государственного права европейских держав, истории философии, в 1861 г. была отменена Инструкция ректорам и деканам1. Новым Общим уставом университетов 1863 г. был утвержден новый образовательный стандарт на юридическом факультете. Обязательными для преподавания теперь являлись: 1) энциклопедия права: а) энциклопедия юридических и политических наук, б) история философии права; 2) история важнейших иностранных законодательств, древних и новых; 3) история русского права; 4) история славянских законодательств; 5) римское право: а) история римского права, б) догматика римского гражданского права, в) византийское права; 6) государственное право: а) теория государственного права, б) государственное право важнейших иностранных государств, в) русское государственное право; 7) гражданское право и гражданское судоустройство судопроизводство; 8) уголовное право уголовное судопроизводство; 9) полицейское право: а) учение о безопасности (законы благочиния), б) учение о благосостоянии (законы благоустройства); 10) финансовое право: а) теория финансов, б) русское финансовое право; 11) международное право; 12) политическая экономия и статистика; 13)церковное законоведение2. Таким образом, юридическое образование становилось «богаче»: увеличивалась численность учебных дисциплин, был усилен блок историко-правовых и отраслевых наук.

Благодаря Уставу 1863 г. профессора-юристы либерального толка получили возможность заметно повысить научно-теоретический уровень преподавания. Опираясь на западноевропейские образцы, они стали пропагандировать, хотя и в осторожных выражениях, идеи народного представительства, конституционализма, местного самоуправления, публичных свобод граждан и т.д.

60-70-е годы XIX в. – время быстрого распространения и подъема юридического образования в России. Буржуазные реформы впервые открыли широкое поприще для юристов; профессия стала одной из популярных и наиболее востребованных в русском обществе. Чтобы сделать карьеру в судебном ведомстве требовался университетский диплом. Введение образовательного ценза было важным элементом судебной реформы. Раньше обязанности судьи мог исполнять любой дворянин или купец, приписанный к гильдии; теперь же в соответствии со ст. 202 судебных уставов замещение должностей в суде производилось «… не иначе, как из числа лиц, имеющих аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук».

В середине 70-х годов XIX в. ситуация изменилась: количество студентов-юристов резко пошло на убыль. Их общая численность вернулась к уровню 1863 г. (1466 по всем университетам); в наибольшей степени обезлюдели юридические факультеты в Казани (с 283 до 119), в Харькове (с 299 до 70), Киеве (с 313 до 92)1.

Спрос на юридические дипломы упал по нескольким причинам. Во-первых, развеялись надежды тех, кто рассчитывал на быструю карьеру в судебном ведомстве. Выпускники университетов, как правило, занимали в судах низшие должности. Их ждала рутинная работа: написание исходящих бумаг, подготовка проектов приговоров и определений, ведение статистической отчетности. Лишь по прошествии четырех лет молодой кандидат проходил аттестацию и мог претендовать на должность следователя, товарища прокурора или секретаря судебной палаты. Таким образом, служба в суде с самого начала требовала большого упорства. Во-вторых, потребность в образованных юристах, вызванная открытием новых судебных учреждений, постепенно уменьшалась. Вакансий становилось все меньше; поиск места и ожидание назначения иногда затягивались на годы: «Многие десятки лиц, вполне подготовленных, состоят по нескольку лет при окружных судах и прокурорских камерах, безуспешно ожидая назначений. Истомившись и потеряв средства к существованию, некоторые идут в адвокатуру, а другие берут, очертя голову, места канцелярских писцов в городских и земских управах и даже кондукторов на железных дорогах2. Что касается адвокатской деятельности, то конкуренция в этой сфере была еще более острой; чтобы пробиться наверх, начинающему присяжному поверенному требовалось заработать имя, репутацию, приобрести вязи и т.д.; далеко не каждый добивался успеха на этом пути.

В-третьих, выпускники юридических факультетов проигрывали по уровню подготовки «питомцам» Училища правоведения и Александровского лицея. Эти привилегированные учебные заведения были специально созданы для подготовки юридической элиты. Их учебные программы были шире университетских: они включали гуманитарные дисциплины (логика, психология, философия), а также ряд спецкурсов, в том числе судебную медицину. Там преподавали ведущие ученые и практики – Н.С. Таганцев, И.Я. Фойницкий, Ф.Ф. Мартенс и др. Как следствие, уровень подготовки выпускников был высоким. «Кандидаты из правоведов и лицеистов знают немного, но знают твердо. Они быстро применяются к практической деятельности, и судебный вицмундир сразу приходится им по плечу. Они не бросаются из стороны в сторону, а чувствуют себя на своем месте и аккуратно делают свое дело»1. На этом фоне становилось еще очевиднее все недостатки подготовки юристов в университетах.

«Начала социализма» предполагало допущение широких масс трудящихся к высшему образованию3. Дореволюционная система набора, осуществлявшаяся на основе конкурсных экзаменов, по объективным причинам затрудняла поступление на юридические факультеты выходцев из рабоче-крестьянской среды, не имевшей хорошей гуманитарной подготовки. Даже сейчас, в начале XXI в., трудно себе представить, что студенты нынешнего юрфака МГУ, окончившие среднюю школу, гимназию или лицей, могут изучать римское право по латинским источникам, а международное право – по оригинальным изданиям европейских и американских юристов. Также «непроходимыми» бывают и источники древнерусского права. И если низкий уровень образования имеют современные абитуриенты (в большинстве своем отнюдь не пролетарского происхождения), чего же можно было ожидать от рабочих и крестьян в 1917 г. в конкурсной борьбе с выходцами из «свергнутых классов»

Что касается полового состава обучающихся на юридическом факультете Московского университета в указанный период, то нужно отметить многократный рост числа женщин-студенток. Так, если на 1 января 1917 г. их было всего 4 (для сравнения мужчин – 2122), то на 1 января 1918 г. женщин стало уже 112 (мужчин – 2958). На 1 января 1919 г. женщин было 593 (мужчин – 4125)

В октябре 1927 г. в МГУ было создано Бюро заочного юридического образования (факультет советского права на дому). Учебный план для студентов-заочников был рассчитан на 4 года. В 1931 г. бюро реорганизуется в Центральные заочные курсы советского права при Московском институте советского права. Несмотря на кажущуюся стройность учебной программы, наличие производственной практики, складывающаяся система юридического образования продолжала оставаться неудовлетворительной.

20 апреля 1931 г. постановлением ЦИК РСФСР из ряда государственных университетов выделялись факультеты советского строительства и права, которые реорганизовывались в самостоятельные институты: а) советского строительства (для подготовки руководящего и инструкторского состава советов и исполкомов); б) советского права (для подготовки судебно-прокурорских работников). Институты советского строительства находились в ведении ВЦИКа, институты советского права – в ведении НКЮ СССР. Согласно этому же постановлению хозяйственно- правовое и международное отделения теперь уже бывшего факультета МГУ передавались Московскому институту советского права, который был открыт также на основании указанного постановления.

Наибольшего развития советская юридическая высшая школа достигла после окончания Великой Отечественной войны. Существенную роль при этом сыграло начатое еще в период войны восстановление подготовки юристов в университетах. Юридические факультеты были созданы почти во всех университетах, они сумели собрать и вырастить сильные научные коллективы. Резко возрос уровень научно-исследовательской работы, что не только позволило поднять подготовку специалистов на новую, более высокую ступень, но и превратило факультеты в важнейшие центры правовой науки в СССР, расширило фронт теоретических исследований.

В 1964 г. ЦК КПСС принял Постановление «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране». В нем подчеркивалось важное значение советского права в период развернутого строительства коммунизма, отмечались недостатки в развитии правовой науки и юридического образования, ставились конкретные задачи, направленные на их дальнейшее развитие. Постановление предусматривало, в частности, меры по расширению и улучшению подготовки кадров, введение специализации студентов с учетом характера их будущей работы, включение в учебные планы таких дисциплин, как советское строительство, хозяйственное право, судебная психология, исправительно-трудовое право, организацию юридической подготовки работников советских и хозяйственных органов, служебная деятельность которых связана с применением законодательства, разработкой и изданием правовых актов. Важной задачей являлось развитие научных основ организации высшего образования, конкретный анализ эффективности тех или иных форм подготовки юридических кадров.

В России многоуровневая подготовка в высшем образовании используется с 1992 г. Однако она существенно отличается от общеевропейской модели. Так, ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливает три ступени высшего профессионального образования: бакалавр (со сроком обучения не менее 4 лет), дипломированный специалист (не менее 5 лет) и магистр (не менее 6 лет). Согласно указанному Закону соответствующие образовательные программы могут быть реализованы непрерывно и по ступеням. В нем предусмотрена также возможность получения неполного высшего профессионального образования со сроком обучения не менее двух лет.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)