АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 1. Особенности формирования и развития культуры и искусства Монголии

Читайте также:
  1. A) способом формирования банковских ресурсов из недепозитных источников
  2. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  3. Cущность, виды, источники формирования доходов. Дифференциация доходов населения.
  4. I I этап развития Медицинской этики - становление монотеистических религий
  5. I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
  6. I. ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ КУЛЬТУРЫ
  7. II. Национальные особенности менеджмента.
  8. II. Особенности продажи отдельных видов недвижимого имущества
  9. III. Общие и специфические особенности детей с отклонениями в развитии.
  10. IV. Профиль физического развития
  11. To creat the Future или видение инновационного развития компании из будущего.
  12. V. Особенности оказания отдельных видов услуг(выполнения работ)

Кафедра

Истории отечественного и зарубежного искусства

Направление: 031500.62 Искусствоведение (История искусства)

(код) (наименование)

ПЛАНЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Раздел 1. Особенности формирования и развития культуры и искусства Монголии

 

Тема 1.1 Предмет, цели и задачи курса

Курс «Искусство Монголии» входит в блок гуманитарных дисциплин. Изучение художественных традиций Монголии в контексте такого мощного современного явления, как глобализация становится все более актуальным. Опыт уникальной культуры, возникшей еще в древности и развивающейся на основе интегративных закономерностей, заслуживает пристального и обстоятельного анализа. Творчество монгольских мастеров – зодчих, живописцев, скульпторов достигло высокого художественного уровня, что позволяет делать обоснованные выводы о серьезных достижениях в культуре Монголии.

Научное изучение Монгольской культуры и искусства началось сравнительно недавно, в к 19 века. Огромный вклад в изучение монгольской культуры и искусства внесли русские ученые, путешественники, художники, просветители. Их творчество в значительной мере оказало влияние на становление и развитие монгольского искусства. Это работы ученых путешественников, которые внесли значительный вклад в монголоведение: Г.Н. Потанин, П.К. Козлов, Н.М. Пржевальский, А.Н. Позднеев, Н.К. Рерих и др. В их дневниках и работах был представлен материал, связанный с народным искусством монголов. Эти ученые на основе этнографических данных описывали культуру и быт монгольского народа, а проблемы стиля, традиций, заимствования и новаторства в искусстве не затрагивали.

В XX веке интерес к изучению монгольской культуры и искусства усилился. Появились работы монгольских и советских авторов, связанные с историей искусства и культуры Монголии, где рассматривались аспекты развития различных видов искусства, затрагивались проблемы влияния национальных традиций на современное монгольское искусство. Среди них работа Ням-Осорына Цултэма «Искусство Монголии с древнейших времен до начала XX века», И.И. Ломакиной «Изобразительное искусство социалистической Монголии», Д. Майдара «Памятники истории и культуры Монголии».

Исследованием монгольского народного орнамента, который явился неотъемлемой частью изобразительного искусства, занимались К.В. Вяткина, Н.В. Кочешков. Развитие монгольской живописи от средневековой до современной представлены в ряде публикаций монголоведа Т.В. Сергеевой и востоковеда О.С. Прокофьева.

Проблема влияния русской художественной школы представлена в монографиях Т.М. Степанской и К.А. Мелеховой.

Вопросы обратного влияния монгольского искусства на сопредельные территории рассмотрены в работах алтайских историков искусства: В.И. Эдокова, Т.М. Степанской, Л.И. Снитко, Л.И. Нехвядович, статьи художников Б.И. Лупачева, Ф.С. Торхова, Л.Р. Цесюлевича, А.П. Щетинина и др.. Авторы освещали вопросы, связанные с анализом творчества алтайских художников: основные темы, сюжеты, творческий метод, особенности стиля, место монгольских мотивов в искусстве Алтая.

Основной целью дисциплины стало: изучение закономерностей развития культуры Монголии, выявление ее особенностей в формировании и развитии искусства; для достижения основной цели в ходе изучения материала происходит знакомство с особенностями древнего искусства Монголии, выявляются значение интеграционных процессов в формировании культуры; формируется понимание значения буддизма-ламаизма развитии художественных принципов в монгольском искусстве в период средневековья; выявляется степень влияния русской художественной школы на развитие искусства Монголии в ХХ веке.

 

Литература

Основная:

1. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учеб. для высш. проф. образования: в 2т. – 2Т/ Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 2011. – 320 с.

Дополнительная:

  1. Цултэм, Ням-Осорын. Искусство Монголии с древнейших времен до начала ХХ века / Ням-Осорын, Цултэм. - М.: Изобраз. искусство, 1982.

2. Ринчен-Хабаева И.М. Изобразительное искусство страны Вечного синего неба. Улан-Удэ. Издательство Бурятского госуниверситета 2005.

3. Сергеева Т.В. Искусство Монголии. М., 1992.

4. Традиционное искусство Востока. // Терминологический словарь. Сост. Виноградова Н.А. Каптерева Т.П. и др. М.,1997.

Тема 1.2 Древнее искусство Монголии. Кочевая культурная традиция

Искусство Монголии, обширной высокогорной центрально-азиатской страны, примыкающей к северной части Китая, внесло свой вклад в художественную жизнь Востока и всего мира. Монголы - народ древней и своеобразной кочевой культуры, которая сохраняла традиции культур многих народов, создавших некогда могучие государства на обширной территории Великой степи. Истоки монгольского искусства восходят к культурным традициям, созданным в древности и раннем средневековье сменявшими друг друга племенами гуннов, сяньбийцев, уйгуров, тюрков, киданей. В культуре монголов, как и других народов Азии, очевидно влияние индийской буддийской культуры. Памятники древности представляют собой оригинальную летопись различных культурных эпох, - это наскальные рисунки, или петроглифы. Эти каменные писаницы раскрывают страницы жизни и быта племен и народов, некогда населявших территорию Монголии. Основные черты искусства монголов, как и других степных народов, с давних пор определялось потребностями кочевого быта, который диктовал и тип жилища, и его убранство, и форму одежды, а главное – формировал особые представления о красоте, о жизни. Специфика развития культуры Монголии, на территории которой на протяжении истории возникали и разрушались государства различных кочевых и оседлых народов, наложила отпечаток и на развитие изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство монголов, живопись, скульптура органично включаются в архитектуру и являются важнейшим средством ее выразительности. Синтез искусств характерен как для кочевой, так и для стационарной архитектуры кочевников. Но в кочевой архитектуре он выступает в виде пластической или живописной обработки деталей, поэтому развитие кочевой архитектуры влечет за собой расцвет декоративно-прикладного искусства, основой которого является орнамент. Скульптура и живопись используются в основном в стационарной архитектуре. Этим объясняется, что фресковая, масляная и темперовая, декоративная скульптура. Художественная обработка камня и отливка изделий из металлов, хотя и были давно известны народам, населявшим территорию современной Монголии, но самостоятельное развитие как виды искусства получили именно с развитием стационарной архитектуры. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки и исторические памятники. В художественном творчестве монголов прослеживаются черты, характерные для культуры и искусства древних хуннов, тюрок, уйгуров, киданей. Так, при использовании цвета в архитектуре монголы отдавали предпочтение голубым, красным, желтым, черно-белым тонам, что по видимому, унаследовано ими еще от древних хуннов. Об этом свидетельствуют жанровые росписи, обнаруженные при археологических раскопках древних хуннских городищ. Период господства Тюркского каганата на территории Монголии отмечен расцветом кочевой архитектуры тюрок, в частности созданием роскошных летних и зимних ставок каганов (ханов). Города же в обычном понимании этого слова и поселения находились на окраинах Тюркского каганата. Период Уйгурского каганата (745 – 840 гг.), возникшего на месте Тюркского, характеризовался расцветом оседло-земледельческой культуры, ростом городов. На территории Монголии остались развалины дворцов и городов того времени, таких как Карабалгас, Байбалык, Тойтен-Толгой и др. Феодальное государство на территории Монголии сформировалось к 13 веку при Темучине (Чингисхане). В период Монгольской империи официально утвердилось этническое наименование – «монголы», в среде племен, исповедующих преимущественно шаманизм, началось распространение буддизма. Столицей огромного государства стал город Каракорум (1220 г.) превратившийся в 13-14 вв. в благоустроенный город, в планировке которого угадываются китайские градостроительные принципы. Архитектура Каракорума своими удачно найденными сочетаниями строительных традиций кочевников и оседлых народов стала служить примером подражания при строительстве дворцов и продолжила развитие стилевого направления монгольского национального зодчества, оказав так же влияние на дворцовую архитектуру Китая. Монгольское градостроительство вобрало в себя наиболее полезное из предшествующих культур и воплотило все лучшее, что было увидено в других странах. С падением империи и наступлением периода феодальной раздробленности (15-16 вв.) монгольские племена возвратились к кочевой жизни. Каракорум был разрушен, наступил период упадка экономики и застоя в культурной жизни страны. Монументальное зодчество возродилось только в конце 16 в. с распространением проникшего из Тибета ламаизма; началось проникновение не только религиозной философии и мистической символики, но и послужило развитию просвещения, зодчества, изобразительного и декоративного искусства, каллиграфии и ремесел.

 

Литература

Основная:

1. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учеб. для высш. проф. образования: в 2т. – 2Т/ Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 2011. – 320 с.

Дополнительная:

  1. История и культура Центральной Азии: [сборник]/ АН СССР, Ин-т востоковедения; [редкол.: Г. М. Бонгард-Левин и др.].- М.: Наука, 1983.- 363с.
  2. Цултэм, Ням-Осорын. Искусство Монголии с древнейших времен до начала ХХ века / Ням-Осорын, Цултэм. - М.: Изобраз. искусство, 1982.

3. Виноградова Н.А., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. Изд. «Эллис Лак», М., 1997.

  1. Мелехова К.А.,Л.И. Нехвядович, Т.М. Степанская. Русская художественная школа в диалоге культур ХХ века. Монография. Барнаул; 2012.

5. Ринчен-Хабаева И.М. Изобразительное искусство страны Вечного синего неба. Улан-Удэ. Издательство Бурятского госуниверситета 2005.

6. Ринчен-Хабаева И.М. Изобразительное искусство страны Вечного синего неба. Улан-Удэ. Издательство Бурятского госуниверситета 2005.

7. Сергеева Т.В. Искусство Монголии. М., 1992.

8. Степанская Т.М., Чутчева К.А. Гуманитарные проблемы современности: человек и общество. Интеграционные процессы в культуре: опыт влияния русской художественной школы на развитие искусства Монголии в XX веке. Новосибирск, издательство ЦРНС - 2010 г.

9. Традиционное искусство Востока. // Терминологический словарь. Сост. Виноградова Н.А. Каптерева Т.П. и др. М.,1997.


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)