|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел 2. Искусство Монголии XV – XIX ввТема 2.1 Значение ламаизма для формирования культуры и искусства Монголии Важную роль в развитии культуры Монголии играла буддийско-ламаистская церковь. Она сохранила свое господствующее положение в экономической, культурной и научной сферах жизни страны вплоть до начала XX века. Постепенно укреплялось положение ламаизма: направления в буддизме, которое пришло в Монголию из Тибета еще в XIII веке, поэтому большое значение для монгольской культуры имело тибетское влияние. Это влияние усилилось, когда при маньчжурском господстве глава ламаистской церкви – богдо-гэгэн, стал назначаться из Тибета, так как маньчжурское правительство имело много оснований полагать, что гэгэны-монголы, выходцы из влиятельных княжеских кругов могут стать основной силой оппозиции. Влияние ламаистской церкви распространилось на многие сферы жизни монгольского общества: экономику, культуру, образование, науку, искусство. Это имело свои позитивные и негативные последствия. Большое значение буддизм-ламаизм имел для развития всех видов изобразительного искусства. В ламаистских монастырях происходило их становление и развитие. Преимущество среди других видов изобразительного искусства получила религиозная живопись на свитках. В ней складывался самобытный стиль и своя логика художественного развития. Монгольская живопись имела давние традиции. Ее истоки — орнаменты и плоскостная жанровая живопись, появились в результате творческого освоения древних приемов живописи хуннов, уйгуров, киданей и на позднем этапе с XVI – XIX в. впитали в себя опыт тибетского и китайского искусства. Еще в эпоху средневековья монгольские мастера познакомились с приемами и техникой письма, с системой пропорций и композиции, сложной философско-религиозной доктриной ламаизма, включавшей в себя все виды творческой деятельности. Все эти аспекты были усвоены при обучении в тибетских монастырях, при изучении произведений тибетского искусства и живописных трактатов. Литература Основная: 1. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учеб. для высш. проф. образования: в 2т. – 2Т/ Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 2011. – 320 с. Дополнительная:
3. Виноградова Н.А., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. Изд. «Эллис Лак», М., 1997.
5. Ринчен-Хабаева И.М. Изобразительное искусство страны Вечного синего неба. Улан-Удэ. Издательство Бурятского госуниверситета 2005. 6. Ринчен-Хабаева И.М. Изобразительное искусство страны Вечного синего неба. Улан-Удэ. Издательство Бурятского госуниверситета 2005. 7. Сергеева Т.В. Искусство Монголии. М., 1992. 8. Степанская Т.М., Чутчева К.А. Гуманитарные проблемы современности: человек и общество. Интеграционные процессы в культуре: опыт влияния русской художественной школы на развитие искусства Монголии в XX веке. Новосибирск, издательство ЦРНС - 2010 г. 9. Традиционное искусство Востока. // Терминологический словарь. Сост. Виноградова Н.А. Каптерева Т.П. и др. М.,1997.
Тема 2.2 Религиозная живопись на свитках Одним из ведущих видов изобразительного искусства Монголии стала религиозная живопись на свитках. В ней складывался самобытный стиль и своя логика художественного развития. Монгольская живопись имела давние традиции. Ее истоки — орнаменты и плоскостная жанровая живопись, появились в результате творческого освоения древних приемов живописи хуннов, уйгуров, киданей и на позднем этапе с XVI – XIX в. впитали в себя опыт тибетского и китайского искусства. Еще в эпоху средневековья монгольские мастера познакомились с приемами и техникой письма, с системой пропорций и композиции, сложной философско-религиозной доктриной ламаизма, включавшей в себя все виды творческой деятельности. Все эти аспекты были усвоены при обучении в тибетских монастырях, при изучении произведений тибетского искусства и живописных трактатов. По сравнению с китайской и тибетской – монгольская живопись более декоративна. В монгольских иконописных работах прослеживались черты национального искусства. В результате сочетания орнаментальной живописной техники, рожденной в недрах кочевой культуры, с приемами живописи, выработанными оседлыми народами, родился художественный стиль, характеризуемый четкой и яркой цветовой гаммой, обилием орнаментальных мотивов, канонами условного двухмерного каллиграфичного изображения, тончайшей проработкой деталей, почти натуралистичностью и вместе с тем едва уловимой условностью и обобщенностью. С помощью культурно-иконографического метода можно проследить генезис монгольской живописи на свитках, развитие ее художественных особенностей, становление форм и стиля, и приходит к выводу о том, что живопись на свитках, базируясь на иконописном средневековом каноне, поступательно развиваясь, к концу XIX – началу XX века получала новую трактовку и новое выражение, в соответствии с запросами времени. Живопись на свитках, это реальное воплощение синтеза искусств: графики, каллиграфии, литературы, имевшими изначальную связь с архитектурой, скульптурой, театрально-ритуальными мистериями. А историко-художественная интерпретация самих произведений искусства, раскрывает не только их формально-стилистическое единство, особенности, присущие национальной культурной традиции, но и представляет их, как явления культуры данного времени, подготовленных и узаконенных всей логикой исторического развития монгольского общества. Живопись на свитках являлась ярким феноменом монгольской культуры, в ней отразились художественные традиции предшествующих эпох, богатый творческий опыт многих поколений монастырских художников. Живопись на свитках отличалась лаконизмом изобразительных средств, совершенством технического мастерства, многозначностью содержания. В ней были заложены основные художественные принципы: на плоскость холста вписана отчетливая, почти математически выверенная схема, состоящая из изолированно расположенных по отношению друг к другу изображенных предметов. В этих образах жесткая графика превалировала над языком живописи. Линия выполняла в ней несколько функций. Она, подобно проволочному каркасу, охватывала часть плоскости,исключая какие-либо художественные вариации самой графики и рисунка, а также служила для обозначения пространства. Чем удаленнее предмет от первого плана, тем тоньше его контур. Для придания объемности изображению, по закрашенной плоскости наносилась мягкая штриховка, и усиливался контур золотом. Эти особенности, не исключение, и не монгольское художественное новаторство, они характерны для восточной живописи в целом, подобные тенденции прослеживались в буддийских иконах Китая, Японии, Тибета. Цвет в этих образах был лишь символическим атрибутом данного объекта или персонажа, он не выражал объем и пространство. Колорит не имел для художника самоценности, не воспринимался чувственно, поэтому были и не востребованы его выразительные свойства, не имели значения оттенки и градации.
Художник писал образы не с натуры, а по образцу, поэтому должен был обладать хорошей зрительной памятью. Живые воспоминания мастера вплетались в иконографическую основу. Традиционная формула канона не довлела над сознанием художника. Всякий раз создавалось новое живописное произведение, отличное от прежних психологически значимыми оттенками композиции, ритма и цвета. Едва заметные на первый взгляд нюансы приводили к совершенно неожиданным и оригинальным решениям. Литература Основная: 1. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учеб. для высш. проф. образования: в 2т. – 2Т/ Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 2011. – 320 с. Дополнительная:
3. Сергеева Т.В. Искусство Монголии. М., 1992. 4. Традиционное искусство Востока. // Терминологический словарь. Сост. Виноградова Н.А. Каптерева Т.П. и др. М.,1997. 5. Ринчен-Хабаева И.М. Изобразительное искусство страны Вечного синего неба. Улан-Удэ. Издательство Бурятского госуниверситета 2005.
Тема 2.3 Скульптурная школа Дзанабадзара Выдающаяся роль в развитии монгольского искусства принадлежит крупнейшему политическому и религиозному деятелю средневековой Монголии Дзанабадзару, прозванному Ундур-гэ-гэном (буквально "высокий наставник"). Его богато одаренная личность, яркая, полная коллизий жизнь били так привлекательны, что память о нем жива и по сей день. Сохранилось несколько биографий Дзанабадзара. Из них наиболее интересно, содержательно и достоверно биографическое сочинение, написанное его ближайшим учеником Лувсан Пэрэнлеем. В этом жизнеописании приведены как исторические, так и легендарные сведения о Дзанабадзаре. Например, рассказывается, что он являлся пятнадцатым перевоплощением известного буддийского проповедника - Лодойгэндэннамдага, жившего в Магадхе (Индия) во времена Будды. В действительности Дзанабадзар родился в семье халхаского правителя Тушету-хана Гомбодорджа в 1635 году, на территории нынешнего Увэр-Хангайского аймака. С момента рождения родители предназначили сына для религиозной деятельности. В четыре года его посвящают в духовное звание - гэгэн и присваивают ему имя Дзанабадзар. В четырнадцать лет он уезжает на учебу в Тибет, где далай-лама пожаловал ему высшую духовную степень - перерожденца святого Джебдзундамбы и знаки высшего достоинства - желтый шелковый балдахин и печать. По возвращении в Монголию он начинает строительство многочисленных храмов и монастырей, расширяет существовавшие. Ему принадлежит заслуга создания нового монгольского алфавита, с помощью которого можно было легко транскрибировать санскритские и тибетские тексты. Для создания такой письменности требовалось основательное знание нескольких языков. Биограф Дзанабадзара сообщает, что гэгэн с юношеских лет лучше иного тибетца знал тибетский язык и так же хорошо владел санскритом. Значение творчества Дзанабадзара заключается в том, что он сумел вдохнуть жизнь в свои произведения, преодолеть окаменевшую условность канона. Трудно установить все произведения Дзанабадзара и время их создания,но все биографы единодушно называют его работами следующие: Очирдара (Ваджрадара), служивший главной святыней монастыря Да-Хурэ в Урге, пять дхьяни-будд, двадцать одна Тара и божество Амитаюс. Нет сомнений, что творческое наследиеДзанабадзара не ограничивается перечисленными работами. В монастыре Гандан в Улан-Баторе находится одна из лучших работ художника - Очирдара (Ваджрадара, держатель ваджры - молнии), представляющий собой собирательный образ всех тантрических божеств и выражающий идею о неразрывном единстве женского и мужского начал, существующих в мире. Если Очирдару почитают как олицетворение всех тантрических божеств, то пять качеств его священной души изображаются в облике пяти дхьяни-будд: Вайрочаны, Акшобхьи, Ратнасамбавы, Амитабы и Амогасидхи. Дзанабадзар изваял их изображения для ургинского монастыря. Прекрасны и выразительны руки статуй Дзанабадзара. Они поражают совершенством пропорций, мягкостью форм и живой пластичностью. Вершиной творчества Дзанабадзара являются скульптуры Белой и Зеленой Тары. Дзанабадзар является первым великим творцом, сумевшим поднять средневековое монгольское национальное искусство до уровня общечеловеческих эстетических ценностей. К сожалению, его ученики и последователи не шли дальше формального подражания произведениям Дзанабадзара. Он так и остался непревзойденным мастером, достигшим небывалых высот в пластическом искусстве. Литература Основная: 1. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учеб. для высш. проф. образования: в 2т. – 2Т/ Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 2011. – 320 с. Дополнительная:
2. Сергеева Т.В. Искусство Монголии. М., 1992. 3. Традиционное искусство Востока. // Терминологический словарь. Сост. Виноградова Н.А. Каптерева Т.П. и др. М.,1997. 4. Ринчен-Хабаева И.М. Изобразительное искусство страны Вечного синего неба. Улан-Удэ. Издательство Бурятского госуниверситета 2005. 5. Энхтугс Д. Музеи МНР. // Монголия № 5, 1990.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |