АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 3. Искусство рубежа XIX – XX вв

Читайте также:
  1. I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
  2. А. Все разделы внутренних болезней.
  3. А. Общая морфология и подразделение на дольки
  4. А. Подразделение на 3 доли
  5. Аллах извлек потомство Адама из его спины после сотворения его и разделил их на обитателей Рая и Ада
  6. Архитектура и скульптура Беларуси рубежа XX-XXI
  7. Билет №17 вопрос №2 Искусство византийской мозаики
  8. В) Международного разделения труда и специализации производства и интеграции хозяйственных процессов
  9. В) Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных государств, участвующих в международном разделении труда
  10. Вопрос 229. На какое количество групп разделяют действия, составляющие инцидент?
  11. Вопрос. Русское изобразительное искусство рубежа 19-20 веков. Деятельность художественного объединения «Мир искусств»
  12. Всеобщая история искусства. Искусство Средних веков и эпохи Возрождения

 

Тема 3.1 Изобразительное искусство Монголии на рубеже XIX – XX столетия в контексте историко-культурной ситуации

Рубеж XIX-XX характеризовался началом национально-освободительной борьбы монгольского народа, которая оказала воздействие на развитие национальной культуры.

Историко-культурная ситуация в Монголии на рубеже XIX – XX столетия оказалась крайне сложной. Результатами многолетней зависимости от маньчжурских завоевателей стала задержка в развитии производительных сил страны, экономическая и культурная отсталость. Большой урон развитию страны нанесли стихийные бедствия, вызванные суровыми зимами и засухами первого десятилетия XX века.

В этих сложных условиях в конце XIX – начале XX вв. росло недовольство народных масс, назревала революционная ситуация и складывалось начало национально-освободительного движения. Рубеж XIX – XX веков стал переходным этапом в художественной культуре Монголии в связи с изменившимися историческими условиями. В начале ХХ века усиливается революционное движение. Под влиянием революционных событий 1905 года в России и 1911 года в Китае.

Демократические тенденции нашли свое отражение во всех видах и формах искусства, в том числе и в живописи, в которой усиливалось реалистические направление. В традиционные жанры проникали сюжеты, почерпнутые из повседневной окружающей жизни. Творчество художников перестало быть анонимным, оно вы­шло из-под контроля буддийской церкви. В русле изменений, преобразовывался и творческий метод художников. Монгольское искусство, в прошлом, не знало штудии с натуры. Работа на пленэре началась, лишь в начале XX века, когда столичные иконописцы со своими учениками, разделившись на группы, отправились в окрестности Урги, чтобы изучить жизнь столицы и ее пригорода и сделать зарисовки.

Имело свое место и значение в этот период народное живописное искусство, в котором наиболее ярко проявились демократи­ческие тенденции. Народная живопись представляла собой ми­ниатюрные картинки— дзагал, иигральные карты — уйчур рисованные от руки. Народное искусство оказало воздействие на развитие живописи последующих периодов. Такое влияние проявилось в повышенной роли орнамента, утрированной декоративности. Мастера монгольского искус­ства, опираясь на опыт прошлого, вырабатывали свои неповторимые творческие манеры и совершенствовали свои художественные при­емы, добиваясь их высокой эстетической выразительности.

В начале XX века в живописи Монголии наблюдалась модернизация канонического письма, выраженная в заметно усилившемся интересе к изображению реалистических деталей, попыткам конкретизировать место действия. На рубеже XIX— XXвеков появились новые жанры, новые сюжеты, которые ранее не применялись и не разрабатывались. В работах присутствовала простота, условность, гротеск, доля юмора; они были обращены к самым незначительным и откровенным подробностям реальной жизни. Такие демократические тенденции наиболее ярко проявились в работах известного монгольского художника Балдугийна Шарава (1869-1939), прозванного в народе «Марзаном», что означает «шутник». Его творчество сконцентрировало в себе основные тенденции, характерные для развития живописи рубежа XIX – XX вв.. Марзана Шарава принято считать основоположником современного изобразительного искусства Монголии и традиционного направления «монгол-зураг».

Таким образом, рубеж XIX – XX вв. характеризовался сложными историческими изменениями, которые во многом определили пути развития монгольского изобразительного искусства. В живописи в этот период сложились два направления, которые дополняли друг друга и формировали на своей основе новые жанры, темы, сюжеты, техники: религиозная живопись на свитках и народное искусство.

Глубокие традиции религиозной живописи на свитках и народного творчества с фольклорным началом во многом определили характер и пути развития современной монгольской живописи.

Литература

Основная:

1. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учеб. для высш. проф. образования: в 2т. – 2Т/ Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 2011. – 320 с.

Дополнительная:

  1. Цултэм, Ням-Осорын. Искусство Монголии с древнейших времен до начала ХХ века / Ням-Осорын, Цултэм. - М.: Изобраз. искусство, 1982.
  2. Мелехова К.А.,Л.И. Нехвядович, Т.М. Степанская. Русская художественная школа в диалоге культур ХХ века. Монография. Барнаул; 2012.

3. Сергеева Т.В. Искусство Монголии. М., 1992.

4. Традиционное искусство Востока. // Терминологический словарь. Сост. Виноградова Н.А. Каптерева Т.П. и др. М.,1997.

5. Ринчен-Хабаева И.М. Изобразительное искусство страны Вечного синего неба. Улан-Удэ. Издательство Бурятского госуниверситета 2005.

 

Тема 3.2 Изменения в художественной жизни Монголии в связи с возникновением Монгольской Народной Республики

Новый период в развитии всего изобразительного искусст­ва Монголии связан с революционными событиями 1921 года и с провозглашением в 1924 году Монгольской Народной Республики. Именно в этот период происходит сближение Монголии и России. В Монголии в начале ХХ века назревала необходимость проведения реформационных мероприятий. С 1921 года Монголией и Россией были подписаны ряд документов о взаимном сотрудничестве. Монгольская культура, нового социалистического этапа, стала развиваться по иным принципам, что открыло перед художниками перспективы профессионального развития твор­чества В разные годы ХХ века, в МНР приезжали советские мастера изобразительного искусства – О. Бектеева, Н. Вельский, С. Бушнев Л. Шенауэр, Ц. Сампилов, К.И. Померанцев, В.И. Померанцева-Шершун и др., внесшие большой вклад в дело профессионального воспитания молодых художников республики. Центром художественной жизни страны 20-30 гг. стал Государственный Народный театр, при котором были созданы курсы и организованы мастерские, где преподавали не только монгольские художники, но приглашенные советские мастера. В начале ХХ века одной из центральных проблем художественной жизни Монголии стала сохранение и популяризация культурного наследия. Назрела актуальная проблема создания первых музеев, были созданы – Национальный музей, историко-революци­оный, самый крупный в Азии Музей В.И. Ленина В 1937 г. в Монголии было открыто художественное училище, которое начало выпускать первых специалистов в области изобразительного искусства. Большое влияние на творчество художников МНР оказали выставки картин советских художников в Улан-Баторе. Первая выставка была организована в 1930 году, на ней были продемонстрированы работы художников, работавших в Монголии; в их числе экспонировались работы К. Померанцева. Выставка 1939 года, познакомила монголов севропейской школой масляной живописи. В последующие годы, выставочная деятельность активно продолжала расти. Проходили обменные выставки, встречи на творческих дачах в городах Монголии и СССР. Для дальнейшего развития творческой деятельности монгольских художников в годы войны, в 1942 году была создана профессиональная орга­низация деятелей изобразительного искусства – «Мон­голизо», явившаяся единым направляющим и координирующим центром, который объединил творческие силы страны. Творческое объединение художников «Монголизо» было создано при Комитете по делам искусства в Улан-Баторе. Большое значение в укреплении культурных связей между МНР и СССР имела деятельность Обществ Дружбы. В это время была сформирована художественная основа для дальнейшего развития монгольского искусства на почве сотрудничества с Россией.

Литература

Основная:

1. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учеб. для высш. проф. образования: в 2т. – 2Т/ Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 2011. – 320 с.

Дополнительная:

  1. Цултэм, Ням-Осорын. Искусство Монголии с древнейших времен до начала ХХ века / Ням-Осорын, Цултэм. - М.: Изобраз. искусство, 1982.
  2. Мелехова К.А.,Л.И. Нехвядович, Т.М. Степанская. Русская художественная школа в диалоге культур ХХ века. Монография. Барнаул; 2012.

3. Сергеева Т.В. Искусство Монголии. М., 1992.

4. Традиционное искусство Востока. // Терминологический словарь. Сост. Виноградова Н.А. Каптерева Т.П. и др. М.,1997.

5. Ринчен-Хабаева И.М. Изобразительное искусство страны Вечного синего неба. Улан-Удэ. Издательство Бурятского госуниверситета 2005.

 

Тема 3.3 Приобщение монгольских художников к традициям европейской художественной школы через систему художественного образования России

 

История русской художественной академической школы уходит своими истоками к рубежу XVII – XVIII веков, времени окончательного формирования нового, светского искусства. К этому же периоду относилось начало становления и формирования всей педагогической системы художественного образования России, главным центром которого была Академия художеств, основанная в 1757 году. В 1947 году Всероссийская Академия была преобразована в Академию художеств СССР, в структуру которой вошли: Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в Петербурге, Художественный институт имени В.И. Сурикова в Москве, московский институт теории и истории искусства, научно-исследовательский музей, научная библиотека, научно-библиографический архив, мастерские и лаборатории. Эти учебные заведения сыграли важную роль в развитии современного искусства Монголии.

В разные годы монгольские студенты, поступали в Академию художеств и обучались в мастерские ведущих педагогов принципам европейской живописи. В 40-60-е годы костяк коллектива педагогов составляли опытные мастера старшего поколения. Кроме ректора А.Д. Зайцева, руководившего одной из мастерских живописного факультета, в их числе были живописцы Б. В. Иогансон, В. М. Орешников, Р. Р. Френц, М. П. Бобышов, гра­фики К. И. Рудаков и В. М. Конашевич. Руководителем мастерской монументальной живописи был А.А. Мыльников. Ведущими педагогами 70-80-х годов: живописцы – В.М. Орешников, А.А. Мыльников, И.А. Серебряный, А.Д. Зайцев, Ю.М. Непринцев, Е.Е. Моисеенко, Д.Ф. Попов; графики – А.Ф. Пахомов, М.А. Таранов, и другие талантливые педагоги. Творческий метод этих художников во многом определил пути развития монгольского искусства в ХХ веке.

Среди учеников профессора И.А. Серебряного были монгольские студенты, которые впитали от своего учителя любовь к теме борьбы за независимость своего народа. В дипломных работах монгольских студентов прослеживались черты романтизма, унаследованные из творчества их преподавателя. Даже в работах на бытовые темы присутствовали черты, мотивы, элементы, характерные для романтического метода. Среди учеников были: Ядамсурэнгийн Тула, Чойжингийн Ичинноров, Баир Гамбажов Студенческие работы монгольских художников, обучающихся в мастерской И.А. Серебряного, объединял яркий колорит, выраженный в локальном цвете, ритмичность композиционного построения, преобладание горизонтальных линий, пастозная техника, стремление лаконичными средствами достичь наибольшей выразительности образов.

Мастерской батальной живописи в Академии художеств руководил про­фессор Евсей Евсеевич Моисеенко. Творческий метод этого мастера, характеризовался динамикой, романтичностью, широким письмом, героикой образного строя, поэтическим пафосом. Все эти навыки профессор Е.Е. Моисеенко передал своим ученикам, среди которых было большое количество студентов из Монголии. Романтика героического в полной мере проявилась в творчестве многих его учеников: Сумъяжавын Дондог, Долгоржавын Болд, Ёдоннгийн Улзийхутаг, Сэнгэравдангийн Элбэгдорж., Дамдисурэнгийн Пурэвдорж

В Российской Академии художеств исторический жанр всегда занимал основополагающие место. Эти традиции были продолжены прекрасными советскими педагогами Петербургской Академии художеств Виктором Михайловичем Орешниковым и Юрием Михайловичем Непринцевым. В их мастерских прошли обучение: Батцэндийн Пурэвсух, Тожилсурэнгийн Батаа, Цагааны Сухээ, Гаважийн Томор, Оржхорлоогийн Дандиндорж, Данзанбалжирын Энхтайван, Ламжав Гандболд.

Центром художественного образования в Москве являлся Государственный Академический Художественный Институт имени В.И. Сурикова, который был образован в 1935 году. В основу художественного образования была положена традиционная система обучения в мастерских художников-педагогов, берущая начало от Академии художеств.Ведущими художниками-педагогами били Д.К. Мочальский, Таир Теймурович Салахов, Главным в преподавании был рисунок, с основательной штудировкой, начиная с гипсов на первом курсе. Бережно хранимые академические приемы и методические основы профессионального воспитания и обучения художников прививались монгольским студентам, среди которых были: Чултэмин Балбатор, Сэрээгэрийн Давгадорж, Шаравын Галбадрах, Цэвэгжавык Батсух.

Литература

Основная:

1. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учеб. для высш. проф. образования: в 2т. – 2Т/ Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 2011. – 320 с.

Дополнительная:

  1. История и культура Центральной Азии: [сборник]/ АН СССР, Ин-т востоковедения; [редкол.: Г. М. Бонгард-Левин и др.].- М.: Наука, 1983.- 363с.
  2. Мелехова К.А.,Л.И. Нехвядович, Т.М. Степанская. Русская художественная школа в диалоге культур ХХ века. Монография. Барнаул; 2012.
  3. Цултэм, Ням-Осорын. Искусство Монголии с древнейших времен до начала ХХ века / Ням-Осорын, Цултэм. - М.: Изобраз. искусство, 1982.

1. Сергеева Т.В. Искусство Монголии. М., 1992.

2. Традиционное искусство Востока. // Терминологический словарь. Сост. Виноградова Н.А. Каптерева Т.П. и др. М.,1997.

3. Ринчен-Хабаева И.М. Изобразительное искусство страны Вечного синего неба. Улан-Удэ. Издательство Бурятского госуниверситета 2005.

 


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)