|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Современные теории элитСреди современных теорий элит выделяются несколько. Исторически первой является концепция макиавеллистской школы (Г.Моска, В.Парето, Р.Михельс и др.), для которой характерны следующие положения: · Признание элитарности любого общества, неизбежности его разделения на привилегированное, властвующее творческое меньшинство и пассивное большинство (такое разделение вытекает из естественной природы человека и общества); · Групповая сплоченность элиты, восприятие себя особым слоем, призванным руководить обществом; · Легитимность элиты, более или менее широкое признание массами ее права на политическое руководство; · Структурное постоянство элиты, неизменность ее властных позиций. Макиавеллистские теории элит подвергаются критике за преувеличение значимости психологических факторов, антидемократизм, за переоценку роли руководителей и недооценку активности масс, за недостаточный учет эволюции общества. Слабости макиавеллистской школы пытались преодолеть представители ценностной теории элит (В.Ропке, Ортега-и Гассет и др). Они также считают элиту главной конструктивной силой общества, однако занимают более мягкую позицию по отношению к демократии, приспосабливая элитарную теорию к реальной жизни современных демократических государств. Полного совпадения взглядов у разных представителей ценностных теорий нет, но имеется ряд общих установок: · Элита – наиболее ценный элемент общества; · Господствующее положение элиты отвечает интересам всего общества, поскольку это наиболее продуктивная, инициативная, нравственно целеустремленная часть населения; · Формирование элиты не столько результат борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей, поэтому общество должно совершенствовать механизм такой селекции; · Элитарность закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит современной представительной демократии. Социальное равенство должно пониматься как равенство возможностей, а не результатов. Ценностные представления об элитах лежат и в основе концепций демократического элитизма, широко распространенных в современном мире. Видные представители этого направления – Р.Даль, С.М.Липсет, Л.Зингер и другие –исходят из понимания демократии как конкуренции между потенциальными руководителями за доверие и голоса избирателей. Элитарные теории демократии рассматривают руководящий слой как группу, не только обладающую управленческими качествами, но и защищающую демократические ценности, способную сдержать часто присущий массам идеологический и политический иррационализм, эмоциональную неуравновешенность и радикализм. Идею ценностной трактовки элиты развивают и существенно обогащают концепции множественности элит (О.Штаммер, Д.Рисмэн, С.Келлер и др.). Эти концепции нередко называют функциональными теориями элиты. Они базируются на таких специфических постулатах: · Отрицание элиты как единой группы, признание множества элит (профессиональной, военной, региональной и т.д.), множественность элит определяется многообразием социальной структуры; · Существование конкуренции элит, отражающей экономическую и социальную конкуренцию в обществе; · Распыление власти в демократическом обществе между всевозможными группами, которые в различных формах осуществляют управление обществом; сами отношения власти изменчивы и даже ситуативные; · Различия между элитой и массами относительны, граждане могут входить в состав элиты, участвовать в процессе принятия решений. Поэтому элиты – не главный субъект политики, важнее – группы интересов. Концепции множественности элит во многом идеализируют реальное общество. Наблюдения показывают неравномерность воздействия разных социальных слоев на политику и возвышение отдельных групп над всеми остальными. Своего рода идейным антиподом концепциям множественности элит выступают различные леволиберальные теории элит, в частности теория властвующей элиты (Р.Милс). Представители данного направления теорий элиты исходят из того, что общество управляется исключительно одной властвующей элитой. Основные положения этих теорий: · В реальной жизни элита находится на высшем уровне власти и не допускает массы к участию в политике. Возможности демократических институтов (выборы, референдумы и т.д.) незначительны; · Властвующая элита занимает ключевые позиции в государстве и на этой основе обеспечивает себе власть, богатство и известность; · Между элитой и массами большое различие, преодоление которого практически невозможно. Наличие разных подходов в оценке места и роли политических элит в обществе свидетельствует об их важности в научном и практическом смысле. Элитарность современного общества не вызывает сомнений. Это – политическая реальность, которую нельзя преодолеть, а нужно учитывать и эффективно использовать.
Вопросы и задания: 1. Назовите факторы, обусловливающие существование политической элиты? 2. Какие функции выполняют политические элиты в обществе? 3. Каковы механизмы образования новых элит? 4. Для какой системы рекрутирования элит характерна высокая конкурентность отбора? А) системы гильдий; Б) антрепренерской системы. 5. Какая из названных характеристик рекрутирования элит является основной для системы гильдий? А) быстрое продвижение кандидата вверх по ступеням власти; Б) минимум формальных требований к кандидатам; В) закрытый отбор узким кругом лиц; Г) слабая предсказуемость последующего политического поведения кандидата. 6. По уровню компетенции выделяют такие виды элит: А) открытая, закрытая; Б) правящая, оппозиционная; В) национальная, региональная, местная; Г) высшая, средняя, административная. 7. Кто из названных ученых являются разработчиками классической теории элит? А) Платон, Аристотель; Б) Т. Гоббс, Дж. Локк; В) Г. Моска, В. Парето; Г) Р. Даль, С. Липсет. 8. Какая взаимосвязь между ценностными теориями элит и концепцией множественности элит? 9. В чем суть теории властвующей элиты? 10. Назовите известных Вам представителей национальной, региональной и местной политической элиты Украины. 11. Какие изменения произошли в составе политической элиты Украины за последние годы?
Литература
Ашин Г. К., Охотский Е.В. Курс элитологии. – М., 2000. Валігурський П. Політологічні виміри української еліти // Віче. – 1998. - № 6. Гаман-Голутвина О.В. Политическая элита – определение основных понятий // Полис. – 2000. - № 3. Нікорич А.В. Політологія. - Харків, 2001. Піча В.М., Хома Н.М. Політологія. - К., 2001. Пірен М. Проблеми формування сучасної української еліти // Соціальна психологія. – 2004.. - № 2. Политология / Под ред. М.А. Василика. – М.. 2001. Політологія / За ред.. О. В. Бабкіної, В. П. Горбатенка. – К., 2001.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |