|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философская категория «бытие»Тема ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ.
Мир как философская реальность, категории его отражающие. Философская категория «бытие». Проблема субстанции. Философская категория «материя». Пространство и время. Субстанциальная и реляционная концепции.
Мир как философская реальность, категории его отражающие. Мир и человек являются исходными философскими реальностями, объектами и субъектами её размышлений. Для человека мир выступает как бы в двух лицах – того, что окружает человека, и того, что его составляет, иначе, мира внешнего и мира внутреннего. Большинство философов признают внешний нам мир существующим объективно, вне нашего сознания и независимо от него. В философии такого рода действительность принято называть объективной действительностью или объективной реальностью. Объективная реальность не зависит от сознания человека. В принципе, мир как объективная реальность не нуждается в существовании человека, его существование самодостаточно. Человек как существо биологическое, рожденное и живущее в соответствии с законами живой природы, может быть так же отнесен к объективной реальности. Однако для человека кроме объективной реальности существует реальность и другого рода. Это реальность, в которой существуют представления человека о любой части мира, воспоминания, фантазии, сны. Они реальны для человека. Они существуют для человека, поэтому их существование связано и зависит от человека. Такая реальность в философии называется субъективной реальностью. Самое элементарное взаимоотношение человека и мира – это отражение в сознании человека окружающего его мира. В сознании человека возникает как бы второй мир, он складывается из восприятия человеком объективной реальности, её осмысления, т.е. понимания внутренних отношений и связей явлений мира, и особого отношения человека к миру – его переживания, оценок, планов. С этой точки зрения, объективная реальность мира нуждается в человеке как субъекте, осмысливающем её. Поэтому о самодостаточности объективной реальности можно говорить только гипотетически, имея, например, в виду состояние мира до прихода в него человека. Рассматривая же реальную ситуацию сосуществования мира и человека, философы говорят, что как человек нуждается для своего существования в объективной реальности, так и объективная реальность нуждается в существовании человека, т.к. смысл мира осуществляется через и в субъективной реальности.
Философская категория «бытие». Для определения только что описанного состояния соприсутствия человека и мира, в философии существует специальная категория – «бытие». Эта категория не обозначает что-то конкретное, например вещь, или явление. Не обозначает и мир сам по себе. Она применяется только тогда, когда требуется подчеркнуть единство мира и человека, познаваемого и познающего, объекта воздействия и субъекта действия. Категория бытие подчеркивает философский подход к осмыслению мира, для которого характерно рассматривать мир не сам по себе, как объективную реальность, а принимать во внимание и человека, как того, кто мир рассматривает. Можно сказать, что бытие – как бы перекресток жизни мира и жизни человека, единство самого человека, его переживаний и ощущений мира и объективного, независящего от человека мира. Категория «бытие» в философский дискурс была введена древнегреческим философом Парменидом, он же взял для обозначения этой категории термин «онтос», используемый в повседневном языке греков. Однако значение этого термина отличалось от его общеупотребимого значения. Слово «онтос» – в древнегреческом языке употреблялось для обозначения чего-то имеющегося в наличии. Парменид подчеркнул в этом термине его неопределенно предметную значимость, обозначая им бытие как сущее. Позднее, с использованием данного корня было образовано название науки о сущем, науки о бытии – «онтология». Категория «бытие» не имеет универсального термина для своего обозначения, в каждом языке термин образуется самостоятельно, либо, как в греческом языке, от существительного, обозначающего некую сущность, либо от глагола, указывающего на существование, как английский термин бытие being от вспомогательного глагола быть – to be. Русский термин «бытие» имеет в своей основе глагол «быть», который по средствам окончания превращается в существительное. В самом общем плане, можно сказать, что в русском языке термин «бытие» обозначает то, к чему применим глагол «быть» (есть). То есть «бытие» указывает на наличность, существование чего-либо, одновременно подразумевая некую сущность. Т.о., «бытие» отражает, фиксирует наиболее общую, основную характеристику, присущую любым предметам, явлениям – способность быть, проявляться, существовать (или отсутствовать, не существовать, если употребляется с приставкой «не» - «небытие»); тем самым данная категория и указывает на некую сущность, свойственную любой реальности. И именно поэтому, данная категория является всеобщей, универсальной философской категорией. Вероятно, поэтому данная категория используется большинством философов, не вызывая споров по поводу возможности ее наличия в категориальном аппарате философии. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |