ФИО автора теории
| Структура личности
| Онтогенез личности и движение силы
| Основные положения
| Методы и приемы терапии
|
Зигмунт Фрейд (1856-1939)
| : «Оно» (или «Ид»), «Я» (или «Эго») и «Сверх-Я» (или «Супер-Эго»).
| 1.Оральная 0-18 месяцев. В личности проявляется только Ид-желание.
2.Анальная 1,5-3 года. Формируется Сверх-Я – социально обусловленные запреты.
3.Фаллическая. 3-6 лет. Интерес к половой сфере.
4.Латентная. 6-12 лет. Отсутствует сексуальный интерес.
5.Генитальная. Половое созревание.
| 1.механизмы психологической защиты:
Замещение
Реактивное образование
Компенсация
Вытеснение
Отрицание
Проекция
Сублимация
Рационализация
Регрессия
2.Перенос-контрперенос.
перенос – психологический феномен, заключающийся в бессознательном переносе ранее пережитых чувств и эмоций, проявлявшихся к одному лицу, на другое лицо (психотерапевта во время терапии).
Контрперенос –перенос, возникший у терапевта на клиента.
3.Понятие невроза и симптома.
Невроз – это конфликт между бессознательным и сознанием.
| 1.Метод свободных ассоциаций
2.Толкование сновидений
3.Интерпретация
4.Анализ сопротивления и переноса.
|
Ка́рл Гу́став Юнг (1875-1961)
| личность состоит из трёх частей - коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, то коллективное бессознательное является своего рода “памятью поколений”.
| Развитие личности по Юнгу включает в себя два основных этапа, разделённых кризисом середины жизни.
Задача первого этапа - социальная реализованность. Для этого необходим рост сознания и становление эго - сознательного центра личности.
Задача кризиса - "разочаровать" человека в его достижениях и снова настроить на поиск себя.
задача второй половины жизни - это реализация своего глубинного Я, того индивидуального жизненного смысла, который был заложен изначально
| Личность состоит из нескольких взаимосвязанных систем: Эго, личное бессознательное и его комплексы; коллективное бессознательное и его архетипы, Персона, Анимус, Анима, Тень, Самость.
Эго – центр сферы сознания. Он включает в себя мысли, чувства, воспоминания, ощущения, объединяет все в единое целое.
Личное бессознательное– это комплексы, или скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его личного опыта.
Коллективное бессознательное – это более глубокий слой в структуре личности, в котором скрыта вся память человечества.
Архетипы – это врожденные идеи или воспоминания, предрасполагают воспринимать события и людей, участвующих в них, определенным образом.
Анимус и анима – воплощение женского начала в мужском бессознательном и мужского начала в женском бессознательном.
Персона. В переводе с латыни означает «маска» - это наше публичное лицо, то есть то, какими мы предстаем перед другими людьми.
Тень - вытесненная, подавленная животная сторона личности.
Самость - Один из важнейших архетипов в концепции Юнга. Это самая сердцевина личности, вокруг которой объединены все остальные элементы.
| Песо́чная терапи́я — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой.
|
Альфред Адлер(1870- 1937)
| Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни.
| Адлер подчеркивал социальные детерминанты личности. Другие значимые темы, поднятые венским психиатром, сфокусированы на способности людей:
- творить свою судьбу;
- преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борьбе за более удовлетворительную жизнь;
- совершенствовать себя и окружающий мир посредством самопознания.
| 1) чувство неполноценности и компенсация;
2) стремление к превосходству;
3) стиль жизни;
4) социальный интерес;
5) творческое Я;
6) порядок рождения;
7) фикционный финализм.
| Индивидуальная психология
|
А́брахам Масло́у (1908-1970)
| Человек — осознанное и рациональное неделимое существо. Человек по своей природе не что иное, как то, чем он делает себя сам.
| каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые и составляют сущность его Я, его «самости» и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности. Поэтому именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты и составляют самую суть человеческой личности, отличают человека от животных.
| существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:
1. физиологические потребности – пища, вода, сон и т.п.;
2. потребность в безопасности – стабильность, порядок;
3. потребность в любви и принадлежности – семья, дружба;
4. потребность в уважении – самоуважение, признание;
5. потребность в самоактуализации – развитие способностей.
| Методы самоактуализации
|
Эрих Фромм (1900--1980)
| Личность - целокупность как унаследованных, так и приобретенных психических качеств, которые являются характерными для отдельно взятого индивида и которые делают этого отдельно взятого индивида неповторимым, уникальным
| Для преодоления чувства одиночества, собственной незначительности и отчужденности, сопутствующих свободе, человек выбирает один из путей:
Первый путь — это отказ от свободы и подавление своей индивидуальности.
Второй способ бегства — деструктивность. Человек с «разрушительными» чертами характера пытается преодолеть чувство неполноценности.
| Экзистенциальные потребности человека: Потребность в установлении связей.
-Потребность в преодолении.
-Потребность в корнях.
-Потребность в самотождественности.
-Потребность в системе взглядов и преданности.
Социальные типы характера:
-Рецептивные типы
-Накапливающие типы
-Рыночный тип
-продуктивный тип
| социальная терапия
|