|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие развитияИдея развития утверждается в науке и философии в эпоху нового времени. Понятие развития следует рассматривать в контексте следующих понятий: 1. Процесс – это единая серия изменений в системе. 2. Изменение – под ним имеется ввиду начальный этап внутреннего перерождения системы, имеющий количественный характер. 3. Функционирования – разновидность изменения, при котором в системе происходят обратимые процессы в рамках сложившейся структуры (пр:смена поколений в обществе), перестройка структуры и изменение её свойств не происходит. 4. Развитие – разновидность изменения, при котором происходят необратимые качественные и направленные изменения системы. Необратимостью развитие отличается от функционирования, закономерным характером – от случайных процессов; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, качественный характер изменений означает, что происходит перестройка структуры системы и изменяются её свойства. Развитие имеет прогрессивную и регрессивную направленность. Прогресс – это движение от высшего к низшему, от простого к сложному. Регресс – противоположное движение, выражающееся в упрощении системы. 1) Философским учением о развитии является диалектика. Три закона были сформулированы Гегелем, однако, у диалектики всегда были альтернативы. Диалектика утверждает, что все нужно рассматривать в развитии, в этом смысле её альтернативой является метафизика. Под метафизикой является учение о стабильности и неизменности бытия. Сторонники метафизики могут признавать наличие количественных изменений, но они всегда отрицают качественные изменения. Французские материалисты 18 века утверждают, что природа не делает скачков, т.е. новые виды растений и животных мало чем отличаются от предыдущих. 2) Согласно диалектике все нужно рассматривать во взаимосвязи. Согласно закону единства борьбы и противоположности: противоположности связаны между собой. В этом смысле альтернативой диалектики является эклектика. Это учение, соединяющее противоположные элементы в кажущуюся целостность, но без объяснения внутренних связей между противоположностями. 3) Согласно диалектике постоянство и изменение связаны между собой. Согласно Гераклиту: в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Эта мысль означает, что всё подвержено изменению, но изменения не случайны и подчиняются логосу как закономерности. Закономерность вносит в бытие стабильность, а это в свою очередь означает, что бытие – это изменяющееся постоянство. В этом смысле альтернативой диалектики является релятивизм. Согласно Кратилу: в одну и ту же реку нельзя войти и единожды, а это означает, что бытие абсолютно изменчиво, в нем ничего постоянного нет. Релятивизм – это учение, согласно которому все относительно. 4) Согласно диалектике количественные изменения переходят в качественные изменения, иначе говоря, между этими изменениями присутствует причинно – следственная связь (детерминизм). В этом смысле альтернативой диалектике является концепция эмерджентной эволюции. Анри Бергсон. Согласно этой концепции новые качества всегда возникают внезапно, спонтанно, случайно. Поэтому количественные изменения не предшествуют качественным. Получается, что новые качества возникают индетерминированно. 5) Согласно диалектике развитие предсказуемо. Закон отрицания отрицаний: лучшие стороны старого состояния относительно повторяются на новом уровне развития, поэтому развитие хотя бы частично предсказуемо. В этом смысле альтернативой диалектики является синергетика. Это наука о самоорганизации сложных систем. В системе могут происходить изменения, до определенного момента система продолжает сохранять относительное равновесие, но если изменения накапливаются, они уводят систему к неравновесному состоянию. Крайняя степень неравновесности называется дифуркацией, т.е. старые системные принципы уже не действуют, а новые еще не возникли. Иначе говоря, это ситуация неопределенности. Характеристики: 1. Многовариантность дальнейшего развития 2. Вероятность выбора 3. Случайность как фактор выбора 4. Неопределенность того, какая система возникнет вместо старой Согласно диалектике новая система обязательно прогрессивнее предыдущей. С точки зрения синергетики – новая система не обязательно лучше прежней. Поэтому развитие является необратимым, но не обязательно прогрессивным. 13.03.13 Тема: Психика и сознание 1. Проблема соотношения души и тела 2. Отражение, как атрибут материи 3. Сознание: сущность и структура 4. Соотношение сознательного и бессознательного Отражение как атрибут материи рассматривается в диалектическом идеализме. Считается, что отражение существует в неживой и живой природе и обществе. Во всех сферах материального мира этот процесс отражения присутствует. Отражение – это процесс, который выражает отношение объекта как первичного и образа этого объекта как вторичного. В неживой природе отражение заключается в способности одной вещи вызывать изменение в другой вещи, либо следы, которые находятся в отношении сходства и подобия с вызвавшей их вещью. Отражение предполагает взаимодействие, в ходе которого формируется причинно – следственная связь. Отражение в неживой природе имеет две особенности: · Следы взаимодействия вещей имеют материальный (вещественный) характер · В неживой природе отражение нефункционально. Это означает, что образовавшиеся следы самими вещами не используются. В живой природе отражение резко усложняется. Происходят два существенных изменения: · Отражение становится функциональным, это означает, что живые организмы используют это отражение в трех целях: как средство самосохранения; как средство ориентации в пространстве; отражение используется как средство регуляции поведения в окружающей среде. · Возникающие в результате отражения следы приобретают нематериальный, невещественный, идеальный характер (прежде всего у высших животных). Этапы развития: 1. Раздражимость – свойство растений и простейших одноклеточных организмов. Раздражимость в общем и целом это элементарная реакция на воздействие окружающей среды. 2. Элементарная чувствительность нервной ткани. У организмов возникают нервные клетки и связи между ними. С помощью нервной ткани организм воспринимает изменение условий окружающей среды и определенным образом реагирует на них (медузы, дождевые черви) Эти две формы отражения называются допсихическими, а остальные психическими. Для возникновения психики необходимо наличие органов чувств, нервной системы головного мозга. Животные способны к совершению достаточно большого диапазона достаточно сложных действий. Психика животных управляется инстинктами, но у высших животных существуют зачатки интеллекта, т.е. животные способны решать определенные логические задачи. С одной стороны животные способны к научению, с другой стороны животные способны приобретать определенные знания и передавать их потомству. Этот второй момент применительно к человеку называется культурой, у высших животных – предкультура. 3. Общество. Носителем отражения является человек, у которого существует высшая и свойственная только ему форма отражения – это сознание. Сознание – это четвертая ступень развития отражения у живых организмов, присуща только человеку. Благодаря сознанию человек способен к совершению таких действий, на которые не способны высших животные (См.табл 5) Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |