|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Что такое судьба?Судьба и предопределение بسم الله الرحمن الرحيم Что такое предопределение? Слово القدر «кадар» – отглагольное имя. Выражение قدرت الشيء قدْراً وقدَراً означает «знать размер или количество чего-либо»[1]. В арабском языке слово القدر «кадар» означает «решение», «приговор», «предел чего-либо», а слово التقدير «такдир» – «размышления по поводу решения какого-либо вопроса»[2]. Термин «предопределение» означает «знание и запись о том, что произойдет во веки вечные: Могучий и Великий Аллах изначально предопределил судьбу творений и все, что произойдет, Ему было известно о том, когда и как это случится, и все действительно происходит так, как это было предначертано Им»[3]. Ибн Хаджар дал следующее определение: «Под предопределением подразумевается, что Всевышний Аллах знал о судьбах и сроках всего сущего до сотворения этого, а потом Он создал то, что изначально знал, и все происходящее является следствием Его знания, могущества и желания» [4]. Ас-Сафарини писал со слов ашаритских ученых, что «предопределение – это сотворение Всевышним Аллахом всего сущего в определенной мере, сотворение их качеств и состояний в соответствии с Его изначальным знанием и тем, что было записано письменной тростью» [5]. Все перечисленные определения схожи, и из них вытекает, что предопределение включает в себя две составляющие: 1. Извечное знание Аллаха о том, что Он желает создать, и о том, какими качествами будут наделены Его творения, и все это записано в хранимой скрижали. Размеры земли и неба, способ их сотворения, и то, что между ними, и то, что находится в них, – все это в точности и со всеми подробностями записано в хранимой скрижали Его словами. 2. Сотворение Аллахом того, что было предопределено, в строгом соответствии с тем, что было известно Ему и записано письменной тростью. Вследствие этого все вокруг происходит сообразно извечному и записанному знанию. Таким образом, предопределением иногда называется то, что было изначально известно Аллаху, а иногда сотворение Им того, что заранее было известно Ему. Когда имама аш-Шафи’и спросили о предопределении, он ответил в стихотворной форме: فمـــا شئــتَ كان وإن لم أشــــأ وما شئــــتُ إن لم تشــــأ لم يكن خلقت العباد على ما علمت ففي العلم يجري الفتى والمسن على ذا مننت وهذا خذلت وهذا أعنـــــت وهــــذا لم تعــن فمنهم شقـــي ومنهم ســـعيد ومنهـــم قبيح ومنهــــم حســــن Пускай мне это не угодно, Свершится то, чего Ты хочешь, То, что угодно мне, случится, Лишь если Ты того захочешь. Ты знал, каким создашь раба, Младых и старых Ты объемлешь, Ты одарил и отказал, Одним помог, другим не внемлешь. Средь них счастливый и несчастный, Один уродливый, другой прекрасный[6]. Что такое судьба? Слово القضاء «када» означает «окончательное решение», «приговор». Оно часто встречается в хадисах Посланника, да благословит его Аллах и привет-ствует, и этимологически означает «прерывание», «разрыв». Выражение قضى قضاء означает «выносить приговор», «принимать решение», а выражение قضى الشيء означает «доводить до конца», «завершать», «прекращать». Оно употребляется в значении «создавать». Аз-Зухри сказал: Слово القضاء «када» в арабском языке имеет разные значения. Его основное значение «завершение, окончание чего-либо». Если какая-либо работа доведена до конца, завершена, выполнена, вменена в обязанность, стала известна или осуществлена, то говорят قُضِيَ «кудийа». Все эти значения встречаются в хадисах[7]. Ученые высказывали два мнения о смысловых различиях между словами القضاء «када» и القدر «кадар». 1. Када – это извечное знание, предрешенное Аллахом до сотворения мира, а кадар – творение сообразно тому, что было предопределено. Ибн Хаджар аль-’Аскалани писал: «По мнению ученых, када – это извечное решение об общих понятиях, а кадар – это отдельные детали и подробности того решения»[8]. В другом месте он писал: «Када – это извечное решение об общих понятиях, а кадар – это подробно изложенное решение о сотворении отдельных вещей»[9]. 2. Второе мнение противоположно первому, т.е. кадар – это извечное решение, а када – это сотворение[10]. Ибн Баттал сказал: «Судьба – это то, что произошло».[11] Имеется в виду то, что уже сотворено. Этого же мнения придерживался аль-Хаттаби. В книге «Ма’алим ас-сунан» он писал: Предопределение – это то, что было предрешено Всемогущим Аллахом, например, разрушение, воскрешение и смерть. Все эти имена обозначают поступки, совершенные Тем, Кто разрушает, воскрешает и умерщвляет. В таком случае судьба – это сотворение. Всевышний сказал: فَقَضَاهُنَّ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ «Он сотворил их семью небесами за два дня» (Фуссилат, 12)[12]. Согласно такому толкованию, «судьба – это частный случай предопределения. Это окончательный выбор в пользу одного из двух возможных путей. Таким образом, предопределение – это то, что было предрешено, а судьба – это то, что произошло и не могло не произойти»[13]. Справедливость данного суждения подтверждается многими текстами из Корана: وَكَانَ أَمْراً مَّقْضِيّاً «Это дело уже предрешено» (Марьям, 21); كَانَ عَلَى رَبِّكَ حَتْماً مَّقْضِيّاً «Таково окончательное решение твоего Господа» (Марьям, 71); وَإِذَا قَضَى أَمْراً فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُ كُن فَيَكُونُ «Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: “Будь!” – как это сбывается» (Аль-Бакара, 117)[14]. Таким образом, судьба и предопределение – взаимосвязанные понятия, которые нельзя рассматривать независимо друг от друга. Это объясняется тем, что одно из них – предопределение – играет роль базиса, а другое – судьба – является надстройкой. А кто желает разделить их, тот пытается разрушить и повредить эту надстройку[15]. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |