АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Судьба человека записывается, когда он находится в утробе матери

Читайте также:
  1. C. разрушение или существенное нарушение экологических связей в природе, вызванное деятельностью человека ?
  2. III. Изучение нового материала.
  3. III. Материалы и оборудование на уроке.
  4. III. Осуществление материальной поддержки. Размеры стипендий
  5. IV. Объяснение нового материала
  6. IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  7. Pos-материалы по видам
  8. Shumatsu dosa «Фиксирующее движение» (когда противник тянет).
  9. V. Требования к представляемым материалам
  10. Авидон И. Ю., Гончукова О. П. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. 2008, СПб, Речь, 192 с. (артикул 6058)
  11. Активный раздаточный материал
  12. Алгоритм действия при подготовке матери и ребёнка к кормлению грудью.

Из хадисов известно, что Аллах отправляет ангела к зародышу, находящемуся в утробе матери, и тот записывает его земной удел, срок жизни, а также то, счастливым он будет или несчастным. В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится следующий рассказ ‘Абдуллаха бин Мас’уда: «Правдивый и достойный доверия Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

إِنَّ أَحَدَكُمْ يُجْمَعُ خَلْقُهُ فِى بَطْنِ أُمِّهِ أَرْبَعِينَ يَوْمًا ، ثُمَّ يَكُونُ فِى ذَلِكَ عَلَقَةً مِثْلَ ذَلِكَ ، ثُمَّ يَكُونُ فِى ذَلِكَ مُضْغَةً مِثْلَ ذَلِكَ ، ثُمَّ يُرْسَلُ الْمَلَكُ فَيَنْفُخُ فِيهِ الرُّوحَ ، وَيُؤْمَرُ بِأَرْبَعِ كَلِمَاتٍ: بِكَتْبِ رِزْقِهِ وَأَجَلِهِ وَعَمَلِهِ وَشَقِىٌّ أَوْ سَعِيدٌ ، فَوَالَّذِى لاَ إِلَهَ غَيْرُهُ ، إِنَّ أَحَدَكُمْ لَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ الْجَنَّةِ حَتَّى مَا يَكُونَ بَيْنَهُ وَبَيْنَهَا إِلاَّ ذِرَاعٌ ، فَيَسْبِقُ عَلَيْهِ الْكِتَابُ فَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ النَّارِ فَيَدْخُلُهَا ، وَإِنَّ أَحَدَكُمْ لَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ النَّارِ حَتَّى مَا يَكُونَ بَيْنَهُ وَبَيْنَهَا إِلاَّ ذِرَاعٌ ، فَيَسْبِقُ عَلَيْهِ الْكِتَابُ فَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ الْجَنَّةِ فَيَدْخُلُهَا

“У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе матери к сороковому дню. Затем он столько же пребывает в виде сгустка крови и столько же – в виде разжеванного кусочка. Потом Аллах посылает к нему ангела с четырьмя указаниями, и тот вдыхает в него душу. Ему велят записать его деяния, его удел, его срок и то, будет он несчастным или счастливым. И клянусь Тем, кроме Кого нет другого божества, любой из вас может совершать поступки обитателей Рая, так что до него будет рукой подать, но сбудется предначертанное ему, и он совершит поступок, свойственный обитателям Огня, и попадет туда. И, поистине, любой из вас может совершать поступки обитателей Огня, так что до него будет рукой подать, но сбудется предначертанное ему, и он совершит поступок, свойственный обитателям Рая, и попадет туда”»[40].

В «Сахихе» аль-Бухари приводится рассказ Анаса бин Малика о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

وَكَّلَ اللَّهُ بِالرَّحِمِ مَلَكًا ، فَيَقُولُ: أَىْ رَبِّ نُطْفَةٌ ، أَىْ رَبِّ عَلَقَةٌ ، أَىْ رَبِّ مُضْغَةٌ. فَإِذَا أَرَادَ اللَّهُ أَنْ يَقْضِىَ خَلْقَهَا قَالَ أَىْ رَبِّ ذَكَرٌ أَمْ أُنْثَى أَشَقِىٌّ أَمْ سَعِيدٌ ؟ فَمَا الرِّزْقُ ؟ فَمَا الأَجَلُ ؟ فَيُكْتَبُ كَذَلِكَ فِى بَطْنِ أُمِّهِ

«Аллах приставляет к утробе ангела, и тот говорит: “Господи, капля! Господи, сгусток крови! Господи, разжеванный кусочек!” Когда же Аллах желает завершить его сотворение, ангел говорит: “Господи, мальчик или девочка? Несчастный или счастливый? Каков его удел? Каков его срок?” Все это записывается еще в утробе матери»[41].

Ат-Тирмизи в «Сунане» передал со слов Анаса, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

إِذَا أَرَادَ اللَّهُ بِعَبْدٍ خَيْرًا اسْتَعْمَلَـهُ. فَقِيـلَ: كَيْفَ يَسْتَعْمِلُهُ يَا رَسُـولَ اللَّهِ ؟ قَالَ: يُوَفِّقُهُ لِعَمَلٍ صَالِحٍ قَبْلَ الْمَوْتِ

«Если Аллах желает рабу добра, то использует его». Его спросили: «Как использует, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Помогает ему совершить праведный поступок перед смертью». Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным[42].

Муслим в своем «Сахихе» передал рассказ Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

إِنَّ الرَّجُلَ لَيَعْمَلُ الزَّمَنَ الطَّوِيلَ بِعَمَلِ أَهْلِ الْجَنَّةِ ، ثُمَّ يُخْتَمُ لَهُ عَمَلُهُ بِعَمَلِ أَهْلِ النَّارِ ، وَإِنَّ الرَّجُلَ لَيَعْمَلُ الزَّمَنَ الطَّوِيلَ بِعَمَلِ أَهْلِ النَّارِ ، ثُمَّ يُخْتَمُ لَهُ عَمَلُهُ بِعَمَلِ أَهْلِ الْجَنَّةِ

«Поистине, человек может долгое время совершать поступки обитателей Рая, а в конце жизни совершить поступок, свойственный обитателям Огня. И, поистине, человек может долгое время совершать поступки обитателей Огня, а в конце жизни совершить поступок, свойственный обитателям Рая»[43].

Передают со слов Сахля бин Са’да ас-Са’иди, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

إِنَّ الرَّجُلَ لَيَعْمَلُ عَمَلَ أَهْلِ الْجَنَّةِ فِيمَا يَبْدُو لِلنَّاسِ وَهُوَ مِنْ أَهْلِ النَّارِ ، وَإِنَّ الرَّجُلَ لَيَعْمَلُ عَمَلَ أَهْلِ النَّارِ فِيمَا يَبْدُو لِلنَّاسِ وَهُوَ مِنْ أَهْلِ الْجَنَّةِ

«Поистине, людям может казаться, что человек совершает поступки обитателей Рая, хотя на самом деле он – один из тех, кто попадет в Огонь. И людям может казаться, что человек совершает поступки обитателей Огня, хотя на самом деле он – один из тех, кто попадет в Рай»[44].

В этой связи целесообразно упомянуть поучительный рассказ о человеке, которого Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, назвал одним из обитателей Ада. Он был пересказан Абу Хазимом со слов Сахля бин Са’да и приводится в «Сахихе» аль-Бухари:

أَنَّ رَجُلاً مِنْ أَعْظَمِ الْمُسْلِمِينَ غَنَاءً عَنِ الْمُسْلِمِينَ فِى غَزْوَةٍ غَزَاهَا مَعَ النَّبِىِّ – صلى الله عليه وسلم – ، فَنَظَرَ النَّبِىُّ – صلى الله عليه وسلم – فَقَالَ: ] مَنْ أَحَبَّ أَنْ يَنْظُرَ إِلَى الرَّجُلِ مِنْ أَهْلِ النَّارِ فَلْيَنْظُرْ إِلَى هَذَا [. فَاتَّبَعَهُ رَجُلٌ مِنَ الْقَوْمِ ، وَهْوَ عَلَى تِلْكَ الْحَالِ مِنْ أَشَدِّ النَّاسِ عَلَى الْمُشْرِكِينَ، حَتَّى جُرِحَ فَاسْتَعْجَلَ الْمَوْتَ ، فَجَعَلَ ذُبَابَةَ سَيْفِهِ بَيْنَ ثَدْيَيْهِ حَتَّى خَرَجَ مِنْ بَيْنِ كَتِفَيْهِ فَأَقْبَلَ الرَّجُلُ إِلَى النَّبِىِّ - صلى الله عليه وسلم - مُسْرِعًا فَقَالَ: أَشْهَدُ أَنَّكَ رَسُولُ اللَّهِ. فَقَالَ: ] وَمَا ذَاكَ [. قَالَ: قُلْتَ لِفُلاَنٍ: ] مَنْ أَحَبَّ أَنْ يَنْظُرَ إِلَى رَجُلٍ مِنْ أَهْلِ النَّارِ فَلْيَنْظُرْ إِلَيْهِ [. وَكَانَ مِنْ أَعْظَمِنَا غَنَاءً عَنِ الْمُسْلِمِينَ، فَعَرَفْتُ أَنَّهُ لاَ يَمُوتُ عَلَى ذَلِكَ ، فَلَمَّا جُرِحَ اسْتَعْجَلَ الْمَوْتَ فَقَتَلَ نَفْسَهُ. فَقَالَ النَّبِىُّ - صلى الله عليه وسلم - عِنْدَ ذَلِكَ: ] إِنَّ الْعَبْدَ لَيَعْمَلُ عَمَلَ أَهْلِ النَّارِ ، وَإِنَّهُ مِنْ أَهْلِ الْجَنَّةِ ، وَيَعْمَلُ عَمَلَ أَهْلِ الْجَنَّةِ ، وَإِنَّهُ مِنْ أَهْلِ النَّارِ ، وَإِنَّمَا الأَعْمَالُ بِالْخَوَاتِيمِ

Во вре­мя од­но­го из сра­же­ний Про­рок, да благословит его Аллах и приветствует, по­ка­зал на од­но­го из му­суль­ман, ко­то­рый мень­ше все­го ну­ж­дал­ся в по­мо­щи му­суль­ман, и ска­зал: «Кто хо­чет взгля­нуть на од­но­го из оби­та­те­лей Ог­ня, пусть по­смот­рит на это­го». Один че­ло­век стал сле­дить за ним, и ока­за­лось, что он ис­то­во сра­жал­ся про­тив языч­ни­ков, по­ка не по­лу­чил ра­не­ние. То­гда он по­спе­шил уме­реть и на­ва­лил­ся гру­дью на ост­рие сво­его ме­ча, так что оно вы­шло у не­го ме­ж­ду ло­па­ток. Сле­див­ший за ним муж­чи­на бро­сил­ся к По­слан­ни­ку, да благословит его Аллах и приветствует, и ска­зал: «Сви­де­тель­ст­вую, что ты – По­слан­ник Ал­ла­ха». Он спро­сил: «В чем де­ло?» Муж­чи­на ска­зал: «Ты ска­зал о том че­ло­ве­ке: “Кто хо­чет взгля­нуть на од­но­го из оби­та­те­лей Ог­ня, пусть по­смот­рит на не­го”. Он мень­ше дру­гих ну­ж­дал­ся в по­мо­щи му­суль­ман, и я по­нял, что он не ум­рет в та­ком со­стоя­нии. По­лу­чив ра­не­ние, он по­спе­шил уме­реть и убил се­бя». То­гда Про­рок, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал: «По­ис­ти­не, раб мо­жет со­вер­шать по­ступ­ки оби­та­те­лей Ог­ня, хо­тя в дей­ст­ви­тель­но­сти он по­па­дет в Рай. И он мо­жет со­вер­шать по­ступ­ки оби­та­те­лей Рая, хо­тя в дей­ст­ви­тель­но­сти он по­па­дет в Огонь. По­ис­ти­не, де­ла оце­ни­ва­ют­ся по их за­вер­ше­нию»[45].

[1] Фатх аль-Бари (1/118).

[2] Аль-камус аль-мухит. С. 591.

[3] ‘Акида ас-Сафарини (1/348).

[4] Фатх аль-Бари (1/118).

[5] ‘Акида ас-Сафарини (1/345).

[6] Аль-и’тикад ва-ль-хидайа. С. 162; Шарх усул и’тикад ахль ас-сунна (1/702).

[7] Ан-нихайа фи гариб аль-хадис (4/78).

[8] Фатх аль-Бари (11/477).

[9] Там же (11/149).

[10] Согласно первому мнению, слово القضاء «када» следует переводить «предопределение», а слово القدر «кадар» – «судьба», а согласно второму – наоборот. Здесь и ниже мы будем руководствоваться последним суждением. – Прим. переводчика.

[11] Фатх аль-Бари (11/149).

[12] Ма’алим ас-сунан (7/70).

[13] Аль-муфрадат фи гариб аль-Кур’ан. С. 406.

[14] В каждом из этих аятов употребляется глагол قضى «када». Из них следует, что судьба человека – это все хорошее и плохое, что неизбежно происходит с ним сообразно предопределению Аллаха, а предопределение – это извечное знание Аллаха о том, что произойдет с человеком, и том, что минует его. Абу Мансур сказал: «Предопределение Аллаха – это облегчение каждому из творений пути к тому счастливому или несчастливому концу, который был известен Аллаху и записан до того, как Он создал их». Вот почему мольба может уберечь верующего от несчастий, которые были записаны в предопределении, так как сама мольба тоже является частью этого предопределения. Передают со слов Ибн ‘Умара, что Посланник Аллаха r сказал: «Мольба помогает от того, что уже случилось, и от того, чего еще не случилось, и потому, рабы Аллаха, взывайте с мольбой». Хадис передал аль-Хаким, и аль-Албани назвал его достоверным. См.: Ибн Манзур. Лисан аль-’араб. Бейрут: Дар ихья ат-турас аль-’араби; Муассасат ат-тарих аль-’араби. Т. 11. С. 56; Аль-Албани М.Н. Сахих аль-джами’ ас-сагир. Т. 1. С. 641. – Прим. переводчика.

[15] Ан-нихайа фи гариб аль-хадис (4/78). См.: Джами’ аль-усул (10/104).

[16] Фатх аль-Бари (11/493). Муслим передал этот хадис со слов Абу Хурейры (2659).

[17] Муслим (2662).

[18] Маджму’ аль-фатава (4/246).

[19] Там же (4/246).

[20] Шарх аль-’акида ат-тахавийя. С. 148.

[21] Там же.

[22] Муслим (2653).

[23] Ат-Тирмизи (2156). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным.

[24] Ат-Тирмизи (2055). Хадис достоверен, а малоизвестной (гариб) является только версия, переданная ат-Тирмизи в главе «О предопределении». Он же привел в разделе «О толковании Корана» другую версию хадиса, назвав ее хорошей, но малоизвестной. Шейх аль-Албани включил его в сборники «Сахих Сунан ат-Тирмизи» (2/228), «Силсила аль-ахадис ас-сахиха» и др.

[25] Приверженцы сунны и единой общины верят, что Аллах способен превратить неверующих в правоверных, но не делает этого, руководствуясь божественной мудростью. Он ввел этих грешников в заблуждение и запечатал их сердца после того, как они сами отказались от истины и предпочли неверие. В Коране сказано: «Как же Аллах наставит на прямой путь людей, которые стали неверующими после того, как уверовали» (Аль ‘Имран, 86); «Мы отворачиваем их сердца и умы, поскольку они не уверовали в него в первый раз» (Аль-Ан’ам, 110); «Когда же они уклонились, Аллах совратил их сердца. Аллах не ведет прямым путем людей нечестивых» (Ас-Сафф, 5). ‘Абд ар-Рахман ас-Са’ди так прокомментировал аят из суры «Аль-Ан’ам»: «Мы наказываем неверующих за то, что они отказались уверовать, когда проповедники донесли до них истину в первый раз. Мы отворачиваем их взоры, делаем невозможным их обращение в правую веру и не помогаем им встать на прямой путь. Мы поступаем с ними справедливо и мудро, потому что они совершили преступление против самих себя, когда не вошли в распахнувшуюся для них дверь и, узрев прямой путь, отказались пойти им. Они лишились верного руководства только после этого, и поэтому такое наказание является вполне заслуженным». В своем послании к жителям Басры, отрицавшим свободу воли, аль-Хасан аль-Басри писал: «Кто не верит в судьбу и предопределение Аллаха, тот является неверующим. И кто сваливает вину за совершенный грех на своего Господа, тоже является неверующим. Никто не повинуется Аллаху вопреки Его воле, и никто не ослушается Аллаха вопреки Его воле, потому что Он правит тем, чем владеет, и способен на то, что могут совершить Его творения. Если они повинуются Ему, Он не мешает им. Если же они совершают грехи, Он может помешать им, если пожелает. Но даже если они не совершат греха, это не происходит по принуждению со стороны Аллаха, ибо, если бы Он принудил творения к повиновению и покорности, они не заслужили бы вознаграждения, а если бы Он принудил их к неповиновению, то они не заслужили бы наказания. А если бы Он предоставил их самим себе, то это стало бы недостатком Его власти и могущества. Поэтому творения зависят от воли Аллаха, которую они не способны постичь. Если они повинуются Ему, то Он оказывает им милость. Если же они ослушаются Его, то это становится доводом против них». См.: Ас-Са’ди А.Н. Тайсир аль-Карим ар-Рахман. Бейрут: Муассасат ар-рисала, 1417/1996. С. 232; Аль-Аш’ари А. Аль-ибана ‘ан усул ад-дийана (с комментариями Башира Мухаммада ‘Уйуна). Эр-Рияд: Мактаба аль-муаййад, 1413/1993. С. 46. – Прим. переводчика.

[26] Комментируя данное суждение, шейх Мухаммад бин Салих аль-’Усеймин писал: «Деяния раба зависят от его желаний и возможностей, а поместил эти желания в душу человека именно Аллах, и наделил его этими возможностями тоже Могучий и Великий Аллах. Он творит причину, которая воплощается в результат. Поэтому мы и говорим, что тот, кто создает причину, создает и следствие. Следовательно, мы признаем Всевышнего Творцом человеческих деяний, потому что эти деяния определяются желаниями и возможностями. Если бы человек был лишен желания или возможности, он не смог бы совершить что-либо. Тот, кто хочет сделать нечто, но не способен на это, не совершает этого. И тот, кто может сделать нечто, но не хочет, тоже не совершает этого. Всякое деяние является результатом твердого желания и необходимых возможностей, и сотворил их Аллах. Путем таких рассуждений мы понимаем, почему Всевышнего Аллаха можно назвать Творцом человеческих деяний. Вместе с тем человек совершает свои поступки сам. Он очищается и молится, платит закят и соблюдает пост. Он совершает хадж и малое паломничество, ослушается Господа и повинуется Ему. Все это определяется его желаниями и возможностями, которые сотворил Могучий и Великий Аллах». См.: Аль-’Усеймин М. Аль-када ва-ль-кадар. Каир: Матаби’ Ибн Теймийя. С. 56-57. – Прим. переводчика.

[27] Муслим (2648).

[28] Ат-Тирмизи (2135).

[29] Название кладбища в Медине.

[30] Выражение «он сказал» дважды повторяется в хадисе.

[31] Муслим (2647). Этот хадис также передали аль-Бухари (в нескольких местах своего «Сахиха»), ат-Тирмизи и Абу Давуд.

[32] Мишкат аль-масабих (95). Шейх аль-Албани в замечаниях к сборнику сказал, что все передатчики хадиса заслуживают доверия и являются передатчиками хадисов, вошедших в оба «Сахиха», однако его иснад оборван (макту’) между Муслимом бин Йасаром и ‘Умаром. Вместе с тем он подтверждается другими многочисленными сообщениями.

[33] Мишкат аль-масабих (1/43).

[34] Там же (1/42).

[35] Ат-Тирмизи (2642).

[36] Это значит, что в этих списках собраны имена всех обитателей Рая и Ада, и в них не будут сделаны никакие изменения.

[37] Ибн аль-Асир писал: «Это значит: проявляйте умеренность во всех делах, не допускайте чрезмерности, но и не делайте упущений». См.: Ибн аль-Асир. Ан-нихайа фи гариб аль-хадис. Бейт аль-афкар ад-даулийя. С. 727. – Прим. переводчика.

[38] Ат-Тирмизи (2141). См.: Сахих Сунан ат-Тирмизи (2/225).

[39] Эти слова принадлежат известному комментатору Корана аль-Багави. См.: Ма’аридж аль-кабул (1/346).

[40] Фатх аль-Бари (11/477), Муслим (2643). В таком виде хадис передал Муслим. Его же привели Абу Давуд и ат-Тирмизи.

[41] Фатх аль-Бари (11/477), Муслим (2646). В таком виде хадис передал аль-Бухари.

[42] Ат-Тирмизи (2142).

[43] Муслим (2651).

[44] Там же (4/2042).

[45] Аль-Бухари (6607).

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)