|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Владимир Святославович и принятие христианства на РусиМладший сын Святослава Владимир (980 - 1015) был посажен отцом на княжение в Новгороде. В 980 г. разбил своего брата Ярополка и захватил власть в Киеве. Для дальнейшего политического объединения русских земель и укрепления власти провел религиозную реформу. В 980 г. он предпринял неудачную попытку унифицировать языческий культ, создав пантеон наиболее почитаемых у различных славянских племен богов во главе с Перуном. В 988 г. Владимир сделал выбор в пользу принятия христианства византийского (православного) образца. Причины принятия христианства: - языческая Русь оказывалась в изоляции от христианских стран Европы, что мешало развитию международных связей и торговли; - расслоение общества требовало новой идеологии (христианская идея смирения, воздаяния за земные страдания в загробном мире, тогда как языческий загробный мир - калька земного); - монотеизм (единобожие) соответствовал сущности нового единого государства; - поддержка православной церковью государственной монархической власти (в отличие от католицизма); - новая более гуманная мораль. В 988 г. в ходе похода на византийскую крепость Корсунь (Херсонес), Владимир крестился сам и крестил княжескую дружину. По возвращении в Киев он сокрушил языческих идолов и крестил горожан. Была учреждена русская митрополия, подчинявшаяся константинопольскому патриарху. Крещение остальной Руси носило длительный характер (на северо-востоке Руси христианство утвердилось лишь в конце XI в.), сохранялись многие суеверия и языческие обряды. Значение принятия христианства: - усиление контактов с Европой, укрепление международного положения Руси; - укрепление княжеской власти; - влияние на нравы и мораль, гуманизация сознания; - сплочение восточнославянских племен в единую древнерусскую народность; - распространение письменности, церковных рукописных книг, открытие школ при монастырях; - расцвет различных видов искусства благодаря усилению контактов с Византией. Принятие христианства не уничтожило пережитки языческой культуры: христианские праздники соотносились с языческими праздниками аграрного культа и этапами сельскохозяйственных работ; некоторые святые сохранили связь с языческими богами (Илья Пророк – Перун Громовержец; Власий (Василий) – покровитель скота языческий Велес; Параскева Пятница – богиня земли и плодородия Мокошь). Также Владимир значительно расширил территорию и укрепил обороноспособность Руси: - воевал с поляками, за Червенскую Русь (ныне - Западная Украина); - покорил ятвягов и радимичей; - построил на южной границе (для защиты от печенегов) ряд крепостей и земляную насыпь. В историческую память народа киевский князь вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко. Княжение Ярослава Мудрого. После смерти Владимира развернулась борьба за «киевский княжеский стол» (1015-1019). Благодаря поддержке новгородцев и варягов победу над свом братом Святополком (Окаянным) одержал Ярослав (1019 - 1054).ПравлениеЯрослава, прозванного Мудрым,стало временем расцвета Киевской Руси. Внешняя политика: - окончательная победа над печенегами (1036); - заключен мирный договор с Византией; - походы на север: основание Юрьева (в Прибалтике) и Ярославля; - заключены династические браки с Францией, Венгрией, Норвегией. Внутренняя политика: - покровительство просвещению и книгопечатанию; - поддерживал развитие русской церкви, способствовал строительству храмов и монастырей; - в 1051 г. при поддержке князя митрополитом был избран (а не назначен из Константинополя) русский священник Илларион; - установил «очередной порядок» престолонаследия (от брата к брату и далее - к старшему племяннику); - положил начало созданию первого древнерусского свода законов – «Русской правды». «Русская Правда»: старейший древнерусский письменный свод законов, создавался на протяжении XI - XII вв. Начало ему положил Ярослав Мудрый в 1016 г. («Правда Ярослава»), а продолжили его сыновья («Правда Ярославичей»). «Русская Правда» делится на «Краткую Правду» (XI в.) и «Пространную Правду» (XII в.). В ней нашло свое отражение устройство древнерусского общества: - в привилегированный класс феодалов входили киевские князья, местные (племенные) князья, общинная знать (бояре), дружина князя. Уже имелись немногочисленные княжеские и боярские вотчины - наследственные земельные владения, в которых работали зависимые люди; - большинство населения Киевской Руси составляли сельские и городские свободные общинники (люди), имевшие право участия в вече; - земледельцев-общинников, зависимых непосредственно от князя, называли смердами; - категориями зависимого населения были: закупы – люди, отрабатывающие долг (купу), но располагающие собственным хозяйством (отработав долг, они становились свободными); рядовичи – люди, заключившие договор (ряд) и работавшие на господина на определенных условиях. - патриархальными рабами были холопы (среди них особое место занимали княжеские слуги - тиуны, огнищане, ключники и т.д.) и челядь (рабы-чужеземцы, захваченные в результате походов). В «Русской Правде» впервые кровная месть была заменена денежным штрафом – вирой. Законодательство Киевской Руси устанавливало пониженный штраф (виру) за убийство зависимого человека (если только он не княжеский слуга), что свидетельствовало о закреплении общественного неравенства. При сыновьях и внуках Ярослава Мудрого Киевское государство постепенно утратило свое единство, съезд князей в Любече (1097) утвердил принцип «каждый держит отчину свою», т.е. закрепил отказ от «очередного порядка» («лествичное право») наследования и стал началом перехода к политической раздробленности. Последние попытки сохранить единство Киевской Руси предпринял внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах (1113-1125) и его сын Мстислав Великий (1125-1132). Но после смерти Мстислава Великого в 1132 г. распри начались уже среди потомков Мономаха, и Русь распалась на ряд княжеств и земель. Культура Киевской Руси: Основой для развития древнерусской культуры стало культурное наследие восточных славян и традиции христианской культуры Византии. Фольклор представлен обрядовой поэзией (заговоры, заклинания, песни, плачи), былинами (о русских богатырях), преданиями, пословицами, поговорками, загадками, сказками. С принятием христианства развивается письменная литература, представленная житиями святых (первое - «Сказание о Борисе и Глебе»), поучениями («Поучение детям» Владимира Мономаха). Начинается летописание (древнейший летописный свод – «Повесть временных лет» (1113) - составлен монахом Киево-Печерского монастыря Нестором). В архитектуре развиваютсятрадиции деревянного зодчества, заимствуются принципы византийского каменного строительства (распространяется крестово-купольного типа храма). Первыми каменными постройками были Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде. Сильное византийское влияние испытывала живопись, основными видами которой были фреска (роспись по сырой штукатурке), мозаика (изображение из цветных камней, смальты и керамических фрагментов), иконопись (на деревянной доске, обтянутой холстиной, яичными (темперными) красками) - Владимирская богоматерь и Спас Нерукотворный; книжная миниатюра. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ. РУСЬ УДЕЛЬНАЯ. Политическая (феодальная) раздробленность - закономерный этап развития древнерусской государственности. В 30-40-е гг. XII в. удельные князья перестали признавать власть киевского князя. Русь распалась на отдельные княжества и земли. Сильнейшими среди них были: Владимиро - Суздальская, Галицко - Волынская и Новгородская земли. Причины раздробленности: - развитие княжеского, а затем боярского землевладения, дружина «осела на землю»; - укрепление власти крупных феодалов (князей) на местах, их независимость от Киева; - князья стали бороться не за захват власти во всей стране, а за расширение границ своего княжества за счет соседей; - значительный рост производительных сил страны, способность отдельных княжеств и городов обеспечить себя всем необходимым; - господство натурального хозяйства, упадок пути «из варяг в греки»; - неудобство и сложность «очередного порядка престолонаследия», установленного Ярославом Мудрым; - ослабление внешней угрозы. Владимиро-Суздальское княжество: Особенности и условия развития: - соседство славянских племен кривичей и вятичей и финно-угорских племен мери, муромы и веси; - выгодное географическое положение (плодородные почвы и приток населения из Южной Руси); - отсутствие внешней угрозы (отделено от Приднестровья лесами и расстоянием от половцев); - торговый путь по Волге; - значительное количество городов; - сильная княжеская власть, т.к. преобладало пришлое население, не было вечевых традиций. От Владимира Мономаха Суздальская земля досталась его сыну Юрию Долгорукому (1125-1157), который в 1155 г. стал киевским князем. В его правление в летописях впервые упоминается Москва (1147). Сын Юрия Андрей Боголюбский (1157-1174) перенес столицу из Суздаля во Владимир. Его опорой были дружина и новые социальные слои. Он захватил и разорил Киев (1169), и фактически перенес столицу во Владимир. Был убит своей челядью в резиденции Боголюбово, что свидетельствовало об усилении борьбы между князем и боярами. С его именем связано появление на Руси иконы Владимирской Божьей Матери, ставшей покровительницей и защитницей земли Русской. После смерти Андрея, не имевшего сыновей, началась междоусобица. В ней победил брат Андрея Всеволод Большое Гнездо (имел 8 сыновей), опиравшийся на город Владимир (правил в 1176-1212). Всеволод принял титул Великого князя Владимирского. Это период наивысшего расцвета княжества, его влияния на все остальные земли. Галицко-Волынское княжество: Особенности и условия развития: - сильные и агрессивные соседи на западе (венгры, поляки) и юге (половцы); - благоприятный климат и плодороднейшие почвы; - раннее развитие пашенного земледелия; - обширные боярские вотчины и сильное боярство, с которым князья вынуждены вести борьбу; - важные торговые пути в Польшу и Венгрию. Своя княжеская династия появилась на Волыни в первой половине XII в. - линия старших Мономаховичей. Тогда же от Киева обособилось Галицкое княжество, усиление которого произошло в правление Ярослава Осмомысла (1152-1187). В 1199 г.ГалицкоеиВолынскоекняжестваобъединилисьпод властью Романа Мстиславовича Волынского (1199 - 1205). После его гибели в княжестве начались усобицы, в которых активно участвовали венгры, поляки, черниговские и смоленские князья. В 1238 г. старший сын Романа Мстиславовича Даниил утвердил за собой Владимир Волынский и Галич, а в 1245 г. (битва у г. Ярослава) завершил борьбу за восстановление единства Галицко-Волынской Руси. Новгородская боярская республика (Новгородская земля): Особенности и условия развития: - неблагоприятные условия для земледелия, необходимость закупать хлеб; - обширные леса, много зверя и рыбы; - пересечение важнейших торговых путей; - удаленность от кочевников; - соседство славянских (ильменьские словене, кривичи) и финно-угорских (меря, весь, чудь, водь) племен; - отсутствие единой княжеской династии, приглашение и изгнание князей; - господство боярской верхушки, основанное на крупном землевладении и торговле; - республиканский характер политического устройства; - решающая роль бояр (т.к., не княжеские дружинники, а потомки местной докняжеской родовой знати) в управлении. Новгород отличался от других русских земель своей системой управления: - вече (народное собрание): принимало важнейшие решения и законы, избирало высших должностных лиц, приглашало и изгоняло князя (с 1136 г.); - князь: имел представительские функции, военный предводитель и третейский судья, но не правитель, ограничен в правах (не мог приобретать вотчины и даже посещать вече); - посадник (выбирался из бояр): председательствовал на вече, управлял городским хозяйством, вместе с князем возглавлял войско; - тысяцкий: ведал финансовыми вопросами, сбором налогов, разбором жалоб по торговым делам; - епископ («владыка», с 1165 г. - архиепископ): возглавлял новгородскую церковь, выбирался жребием из кандидатов, предложенных на вече, пожизненно имел особую казну и владычный полк; своей печатью скреплял международные соглашения; - рекой Волхов Новгород был разделен на две стороны: Софийскую (Кремль) и Торговую (торг, вече), которые делились на концы (районы), а те, в свою очередь на улицы со своими кончанскими и уличанскими вече; - за пределами города Новгородская земля делилась на пятины, управляющиеся из Новгорода. Последствия феодальной раздробленности: - рост городов (каждый удельный князь благоустраивал и укреплял свою столицу); - развитие ремесла, рост торговли; - развитие сельского хозяйства (появление двух- и трехполья); - расцвет и разнообразие древнерусской культуры; - ослабление центральной власти (в т.ч. в удельных княжествах); - упадок военного могущества и ослабление русских границ. Культура периода раздробленности: С XII в. возникает множество летописных центров, усиливается светская направленность и местный характер летописей. Призыв к русским князьям прекратить усобицы содержится в «Слове о полку Игореве», рассказе о неудачном походе 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев. В архитектуре с XII в. типичным стал кубический храм с одной массивной главкой, меньше стал масштаб церквей, более простыми и гармоничными формы, использовалась каменная резьба на внешней поверхности стен, скромностью отличалась отделка. Формируются региональные особенности: более строгие каноны в новгородской архитектурной школе (ц. Спаса-Нередицы, Георгиевская церковь в Старой Ладоге), более парадное зодчество Владимиро-Суздальской Руси (в княжение Андрея Боголюбского - Золотые ворота и Успенский собор воВладимире, ц. Покрова Богородицы на р. Нерли, позже - Дмитриевский собор во Владимире, прославившийся богатством каменной резьбы). В этот период формируется русская иконописная школа. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.02 сек.) |