|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Внутренняя политикаВ 1547 г. великий князь венчался на царство в Успенском соборе Кремля. Титул царя формально приравнял его к императорам Древнего Рима и Византии. В 1549 г. в Москве был созван первый в истории России Земскийсобор – сословно-представительный совещательный орган, обеспечивавший связь центра и мест. На первом соборе «примирения» была намечена программа реформ. Главную роль в ее проведении сыграла сложившаяся вокруг Ивана IV ИзбраннаяРада (Макарий, Сильвестр, Адашев, Курбский и др.), исполнявшая роль неофициального правительства. Главные цели реформ: - дальнейшая централизация страны, укрепление власти царя; - ослабление позиций боярства и укрепление позиций дворянства; - развитие земского самоуправления; - ограничение экономического могущества церкви. Основные реформы Ивана IV: - в области государственного управления: создание новой системы центральных органов управления – приказов, каждый из которых выполнял определенную функцию (Стрелецкий, Посольский, Разрядный Пушкарский, Разбойный и др.). В ходе реформы местного управления была отменена система кормлений,власть в уездах перешла в руки выборных земских и губныхизб, возглавляемых старостами. Судебник 1550 г. подтвердил право Юрьева дня, но увеличил размер «пожилого», определил единый размер судебных пошлин, ввел наказание за взяточничество; - в военной области: все воины были разделены на «служилых по отечеству» (по происхождению) – это бояре и дворяне, и на «служилых по прибору» (по набору) – это пушкари, городская стража и стрельцы, вооруженные огнестрельным оружием. «Уложение о службе» 1556 г. окончательно оформило систему комплектования дворянской конницы по принципу условного земельного держания (за службу – поместье); - религиозная реформа проведена в 1551 г. на Стоглавомсоборе – собрании высших иерархов Русской Православной Церкви, в котором участвовал Иван IV ипредставители Боярской думы. Решения Собора, сведенные в 100 глав (откуда и название), включали в себя: унификацию церковных обрядов; установление единообразия в «пантеоне» русских святых; «исправление» нравов духовенства; введение жесткого иконописного канона; подсудность духовных лиц только церковному суду; неприкосновенность церковного имущества и др. Однако своим указом Иван IV запретил монастырям приобретать новые земли без царского разрешения; - в экономическойсфере: установление единого поземельного налога («большая соха»), которое взималось в зависимости от социального статуса и плодородия почвы; завершение денежной реформы, начатой еще Е. Глинской. Итоги: Реформы ИванаIV Грозного 1550-1560-х гг. способствовали укреплению царской власти и дальнейшей централизации государства, создали предпосылки для решения внешнеполитических задач. С начала 1560-х гг. Иван Грозный отходит от политики постепенных реформ, распускает Избранную Раду и встает на путь террора, способствовавшего быстрому усилению его личной власти. В январе 1565 г. он учреждает особый порядок управления страной – опричнину (1565-1572), последствия которого Россия ощущала вплоть до середины XVII в. Политика опричнины включала: - разделение страны на две части: опричнину (особый личный царский удел) и земщину (остальные государственные земли, сохранявшие прежнюю систему управления); - привилегированное положение опричнины перед земщиной; - возникновение при царе особого политического аппарата управления («опричныйдвор», «опричная казна» и т.д.); - создание подчиненного только государю опричного войска; - применение опричного террора (его вершина - Новгородский погром 1570 г.); - закрепление права государя казнить и миловать по своему усмотрению, не советуясь с Боярской Думой. Нашествие крымского хана Девлет-Гирея летом 1571 г. и сожжение Москвы показали Ивану Грозному неспособность опричного войска защитить столицу и опасность разделения страны. Осенью 1572 г. опричнина была отменена. Она способствовала временному усилению личной власти царя, ликвидации пережитков удельной системы, но в целом последствия опричнины были трагичными: - репрессивная политика царя способствовала становлению деспотического характера российского самодержавия; - опричный террор, массовые переселения и разорительная Ливонская война подорвали экономику; - началось оформление крепостного права (в 1581 г. введены «заповедные лета», т.е. временный запрет на переход крестьян в Юрьев день); - негативное влияние на духовную атмосферу в обществе. Внешняя политика. Основными целями внешней политики Ивана IV были: - на западе – борьба за выход к Балтийскому морю; - на востоке – борьба с Казанским, Астраханским ханствами, освоение Западной Сибири (поход Ермака); - на юге - защита границ от набегов Крымского хана. Для сдерживания агрессии Крымского ханства в 1550-е гг. на юге была выстроена система пограничных крепостей – Тульская засечная черта. В результате присоединения к России Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств была обеспечена безопасность восточных границ и торгового пути по р.Волге. В 1556 - 1557 гг. были покорены НогайскаяОрда и земли Башкирии. В 1581 - 1585 гг. походами казаков во главе с Ермаком (снаряженных на деньги купцов Строгановых) началось освоение Сибири. Ливонскаявойна (1558-1583) за территории в Прибалтике и расширение выхода в Балтийское море для торговли с Европой началась удачно для России, но затем она приняла затяжной характер. Истощенная войной и опричниной Россия была вынуждена заключить в 1582 г. Ям–Запольский мир с Речью Посполитой (отказ от Ливонии за возврат русских крепостей), а в 1583 г. - Плюсское перемирие со Швецией (потеря Прибалтики, кроме устья Невы). Несмотря на неудачу, к концу XVI в. Россия превратилась в одно из крупнейших государств мира. Культура Московской Руси: Восстановление и развитие русской культуры после татаро-монгольского нашествия шло в условиях борьбы с игом. Эта тема становится главной в литературе («Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», посвященные Куликовской битве). Становятся популярными бытовые повести и хождения (описания путешествий в святые места или чужие страны («Хождение за три моря» Афанасия Никитина)). Развивается жанр житийной литературы (повесть об Александре Невском, житие Сергия Радонежского и др.). В архитектуре ведущей становится московская школа, опиравшаяся на традиции Владимиро-Суздальского зодчества XII в. При Иване III разворачивается строительство Московского Кремля (в том числе и его современных каменных стен). Особенностью этого периода стало приглашение в Россию иностранных архитекторов, сумевших создать кремлевский комплекс с учетом национальных русских традиций. Ими возведены крупнейшие постройки Кремля - Успенский собор (Аристотель Фиораванти), Архангельский собор (Алевиз Новый), Грановитая палата. В XVI в. утверждается шатровый стиль, возродивший традиции деревянного зодчества. Его лучшие образцы – ц. Вознесения в Коломенском и ц. Покрова-на-Рву (храм Василия Блаженного). Выдающимися живописцами Московской Руси были Феофан Грек, Андрей Рублев («Троица»), Дионисий. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |