АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Народное музыкальное творчество Руси

Читайте также:
  1. I. Литературное творчество молодых.
  2. БАЛЕТНОЕ ТВОРЧЕСТВО Г. М. ВАГНЕРА
  3. БАЛЕТНОЕ ТВОРЧЕСТВО Е. А. ГЛЕБОВА
  4. Жизнь и творчество
  5. Жизнь и творчество С. Есенина
  6. Лекция на тему: «Кино Италии. Творчество Федерико Феллини».
  7. Лекция на тему: «Творчество Вернера Херцога».
  8. Лекция на тему: «Творчество Лукино Висконти»
  9. Международное гуманитарное право
  10. Международное гуманитарное право (МГП)
  11. Международное движение предпринимательского капитала: цели, формы, современные тенденции
  12. Международное право

Русская музыка до XVIII века

Наиболее ранние сведения о славянах относятся к началу нашей эры. В IV-V веках была известна группа восточнославянских пле​мен под названием антов, а позднее, в VII-VIII веках, - росов. От это​го наименования и пошли слова «Русь» и «русская земля».

Мировоззрение древних славян было мифологическим.

Повелителем грома и молнии у росов был бог ПЕРУН. Славяне поклонялись лесам, рощам, полям, нивам, источ​никам. Отправление обрядов этим языческим божествам сопровождалось заклинаниями, песнями, плясками, хороводами, игрой на музыкальных инструментах.

С культом предков у славян связан был обряд поминовения усо​пших. Частью этого обряда являлись высокопоэтичные плачи и причи​тания над усопшими.

Из музыкальных инструментов у древних славян были особенно рас​пространены гусли и сопелки — род пастушеских свирелей. В дохри​стианский период музыкальное искусство Руси было исключительно народно-песенным. В основе своей оно сложилось еще в период общинно-родового строя и получило наименование обрядового фольклора, который существовал исключительно в изустной форме и передавался из поколения в поколение. Большинство обрядовых песен исполнялись только в строго установленное определенное время года.

С древним культом солнца связаны старинные земледельческие праздники. Их даты определялись поворотами земли вокруг солнца. Праздник рождения нового солнечного года — зимний солнцеворот (по старому стилю 25 декабря) назывался Колядой, а песни, его соп​ровождавшие — колядками. Колядовать начинали за неделю до этого праздника. В настоящее время обычай колядования переместился на святочную неделю — за семь дней до Рождества Христова. В это время устраивали игрища — общественные сборища, на которых моло​дежь пела песни, устраивала театрализованные представления, де​вушки гадали.

Масленица — проводы зимы — праздновалась за восемь недель до первого весеннего полнолуния. Праздник сопровождался сжигани​ем соломенного чучела, символически изображавшего зиму. Этот народный обычай воспроизведен в операх Римского-Корсакова «Снегу​рочка» и «Млада».

Праздник встречи весны приходился на 22 марта. В этот день пекли из теста жаворонков и пели особые заклички — веснянки.

Времени летнего солнцестояния (22-24 июня) соответствовал праздник «Купало». В купальную ночь происходили большие народ​ные гуляния. Молодежь плела венки из трав, купалась, разжигала костры и прыгала через огонь.

Все перечисленные народные праздники сопровождались пением обрядовых календарных песен.

После принятия христианства церковь начала преследо​вать народные праздники, но, потерпев неудачу, решила сама приурочить к этим датам религиозные праздники. «Купало» превратился в рождество Иоанна Предтечи, встреча весны — в 40 мучеников, масленица — в прощенное воскресение.

Многие русские композиторы XIX века использовали календар​ные песни в качестве тематической основы своих сочинений. Яркий пример — обработка украинской веснянки «Выйди, выйди, Иваньку» в финале Первого фортепианного концерта П. И. Чайковского. Старинный обычай празднования окончания жатвы («дожинки») по​казан в его же опере «Евгений Онегин».

Разновидностью весенних календарных песен являются хороводные песни. В период Московской Руси они по​степенно выделились из календарного цикла в самостоятельный му​зыкально-хореографический жанр. Хороводы водили на протя​жении почти всего теплого времени года. Круговые хороводы соп​ровождались разыгрыванием в центре круга сюжета песни в лицах.

Хороводные песени занимают значительное место в произведениях русской музыкальной класси​ки XIX века. А. Даргомыжский в опере «Русалка» использовал две народные хороводные песни «Заплетися, плетень» и «Как на горе мы пиво варили». Мелодии быстрой хороводной песни «Во поле бе​реза стояла» использовали П. И. Чайковский и финале 4-й симфонии и М. А. Балакирев в симфонической «Увертюре на три русские темы».

* * *

В IX веке складывается первое раннефеодальное древнерусское государство Киевская Русь, названная так по имени ее столицы — Киева. Особенно высокого политического и культурного расцвета достигло это государство при князьях Владимире и Ярославе. В это время закладывались основы самостоятельной русской литературы, зодчества, графики, профессиональных форм музыкального искусства.

Важнейшим фактором объединения древнерусской народности стал общий русский язык.

Музыкальная жизнь Киева была сочетанием разнообразных жанров народного песенного творчества, первыми образцами церковного пения и музыкой, сопровождавшей повседневный быт и ритуалы кня​жеского двора.

Самым значительным явлением в области народно-музыкального творчества того времени было рождение былинного эпоса. В старинах или былинах историческая действительность получи​ла обобщенно-поэтическое отражение. Содержание богатырских былин киевского цикла заключается в описании подвигов русских богатырей в борьбе со степными кочев​никами. Идея защиты родины объединяет отдельные богатырские сю​жеты в единый монументальный цикл. Главные герои былинного эпоса — три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Старший среди них, Илья Муро​мец, является выразителем лучших черт русского национального ха​рактера: мужества, бесстрашия, бескорыстия, гуманности и патри​отизма. Многочисленные и разнообразные былины об этом герое воссоздают как бы его биографию.

Былины не были повсеместно распространенным фольклорным жан​ром. Их исполняли лишь особо одаренные певцы-мастера. В древнем памятнике славянской литературы «Слово о полку Игореве» упомина​ется легендарный певец-сказитель, русский аэд Баян. Это имя от​разилось позднее и в названии русского народного музыкального инструмента бояна и в имени сказочного кота-сказителя— Кота Баюна.

Хранителями этой древней эпической традиции в позднейшее вре​мя были особые лица — сказители. Сказителями были простые кре​стьяне, не знавшие грамоты. Благодаря отличной памяти, худо​жественному воображению и артистизму они выделялись из общей массы. Особенно много таких мастеров было на русском севере. Каждый сказитель имел собственные напевы, исполняя разные тек​сты на одну или несколько мелодий. При кажущейся простоте напевы этих песен способны производить глубокое впечатление яркими выразительными интонациями.

В 988 году происходит крещение Руси, укрепившее связи Киев​ского государства с Византией — одним из центров мировой куль​туры. Вместе с верой Киевская Русь заимствовала и византийскую систему церковного пения. Перевод греческих богослужебных книг на церковно-славянский язык повлек за собой и изменение тради​ционных византийских напевов. Начался довольно длительный про​цесс скрещивания двух музыкальных культур. Русские распевщики свободно изменяли византийские церковные мелодии, привнося в них черты близкого им народного музыкального мышления.

Распевщики в некоторые моменты начинали длительно растягивать слова, повторять их на разные мотивы, делать большие внутрислоговые распевы. В конечном итоге это привнесло в византийские образцы черты лирики, так свойственной русской народной песенности. Получавшиеся в результате мелодии были небольшого диапа​зона с плавным движением по соседним звукам. Их исполнение тре​бовало от певцов хорошо поставленного дыхания и владения искус​ством фразировки. Записывались эти мелодии особыми безлинейны​ми знаками или знаменами над текстовой строчкой. От славянского слова «знамя» (знак) эта русская система церковного пения полу​чила название знаменного распева.

В конце XI - начале ХII века появляются первые рукописные певче​ские книги, сочиняются тропари и стихиры в честь первых канони​зированных русских святых.

Широко распространены в Киевской Руси и светские формы музицирования. Застольная музыка звучала в домах князей и богатых киевских бояр. В былинах киевского цикла отмечается, что масте​рами пения и гусельной игры часто были сами бояре или княжеские дружинники. Легендарный богатырь Добрыня Никитич на пирах у князя Владимира поражал всех своей искусной игрой на гуслях.

В Киевской Руси появились и первые «профессиональные музыканты», которые ходили по дворам и выступали за определенную плату. Это были скоморохи. Первое упоминание о них относится к XI веку. Скоморо​хи были непременными участниками большинства языческих праздни​ков. Они играли на трубах, гуслях, бубнах, свирелях, со​пелках, рожках и гудках — примитивных струнных смычковых инст​рументах.

Трубы и барабаны непременно сопровождали русские войска в по​ходах.

После XI века Киевское государство пришло в упадок. Фео​дальная раздробленность, внутренняя вражда и междоусобица при​вели к тому, что к 1240 году (взятие Киева ханом Батыем) все русские земли оказались под властью татаро-монголов. Власть Зо​лотой Орды привела к уничтожению многих культурных ценностей и сильно задержала развитие русской культуры.

В период татаро-мон​гольского иги вольный торговый город Новгород стал главным хранителем русских культурных традиций. Героем новгородского эпоса был гусляр и певец-скоморох Садко, искус​ству которого приписывалась магическая способность воздейство​вать на людей и стихии природы подобно древнегреческому Орфею.

В церкви XI века стали применяться колокола, сменившие примитивное било — чугунную полоску, в которую били молотком. В Новгороде колокольные звоны были доведены до степени высокого искусства. Существовали различные виды колокольных звонов. Их упот​ребление которых строго регламентировалось церковными правилами.

В ХIV веке начинается процесс объединения русских земель вок​руг Московского княжества. Победа в Куликовской битве (21 сен​тября 1380 года) положила начало освобождению Руси от татаро-монгольского ига. Этот процесс длился более ста лет, и к 1500 го​ду московский князь Иван III мог именовать себя «государем всея Руси».

Подъем культурной жизни в России в ХIV-ХVI столетиях по вре​мени совпадает с движением Возрождения на Западе. Западноевро​пейское возрождение развивалось под знаменем гуманизма, свободы мысли и чувства от средневековой церковной схоластики. «Русское Возрождение» также характеризуется интересом к внут​реннему миру человека, к его земной жизни. В силу ряда исторических причин Русский ренессанс не сложился в целостное направление. В живописи представителем русского ренессанса считают гениального иконописца Андрея Рублева (1360-1430 гг.).

В 1551 году при Иване Грозном был утвержден кодекс церковных и светских правил, получивших название «Стогав». Частную семейную жизнь регулировал другой кодекс под названием «Домострой». «Домо​строй» объявлял скоморохов «дьявольским угодьем».

Музыкальные развлечения московских царей обслуживали специаль​ные музыканты, приписанные к Потешной палате. В конце ХV века был учрежден придворный хор из 35 певчих, получивших название «госу​даревых певчих дьяков». Он стал своеобразной «академией» церковно​го пения.

С ХVI века в русском фольклоре появляется еще один вид песен — протяжные лирические песни. Их появление связано с постепенным освобождением человека от оков патриархального быта. Былины и исторические песни — образцы мужского песенно-поэтического твор​чества, протяжные лирические песни — женского. В них «стонет» тема тяжелой женской доли в самых различных ее проявлениях: раздумья о собственной судьбе, о лютой свекрови, о нелюби​мом муже, о разлуке с любимым. В каждой такой песне чувствуется риторический вопрос: «эх, кто бы мому горюшку помог...».

Основой лирических песен является любовь, чаще несчастная. Воспевается свободная любовь, ломающая рамки патриархальных от​ношений. Настоящая любовь, по мысли безымянных авторов, возможна лишь вне брака. Семья разъединяет любящие сердца и препятствует их счастью. Безымянные авторы часто использовали поэтические параллели, сравнивая состояние природы с чувствами и настроением женщины. Мелодии лирических песен про​тяженные, глубокого дыхания, с большим количеством внутрислоговых распевов, широко​го диапазона.

Если в былинах и исторических песнях главное — в строках поэ​тического текста, то в протяжных лирических песнях главное — меж​ду строк, в музыке, в мелодии.

После ХVII века появляются и мужские лирические протяжные песни. Их сочиняли бурлаки, ямщики, люди подневольного труда. Основ​ная тема этих песен - разлука с семьей, любимой девушкой, невозможность лич​ного счастья, раздумья о смерти в чужом краю.

К разряду лирических песен относятся и многие из разбойничьих песен. Мелодии этих песен отличаются большой протяженностью, ши​ротой дыхания, импровизационностью. Часто эти песни исполнялись не только сольно, но и хором, на голоса, которые вступали не сразу, а постепенно. Основной напев в них как бы расслаивался на варианты, подголоски. Одновременное звучание таких сходных мело​дий образует типичную для русской музыки подголосочнуюполифонию.

К ХVII веку в русском фольклоре начал формироваться жанр историческихпесен. В отличие от былин, исторические песни повеству​ют о событиях достоверных и подлинных участниках. В них полностью отсутствует фантастический вымысел. Основной темой исторических песен была борьба народа за русскую землю и национальную незави​симость.

Тексты в исторических песнях короче, а действие живее.

Народ сочинял песни о Ермаке, Степане Разине, Емельяне Пуга​чеве. Их складывали сами участники событий. Вот как пишет о русских песнях того времени великий русский историк Н. М. Карамзин: «Может быть, относятся ко временам Феодоровым или Годунова и старые песни русские, в коих упоминается о завоевании Казани и Сибири, о грозах Иоанновых..., о злодее Малюте Скуратове и набегах ханских на Русь. Очевидцы рассказывают, дети и внуки их воспевают происшествия. Память обманывает, вооб​ражение плодит, новый вкус исправляет: но дух остается, с некото​рыми чертами века — и не только в наших исторических, богатырских, но и во многих нежных песнях заметна первобытная печать старины: видим в них как бы снимок подлинника уже не известного; слышим как бы отзыв голоса, давно умолкшего; находим свежесть чувства, теряемую человеком с летами, а народом с веками».

Реформы Петра I (1672-1725) вызвали в России новые формы ку​льтурной жизни, заимствованные в Европе. Это были многочислен​ные балы, маскарады, ассамблеи. Создавались военные и придвор​ные оркестры. Ко двору и в дома богатейших вельмож приглашались иностранные музыканты — итальянцы и французы. В Россию проникали европейские музыкальные жанры и инструменты.

В петровскую эпоху музыка стала обязательным элементом образования. Повсеместно распространяется бытовое лю​бительское музицирование. Профессиональные музыканты из русских начинают осваивать оперу, сонату, кантату.

В ХVIII веке одновременно с развитием городской культуры появ​ляется новый жанр в песенном фольклоре — городская песня. Раньше в России не было существенных различий между пес​нями сельской местности и городской. Существовал единый обще​русский песенный стиль. Теперь же с появлением в городах про​фессиональных музыкантов из разночинцев русская песня становит​ся одним из жанров профессионального композиторского твор​чества. Песенные мелодии и текст уже не рождались вместе, но имели различных авторов — поэта и композитора. Тексты сочинялись в новой силлабо-тонической манере стихосложения, с равномерными акцентами, рифмами, строго определенным количест​вом слогов в строке.

Первая разновидность городской песни называлась Кант. Кант -это бытовая многоголосная песня. Сначала кант появился на Укра​ине, позже в России. Сочинялись канты на три голоса, но не в подголосочной манере, как народный фольклор, а в аккордово-гармонической с мелодией в верхнем голосе. Писались канты в куплетной форме.

По тематике канты разделялись на лирические, величальные, духовные и шуточные. Духовные канты назывались псалмами. Тексты кантов сочиняли поэты В. Тредиаковский (1703-1768), академик, сфор​мулировавший теоретические основы нового российского стихосло​жения, М. В. Ломоносов (1711-1756), А. Сумароков (1717-1777).

В эпоху Петра I тематика кантов существенно расширилась, стали появляться героические канты. В этой ма​нере сочинялись многие походные песни.

Первым нотным изданием в России был кант В. Тредиаков-ского в честь коронации Анны Иоановны.

К концу ХVIII века, канты были вытеснены из бытового употребления российскими песнями, сочиняемыми для сольно​го пения с аккомпанементом. В 1755 году появился пер​вый печатный сборник таких песен автора Г. Теплова под названи​ем «Между делом безделье».

Первых русских профессиональных пев​цов воспитывали в придворной певческой капелле. Постепенно они стали принимать участие в спектаклях итальянской оперы, которая в 30-е годы ХVIII века была завезена в Россию. В 1755 году появляется первая опера на русском языке «Цефал и Прокрис». Ее либретто сочинил русский писа​тель-классицист А. П. Сумароков, а музыку — итальянец Франческо Арайя, работавший при петербургском дворе. Это не была русская опера в полном смысле слова. Скорее это была драма с музыкой и пением. Мелодии подбирались из русского фольклора и подтекстовывались фрагментами из либретто.

Первая же русская классическая опера появится много позже, в 1836 году. Это будет опера М. И. Глинки «Иван Сусанин».

Во второй половине ХVIII века в России самым извест​ным оперным композитором был Евстигней Фомин (1761-1800). Луч​шее его произведение — мелодрама «Орфей», в которой разговорные диалоги сочетаются с инструментальной и хоровой му​зыкой, а также с балетными сценами.

И в русской церковной музыке того времени происходили суще​ственные изменения. Еще в конце ХVI века в Россию через Польшу и Украину приходит многоголосие, перед которым одноголосный зна​менный распев отступает. Новая манера церковного пения стала называться партесным пением. Она составила основу нового жанра — духовного хорового концерта. Концерты эти сочинялись на тексты из Псалтыри и исполнялись во время богослужения перед причасти​ем. Лучшими мастерами нового жанра стали Максим Березовский (1745-1777) и Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825). Сочинения эти следует называть не церковным пением, но це​рковной музыкой, роскошным украшением богослужения.

В силу своей необязательности исполнения в церкви эти концер​ты получили название духовной музыки. Духовные концерты Бортнянского состоят из разнохарактерных частей и требую​т серьезных исполнительских сил. Эти концерты часто исполняются с концертной эстрады. Духовные концерты Дм. С. Бортнянского являются выдающими​ся образцами русской хоровой музыки.

Дм. Бортнянский, помимо духовной хоровой музыки, сочинял еще оперы и произведения для клавира.

Барокко развивалось в России ХVII века очень свое​образно, так как одновременно было связано и с традициями Рене​ссанса, и с развивающимся европейским классицизмом. Если высшие достижения западноевропейского барокко связаны с творчеством таких композиторов, как Гендель, Рамо, Куперен, Скарлатти, Бах, то в русской музыке барочные тенденции ярче всего проявились в жанре портесного духовного концерта.

Контрольные вопросы по теме

«Русская музыка до XVIII века»

1. Что вы знаете об обрядовом фольклоре дохристианской Руси?

2. Назовите героев былин киевского цикла.

3. Откуда в Киевскую Русь пришла система церковного пения?

4. Что такое «знаменный распев»?

5. Как назывались светские бродячие музыканты на Руси?

6. Какой город стал центром русской культуры в период татаро-монгольского ига?

7. С какого времени на Руси стали употреблять церковные колокола?

8. Как назывался первый в России профессиональный хор?

9. Какие изменения произошли в русском фольклоре в ХVI-ХVII вв.?

10. Как назывались мелодические варианты основного напева?

11. С какого времени в России появляется городской фольклор?

12. Что такое кант? Как назывались духовные канты?

13. Когда появился первый печатный сборник российских песен? Кто его автор?

14. Когда была написана первая опера на русский текст?

15. Назовите наиболее известных композиторов русского барокко. В каком жанре они проявили себя наиболее ярко?

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)