АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

БАЛЕТНОЕ ТВОРЧЕСТВО Г. М. ВАГНЕРА

Читайте также:
  1. I. Литературное творчество молодых.
  2. БАЛЕТНОЕ ТВОРЧЕСТВО Е. А. ГЛЕБОВА
  3. Жизнь и творчество
  4. Жизнь и творчество С. Есенина
  5. Лекция на тему: «Кино Италии. Творчество Федерико Феллини».
  6. Лекция на тему: «Творчество Вернера Херцога».
  7. Лекция на тему: «Творчество Лукино Висконти»
  8. Народное музыкальное творчество Руси
  9. Правотворчество в российском обществе: понятие, принципы и основные виды.
  10. Правотворчество – исключительная прерогатива государства.
  11. Русская музыка конца XVIII — начала XIX века. Развитие русской оперы. Творчество Алябьева, Варламова, Гурилева

Генрих Матусович Вагнер (1922 – 2000) – известный белорусский композитор ХХ в., автор опер, балетов, симфоний, концертов, произведений в других жанрах.

Родился 2 июля 1922 г. в городе Жирардов недалеко от Варшавы в семье музыкантов. С шести лет обучался музыке. В 1933 г. поступил в Варшавский музыкальный институт имени С. Монюшко, а в 1936 г. – в Варшавскую консерваторию по классу фортепиано З. Джевецкого.

В 1939 г. во время оккупации Польши гитлеровскими войсками бежал в Минск, где продолжил обучение в Белорусской государственной консерватории. Во время Великой Отечественной войны работал в Душанбе концертмейстером Таджикской государственной филармонии, с 1943 г. заведовал музыкальной частью фронтового театра. В военные годы впервые начал писать музыку («Колыбельная» на сл. В. Акубджанова, музыка к сатирическому фильму «Швейк против Гитлера», к театральным постановкам).

В 1945 г. возвращается в Минск, в 1948 г. заканчивает БГК по классу фортепиано, в 1954 г. – по классу композиции А. Богатырёва. С начала 1960-х гг. работал в должности доцента, позже – профессора кафедры музыки педагогического института им. М. Горького.

Известность приходит к композитору после создания балета «Подставная невеста» и вокально-симфонической поэмы «Вечно живые». В поэме «Вечно живые» сумел воплотить трагедию военных событий и непобедимую силу духа белорусского народа. В 1970-е гг. создал вторую вокально-симфоническую поэму, посвящённую событиям войны – «Героям Бреста».

В 1960-е гг. создаёт второй балет «Свет и тени» по роману П. Бровки «Когда сливаются реки», в котором раскрывает тему борьбы с религиозным сектантством. Третий балет «После бала» был написан на сюжет одноименного рассказа Л. Толстого.

Характерная черта творчества – активное использование белорусского фольклора. В Первом фортепианном концерте 1964 г. национальные темы объединяются с современной музыкальной стилистикой.

Автор музыки ко многим театральным постановкам, первой белорусской телеоперы «Ранак» (по мотивам поэмы А. Кулешова «Песня аб слаўным паходзе»), оперы «Тропою жизни» (по повести В. Быкова «Волчья стая»). В 1980-е гг. работал в жанре детской музыки – написал «Детский альбом» для фортепиано и сборник пьес «Юный скрипач».

Балетное творчество Г. Вагнера представлено балетами «Подставная невеста» (1958), «Свет и тени» (1962), «После бала» (1967).

«Подставная невеста» – лирико-комедийный балет, написанный на либретто белорусского драматурга Е. Романовича. Премьера состоялась 20 декабря 1958 г. на сцене Белорусского театра оперы и балета. Роль Насти исполняла народная артистка БССР Н. Давиденко.

В балете показан быт провинциального городка Западной Белоруссии конца XIX в. Основной конфликт произведения – противопоставление мира богатеев и мира простых тружеников.

Сюжетная линия балета проста. В I действии старый богатый пан Гонор-Гнюсевич, увидев на ярмарке молодую красавицу цветочницу Настю, решает жениться. У Насти есть жених – кузнец Андрей, и она решительно отказывает пану. Прислужники Гонор-Гнюсевича незаметно подкладывают часы пана в карман Андрея. Юношу обвиняют в краже и арестовывают.

Во II акте на помощь влюблённым приходит местный батрак Матей – весёлый и находчивый человек. Действие происходит на балу в доме пана. Гонор-Гнюсевич приглашает на бал Настю, и по совету Матея она соглашается, но с условием, что пан освободит Андрея. Освобождённый Андрей, увидев Настю на панском балу, сомневается в её верности и, оскорбив девушку, уходит.

В III действии Настя, посовещавшись с Матеем, делает вид, что согласна выйти замуж за пана. Во время свадьбы Матей «подставляет» пану вместо красавицы Насти неказистую панну Рузю, которая к тому же давно мечтала выйти замуж за пана. Обман разоблачается только после венчания, когда Гонор-Гнюсевич поднимает фату своей невесты. Тем временем Матей мирит влюблённых Настю и Андрея.

Представители простого народа – Настя, Андрей, Матей, охарактеризованы в балете интонациями белорусских песен и танцев.

Тема Насти основана на народных попевках. В любовном дуэте с Андреем на ярмарке (Адажио) она звучит светло и спокойно. В диалоге с паном, когда девушка просит освободить Андрея, её тема звучит драматически взволнованно, напряжённо. В финале балет эта тема приобретает празднично-лирический характер.

Тема Андрея – широкая, эпического склада. Она также изменяется в зависимости от сценической ситуации.

Партия Матея отличается народным колоритом. Она передаёт мимику и жесты персонажа, его лукавство и весёлый нрав. Добродушный юмор подчёркнут грубоватым звучанием мелодии белорусской народной песни «Добры вечар» в низких голосах оркестра. Образ Матея раскрывается в массовых сценах: на ярмарке, в сцене фехтования (II акт), в сцене венчания.

Образ белорусского народа – крестьянских парней и девушек, – показан в балете с помощью лирических, танцевальных, хороводных и шуточных народных мелодий. В оркестровом вступлении к балету звучат 2 темы: шуточная «Ай, божа мой» и танцевальная «Журавель». В сцене ярмарки звучит белорусский народный танец «Крутуха», в финале балета – танец «Кола» и девичий «Карагод». Ярким номером является также «Белорусская полька».

Польских панов характеризует танец «Оберек», бродячих цыган – цыганский танец «Лиле».

Отрицательные персонажи балета – пан Гонор-Гнюсевич, его управляющий, пани Ядвига, её дочка Рузя, – охарактеризованы сатирическими танцами на балу у пана: полонезом, маршем (приезд и отъезд гостей), полькой («Танец тощей невесты»), вальсом («Большой вальс», «Танец толстой невесты»), кекуоком, танго.

Жизнерадостная музыка балета «Подставная невеста», полная энергии и благородства, стала выражением жизнелюбия белорусского народ и важным вкладом в национальную хореографию.

«Свет и тени» – балет, разоблачающий мракобесие и фанатизм религиозных сектантов. «Свет» и «тени» – это образы комсомольской молодёжи, дружбы между народами Литвы, Латвии и Беларуси, совместно строящими гидроэлектростанцию (основная тема романа П. Бровки) и образы мрачных фанатиков, страшной Женщины в чёрном.

Премьера состоялась в Минске в 1963 г., через год балет с успехом был показан в Москве.

По сюжету белорусский юноша Алесь, который участвует в строительстве электростанции на озере Дрисвяты, влюбляется в местную девушку Анежку. Анежка вместе с властным и фанатичным отцом посещает сборища сектантов, её готовят в монашки.

Под влиянием любви к Алесю Анежка хочет покинуть секту. Она вступает в конфликт с Женщиной в черном и со своим отцом, который за неповиновение готов её убить. Девушку спасают прибежавшие на помощь Алесь и его друзья. В кругу молодёжи Анежка обретает новую жизнь.

Образы «света» и «теней» представлены лейтмотивами. Лейттема «теней» мрачная, имеет нисходящее движение, содержит интонацию тритона. Тема «света» изложена аккордами, имеет восходящее направление.

Музыкальная характеристика Анежки основана на трепетной, нежной теме народного склада, которая к концу балета становится светлой и жизнеутверждающей.

В образе Алеся звучат интонации романтической балетной музыки. Важную роль в балете играют два Адажио главных героев, драматизированное Адажио первого действия и жизнеутверждающее – в финале балета.

Образ молодёжи раскрыт при помощи многочисленных массовых танцев: молодежный, русский, латышский, белорусские хороводы.

Второй акт балета целиком посвящен образам сектантов и рисует оргию. Важнейшее значение во втором акте имеет танец Женщины в черном.

Балет «Свет и тени» стал первым белорусским балетом на современную тематику. Он отличается мелодическим богатством, эмоциональностью, яркой обрисовкой образов, симфонизацией музыкальной ткани.

«После бала» – лирико-драматический балет по рассказу Л.Н. Толстого на либретто О. Дадишкилиани.

Главный принцип драматургии балета – романтический конфликт личного, субъективного начала с объективной действительностью жизни. Душевный мир лирического героя, кристально чистого, способного глубоко любить, вступает в противоречие с мрачной картиной экзекуции солдата. Объективный мир предстаёт в многообразии картин – суете бала, жизни ночного Петербурга с разными группами жителей и др.

Сюжет балета таков. Встретив на балу прекрасную девушку, юный герой мечтает о любви и совместном счастье. До утра но бродит по городу, опьянённый своей любовью, а утром становится свидетелем того, как отец его возлюбленной руководит экзекуцией – несчастного солдата избивают палками, прогнав сквозь строй. Потрясённый бесчеловечностью этого наказания, герой разочаровывается в своей любви и уходит.

Оркестровое вступление к балету построено на двух темах: взволнованной импульсивной теме главного героя и нежной вальсовой теме возлюбленной.

Сцена бала построена на яркой «теме суеты» с переменным ритмом, являющейся рефреном. Среди танцев бала выделяется павана, в которой Вагнер использовал тему английского композитора XVIII в. Генри П ё рселла.

Яркими эпизодами наполнена сцена «Ночной город». Главная тема этой сцены близка народным гуляньям в «Петрушке» Стравинского. Гротескный образ «Ночной дамы» сменяется «Цыганским танцем».

Сцена «Хмурое утро» основана на дроби барабана и возгласах бас-кларнета (прогон «сквозь строй»). В партитуру балета введён мужской хор офицеров, выразительным моментом в звучании которого становится смех.

В финале балета звучит медленный вальс, который напоминает о несбывшейся любви главного героя.

Ярко театральная музыка балета «После бала» в сочетании со смысловой глубиной, необычной для хореографического жанра, стала важным вкладом в историю белорусского балета ХХ в.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)