АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

БЕЛОРУССКАЯ МУЗЫКА XVIII ВЕКА

Читайте также:
  1. CXXVIII
  2. LXXVIII
  3. LXXXVIII
  4. XVIII ВЕК — ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ
  5. XVIII ст., з одного боку, - століття, в якому Україна втратила політичну автономію, а з іншого, відбувся розквіт української культури, яка йшла в ногу з Європою.
  6. XXXVIII
  7. XXXVIII
  8. XXXVIII
  9. XXXVIII 1 страница
  10. XXXVIII 2 страница
  11. XXXVIII 2 страница
  12. XXXVIII 3 страница

В XVIII веке Беларусь входила в состав Речи Посполитой. В конце века Речь Посполитая была разделена тремя государствами и перестала существовать как самостоятельная политическая единица. Белорусские земли в 1795 году полностью отошли к России, став Северо-Западным краем Российской империи.

На фоне сложных политических событий Беларусь переживала время активизации духовной жизни, связанной с укоренением в национальной культуре идей эпохи Просвещения. Развитие науки, образования и искусства побуждалось стремлением высших аристократических слоёв общества соответствовать европейской моде и проходило в рамках широко развитого меценатства. Покровителями искусств были во второй половине XVIII в. белорусские магнаты И. Храптович, А. Тизенгауз, семейства Радзивилов, Огинских, Сапег и др. Под их покровительством шло развитие новой классицистской архитектуры, создавались великолепные садово-парковые ансамбли, развивалось декоративно-прикладное искусство.

В музыкальной культуре этого времени соседствовали духовная и активно развивающаяся светская музыка, развивалась профессиональная исполнительская деятельность и любительское (чаще всего аристократическое) музицирование, сосуществовали придворный частновладельческий и школьный музыкальные театры. Во второй половине XVIII в. была заложена основа для развития национального композиторского творчества и созданы первые образцы оперной, оркестровой, камерно-инструментальной и камерно-вокальной музыки.

Распространение идей Просвещения на территории Беларуси стало стимулом для развития театрального искусства и появления музыкального оперно-балетного театра. За относительно короткий срок вся территория Беларуси покрылась сетью музыкальных театров. В 50-е годы XVIII в. возникли Несвижский и Слуцкий театры Радзивилов, в 70 – 80-е были созданы Слонимский театр Михала Казимира Огинского, Гродненский театр Антония Тизенгауза, Ружанский и Дречинский театры Сапег, Шкловский театр Семёна Зорича.

Наибольшую известность приобрёл Слонимский театр М. Каз. Огинского. Он отличался огромными размерами, грандиозной вместимостью зрительного зала и великолепными возможностями художественного оформления спектаклей. Прогрессивная «машинерия» обеспечивала необычные эффекты, которые могли бы поразить воображение даже современного зрителя: на сцену свободно въезжала кавалькада лошадей, а при определённых манипуляциях сцена превращалась в озеро, по которому плавали небольшие лодки и бутафорские корабли.

Труппы белорусских магнатских театров, в состав которых входили чаще всего крепостные артисты, были отлично обучены. Благодаря высокому уровню мастерства гродненская балетная труппа стала позже основой Варшавского театра, а шкловская составила ядро театра в Санкт-Петербурге. Репертуар придворных магнатских театров составляли преимущественно западноевропейские оперы и балеты. Весьма незначительную часть занимали в нём произведения национальных авторов. Исполнительские коллективы формировались из профессиональных музыкантов, среди которых значительную часть составляли специально приглашённые для этой цели зарубежные исполнители. Местные музыканты (крепостные и вольные) были вначале в меньшинстве, но со временем их количество неуклонно росло. Белорусские артисты могли быть обучены за границей, куда их на свои средства отправлял магнат, или приобретали навыки пения, танца, игры на музыкальных инструментах от иностранцев прямо в капелле или оперно-балетной труппе.

Особую социальную группу среди артистов музыкального театра составляли великосветские музыканты-любители, к которым, в частности, относились Михал Казимир Огинский и Матей Радизивил.

Михал Казимир Огинский (1728 – 1800) – политический деятель, меценат, просвещённый любитель музыки и композитор, – был выходцем из древнего дворянского рода. Он получил разностороннее образование, сделал военную карьеру, неоднократно выбирался депутатом сейма и активно участвовал в политической жизни. Дипломатическая должность гетмана Великого княжества Литовского давала возможность часто бывать за границей. В 50-е годы XVIII в. Огинский посетил Берлин, Вену, Париж и Петербург, в 80-е – Аахен, Брюссель, Амстердам, Гаагу, побывал в культурных центрах Англии, в 90-е – находился в Пруссии и Силезии, после чего вернулся на территорию Великого княжества (в Вильно и Варшаву). За время путешествий гетман завязал личные контакты с коронованными особами, а также с известными философами, писателями, художниками и музыкантами. Дружеские отношения связывали гетмана с Гайдном, которому он предложил сюжет оратории «Сотворение мира».

После брака с Александрой Сапегой в 1761 г. Михал Казимир получил Слонимскую экономию и начал активную меценатскую деятельность на Слонимщине. За короткое время по его инициативе строится канал, который связал бассейны Балтийского и Чёрного морей, прокладываются дороги через полесские болота, открываются мануфактуры и типографии. К середине 80-х годов Огинский основывает в Слониме центр искусств с грандиозным театром для постановки опер и балетов, где было две оперно-балетных труппы и высокопрофессиональный оркестр, который современники сравнивали с Мангеймским[1]. В эту «усадьбу муз» съезжались известные западноевропейские и местные архитекторы, художники, композиторы, дирижёры, певцы, исполнители-инструменталисты. В школе при театре получали образование талантливые музыканты и танцоры.

Михал Казимир разнообразно проявил себя в творчестве. Он хорошо рисовал, писал стихи и оперные либретто, сочинял музыку, играл на нескольких музыкальных инструментах. В юношеские годы он брал уроки у известных западноевропейских скрипачей. Затем продолжил совершенствовать своё мастерство дома: солировал в скрипичных концертах, исполнял партию первой скрипки в домашнем оркестре, участвовал в исполнении струнных квартетов Гайдна, Боккерини, Стамица. Помимо скрипки владел искусством игры на кларнете, за что получил от современников прозвище «гетман-кларнет». Известно также, что он был замечательным арфистом и внёс изменения в технические характеристики этого инструмента.

Разнообразным было и музыкальное творчество Огинского. По косвенным свидетельствам, он являлся автором пяти опер, партитуры которых не сохранились. В настоящее время найдены и введены в современную музыкальную практику 12 песен без аккомпанемента в рукописи 1770 г. и 14 песен в сопровождении двух скрипок и баса, опубликованных в варшавских изданиях 1768 г. Данный опус получил известность как цикл песен «Да Касі», написанных на собственные слова. Эти лаконичные песни выражают идеи простоты и естественности, свойственные эпохе. Объединяющий образ цикла – молодая крестьянка Кася, вдохновляющая утончённого юношу-философа, от имени которого ведётся рассказ, на создание лирических и поучительных, философских и юмористических музыкальных зарисовок. Названия песен («Аб шчырым сэрдцы», «Неспадзяваны добры дзень», «Коцік – верабей», «Аб плаванні», «Розныя густы», «Аб масках» и др.) свидетельствуют об оттенках настроений и отражают поучительный опыт, который рассказчик извлекает из разнообразия жизненных явлений.

Для своих песен М. Каз. Огинский избирает традиционную куплетную форму. Их мелодика представляет собой типичный образец классического стиля и обладает характерными закруглёнными окончаниями. Следует отметить, что вокальная партия, вероятно, для лёгкости исполнения, дублирована скрипкой. В ритме песен присутствуют фигуры полонеза и менуэта. Прозрачная фактура усложняется только во вступительных и заключительных отыгрышах-ритурнелях. В создании художественного образа каждой миниатюры главенствует певческий голос.

Одним из ярких представителей белорусского музыкального любительства второй половины XVIII в. был Матей Радзивил (1751 – 1821) – талантливый поэт, композитор, общественный деятель, много лет живший в Несвиже. После смерти отца Матея мать вышла замуж за гетмана литовского, воеводу виленского князя Михала Казимира Радзивила («Рыбоньку») – владельца Несвижа, создателя оперно-балетного театра и капеллы. Детство мальчика прошло в этом центре муз, где Матей приобрёл и музыкальное образование.

После окончания общего образования в 1770 г. М. Радзивил отправился посмотреть мир. Он побывал в Дрездене, Гданьске, Праге, Карловых Варах, знакомился с достижениями музыкального искусства.

В конце 70-х годов Радзивил возвращается в Несвиж, где много общается со своим сводным братом Каролем Станиславом Радзивилом («Пане Коханку») – крупным меценатом, содействовавшим подъёму Несвижского театра. В это время в театре работали мировые знаменитости Д. Альбертини и Я. Дусик, на сцене ставились оперы Паизиелло, Чимарозы, Сарти и Голланда. Несвижская капелла почти ежедневно давала концерты, где в числе прочих звучали произведения Гайдна.

В 80-е годы Матей Радзивил стал каштеляном виленским и получил земли на Новогрудчине и в других местах Беларуси и Польши. Тогда же активизировалась творческая деятельность мецената – он создал либретто оперы «Агатка» с музыкой немецкого композитора Я. Голланда, поставленной в Несвиже в 1784 г., а в 1786 г. написал оперу «Войт селения в Альбе», где был либреттистом, композитором и исполнителем одной из главных ролей.

В 1790 г. М. Радзивил был назначен опекуном над малолетним Домиником, который после смерти отца, «Пане Коханку», остался единственным наследником всех земель. Из-за этого Матей Радзивил был вынужден остаться в Несвиже во время второго раздела Речи Посполитой. Тем не менее, он поддержал восстание Т. Костюшко, вооружил несколько повстанческих отрядов, а крестьянам, которые решили примкнуть к восставшим, дал вольную. М. Радзивил оставался в Несвиже до конца своих дней, там и был похоронен.

Из музыкального творчества композитора-любителя известны дивертисмент и 6 полонезов для камерного оркестра, 3 фортепианных полонеза, серенада для струнного квартета и соната для скрипки и фортепиано. Эти произведения, написанные в 1788 – 1797 гг., имеют посвящение саксонскому курфюрсту Антонию и принцессе Анне, с которыми Радзивил был дружен. Все произведения едины по стилю. Для них характерны светлые образы, простые средства выразительности, чёткие формы и всепроникающая консонантность.

Дивертисмент для оркестра состоит из трёх частей: Allegro moderato – Adagio – Allegro scherzando. Для музыкального языка произведения характерно воздействие классического стиля, полётные темы, напоминающие стиль мангеймцев, ясная тонико-доминантовая гармония, прозрачная фактура и симметрия формы. Это сочинение можно отнести к образцам бытового музицирования с чертами музыкальной стилистики эпохи.

Виднейшими композиторами, жизнь которых в конце XVIII века была связана с Беларусью, являются Осип Козловский и немецкий композитор Ян Голланд.

Осип Козловский (1757 – 1831) – выходец из семьи белорусских дворян. В России О. Козловский был причислен к основателям национальной композиторской школы. Он является автором прославленного гимна «Гром победы, раздавайся» (на слова Г. Державина, 1791), множества оркестровых, музыкально-театральных и камерных произведений.

Осип Антонович Козловский родился на Славгородчине, на хуторе Козловский около бывшего Пропойска, в небогатой дворянской семье. Музыкальную одарённость мальчика заметил его дядя, В. Ф. Трутовский – известный музыкант, камер-гуслист при дворе Екатерины II, собиратель русских народных песен. Он отвёз семилетнего Осипа на учёбу в Варшаву, в капеллу при соборе св. Яна, где Козловский приобрёл навыки хориста, скрипача и органиста. С 1773 по 1786 г. музыкант работал наставником в доме графов Огинских, обучая Михала Клеофаса и его сестру Юзефу. С 1786 по 1796 г. О. Козловский служил офицером русской армии, был участником взятия Очакова. После зачисления в свиту князя Г. Потёмкина он был переведён в Петербург. Здесь в 1791 г. создал торжественный полонез «Гром победы, раздавайся», после чего приобрёл известность как композитор. С 1799 г. Козловский служил в Дирекции императорских театров вначале в должности инспектора, а с 1803 г. – директора музыки. Он руководил оркестрами, организовывал придворные празднества, наблюдал за подготовкой музыкантов в театральном училище. В 1819 г. вследствие тяжёлой болезни композитор оставил службу и, по-видимому, прекратил творческую деятельность. В 20-х годах XIX в. музыкант ненадолго посетил Беларусь, побывал в Залесье, в имении Михала Клеофаса Огинского, и в усадьбе мецената Л. Рокицкого в Городищах. Скончался О. Козловский в Петербурге в 1831 г.

Известность композитору принесли симфонические и фортепианные полонезы, ряд опер, мелодрам[2] и музыка к трагедиям В. Озерова, Я. Княжнина, П. Катенина и др., а также ставшие предвестием русского классического романса «Российские песни» для голоса и фортепиано (на слова Г. Державина, А. Сумарокова, Ю. Нелединского-Мелецкого и др. русских поэтов).

За свою жизнь О. Козловский создал множество произведений. Все свои сочинения он подписывал «любитель», хотя, в сущности, являлся высокопрофессиональным композитором. Причиной этого было социальное происхождение музыканта: он был обедневшим дворянином, постоянно нуждавшимся в меценатской поддержке, и если для многих дворян сочинение музыки было скорее прихотью, то для О. Козловского оно являлось насущной необходимостью.

Немецкий композитор Ян Давид Голланд (1746 – 1827) вошёл в историю белорусской музыки как автор первой национальной оперы «Агатка»[3], написанной на либретто белорусского мецената, либреттиста и композитора М. Радзивила.

Ян Давид Голланд родился 17 марта 1746 г. в немецком городе Сент-Андреасберге. С 1771 г. он жил в Гамбурге. В этом городе он с 1776 г. занял должность директора музыки гамбургского кафедрального собора, где ему посчастливилось работать в содружестве с Ф. Э. Бахом[4]. С середины 70-х и до начала 80-х годов XVIII в. симфонии, кантаты, оратории, вокальные и инструментальные пьесы Голланда постоянно исполнялись в концертах.

В 1782 г. композитор переехал в Речь Посполитую и работал при дворе владельца Несвижа Кароля Радзивила («Пане Коханку»). В Несвиже Голландом были созданы комические оперы «Агатка, или Приезд господина», «Чужое богатство никому не впрок», балет «Орфей и Эвридика», струнный квартет и кантата, посвящённая его покровителю Каролю Радзивилу. Известно, что в 1790 г. музыкант работал в Гродно и Варшаве, а с 1802 г. на протяжении последующих 23-х лет преподавал теорию музыки на факультете литературы и свободных искусств Виленского университета, руководил хором и оркестром. Опыт педагогической деятельности он обобщил в музыкально-теоретической работе «Академический трактат о настоящем искусстве музыки». Из произведений этого периода известны шестиголосный канон, посвящённый русскому императору Николаю I (1826), и разнообразные клавирные пьесы (прелюдии, рондо, полонез, марши), сочетающие в себе классические и сентименталистские черты. Умер Я. Д. Голланд в Вильно в 1827 г.

Большое значение для белорусской музыкальной культуры имеет комическая опера Я. Д. Голланда «Агатка, или Приезд господина». Её премьера состоялась 17 сентября 1784 г. в Несвиже и была приурочена к приезду короля Станислава-Августа. Популярность этой оперы была так велика, что после премьеры она в течение сорока лет не сходила со сцен Варшавы, Кракова, Люблина, Познани и Львова.

Жанр произведения авторы (композитор Я. Голланд и либреттист М. Радзивил) определили как «оперетка». Содержание «Агатки» также соответствовало непритязательным сюжетам комических опер. Молодая крепостная крестьянка сирота Агатка любит деревенского парня Антека Цалку. Их браку пытается помешать подстароста Пияшка, который хочет выдать Агатку замуж за другого – Антека Гайдака. Цепь комических недоразумений возникает из-за одинаковых имён персонажей. Влюблённой паре стараются помочь опекун девушки Валенты и старая служанка Платюхова, но их усилия оказываются напрасными. Лишь мудрый господин, владелец деревни, разрушает интригу Пияшки и дарит счастье влюблённым. Финалом оперы становится прославление справедливого господина.

В сюжете были выявлены линии, характерные для опер того времени: лирико-идиллическая (любовь крестьянской пары, описанная как пасторальная сценка), драматическая (препятствия на пути влюблённых к счастью), комедийно-сатирическая (сконцентрированная в образах Валенты, Пияшки и Платюховой) и панегирично-дидактическая (вмешательство доброго господина, которое разрешает все противоречия). Вместе с тем, в «Агатке» ясно ощущался местный колорит, проявившийся в характерном социальном конфликте времён крепостного права.

Опера состоит из трёх действий. Чёткая структура выстроена по классическому принципу «трёх единств» (места, времени и действия). Музыкальный язык оперы близок нормам классического стиля, хотя в арии Валенты из первого действия ощущается славянский колорит. Наиболее развёрнутыми музыкальными характеристиками наделены Агатка и Антек Цалка (они показаны в нескольких ариях и ансамблях). Стилистика их музыкальной речи близка итальянским оперным ариям, отличается благородством и изысканностью интонаций.

Ансамблевые и хоровые эпизоды «Агатки» решены в традициях лирико-комических опер. Так, финальный хор строится по принципу водевильных куплетов, где сольный запев каждого персонажа чередуется с хоровым припевом.

В «Агатке» использован небольшой состав оркестра (гобои, валторны, трубы и струнная группа). Увертюра, тематически не связанная с содержанием оперы, создаёт праздничное настроение и предвосхищает счастливую развязку.

«Агатка» Я. Д. Голланда заложила основу для развития традиций белорусского музыкального театра, став первым оперным сочинением, посвящённым местным героям и отразившим (пусть и не на уровне музыки) местный колорит.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)