|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРОСВЕЩЕНИЯ
Новое время – век свободомыслия (XVII) и век просвещения (XVIII). Духовный потенциал этой эпохи опирается на процессы развития буржуазных экономических отношений и на великие научные открытия И.Кеплера (законы обращения планет), Г.Галилея (объяснение сущности ускорения и формулировка закона падения тел), И.Ньютона (законы тяготения). Под влиянием успехов механико-математического естествознания в философии складывается механистически-метафизическая картина природы. Методами новой науки провозглашаются эксперимент и наблюдение, гипотеза и модель. Моделью мира выступают часы, однажды заведенные Богом, после чего он не вмешивается в их ход. Родоначальником английского материализма и методологии опытной науки (эмпиризма) является Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Наиболее известное методологическое произведение Бэкона - «Новый Органон» (орудие, инструмент). Главное внимание Бэкон сконцентрировал на познании природы, считая, что истина, извлеченная оттуда, особенно нужна человеку. Весьма популярный и в наше время лозунг «знание – сила» восходит к Бэкону. Бэкон представил доктрину «естественной» философии, базирующейся на опытном познании, на описании многообразных фактов природы. Он предвидел огромную роль науки в жизни человечества, предложил эффективный метод научного исследования, с выяснением перспектив развития науки и ее практических применений, умножающих могущество человека и его власть над природой. Свои сообщения Бэкон изложил в незаконченном труде «Великое восстановление наук». Он разработал подробную классификацию наук, включающую указания на те дисциплины, которые еще должны быть созданы; дал типологию заблуждения человеческого ума (идолы разума); обосновал эмпирический метод и описал различные виды опытного познания; сформулировал индукцию как метод исследования законов природных явлений в целях их плодотворного использования в человеческой практике. Бэкон был сторонником экономического и социально-политического могущества национального государства. В утопической повести «Новая Атлантида» он изложил проект государственной организации науки («Дом Соломона»): организация и планирование научных исследований и технических изобретений, распоряжение производством и природными ресурсами страны, внедрение в хозяйство и быт достижений науки и техники. Бэкона называют пионером индустриальной эпохи, он считал возможным противоречия и недуги своего времени излечить на пути НТП. Учение об идолах (призраках·) и об очищении от них человеческого интеллекта. Существуют 4 разновидности идолов. Первую из них Бэкон называет призраками рода. Они присущи самой природе человека (разуму и чувствам). Чувства либо отказывают нам в своей помощи, когда множество вещей и явлений природы, а также ее законов ускользает от их воспринимающей силы, либо обманывают нас. Ум имеет свои изъяны, так как «уподобляется первому зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде». 1. Наиболее яркое проявление идолов рода, свойственное как чувствам, так и уму, - постоянное истолкование природы «из аналогии человека». Оно находит свое выражение в телеологическом ее истолковании, в приписывании природе не свойственных ей конечных целей. У природы есть собственные начала, но без устранения ее телеологического истолкования их установить невозможно. 2. К тем же идолам рода следует отнести свойственное человеческому уму стремление к обобщениям, не обоснованным достаточным количеством фактов. Вот почему, подчеркивает Бэкон, к крыльям ума надо подвешивать гири, чтобы он держался ближе к земле, к фактам. Идолы рода самые устойчивые. Полностью искоренить их невозможно, но можно нейтрализовать, максимально затормозив их вредоносное действие. Другую разновидность идолов Бэкон называет призраками пещеры. Кроме идолов, общих всему человечеству, у каждого человека имеется «своя особая пещера», которая дополнительно «ослабляет и искажает свет природы». Свое выражение в идолах пещеры находят индивидуальные особенности человеческой физиологии и психики, определяемые характером данного человека, его воспитанием и другими особенностями его судьбы. Безусловно глубоко замечание Бэкона относительно воздействия эмоциональной сферы человека и его многообразных интересов на объективность и глубину человеческих суждений.Преодоление этих идолов возможно при помощи коллективного опыта, исправляющего опыт индивидуальный.Третья разновидность идолов – идолы площади. Они порождаются речевым общением людей, в процессе которого они воображают, что «их разум повелевает словами». Эти идолы самые тягостные, ибо слова часто извращают логику рассуждения. Особенности речи, человеческого языка порождают многочисленные ошибки. Критика идолов площади направлена против несовершенства обыденного мышления. Люди не понимают того, что слова – это только имена, или знаки, посредством которых происходит общение между людьми. Слова говорят не о том, что такое вещи сами по себе, а о том, что они значат для людей. Примеры идолов площади – бесчисленные споры о словах. Принимая слова за вещи, люди соскальзывают на почву псевдомудрости. Имея дело со словами, никогда не следует забывать о том, что стопроцентная объективность существования принадлежит прежде всего индивидуальным вещам. Последняя разновидность идолов – идолы театра. Они порождаются слепой верой в авторитеты, особенно в традиционные доктрины и системы. Подвергнув критике идолы театра, Бэкон выступил против нерассуждающей, догматической веры в авторитеты, тормозившей и разрушавшей непредубежденное исследование истины. Отвергая рабское следование авторитетам, Бэкон выразил согласие с теми, кто называет «истину дочерью времени, а не авторитета». Как ни могущественны и упорны все эти идолы, в основном они все же преодолимы, и познание объективной истины возможно. Таким средством и стал разработанный Бэконом метод опытно-индуктивного исследования природы. Бэкон критикует Аристотелевскую силлогистику (теорию дедуктивного вывода) с позиций эмпирического метода. Суть опытно-индуктивного метода исследования, преодолевающего всякую умозрительность, по мнению Бэкона, состоит в постепенности образования новых понятий, постепенном обобщении фактов, наблюдаемых в опыте и необходимости максимальной опоры на разум в анализе этих фактов. Свой метод Бэкон уподобляет искусству пчелы, которая, извлекая нектар на полях и в садах, перерабатывает его в мед собственным умением. Следовательно, сущность индукции, по Бэкону, состоит в непрерывном и постепенном обобщении – от частных фактов к положениям более общим. Такое индуктивное обобщение призвано исправить недостатки разума. Если индуктивное обобщение устраняет недостатки, присущие разуму человека, то эксперимент делает то же самое в отношении чувств. Бэкон не первым ставил проблему индукции. Термин «индукция» ввел Аристотель и трактовал индукцию как восхождение от единичного к общему. У Бэкона индукция приобретает первостепенное значение и становится главным средством научного познания природы. Бэкона главным образом интересовали вопросы методологии научного познания, учение же о материи и о природе, октологические вопросы им были мало разработаны. Он был сторонником демокритовского атомизма, принципа причинности и необходимости. Бэкон не сводил материю к чисто количественным, однородным единицам, находил в материи изначальные внутренние природные силы, законы действия, составляющие источники свойств тел. Таким образом, признается многокачественность материи, ее неразрывная связь с движением. В Новое время в результате развития математики и естествознания складывается рационализм как целостная система гносеологических воззрений.
Рене Декарт (латинизированная фамилия – Картезий, 1596-1650) – один из основоположников рационализма философии Нового времени, гениальный математик (создатель алгебры и аналитической геометрии). Его труды: «Рассуждение о методе», «Размышления о первой философии», «Начала философии». Разработал рационалистический метод (назвал его «Универсальная математика»), состоящий из 4-х правил: 1 правило требует признавать только то, что познается с предельной очевидностью и отчетливостью, не оставляя сомнений в содержании мыслимого. Этот главный принцип картезианского рационализма выражает важнейшее положение его методологии и гносеологии – понятие интуиции как естественного интеллектуального света. 2 правило требует мысленно делить исследуемый вопрос на максимально простые элементы, чтобы, отправляясь от них, прояснить все трудности, сколько бы их ни было. 3 правило требует придерживаться такого порядка исследовательской мысли, который вел бы ее от самых простых элементов, выявленных предшествующим анализом, к познанию наиболее сложного. 4 правило требует синтеза (достоверность каждого звена цепи гарантируется только достоверностью всех остальных). Таким образом, рационализм Декарта подчеркивает значение достоверного знания, ориентированного на математику; концентрирует внимание на деятельности самого человеческого ума в процессе достижения истины; является прямой противоположностью эмпирическому методу Бэкона. Принцип очевидности, или достоверности, положенный Декартом в основу философского мышления, тождественен требованию проверки всякого знания с помощью естественного света разума, отказу от всех суждений, принятых на веру, установке не на усвоение чужих мнений, а создание собственных.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |