|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
по теме 23: «Смысл и направленность истории»
Вопросы для обсуждения: 1. Проблема смысла истории в философской мысли до Нового времени. 2. Философия Нового времени и эпоха Просвещения о направленности развития общества. 3. Современные концепции о смысле и направленности человеческого истории. 4. Общественный прогресс и перспективы развития современной цивилизации.
Методические пояснения. 1. В первом вопросе важно обратить внимание на западноевропейскую христианскую философию, которая, начиная с Аврелия Августина стремилась показать единство исторического процесса, беря за отправной пункт развития человечества Христа. Далее следует показать, что эсхатологические идеи развивались в исторических концепциях Вл. Соловьева, Н. Бердяева, К. Леонтьева и других. В этой связи следует рассмотреть и концепцию итальянского мыслителя Дж. Вико. 2. По второму вопросу рекомендуется прежде всего усвоить основные положения Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Ж.А. Кондорсе. Далее следует остановится на концепции по данному вопросу немецкого философа И. Канта, а также И. Гердера. Но особое внимание необходимо уделить раскрытию философско-исторической концепции Гегелю, включающей в себя два основных принципа: 1) наличие в истории основополагающей субстанции – разума; 2) утверждение целостности исторического процесса. 3. Раскрытие третьего вопроса предполагает рассмотрение основных современных концепций и подходов о смысле и направленности человеческой истории. К ним прежде всего относятся: а) культурологический подход (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби); б) экзистенциальный подход (К. Ясперс); в) марксистская теория (К. Маркс и др.); г) антиисторизм К. Поппер. 4. При рассмотрении четвертого вопроса – «общественный прогресс и перспективы развития современной цивилизации» необходимо прежде всего определиться с понятием «общественный прогресс». Ибо по этому вопросу имеются различные точки зрения. Одни авторы его признают, другие – отрицают. Следует привести аргументы обеих сторон. Далее следует рассмотреть вопрос о соотношении формационного и цивилизационного подходов к развитию общества. И наконец, следует показать перспективы развития современной цивилизации. В этой связи необходимо отметить, что последняя связана с целым рядом глобальных проблем, без решения которых развитие общества представляется весьма и весьма затруднительным.
Рекомендуемая литература.
- Философия: учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд. – М., 2008. - Гердер И.Г. Идеи к философии истории. – М., 1977. - Соловьев Вл. Избр. произведения. – М., 1991. - Гегель Г. Философия истории. – М., 1993. - Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991. - Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993. - Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991. - Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |