|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Личность и общество в романе Стендаля «Чёрное и белое»В стремлении охватить все сферы современной общественной жизни Стендаль сродни его младшему современнику Бальзаку, но реализует он эту задачу по-своему. Созданный им тип романа отличается нехарактерной для Бальзака хроникально-линейной композицией, организуемой биографией героя. В этом Стендаль тяготеет к традиции романистов XVIII в., в частности высоко почитаемого им Филдинга. Однако в отличие от него автор «Красного и черного» строит сюжет не на авантюрно-приключенческой основе, а на истории духовной жизни героя, становлении его характера, представленного в сложном и драматическом взаимодействии с социальной средой. Сюжет движет здесь не интрига, а действие внутреннее, перенесенное в душу и разум Жюльена Сореля, каждый раз строго анализирующего ситуацию и себя в ней, прежде чем решиться на поступок, определяющий дальнейшее развитие событий. Отсюда особая значимость внутренних монологов, как бы включающих читателя в ход мыслей и чувств героя. «Точное и проникновенное изображение человеческого сердца» и определяет поэтику «Красного и черного» как ярчайшего образца социально-психологического романа в мировой реалистической литературе XIX в. Человек не может не стремиться к счастью. В своих поступках он исходит, прежде всего, из выгоды, из «личного интереса», как выражается Гельвеций. Нравственная философия заключается в том, что сделать эту «погоню за счастьем» целесообразной и эффективной и, с другой стороны, согласовать счастье отдельного человека со счастьем всех, то есть «личный интерес» с «общим интересом». Человек не мыслим вне среды; его ощущения, а, следовательно, его личность определены внешним миром. Одинаковые условия жизни вызывают устойчивые черты характера громадных человеческих коллективов - народов и общественных групп, классов. Вот почему, по мнению Стендаля, человека и его психологию нужно изучать в связи с его исторической эпохой, национальностью и общественным положением. Этого правила Стендаль придерживается и в своем художественном творчестве. С тех же точек зрения Стендаль рассматривал и вопросы общественной жизни. Человек живет не один, а в обществе других, себе подобных, и все члены общества стремятся к своему счастью. Эти индивидуальные стремления могут сталкиваться и противоречить одно другому. Естественный логический вывод из этого: счастье каждого данного человека зависит от счастья другого. Каждый человек должен понять это и вести себя так, чтобы быть полезным всему обществу. Иначе его интересы столкнуться с интересами других, и цель его стремлений не будет достигнута. Желание славы, заслуженного одобрения других, по мнению Стендаля - один из самых сильных стимулов поведения человека. Совершить нечестный или подлый поступок и подвергнуться за это осуждению общества - величайшее несчастье. Поэтому человек готов пожертвовать имуществом, здоровьем, жизнью, чтобы только избегнуть этого несчастья. Такого человека называют добродетельным. Тот, для кого общественное осуждение, презрение других людей безразлично или менее важно, чем, например, денежная выгода, - человек безнравственный. Создавая свой роман «Красное и черное», Стендаль ставил перед собой задачу отобразить все сферы жизни, охватить все слои общества, передать основные тенденции, проблемы, конфликты, возникающие в обществе. Поэтому сценой для развития действия романа становится сама Франция. Перед нами раскрываются быт и нравы придворной аристократии в лице де Ла Молей, провинциального дворянства в образах де Реналей; высших и средних слоев духовенства, представителями которого являются епископ Агдский, преподобные отцы Безансонской духовной семинарии и аббат Шелан. Также мы встречаемся здесь с Вально -- ярким представителем буржуазии, мелким предпринимателем Фуке и крестьянами -- семьей Сорелей. Характеры многих героев, их нравы и образ жизни предстают перед нами, в основном, такими, какими видит и понимает главный герой -- Жюльен Сорель. Он прекрасно сознает все недостатки этого общества, все его пороки, несмотря на то, что сам страстно стремится занять место среди его представителей. Мы видим, как с крахом империи аристократия и духовенство берут всю власть в свои руки. Однако в их среде постоянно ощущается атмосфера неуверенности и страха. Так, маркиз де Ла Моль и его окружение заранее готовятся к обороне, рассчитывая на помощь иностранных войск. Де Реналь также находится в постоянном страхе перед возможной революцией. Он готов на любые затраты во имя того, чтобы слуги его «не зарезали, если повторится террор 1793 года». И только буржуазия не знает страха. Ее тяга к обогащению с сознанием возрастающей власти денег только увеличивается. Они, подобно Вально, не стесняются в средствах для достижения своих целей. И, как мы видим, в этом жалком и низком обществе именно такие люди имеют успех. Невежественный и грубый Вально, опускающийся до низкого подкупа, до ограбления сирот, становится первым человеком Верьера -- бароном и верховным судьей. Жаждой наживы и обогащения живет также маркиз де Ла Моль, который, располагая возможностью узнавать все новости, удачно играл на бирже. Под безграничную власть денег попадает и де Реналь, владеющий гвоздильным заводом и скупающий земли, и даже старый крестьянин Сорель, за плату уступающий своего «незадачливого» сына мэру Верьера, а впоследствии открыто радующийся завещанию Жюльена. Вглядываясь в образ Матильды де Ла Моль, мы видим, что она очень отличается от тусклой и безликой великосветской молодежи. Это умная, красивая женщина, наделенная огромной энергией, независимостью суждений и стремлением к яркой, наполненной смыслом жизни. Матильда откровенно презирает свое вялое светское окружение. А в Жюльене она видит незаурядного молодого человека, гордого, энергичного, способного на дерзкие, иногда даже жестокие поступки. Однако в романе ее образ в первую очередь является воплощением честолюбивого идеала Сореля. Брак с ней для героя -- единственная возможность занять свое место в великосветском обществе. Где бы ни оказывался герой Стендаля, в Верьере или великосветском Париже, -- он видит одни и те же пороки, которыми поражено все вокруг. Он открывает везде лишь моральную нечистоплотность, ничтожество, корыстолюбие и жестокость, с той только разницей, что в придворных сферах Парижа все это искусно прикрывается роскошью, титулами и лоском высшего света. Во всем этом жутком и душном мире только Луиза де Реналь видится герою тонкой, цельной натурой. Только с ней Жюльен может быть самим собой, так как одна она смогла разглядеть под маской озлобленного честолюбца и дерзкого обольстителя чуткого, благородного юношу, впервые познающего бескорыстие и силу настоящей любви. Ее чувство к герою естественно и чисто, она безоглядно любит его и готова подарить ему настоящее счастье. Однако, на свою беду, она осмелилась помешать карьере Сореля, скомпрометировать его своим письмом к маркизу де Ла Молю. И Жюльен, ослепленный этим предательством женщины, обманувшей его святую веру в нее, совершает свой роковой выстрел. В своем романе Стендаль убедительно дает понять читателям, что истинное отношение его героя к окружающему светскому обществу должно было тем или иным образом выступить наружу. Жюльен в глубине души -- чистый и светлый человек, и эта нравственная чистота никогда не позволила бы ему стать своим в мире Реналей и Ла Молей. И перед самой своей смертью на судебном процессе он дает выход своим чувствам. Срывая маски лицемерного человеколюбия и благопристойности со своих судей, он бросает им в лицо грозную правду. Его судят и осуждают на смерть не столько за выстрел в Луизу де Реналь, сколько за то, что он, плебей, имел дерзость посягнуть на место в высшем свете. Он осмелился возмутиться социальной несправедливостью и восстать против своей жалкой участи. Этого ему не могут простить. И именно потому отправляют на гильотину. Стендаль раскрывает основные тенденции развития общества, в котором аристократия и духовенство всеми силами стремятся удержать власть. Для этого они затевают заговор, сущность которого писатель вскрывает в ироническом эпиграфе: «Основной закон для всего существующего -- это уцелеть, выжить. Вы сеете плевелы и надеетесь взрастить хлебные колосья». Характеристики, которые дает им Жюльен Сорель, красноречивы: один из них «всецело поглощен своим пищеварением», другой полон «злости дикого кабана», третий похож на «заводную куклу»... Все они заурядные фигуры, которые, по мнению Жюльена, «боятся, как бы он их на смех не поднял». Заключение Воздействие творчества Стендаля на дальнейшее развитие литературы было широко и многообразно. Причина этой мировой славы заключается в том, что Стендаль с необычайным проникновением вскрыл основные ведущие черты современности, раздирающие ее противоречия, борющейся в ней силы, психологию сложного и беспокойного XIX столетия, все те особенности взаимоотношений были характерны не для одной только Франции. Излюбленные герои Стендаля не могут принять те формы жизни, которые сложились в XIX веке в результате революции, приведшей к господству буржуазии. Они не могут примириться с тем обществом, в котором феодальные традиции уродливо сочетались с восторжествовавшим «чистоганом». Проповедь независимости мысли, энергии, отвергающей нелепые запреты и традиции, героического начала, которое пытается пробиться к действию в косной и грубой среде, скрыто присутствует в этом революционном по своей природе, захватывающе правдивом творчестве. В романах из современной жизни «Арманс», «Красное и черное», «Люсьен Левен» - Стендаль изображает молодого человека XIX столетия, усомнившегося во всех общепринятых взглядах, непрерывно разрешающего трудные нравственные проблемы, пытающегося найти свой путь среди несправедливостей общественной жизни. Это действительно ищущий герой, который во всем сомневается и ни во что не верит. Поэтому основной задачей Стендаля в этих больших романах является подробное описание тех чувств и размышлений, которые возникают у его героев при столкновениях с жизнью. Прежде чем совершить какой-нибудь поступок, они обсуждают его нравственный смысл и могут несколько раз перерешать вопрос о том, как они должны реагировать на то, или иное событие. Интерес психологического анализа Стендаля заключается главным образом в описании этих колебаний и хода мысли, который часто приводит героя к весьма неожиданным поступкам. Конечно, Стендаль не отказывает своим героям в способности мыслить, страдать, подчиняться не только выгоде. Он показывает нам и живых людей, таких как Фуке, живущий вдали от города, маркиз де Ла Моль, способный увидеть личность в бедном секретаре, аббат Пирар, которому даже друзья не верили, что он не воровал на посту ректора семинарии, Матильда, госпожа де Реналь и, в первую очередь, сам Жюльен Сорель. Образы госпожи де Реналь и Матильды играют очень важную роль в развитии событий. Потому им автор уделяет особое внимание, показывая, как общество, окружающая среда изломали их души. Госпожа де Реналь -- искренняя, честная, немного простодушная и наивная. Но среда, в которой она существует, заставляет и ее лгать. Она остается женой де Реналя, которого презирает, понимая, что ценность для него представляет не она сама, а ее деньги. Самолюбивая и гордая Матильда, убежденная в своем превосходстве над людьми только потому, что она дочь маркиза, выступает полной противоположностью госпоже де Реналь. Она часто жестока и безжалостна в своих суждениях о людях и оскорбляет плебея Жюльена, заставляя изобретать хитроумные средства, чтобы подчинить ее себе. Но есть то, что сближает ее с первой героиней, -- Матильда, хоть и рассудочно, а не инстинктивно, тоже стремится к искреннему чувству любви. Таким образом, созданные Стендалем картины общественной жизни постепенно подводят нас к мысли о том, как «уныло» описанное время, и какими мелкими и ничтожными под действием этого времени становятся люди, даже те, кто от природы наделен не такими уж плохими качествами. Однажды с грустной иронией Стендаль заметил: «Я беру билет в лотерее, главный выигрыш которой таков: чтобы меня читали в 1935 году». Его билет оказался беспроигрышным: сегодня Стендаль - общепризнанный классик мировой литературы, один из самых популярных в широких читательских кругах.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |