АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Автор и его произведение

Читайте также:
  1. I. Поняття й ознаки об'єкта авторського права.
  2. А) особисті немайнові права автора
  3. Автор и ведущая курса: доктор педагогических наук, профессор Т.Г.Галактионова
  4. Автор пытается сказать
  5. Автор – составитель: доцент, к.социол.н. Е.А.Савицкая
  6. Автор: К. Изард
  7. Автор: Пазынич Г.И. к.т.н. доцент кафедры «Судовождение» Керченского государственного морского технологического университета
  8. Автореферат
  9. Автори підручника
  10. Авторитаризм
  11. Авторитарная власть

Стендаль (настоящее имя — Анри Бейль, 1783–1842 гг.) принадлежал к первому этапу французского реализма. Его творчество — прямое связующее звено между Просвещением и реализмом XIX века. Печататься он начал в 1815 году, когда жил в Италии в качестве отставного офицера наполеоновской армии, и в двадцатые годы, вернувшись во Францию, опубликовал трактаты "О любви" (1822 г.), "Расин и Шекспир" (1823–1825 гг.), в которых ратовал за "истинный романтизм", то есть реализм. Стендаль — уникальный пример писателя, разработавшего творческую лабораторию еще до создания своих главных романов, которые последовали в тридцатые годы: "Красное и черное" (1830 г.), "Красное и белое, или Люсьен Левен" (1837 г.) — не завершен и при жизни не опубликован, "Пармская обитель" (1839 г.). Эти романы настолько обогнали свое время, что не были по достоинству оценены современниками, и история полностью подтвердила правоту Стендаля, считавшего, что признание придет к нему только в ХХ веке.

История реализма XIX столетия начинается с публикации сразу после Июльской революции 1830 года романа "Красное и черное". Подзаголовок романа — "Хроника XIX столетия", и это "хроника" прежде всего в смысле принципов организации повествования, которое развивается стремительно, без ретроспективных сцен, при почти полном отсутствии описаний. Кроме того, что, подобно средневековой хронике, Стендаль сосредоточивается лишь на важнейших событиях в жизни своих героев, термин "хроника" подчеркивает и документальную основу романа. Сюжет его автор заимствовал из действительности. Во французских газетах двадцатых годов широко освещались скандальные судебные процессы молодых людей низкого происхождения, которые пытались войти в общество, женившись на богатых невестах. Так, сын крестьянина Антуан Берте стал воспитателем детей состоятельного господина Мишу и влюбился в госпожу Мишу; вскоре ему пришлось покинуть это место, и в другом доме ему удалось стать женихом дочери дворянина. Когда отец невесты запросил рекомендации от его прежних хозяев, госпожа Мишу написала письмо, следствием которого стало изгнание Берте, за что он и выстрелил в свою прежнюю возлюбленную в церкви. Аналогичная история произошла с краснодеревщиком Лафаргом. Хотя в своем герое Стендаль, разумеется, не рисует портретов этих злосчастных молодых людей, сюжет романа типизирует события действительности.

Эпиграфом к роману стоят слова деятеля Французской революции Ж. Дантона: "Правда, горькая правда". Стендаль подчеркивает этим эпиграфом и новую, небывалую прежде степень правдивости, нелицеприятности своего произведения, и связь его проблематики с революционной эпохой.

Очень показательно для реалистического романа XIX века начало "Красного и черного". Стендаль как будто не спешит ввести читателя в гущу изображаемых событий, сразу познакомить с героями романа. Неспешно, постепенно автор ткет основу реалистического повествования, сочетая общеизвестные географические, экономические факты с вымышленными. На карте Франции нет городка Верьер, где начинается действие романа, но неотразима его убедительность у Стендаля. На первой же странице автор рисует красоту окрестных мест, к которой слепы жители Верьера, зачумленного атмосферой мелкого барышничества. Никогда раньше предметом художественной литературы не становилось описание промышленного производства; Стендаль же называет источники доходов жителей городка: лесопилки, производство популярных тканей, "мюлузских набоек" и гвоздильная фабрика, принадлежащая мэру, г-ну де Реналю. Всей жизнью Верьера руководит один принцип — "приносить доход", и в этом городке чужим для всех кажется главный герой романа Жюльен Сорель.

Жюльен Сорель, сын плотника, начинает подниматься по ступеням социальной лестницы: сначала он становится гувернером в доме г-на де Реналя, затем семинаристом, затем секретарем могущественного маркиза де ля Моля и, наконец, женихом его дочери, блестящим гвардейским офицером г-ном де ля Верне — вот ступени стремительной карьеры Жюльена, завершающейся трагическим концом, его казнью.

Жизнь Жюльена наполнена и яркими внешними событиями, и нравственными, психологическими приключениями. По складу личности он близок романтическому герою: он наделен огромной энергией, феноменальными способностями, гордым характером, железной волей, пылким воображением. В любом обществе Жюльен оказывается выше всех окружающих. В нем — романтически предельное развитие всех черт и качеств, но изображен он не как романтический герой. Эта концентрация природных способностей в образе Жюльена объяснена бытовыми, историческими и политическими обстоятельствами. У Стендаля, в отличие от романтиков, чисто аналитический подход к чувствам, и в образе Жюльена он показывает, какая огромная энергия была высвобождена в "низших" классах Французской революцией: "он был сделан из того же материала, что титаны 93 года". Все остальные герои смотрят на него как на потенциального революционера: г-жа де Реналь умоляет его не оставить в случае революции ее детей, чувство Матильды пробуждается вопросом "уж не Дантон ли это", и она мечтает играть при Жюльене роль г-жи Дантон в грядущей революции. И сам Жюльен ощущает в себе эти силы, его кумир — Наполеон, сын революции, воплощение его честолюбивых грез. Но действие романа разворачивается во Франции эпохи Реставрации; для человека с происхождением Жюльена возможности карьеры наполеоновских маршалов закрыты, и, остро ощущая несоответствие между своими способностями и своим положением, он решает проложить себе дорогу наверх любой ценой. Он верит, что один против всего враждебного мира он добьется высокого положения в обществе.

Честолюбие становится руководящей страстью Жюльена; само по себе честолюбие — качество, в котором проявляется живость, пыл души, но герой поставлен в такие условия, что честолюбие толкает его на низкие поступки. Презирая свое окружение, он заставляет себя поступать в угоду ему, выполняет все, что ожидают от него сильные мира сего: в семинарии он, неверующий, разыгрывает набожность, у маркиза де ла Моля он, республиканец, выполняет поручения ультрамонархической партии. День за днем он убивает в себе честность, великодушие и воспитывает те качества, которые необходимы, чтобы преуспеть в его мире, — эгоизм, лицемерие, недоверие к людям, умение подчинить их своим интересам. Вот основное противоречие в образе героя и основной психологический конфликт романа — борьба природного благородства с чертами, обусловленными временем, с тем, что ему диктует в существующих условиях честолюбие.

Честолюбие толкает его на путь лицемерия и подлости; своим учителем Жюльен выбирает Тартюфа. Как Тартюф, он вслух произносит только то, во что сам не верит, и запрещает себе высказывать свои истинные мысли. Он последовательно вытравляет в себе все лучшее, возвышенное, на каждом шагу изменяет самому себе.

Таков он и в любви. Он вступает в связь с г-жой де Реналь исключительно по честолюбивым соображениям, чтобы доказать самому себе возможность победы над аристократкой. Поначалу это чувство он осмысляет в терминологии военной схватки, боя, и далеко не сразу начинает отвечать на искреннее чувство Луизы. В истории с г-жой де Реналь Стендаль дает иллюстрацию своей концепции истинной страсти; на короткое время истинная страсть покоряет Жюльена. Но эта возвышенная страсть не имеет силы в особняке де ла Моль, где в истории Жюльена и Матильды Стендаль описывает любовь-тщеславие. Здесь у обоих любящих любовь идет от головы, она построена на расчете, и их взаимоотношения строятся на том, чтобы как можно глубже уязвить гордость друг друга и тем самым привязать друг друга к себе покрепче.

По мере того, как Жюльен успешно делает карьеру, все выше поднимается по социальной лестнице, все больше черствеет его душа. Когда неблагоприятное письмо, написанное г-жой де Реналь по указке ее духовника, лишает его возможности жениться на Матильде, он в холодной ярости скачет в Верьер и в церкви стреляет в женщину, которая разрушила его карьеру.

Этот святотатственный выстрел в церкви возвращает Жюльену способность морального суждения о себе самом. В безансонской тюрьме он переживает духовное очищение, просветление, возвращение к самому себе. Любовь к г-же де Реналь вспыхивает в нем с новой силой, и время накануне казни, когда во время свиданий с ней он вспоминает их любовь, — самое спокойное и счастливое время его жизни. Жюльен по сути сам отказывается от жизни, на суде бросая вызов своим обвинителям. Он не пытается оправдаться, он теперь прямо высказывает свои взгляды: в нем судят плебея, посмевшего взбунтоваться против установленного общественного порядка, и после такого политического заявления все усилия Матильды, направленные на спасение Жюльена, пропадают втуне. Жюльен мужественно ведет себя на процессе и спокойно принимает смертный приговор: та жизнь, которая для него возможна в качестве мужа Матильды, утратила для него всякую привлекательность, он уже сполна доказал себе свои возможности и пришел к признанию собственных границ. Смерть для него — и искупление собственной вины, и отказ от дальнейшего участия в схватке амбиций, признание своей непримиримости с законами этого мира.

История Жюльена Сореля могла произойти только во Франции эпохи Реставрации; специфика его столкновения со своим обществом, временем целиком обусловлена эпохой. Политика пронизывает всю концепцию, все сцены романа. В "Красном и черном" три основных места действия — дом г-на де Реналя, безансонская семинария и парижский особняк маркиза де ла Моля. Это круг провинциальной буржуазии, католическая церковь и родовая знать — три социальные силы, составлявшие опору режима Реставрации. Если бы Жюльен действовал только в одной из них, картина французского общества эпохи Реставрации была бы неполной. "Красное и черное" вбирает в себя все социальное пространство Франции эпохи Реставрации; этапы карьеры героя проводят его через все основные социальные слои и дают автору возможность обрисовать панораму общества.

Однако было бы неверным акцентировать интерес Стендаля к общественному устройству в целом. Как он писал в своем дневнике: "Мне важно одно — картина человеческого сердца. Вне этого я нуль". Главный художнический интерес Стендаля и его главная сила лежат в сфере психологии, и для трех центральных героев романа — Жюльена, г-жи де Реналь и Матильды де ла Моль — автор использует особый прием создания образов: совмещение авторской точки зрения на события и персонажей с изображением тех же вещей через восприятие героев. Проникновение в мысли и чувства героев приближает их к читателю, а автор корректирует их восприятие, наделяет читателя способностью приподниматься над героями. Такая авторская позиция называется позицией "всеведающего автора", при которой автор ведет читателя повсюду и показывает ему все тайники души своих персонажей.

Если у Стендаля рассказана карьера исключительного героя, не удавшаяся именно в силу его исключительности, то вклад Бальзака в "роман карьеры" в обращении к более типичным случаям, в более универсальной постановке проблемы.

 

 

Стендаль был убежденным атеистом, его мировоззрение складываось под влиянием материалистической философии Нового времени (Гельвеций, Гоббс, Руссо). В юности Стендаль увлекся математикой. Эти увлечения не были случайны - с детских лет Анри обнаружил пытливый ум, стремление во всяком явлении обнаружить его причину и предугадать его последствия. В согласии с материалистическим учением, Стендаль стал считать, что в основе всех поступков человека лежит эгоизм, но нравственное чувство и воля должны обуздывать эгоистические интересы.

Читая Кабаниса, Стендаль приходит к выводу, к которому уже имел предпосылку в сознании, о том, что психологическая структура лично-сти определяется физиологией.

По политическим убеждениям Стендаль был демократом. Он считал, что Франция уже на протяжении многих лет находится в состоянии революции, результатом которой должно стать переустройство общества на основах гражданского равенства. Однако эти идеи носили отвлечен-ный характер, писатель признавался, что простой народ ему непонятен и по большей части вызывает его презрительное раздражение.

От классицизма к реализму существенно меняются представления о литературном характере. Классицистский характер строится на единой преобладающей черте ("Скупой у Мольера скуп и только", - писал Пушкин). На этапе романтизма характер литературного героя усложняется. Писатели-романтики стремятся показать безграничность внутреннего мира человека. Но при этом романтический характер оказывается весьма мало связан с реальностью, на него не оказывает влияние среда, истори-ческое время. Иначе говоря, романтический характер не детерминирован. Характер персонажа реалистического произведения показан с разных сторон. Он не дан изначально, он задан, то есть обладает способно-стью к развитию.

В литературе Стендаль видит своей задачей рассмотреть этапы становления человеческого характера. Создавая литературные характеры, Стендаль опирается на существующий опыт, как правило, всякий персонаж Стендаля имеет прототип. В письме Бальзаку от 16 октября 1840 года он писал, чем руководствуется, создавая литературный характер: "Я беру одного из людей, которых знал, и говорю себе:...что бы он сделал, если бы у него было побольше ума?". Исследуя жизнь человека, Стендаль стремится дать многосторонний анализ его действий и поступков, показать различные - добродетельные и порочные - черты в их жизнен-ном смешении. "Характером человека я называю его обычный способ отправляться на охоту за счастьем, или, выражаясь более ясно, но менее определенно, совокупность его моральных привычек. " Герой Стендаля - это всегда страстный человек, не вполне сам сознающий силу и непредсказуемость своих страстей. Самыми сильными страстями, властными над человеком, Стендаль считал любовь и честолюбие. "Несмотря на все неудачи моего честолюбия, - писал он, - я не считаю людей злыми, а себя не считаю их жертвой; я рассматриваю людей как механизмы, движимые тщеславием (во Франции и всюду в другом месте), вернее, всеми страстями, тщеславием в том числе".

Одним из определяющих качеств души человека Стендаль считает любовь. При этом Стендаль устанавливает своеобразную классифика-цию видов любви. Любимые герои писателя проходят эволюцию под влиянием сильного чувства - от любви-честолюбия к любви-страсти. Любовь-страсть Стендаль считал высшим проявлением духовных сил человека. Именно любовь выявляет многосторонность человеческого характера, его непредсказуемость, что является основой психологизма в литературе. Человеческая душа не поддается без остатка делению на ра-зум. Жюльен Сорель, следуя заветам Тартюва (любимого героя), желает из тщеславия влюбить в себя г-жу де Реналь. Это удается ему. Но не-предсказуемость его характера проявляется в том, что сам незаметно для себя он влюбляется в г-жу де Реналь и совершает поступки, которые сам в иное время осудил бы разумом. В то же время герои Стендаля - безу-пречно здравомыслящи. Если посмотреть, как структурируется внутрен-ний монолог в романе "Красное и черное", мы увидим, что по большей части он строится по законам логики.

Раскрытию характера героя служит деталь. Предметный мир не бо-гат у Стендаля, но если появляется предмет, то он всегда указывает на состояние души героя. Ажурные чулки г-жи де Реналь проявляют пере-мену в ее состоянии. Привычная к однообразной пошлой жизни в обществе г-на де Реналя, она ощущает в себе ранее неизведанное чувство. Вместе с влюбленностью в Жюльена приходит желание нравиться ему - желание прежде неведомое и осуждаемое г-жой де Реналь. Стендаль стремится выделить эту деталь - он выносит ее в название главы. Так же Стендаль ничего не говорит о состоянии души г-на де Реналя, когда он узнает об измене супруги. Компрометирующие документы по всей ви-димости хранятся в полированном шкафчике. Мы узнаем о смятении прежде уравновешенного дворянина по детали - шкафчик, которым так дорожил г-н де Реналь, взломан, и на дверце остается глубокая борозда. Стендаль противопоставлял реалистический характер характерам Валь-тера Скотта. Вальтер Скотт, по его мнению, избыточное внимание уде-лял историческому антуражу: "Легче описать одежду и медный ошейник какого-нибудь средневекового раба, чем движения человеческого серд-ца".

Особенность изображения характеров у Стендаля заключается во множественности взглядов на изображаемое событие. Стендаль показывает сцену глазами не автора, не одного из персонажей, а дает совокупность точек зрения. (Например, сцена под липой, посаженной Карлом Смелым).

Стендаль, также как и Бальзак, называл себя "романтиком". Слово "реализм" применительно к литературе современности еще не появилось (его введет в обиход Шанфлери). Романтизм - искусство современности, классицизм - литература, которая "доставляла наибольшее наслаждение прадедам". Для Стендаля становится важнейшей задачей обратиться к актуальным проблемам современного общества.

Стендаль сравнивал роман с зеркалом, которое проносят по боль-шой дороге: "То оно отражает лазурь небосвода, то грязные лужи и уха-бы. Идет человек, взвалив на себя это зеркало, а вы этого человека обви-няете в безнравственности! Его зеркало отражает грязь, а вы обвиняете зеркало! Обвиняйте уж скорее большую дорогу с ее лужами, а еще луч-ше того - дорожного смотрителя, который допускает, чтобы на дороге стояли лужи и скапливалась грязь." Задача французской реалистиче-ской литературы XIX века - "указать обществу на его язвы". Первона-чально роман должен был носить название "Жюльен", в традициях жанра романа-биографии. Но впоследствии, когда роман уже был написан, Стендаль меняет название на символическое "Красное и черное" - книга становится исследованием современного общества в целом. Стендаль избирает жанр романа-биграфии, затем чтобы рассмотреть актуальные проблемы своего времени.

В романе можно выделить два конфликта. Это конфликт между третьим сословием, приобретающим все большую общественную зна-чимость и первым и вторым сословиями, в чьих руках на протяжении веков была сосредоточена власть. Второй, внутренний конфликт - в душе персонажей, противодействие, в которое вступают их страсти. Но определить однозначно конфликт в реалистическом произведении ока-зывается затруднительно, так как реалистический взгляд на мир предпо-лагает многоаспектный анализ действительности, множественность точек зрения. Реализм стремится выявить основной конфликт времени в системе причинно-следственных отношений (обязательна временная и социальная детерминированность персонажей и событий). В романе "Красное и черное" мы можем выделить два плана развития действия - общественный, связанный с жизнью города Верьера, и личный - эволю-цию главного героя.

Стендаль выдумывает городок Верьер на юго-востоке Франции, где развивается основная сюжетная линия. То, что город в действительности не существует, не является знаком того, что рассказанная история вы-мысел - к чему мы готовы, читая романтическое произведение. Напротив, Стендалю важно показать типичность происходящих событий. Можно взять для примера любой провинциальный городок конца два-дцатых годов прошлого века, чтобы обнаружить в нем те же черты, что и в Верьере, и, главное, те же тенденции в развитии общества. Две проти-воборствующие силы в борьбе за власть - мэр города г-н де Реналь, дво-рянин, и чиновник Вально, разбогатевший выходец из третьего сосло-вия. И тот и другой показаны автором в сатирических тонах. Тем не ме-нее, г-н де Реналь выше в нравственном отношении, чем Вально - для него существуют понятия чести и достоинства, для Вально же основным источником дохода является узаконенное воровство - он обирает заклю-ченных, вверенных его попечительству. Но мы уже не можем сказать, что дворянство и третье сословие антагонисты. Дворянин де Реналь жи-вет на доходы с гвоздильного завода, то есть, по сути дела, входит в буржуазный класс. В стремлении возвыситься над Вально г-н де Реналь желает продемонстрировать обществу не свою родовитость, а свое бо-гатство - в доме де Реналей появляется гувернер, Жюльен Сорель, не по-тому, что детям Реналей нужен учитель, а оттого что Вально приобрел упряжку серых лошадей. Вально приобретает все больший вес в общест-ве - он проникает в высший свет - в его услугах оказывается заинтересо-ван могущественный маркиз де Ла-Моль, министр Франции. В финале романа мэром города Верьера становится Вально. Стендалю как писате-лю-реалисту важно показать, как меняется историческое время - в двадцатые годы дворянство еще сохраняет основные позиции власти, в ка-нун тридцатых годов оно сходит политической арены или ассимилиру-ется с набравшим силу третьим сословием. Попытка остановить течение времени бессмысленна и смешна - мы убеждаемся в этом, читая описа-ние заговора легитимистов - время монархии подошло к концу.

Также Стендаль делает очевидным процесс разложения третьего сословия - ведь выходцем из третьего сословия в романе является не только Вально, но и сам Жюльен. На суде Жюльен скажет, что его судят и осуждают за то, что он - возмутившийся плебей. Ни общественные нормы старого времени, ни нарождающийся новый тип общества не по-зволяют поднять голову талантливому человеку, способному участво-вать в кардинальном реформировании существующего строя.

В словах "красное и черное" (которые никак не были пояснены Стендалем) заключается множество смыслов. Возможно, это аллегория выбора между сутаной священника и мундиром военного, возможно, здесь заключается указание на переменчивость судьбы, подобной рулет-ке. Возможно, в красном и черном цвете читаются знаки обреченности Жюльена. Сам Стендаль считал, что современное общество обрекает себя на гибель тем, что уничтожает талантливую молодежь.


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)