|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Список основных понятий по дисциплине «Философия»Агностицизм (лат. а — отрицание, gnosis — знание) — понятие, согласно которому утверждается, что человек ограничен в своих возможностях познания мира. Сторонники А., например, отрицали возможность доказательства существования Бога. Термин был вовлечен в научный оборот Т.-Х. Хаксли (1825—1895) — английским биологом, сторонником теории эволюции. Наиболее известные агностики в истории философии: софист Протагор, философы-скептики, И. Кант. Аксиология (греч. ахia — ценность, logos — учение) — учение о ценностях, обладающее статусом философской дисциплины. Ценности могут иметь разнообразные предметные значения. Например, «добро», «зло», «справедливость» и т.п. — нравственные ценности. «Прекрасное», «безобразное» и т.п. — эстетические ценности. «Мудрость», «истина» и т.п. — ценности познания и т.д. Люди могут наделять вещи, свойства, отношения самыми различными ценностными градациями («больше», «меньше» и т.п.), ценности общества или отдельного человека можно упорядочить в виде иерархических организаций. На протяжении своей жизни каждый человек неоднократно производит переоценку ценностей в зависимости от того возраста, в котором он находится (детство, отрочество, юность, зрелость, старость). Алетейя – живая, вечная истина. Термин философии Парменида, вошедший в философский язык М. Хайдеггера. Аналитическая философия — одно из направлений современной философии. Своими корнями А. ф. уходит в традиции британской эмпирической философии. А. ф. сформировалась в конце XIX — начале XX в. и прошла в своем развитии различные фазы (например, логический эмпиризм, лингвистический анализ, теория речевых актов и др.). Антиклерикализм (греч. anti – против и лат. clericalis – церковный), движение, направленное против клерикализма, т.е. против привилегий церкви и духовенства, но не против самой религии. Антисциентизм – противоположная сциентизму позиция. Антисциентизм подчёркивает ограниченность возможностей новоевропейской науки или даже (в крайних формах) трактует науку, как силу, враждебную подлинной сущности человека. Антисциентистские направления в философии: философия жизни, экзистенциализм. Антропогенез (греч. anthropos — человек, genesis — генезис, происхождение, возникновение) — учение о происхождении и развитии человека. А. отличается междисциплинарным составом знаний о человеке. Среди основных дисциплин, изучающих разные предметные особенности А., можно назвать антропологию, археологию, биологию, теорию первобытной культуры, этнографию. В составе антропогенетических знаний философия выполняет обобщающую, мировоззренческую, теоретико – познавательную и методологическую функции. Антропология – (от древнегреч. «антропос» – человек) наука о человеке, его месте в природе, в культуре, в истории. Антропология философская — одно из направлений современной философии, изучающее природу человека, человеческих свойств и отношений. А. ф. принимает во внимание результаты исследований человека различными науками: биологией, психологией, историей, науками о культуре и обществе. В качестве относительно самостоятельного направления философии А. ф. сформировалась в конце XIX — начале XX в. Основной задачей А. ф. является разработка целостного учения о происхождении и развитии человека, об особенностях человеческого образа жизни, месте и роли человека в мире, его познавательных, коммуникативных и творческих возможностях. Антропоморфизм (греч. аnthropos — человек, morphe — форма, вид) — мировоззренческое, культурологическое и философское понятие, выражающее способности людей уподоблять явления живой и неживой природы (планеты и созвездия, растительный и животный мир, мифологические персонажи) себе, своим свойствам и отношениям. Согласно принципу А., космос, любые явления природы наделяются биологическими и психическими качествами человека. Им приписываются человеческие свойства действовать, жить, умирать, переживать, общаться, рассуждать. Например, «небо хмурится», «звезда со звездою говорит». Антропоцентризм (греч. аnthropos — человек, лат. сentrum — центр) — один из философских и мировоззренческих принципов, в соответствии с которым понятие о человеке используется в качестве «системы отсчета». Согласно А., человек помещается в центр мира, приобретая тем самым свой онтологический статус. Человек рассматривается не только в значении высшей цели эволюции мира, но и как творческий субъект, созидатель. Он играет ключевую роль в его познании мира и изменении. Принцип А. получал рационалистическое, религиозное или атеистическое толкование. Апатия – древнегреч. «бесстрастие». В этике стоицизма это: отсутствие страстей как цель нравственного совершенствования. Апейрон – термин древнегреческой философии, означающий «бесконечное, беспредельное». Анаксимандру приписывается Аристотелем (беспочвенно) такое воззрение: апейрон – это первоначало (древнегреч. «архе») всего сущего. Апологетика – (греч. –apologetikos – защита) – первый этап (II – III вв.) в патристике, сыгравший важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения. Атараксия – древнегреч. «невозмутимость», безмятежность, непоколебимое душевное спокойствие как высшая этическая ценность. Предварительное условие эвдемонии (счастья) согласно Эпикуру, Пиррону. Атомизм (греч. atomos — атом, неделимый) — первоначально представляет собой одну из концепций древнегреческой философии, сформулированную Демокритом. Согласно ему, происхождение и строение мира связывается с понятием об атоме как его первооснове (предельной и далее неделимой основе мира). Поначалу А. представлял одну из натурфилософских гипотез. Затем идеи А. приобретают естественнонаучное значение в химии и физике. Дальнейшее развитие философии и науки показало, что А. стал важнейшей и продуктивной стратегией познания. В связи с этим можно говорить, например, об атомизме в современной химии и физике. Особое значение приобрела атомная физика как одна из ведущих научных дисциплин в познании микромира. Дальнейшее развитие философии и науки показало, что А. стал важнейшей и продуктивной стратегией познания. В связи с этим можно говорить, например, об атомизме в современной химии и физике. Особое значение приобрела атомная физика как одна из мировоззренческую, теоретико-познавательную и методологическую функции. Бессознательное — понятие, характеризующее совокупность глубинных процессов и явлений психики, неосознаваемых человеком. Различие бессознательной и сознательной психики не исключает их взаимодействия и воздействия друг на друга. Образ поведения людей зависит не только от осознаваемых действий, но и в значительной мере обусловливается неосознаваемыми, Б. факторами психики. Так же как и сознание, Б. — это способ психического отношения человека к миру, к другому человеку и к самому себе. Специфика Б. связана с глубинными уровнями и механизмами организации человеческой психики (в противоположность уровням и механизмам организации сознательной психики). Буддизм — древнеиндийское религиозно-философское учение о Пути к Освобождению из оков мирского существования (из «сансары» – круговорота рождений и смертей, исполненного страданий). Его основателем считается индийский принц Сиддхартха из рода Гаутама (560—480 до н.э.). Именно он был назван Буддой, т.е. «Просветленным» - полностью пробуждённое, обладающее всеведением существо, достигшее освобождения от сансары. Исходный принцип Б. заключается в утверждении, что мир (в том числе и человек) находится в постоянном круговороте изменений и перерождений. Буддизм возник, предположительно, в VI–V вв. до н. э. Буддизм – первая по времени возникновения мировая (то есть наднациональная) религия. Бытие — ключевое понятие философской онтологии, выражающее идеи сущего, сущности и существования. Утверждение Б. в качестве сущего означает постановку вопроса о смысле Б. вообще, в целом. Представление о Б. как сущности ассоциируется с поиском первооснов, или первопричин, мира. Определение Б. как существования подразумевает разнообразие способов существования природы, человека и Бога. При анализе Б. многое зависит от того, о бытии чего или бытии кого идет речь. Речь идет об естественных (природных), сверхъестественных (божественных), общечеловеческих, культурно-исторических или индивидуально-личностных особенностях бытия как сущего, сущности или способов существования. Веды – древнеиндийские священные тексты (санскр. «Веда» – Знание, Вéдение). Есть 4 Веды: Ригведа (гимны Богам), Яджурведа (формулы, произносимые при жертвоприношениях), Самаведа (ритуальные песнопения), Атхарваведа (различные заклинания, лечебные и проч.). Вера — способ выражения принципиальной заинтересованности человека в отношениях с Богом. Смысл В. заключается в намерении человека предпочитать Бога как высший идеал, высшую норму и высшую ценность жизни. В. означает акт доверительного отношения человека к Богу как высшей истине. Власть — центральное понятие в политической философии. Этимология слова В. коренится в латинском слове potentia с присущими ему значениями «потенция», «сила», «мощь» и т.п. В. выражает потенциальные свойства силы или мощи, которые характеризуют волевую способность человека. Феномен В. возникает в отношениях между людьми тогда, когда они взаимодействуют друг с другом по поводу чего-либо или кого-либо. Поэтому В. часто определяют как возможность навязывания воли одних людей другим, оказывая на них свое силовое давление и преодолевая их сопротивление. Политический смысл В. иногда определяют как способность людей, социальных групп или институтов добиваться согласованных действий общества. Возрождение (франц. Renaissance – возрождение) – эпоха в истории Западной Европы (XIII–XVI вв.); эпоха возрождения ценностей античной культуры, как их себе представляли деятели данной эпохи; эпоха расцвета изобразительных искусств, возникновения светской литературы, естествознания; эпоха нового открытия античной философии и возникновения новой «гуманистической» философии. Волюнтаризм – (от лат. «волюнтас» – воля) философское направление, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм как самостоятельное направление впервые оформляется в философии А. Шопенгауэра. Воля — интегральная способность сознания, регулирующая и мотивирующая поведение людей, позволяющая преодолевать препятствия, определять цели, осуществлять выбор, принимать и реализовывать решения на протяжении всей их жизни. Восприятие — целостно-связная совокупность чувственных способностей человека, поставляющая ему информацию и знания о чем-либо или ком-либо. Структуры и процессы В. интегрированы с другими структурами и процессами сознания. В. связано с возможностями соответствующих органов тела. Обычно выделяются органы осязания, вкуса, обоняния, зрения и слуха. Если способности осязания и вкуса позволяют извлекать информацию при установлении контакта с объектами, то обоняние, зрение и слух воспринимают информацию на расстоянии. Принцип работы всех систем чувственного В. заключается в активном уподоблении информационно-познавательного образа объекту. Интегральный образ В. отличается признаками обобщенного и целостно-связного воспроизведения информации об объекте. Время — одно из основных понятий философии и науки, выражающее значения формы бытия (см. ст. «Бытие»). В. — это целостно-связная совокупность свойств, выражающих порядок смены состояний явлений, свойств и отношений бытия. В. определяет длительность их существования. Врожденные идеи — понятие, получившее систематическую разработку в философии Р. Декарта. В своей классификации идей он наряду с классом В. и. обсуждает классы приобретенных и изобретенных идей. Если В. и. выражают изначальную сущность человеческой природы и независимы от опыта, то приобретенные идеи люди извлекают из опыта, а изобретенные идеи конструируют сами в процессе познания. Согласно Декарту, примерами В. и. могут быть идеи добра, блага, справедливости и т.п. В. и. обладают порождающей (творческой) способностью, благодаря которой они продуцируют разнообразие логико-лингвистических форм (понятий, суждений, предложений). Вульгарный материализм — понятие, закрепившееся философской традицией изучения сознания и психики, согласно которой их свойства, структуры и функции отождествляются со свойствами, структурами и функциями человеческого мозга, поведения или уподобляются работе механических или вычислительных устройств. Квинтэссенцией В. м. стал весьма известный в конце XIX — начале XX в. тезис Л. Бюхнера (1824—1899) и Я. Молешотта (1822— 1893), наглядно демонстрирующий причинную зависимость сознания от мозга — «мозг выделяет сознание, так же как печень выделяет желчь». Гедонизм – (от древнегреч. «гедоне» – наслаждение, удовольствие) этическая позиция, утверждающая наслаждение, удовольствие как цель жизни и высшее благо. Герменевтика (греч. hermeneutiros — толкование, объяснение) означает искусство или теорию истолкования (интерпретации) древних текстов (рукописей, памятников, библии и т.п.). Существуют давние связи Г. с логикой, риторикой, поэтикой и другими дисциплинами, средствами которых осуществляется истолкование текстов, памятников культуры, высказываний. Начиная со средних веков формировались богословская, юридическая и филологическая Г. Интенсивное развитие Г. получила в Новое время, когда возникла острая необходимость в интерпретации и понимании культурного наследия древнейших культур и цивилизаций. Систематическая разработка философской Г. начинается во второй половине XX в. Гипотетико-дедуктивный метод (греч. hipothesis — гипотеза, предположение, основа, лат. deductio — выведение) — метод обоснования теоретических понятий и обобщений, сформулированных в виде гипотез. Из таких гипотез средствами дедуктивного вывода извлекаются следствия, которые непосредственно проверяются в опыте. Глобализация (лат. globus — земной шар) — понятие, выражающее универсальные тенденции и процессы, происходящие в мире природы и общества и характерные для нашей планеты в целом. Гносеология (греч. gnosis — знание, logos — учение) — раздел философского знания, изучающий природу человеческого познания, так называемая «теория познания». Основными вопросами любой теории познания на протяжении ее развития были: «Что познается?» и «Как возможно познание?». Г. изучает природу познавательных способностей человека, разнообразные виды и способы (методы, средства, формы) познания. Задачами Г. являются анализ предельных, необходимых и всеобщих условий познания, отношений знаний и реальности, проблемы истины, взаимосвязи познания и общения, познания и практической жизни людей. Государство — основная политическая система общества, управляющая его внутренней и внешней жизнедеятельностью. Г. регулирует экономические и социальные отношения, обладает исключительным правом на издание законов и норм, обязательных для всех граждан общества, взимает налоги, осуществляет контроль и реализует многие другие внутренние функции. Реализуя внешние политические функции, Г. защищает свои национальные интересы в разнообразных отношениях международного сообщества (экономических, политических, демографических и т.п.), сотрудничает и вступает в союзы с другими государствами. Гуманизм – идейное течение, которое в центр мира ставит человеческую личность; философский антропоцентризм эпохи Возрождения, противостоящий теоцентризму («Бог – в центре») средневековой схоластики. Дао – (кит. «Путь, Всеобщий Высший Закон, Смысл, Всеобщее Первоначало») важнейшее понятие философии даосизма. Даосизм — учение о Дао. Основоположник даосизма древнекитайский философ Лао-цзы (V в. до н.э.) разработал принцип «дао» и учение Д. как всеобщий закон и источник происхождения мира. «Дао» регулирует изменения, происходящие в природе и обществе, и указывает путь, направление, согласно которому они должны осуществляться. Главный принцип даосизма – следование Дао, естественной природе вещей и явлений. Цель человеческой жизни – научиться жить в согласии с миом, естественно и гармонично. Движение — одна из основных категорий философского знания, появившаяся в работах античных философов. Д. означает способ существования чего-либо или кого-либо. Д. — изменение вообще или изменение природы вещей, их свойств и отношений, а также изменение образно-чувственных и понятийно-логических форм представления о них. Дедукция (лат. deductio — выведение) — один из логических способов рассуждений. Дедуктивный строй развертывания рассуждений отличается своей направленностью от общих посылок (принципов, аксиом) к частным следствиям, которые извлекаются из них в соответствии с логическими правилами дедуктивного вывода. Отношения в Д. между общими посылками и частными следствиями, извлекаемыми из них, отличаются свойствами всеобщности и необходимости. Детерминизм – (от лат. «детермино» – определяю) философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральное ядро детерминизма – положение о причинности, то есть о такой связи явлений, при которой одно явление (причина) при определённых условиях с необходимостью порождает другое явление (следствие). Дуализм – (от лат. «дуалис» – двойственный) философская позиция, утверждающая, что в основе мира лежат две равноправные субстанции, не сводимые друг к друг, например, дух и материя, идеи и «хора» (вещественное первоначало у Платона). Дхарма – (санскр. «закон, добродетель, справедливость, сущность») Высший закон мироздания; сила, лежащая в основе мироздания; нравственный долг каждого человека и живого существа быть справедливым и добродетельным. Дхарма – то, что удерживает и человека, и мир от падения и ведёт к духовному совершенству. Диалектический материализм (диамат) – философия и методология марксизма. Диалектика (греч. dialektike — искусство спора, беседы) — система принципов и понятий, метод философского познания. Д. как система понятий позволяет рассматривать мир в процессе развития, раскрывая свойства его противоречивости, изменяемости, стадиальности, преемственности и направленности. Это понятие в истории философии понималось очень по-разному: для Сократа диалектика – искусство ведения беседы с целью определения, прояснения понятий; для Гегеля: «Диалектика…есть… имманентный переход одного определения в другое, в котором обнаруживается то, что…определения рассудка односторонни и ограничены, т. е. содержат отрицание самих себя… Диалектика есть, следовательно, движущая сила всякого научного развёртывания мысли…» [Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. / Г.В.Ф. Гегель. – М.: Мысль, 1974. – Т. 1. – с. 206]. Душа (греч. psyche — душа) — одно из основных понятий философской антропологии, часто соотносимое с понятием о человеческом теле (см. ст. «Тело»). Д. традиционно рассматривалась в оппозиции телу. Издавна анимизм (от лат. anima — душа) как всеобщая одушевленность природы означал, что каждое природное явление обладает своей душой. Поэтому Д. была движущей силой природы. С ее помощью люди общались с природой, вслушивались, всматривались, осязали. На протяжении всего развития истории философии Д. приобретает различные значения. Д. как совокупность психических (сознательных и бессознательных) способностей человека. Д. как совокупность уникальных, неповторимых и индивидуальных черт личности. Метафоры Д. часто используются в различных контекстах истории, культуры и общества. Жизненный мир человека — одно из понятий философии, выражающее особенности повседневной жизни человека в ее индивидуально-личностных свойствах. В силу своей предметной специфики философия никак не может пренебречь обстоятельствами повседневной жизни людей. Взгляды и поступки других людей влияют на нас, на наши мнения и предпочтения. Мы «по рукам и ногам» связаны с другими: мы сменяем предыдущие поколения других; мы постоянно общаемся и проживаем свою настоящую жизнь с другими; неповторимость, уникальность и индивидуальность своей жизни мы понимаем только благодаря другим; наконец, мы отдаем себе отчет в том, что рано или поздно нас заменят в жизни другие. Ж. м. каждого человека устроен таким образом, что, с одной стороны, он хочет проявить свою собственную индивидуальность и достичь свободы своего поведения, а с другой — он понимает, что его поступки и намерения возможны только при их согласованности с действиями и намерениями других людей. Жизнь — одно из самых распространенных понятий не только в философии и науке, но и в повседневном общении людей. С философской точки зрения Ж. отождествляют с понятием бытия. Тем самым в философии ставится и обсуждается один из наиболее трудоемких вопросов — вопрос о смысле жизни. Среди важнейших сторон понятия о человеческой жизни обычно выделяют социальную, культурную, историческую и индивидуально-личностную стороны с весьма разнообразными признаками, которые характерны для каждой из них. Знак (греч. semeion — знак) — понятие, выражающее средство, с помощью которого осуществляется познание и общение людей, приобретается, хранится, преобразуется, воспроизводится и передается их опыт. 3. может быть любой предмет (вещь, событие, явление, свойство, отношение, действие, жест, слово), представляющий и замещающий другой предмет с целью передачи информации о нем. 3. является средством познания и общения людей, обладая при этом произвольными, условными и конвенциональными качествами. 3. выполняет функцию обозначения чего-либо или кого-либо. 3. обладает значением, которое выражает знание или информацию о чем-либо или о ком-либо. С помощью знака передается сообщение в формах устной (голосом) или письменной (письмо) речи, а также другими средствами коммуникации. И Цзин – древнекитайская «Книга (Канон) Перемен». Гадательный и религиозно-философский текст. Идеализм – обозначение философских учений, утверждающих, что духовное начало (Бог, мир идей, сознание) первично и основоположно, а материя, природа, всё телесное – вторично, порождено духовным началом или оформлено им. Идеология – (от понятия новоевропейской философии «идея» и от древнегреч. «логос» – учение) система взглядов и представлений, в которых объясняются и оцениваются отношения людей к действительности, друг к другу, социальные проблемы и цели социальной деятельности. Термин «идеология» ввёл французский философ и экономист А.Л.К. Дестют де Траси для обозначения учения об идеях, позволяющего установить твёрдые основы для политики, этики и т. д. Идея – (от древнегреч. «идеа» – вид, нечто видимое) термин, введённый в язык философии Платоном. Для него идеи – это божественные сущности, лишённые телесности, находящиеся в особом занебесном мире идей и являющиеся подлинно объективной реальностью. Вещественный, телесный мир – отражение мира идей. Измерение — способ опытного познания, позволяющий определить количественные свойства изучаемых явлений. И. производится не только в процессах наблюдений и экспериментов, но и широко распространено в самых разнообразных сферах человеческой жизнедеятельности. В методологии науки под И. обычно понимают процедуру сравнения реальной (действительной) величины с существующими эталонными единицами измерения. Индетерминизм – противостоит детерминизму; не признаёт причинности вообще или, по крайней мере, её всеобщности. Индуизм – религиозно-философский синтез различных древнеиндийских религиозных культов, философских доктрин (Веды, Брахманизм, неарийские религии); господствующая религия в Индии во II-ом тысячелетии н. э. Индукция (лат. induction — наведение) — один из логических способов рассуждения. И. называют такой процесс рассуждения, при котором на основании суждений, извлеченных из опыта, получают новое суждение. Суждения, извлеченные из опыта, играют роль исходных (известных) посылок. С помощью индуктивного способа рассуждений осуществляется расширение и углубление наших знаний, переход от известного знания к неизвестному. Как и процесс дедуктивного развертывания рассуждений (см. ст. «Дедукция»), И. развертывается по определенным правилам. Строй индуктивных рассуждений характеризуется признаками случайности, предположительности, приобретая тем самым значения большей или меньшей вероятности. Информационное общество — понятие, которое сегодня часто используется в философии, социологии, культурологических дисциплинах и футурологии (теории прогнозирования будущего). И. о. получило широкую известность в период нарастания компьютерного бума в 1980-х гг. и бурного развития информационно-коммуникационных технологий. Инь и Ян – два из основных понятий древнекитайской философии. Это космические силы, находящиеся в постоянном взаимодействии и противоборстве, благодаря чему создаётся и изменяется мир, все вещи и явления в нём. Инь – женское начало, пассивное, тёмное; явления «иньской» природы: вода, земля, луна. Ян – мужское начало, активное, светлое; явления «янской» природы: огонь, небо, солнце. Йога – (санскр. «сбруя, средство, уловка, волшебство, сосредоточение мыслей, созерцание») философия и методология пути к соединению с Богом, с божественными реальностями, пути обретения истинного Знания. Цель йоги – освобождение (мокша). Иррационализм — этот термин обычно употребляют в смысле, противоположном значениям рациональности. Как правило, за И. скрываются философские учения, признающие, что определяющими факторами познания являются чувства, эмоции, воля, бессознательные процессы. С И. ассоциируется определенное убеждение в неспособности интеллекта, разума охватить все искомое богатство и разнообразие мира. Тем самым понятие И. по своим признакам противостоит понятию Р. (см. ст. «Рационализм»). Ислам (дословно означает «предание себя Богу») — одна из основных мировых религий, сыгравшая значительную роль в развитии цивилизации. И. продолжает оказывать свое воздействие на повседневную жизнь людей во многих странах мира. Как религиозное учение зародилось в V—VI вв. на Ближнем Востоке. Исламское вероучение включает проблемы верховной власти, проблемы веры, предопределения и свободы воли, сущности и атрибутов (свойств) Аллаха, проблемы права. Истина — одно из важнейших понятий философской онтологии и теории познания. Понятие И. выражает характер соответствия наших знаний явлениям, свойствам и отношениям действительного мира. Исторический материализм (истмат) – социально-философская теория марксизма. История — гуманитарная научная дисциплина, изучающая особенности развития общества и человека. И. как познание предполагает, прежде всего, определение места (пространства) и времени своих объектов исследования, а также характер изучаемого объекта, прояснение места и времени его появления (происхождения) и последующего развития (существования). Карма – (санскр. «сделанное, жребий, судьба») общая сумма совершённых всяким живым существом умственных и физических поступков и их последствий, определяющих характер дальнейшего существования всякого живого существа, характер его новых рождений. Категории — (от древнегреч. «категориа» – высказывание, признак) наиболее общие понятия философского знания. Предельные значения К. выражают разнообразные явления природы, общества, истории, культуры, личности, познания, общения и повседневной жизнедеятельности людей. Философские К. воплощают в себе опыт человеческой жизни, познания и общения на протяжении их длительного культурно-исторического пути развития. Познавательный статус К. отличается всеобщностью и необходимостью их свойств. К. всегда «открыты» для новых значений и познавательных изменений. Католицизм – одно из основных направлений христианства, наряду с православием и протестантизмом. До 1054 г. существовала единая христианская кафолическая (то есть вселенская) церковь, которая в 1054 г. окончательно разделилась на две церкви: римско-католическую с центром в Риме и греко-кафолическую с центром в Константинополе. Кинизм — учение, основателем которого был древнегреческий мыслитель Антисфен (ученик Сократа). Свое название К. получил по тому месту, где находилась философская школа киников. Сторонники К. отвергали нравственную культуру и общественные нормы отношений между людьми, проповедуя естественный (природный, животный) образ жизни и поведения. Класс – (от лат. «классис» – разряд, группа) элемент социальной структуры общества. Концепция классов и классовой борьбы разработана марксизмом, согласно которому классы – это противоположные большие социальные группы, из которых одни являются эксплуататорскими, а другие эксплуатируемыми. Коммуникация — понятие, характеризующее разнообразные способности людей к общению и обмену информацией, знаниями, опытом. В распоряжении людей находятся самые разные системы К. Причем если учесть их культурно-исторический аспект развития, то число К. систем прогрессирует и постоянно увеличивается. Современный этап развития средств К. характеризуется богатством информационно-коммуникационных технологий в так называемых процессах массовой К. Космоцентризм – направленность на осмысление «космоса», «природы». Креационизм – (лат. – creato – сознание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и не живую природу, тленную, переходящую в постоянном изменении. Конфуцианство — древнекитайское учение, основателем которого является Конфуций (552—479 до н.э.). Основа его учения — проблема взаимоотношений человека и общества. Этико-религиозная система Конфуция предлагала рационалистические предписания для организации жизни человека в обществе и нормировала его поведение. Конфуция интересовала не столько проблема истины, сколько проблема морального блага. Он полагал, что знание является личным достоянием, которое открывается и проверяется в человеческих поступках. Его теория познания подчинена нравственно-социальным целям. Культура — одно из наиболее универсальных и употребительных понятий. К. отличается множеством своих значений, их высокой предметной специфичностью и разнообразием дифференциальных признаков. В латинской транскрипции «cultura» по смыслу противостоит «natura». При этом «культурное» отличается от «природного» как «искусственное» от «естественного». Если природа является естественным условием обитания человека, то К. составляет искусственное, созданное им самим необходимое и всеобщее условие его собственного бытия. К. оказывается той реальностью, которая опосредствует отношения человека с природой. К. отличает образ жизни человека от образа жизни любых других живых существ. К. — способ организации человеческой жизни в природе. Лингвистическая философия — одно из основных направлений современной философии. Сторонники Л. ф. обсуждали философские проблемы в зависимости от возможностей того языка, на котором они были сформулированы. Другими словами, они ставили успехи философского познания мира, человека, общества, истории и культуры в зависимость от того, насколько их можно выразить, представить в форме языка. Личность — социальное качество человека, которое конкретизируется в совокупности его ролевых назначений, исполняемых им в обществе. Носителем Л. является человек как индивид в биологическом смысле слова. Как носителя мужского или женского пола любого человека можно назвать индивидом. Если мы по отношению к конкретному индивиду используем слово «личность», то тем самым обращаем внимание на индивидуальные качества его жизни, индивидуальность его жизненного мира. Осознание человеком собственной Л. и индивидуальности достигается только благодаря отношениям между людьми, благодаря конкретному обществу, конкретной социальной группе или социальному институту. «Индивидуальность» выражает значения внутреннего мира человека, его духовный потенциал, реализуемый в условиях конкретной культуры и определенной исторической эпохи. Л. и индивидуальность выражают неповторимость и уникальность человека в сочетании его социальных и культурно-исторических особенностей. Логика — древнегреч. «слово, смысл, намерение» философская дисциплина, изучающая законы и особенности человеческих рассуждений. Обычно различают индуктивные и дедуктивные рассуждения (см. ст. «Индукция» и «Дедукция»). Инструментарий Л. является эффективным средством формализации понятий, теорий, знаний (см. ст. «Формализация»). Логос – (древнегреч. «логос» – слово, смысл, намерение) термин, введённый в философский язык Гераклитом. Логос – вселенский порядок, он правит миром. Всё происходит, по Гераклиту, согласно Логосу. Марксизм — одно из основных направлений современной философии, создателями которого были К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1825—1895). Они обратили внимание на то, что ранее философы только объясняли мир, тогда как необходимо говорить о необходимости его изменения. Поэтому ключевым принципом М. становится принцип практики как человеческой преобразующей деятельности. Практика считается исходным способом общественного бытия и конкретизируется в своих экономических, политических и культурологических значениях. Кроме того, практика рассматривается как конкретно-историческая деятельность людей. Материализм – обозначение философских учений, утверждающих, что материальное начало (материя, природа, физическое) первично и основоположно, а всё духовное (психическая деятельность, мышление, сознание, дух, идеи) – вторично и порождается материальным началом. Материя – (лат. «материа» – вещество) с точки зрения идеализма, всё вещественное порождено духовным первоначалом. С точки зрения материализма, материя – объективная реальность, данная нам в ощущениях. Движение – способ существования материи. Метафизика – философская наука о первопричинах всего сущего. «Метафизика» – название трактата Аристотеля, повествующего о «первой философии», то есть о проблемах первоначал сущего. Термин «метафизика» (букв. «то, что после физики») введён систематизатором аристотелевского текстуального наследия Андроником Родосским для обозначения суммы текстов Аристотеля, говорящих о «первой философии». Милетская школа — одна из школ древнегреческой философии, известная по названию античного города Милета. Ее представители главным образом изучали философию природы. В частно сти, они пытались определить первоосновы происхождения мира природы. Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в мире. Мистика – (от древнегреч. «мистикос» – таинственный) религиозная деятельность, имеющая целью переживание соединения с высшим началом, стремление постичь сверхмирское, божественное, трансцендентное путём ухода от чувственного мира и погружения в суть собственного бытия. Миф – (от древнегреч. «мифос» – мысль, предание) сказание как символическое выражение событий, имеющих первостепенное значение для жизни какого-либо общества. Древние мифы – это повествования о деяниях Богов и героев, рассказывающие о картине мира, о происхождении мира и его элементов. Мифология – древняя наука о мифах, о различных древних преданиях и религиозных обрядах; архаичный способ понимания природной и социальной действительности. Мифотворчество (греч. mythos — миф, предание, сказание) — способность людей создавать, выдумывать мифы. Под мифом обычно подразумевают сюжеты, повествующие о богах, духах или демонах, легендарных героях, рожденных от богов. С исторической точки зрения, миф оказался первоначальным способом культурного творчества человека, проявлением способности народов к вымыслу. Миф всегда был выражением ответа на вопросы о происхождении и устройстве мира или каких-либо конкретных явлений природы, общества и культуры. Мифологическое сознание человека не выделяет его из мира природных, социальных и культурных явлений. Строй такого сознания нагружен чувствами и эмоциями, его отличает нерасчлененность понятий-образов, их синкретизм. Мир природы одушевляется, на природные явления переносятся свойства людей (антропоморфные черты природы) и животных (зооморфные черты природы). Моделирование — способ познания, с помощью которого удается заместить и представить изучаемый объект его моделью. В процессе М. модель способна замещать, представлять и воспроизводить объект познания таким образом, что ее изучение позволяет извлекать новое знание (новую информацию) о нем. Мозг — понятие, которое выражает устройство, механизмы и функциональные назначения одного из самых сложнейших и жизненно важных органов человека, обеспечивающего работу его сознания, поведения и общения. М., по-видимому, это самая сложная организация (нервная система) на основе тончайшей ткани (клеточной инфраструктуры), с интенсивной биохимической информационно-сигнальной деятельностью. М. несет ответственность за приспособление человека к окружающим условиям жизни, выживание и прогнозирование своих действий. Мокша – (санскр. «избавление, освобождение, окончательное спасение души») преодоление живым существом зависимости от мира, вовлечённости в круг рождений и смертей (в «сансару»). Монизм – (от древнегреч. «монос» – один, единственный) философская позиция, утверждающая, что в основе мира лежит какая-то одна, единственная субстанция, например, вода (у Фалеса), огонь (у Гераклита), материя (у материалистов). Монотеизм – (от древнегреч. «монос» – единственный и «теос» – Бог) почитание и вера в существование одного и единого Бога. Монотеистические религии: иудаизм, христианство (несмотря на учение о Троице, согласно которому Бог един в трёх лицах: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой). Мораль (лат. moralis — нравственный) — важнейший способ регуляции поведения человека в обществе с помощью сложившихся в нем принципов, норм, правил и ценностей. М. является предметом изучения этики как философской дисциплины. Этика изучает не только природу поведения людей в обществе, но и нравственные ценности (добро, зло, справедливость и т.п.), а также и особенности нравственного сознания. Мышлени е — совокупность рациональных способностей сознания, извлекающих и преобразующих информацию и знания о чем-либо и о ком-либо средствами логики и языка. Мыслительные процессы в отличие от способностей восприятия характеризуются взаимодействием языковых (речевых), понятийно-логических и наглядно-образных механизмов. Наблюдени е — целенаправленный способ познания объектов (явлений, свойств, отношений) без вмешательства в естественные условия их существования (нахождения). Натурфилософия – (лат. natura – природа), философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. Наука — вид человеческой деятельности по приобретению знания о природе, об обществе и человеке, их культуре и истории. Н. не только особая познавательная деятельность, но и социальный институт, сформировавшийся на определенном этапе культурно-исторического развития человека. Познавательная работа в науке определяется: 1) идеалами и нормами опытного и теоретического познания, в первую очередь идеалами описания и объяснения; 2) идеалами и нормами доказательности, обоснованности и истинности научных знаний; 3) идеалами дисциплинарного строения Н., характерного, прежде всего, для ее современного состояния. Неоплатонизм – философское направление поздней античности; это систематизация и истолкование учений Платона с добавлением учений Аристотеля, когда они не противоречили Платону. Основатель – Плотин (III в. н. э.). Нирвана – (санскр. «удовлетворение, блаженство») спасение от перерождений в сансаре; неописуемое высшее состояние бытия, состояние высшего вечного неразрушимого блаженства. Номинализм – вариант решения проблемы универсалий: нет, универсалии не существуют реально, реально существуют лишь единичные вещи; а универсалии – это основанное на реальном сходстве какой-либо группы предметов (например, столов) обобщение в понятии («стол-вообще»). Ноумен – (от древнегреч. «ноуменон») умопостигаемая, созерцаемая в уме сущность. В философии И. Канта ноумен – непознаваемая, но объективно реальная «вещь-в-себе», сущностная основа соответствующего явления (феномена). Общественно-историческая реальность — одно из основных понятий социальной философии, выражающих особый вид реальности человеческих отношений, реальности общественной жизни и социальных институтов (организаций) с конкретно-историческими признаками ее существования. Объект познания — (от лат. «объектум» – предмет) понятие философии, выражающее то, на что направлена активная познавательная деятельность человека как субъекта познания. О. п. обладает свойствами относительной автономии, самостоятельности по отношению к субъекту познания (см. ст. «Субъект познания»). Обществ о — одно из ключевых понятий философии и науки. О. выражает целостно-связную совокупность индивидов как граждан и отношений между ними, которые складываются по поводу чего-либо (например, собственности) или кого-либо (например, относительно детей складываются семейно-брачные отношения). О. — это отношения между различными социальными группами людей, между людьми, принадлежащими к разным слоям общества (например, между бедными и богатыми). Кроме того, О. — это разнообразие отношений между отдельными социальными институтами, учреждениями или организациями (например, отношения между государством и институтом частной собственности, государством и церковью и т.п.). Онтология (греч. ontos — сущее, logos — учение) — философская дисциплина, изучающая природу бытия, сущность, происхождение и устройство мира природы, общества, культуры и человека. О. выражает предельные основания любых философских знаний и по отношению к ним является фундаментальной системой понятий. Отчуждение – термин, широко употребляемый в современной философии и социологии. Категория отчуждения разрабатывалась в немецкой классической философии, особенно Гегелем. В марксизме отчуждение понимается как объективное превращение человеческой деятельности и её результатов в самостоятельную силу, враждебную человеку и подчиняющую его. Память — универсальная и интегральная способность человека по упорядочиванию, сохранению, забыванию, воспроизведению человеческого опыта и передаче его от одних поколений людей к другим. Время и пространство оказываются механизмами организации П. Воспроизведение прошлого опыта в настоящем времени и прогнозирование будущего отличает роль П. в целостном контексте сознательной деятельности. Универсальными формами организации процессов П., а значит, и организации сознания в целом, являются пространство и время. Взаимосвязь пространственных и временных механизмов П. обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека. Пантеизм – (греч. pan – все и theos – Бог), философское учение, в соответствии с которым «Бог» и «природа» отождествляются. Парадигма (греч. paradeigma — образец, пример) — один из основных терминов современной философии и методологии науки, обозначающий общепринятую теорию (модель), которая используется в качестве основы и образца для решения задач, постановки и решения проблем. Патристика (лат. pater — отец) — направление ранней средневековой философии, отличавшейся своей непосредственной христианско-религиозной направленностью. Свое название П. получила потому, что ее понятия, темы и проблемы разрабатывались отцами церкви, богословами и священниками, которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего идеи Платона. Главная задача П. заключалась в оправдании и обосновании средствами философии догматов христианского вероучения, а также комментирование библейских текстов. Платонизм – совокупность учений, основывающихся на философии Платона Плюрализм – (от лат. «плюралис» – множественный) философская позиция, утверждающая, что в основе мира лежит несколько или множество независимых и несводимых друг к другу субстанций, например, четыре первостихии (земля, вода, воздух, огонь) античной метафизики, семьдесят пять дхарм (первосущностей) буддийской философии сарвастивады. Позитивизм (лат. positivus — положительный) — направление философии, сложившееся во второй половине XIX в. и утверждавшее, что истинное знание может быть получено только теми способами, которые используются в естественных науках. Сам термин П. стал употребляться О. Контом (1798–1957) как синоним положительной философии, ориентированной на идеалы и стандарты естественных наук. При этом философские понятия и рассуждения в П. строились по образу и подобию естественнонаучных понятий и рассуждений. Критерием научной состоятельности философских понятий П. становится понятие опыта. Философия, согласно Конту, должна стать методологией науки, так как все традиционные философские проблемы Конт объявил ненаучными и лишёнными смысла. Познание — процесс приобретения, воспроизведения и производства новых знаний человеком. П. обусловлено познавательными способностями людей (способностями чувственного восприятия, мышления, воображения, интуиции, эмоций, воли, памяти и всеми их производными). Продуктивность П. зависит от инструментальной оснащенности (языка, технических средств, приборов и т.п.). Познавательная деятельность человека обусловлена контекстом конкретной исторической эпохи, культуры и общества, в которых он живет. Политеизм – (от древнегреч. «полис» – много и «теос» – Бог) почитание и вера в существование нескольких или многих Богов. Политеистические религии: большинство религий древнего мира, современный индиуизм. Понятие – представление, выделяющее из некоторой предметной области и обобщающее объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Постиндустриальное общество — понятие, появившееся в работах социологов, философов и футурологов 1960—1970-х гг. и соотносимое сегодня с представлениями об информационном обществе. Постмодернизм – (от фр. «модерн» – современный) комплекс представлений, характерных для новейшей, «послесовременной» культуры. Постмодернистские направления в философии предлагают разнообразные, принципиально новые, заведомо неоднозначные взгляды на мир. Центральная проблема постмодернистской философии – проблема осмысления текста. Основные представители: М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делёз, Ж. Бодрийяр. Право — целостно-связная совокупность законов, норм и отношений жизнедеятельности общества, установленных и охраняемых государственной властью. Действие П. распространяется на все сферы общественной жизни. П. закрепляет отношения собственности, выступает как регулятор отношений между людьми и их поведения в обществе, регламентирует работу различных государственных учреждений и социальных организаций, определяет меры наказания за совершенные преступления, является необходимым условием и средством разрешения конфликтов между физическими и юридическими лицами. П. является непременным показателем положения личности в обществе, определяя ее права, свободы и обязанности. Православие – греко-кафолическое христианство. Ныне существует 15 православные церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Грузинская, Русская, Сербская и др. Прагматизм (греч. pragma — дело, действие, сопряженное с предметом, вещью) — одно из основных направлений современной философии, сформировавшееся в конце XIX — начале XX в. в США. Основные представители: Чарльз Пирс, Уильям Джеймс. Согласно П., философия должна превратиться в совокупность способов решения проблем, с которыми люди встречаются на протяжении всей своей жизни. Понятия философии обладают инструментальным назначением и способствуют принятию решения и его I реализации в конкретной ситуации. С точки зрения П., любое понятие наделяется значением полезности (а значит, и истинности), если оно способствует достижению целей жизнедеятельности (экономической, политической и т.п.), искомой цели в познании или целей в общении людей. Практика — понятие философии и науки, выражающее разновидность деятельности людей. П. проявляется в чувственном и инструментальном характере действий человека, направленных на изменение окружающего мира и создание предметов повседневного обихода, предметов индустриального, аграрного и других видов производства (техники и технологии). Понятие П. выполняет ряд необходимых функций в процессах познания. П. является основой, одним из способов познания и критерием проверки его результатов на их истинность. Преформизм (лат. praefrmo — заранее образую) — учение в философии и биологии, согласно которому развитие и признаки организма заранее предопределяются организацией его зародыша, т.е. структурами его половых клеток. Радикальность взглядов П. заключалась в утверждении, что зачатки зародышей всех будущих поколений живых существ изначально заложены в акте их сотворения. Точку зрения П. можно наглядно представить на модели типа «матрешки». Зародыш каждого последующего поколения «упрятан» в зародыше предыдущего поколения, так же как одна матрешка упрятана в другой. Провиденциализм – (лат. providentia – провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение – в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия). Прогресс – (от лат. «прогрессус» – движение вперёд, успех) направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Пространство — одно из основных понятий философии и науки, выражающее значения формы бытия (см. ст. «Бытие»). Понятие П. выражает порядок сосуществования явлений, свойств или отношений бытия, определяя тем самым их порядок и место. Упрощенное представление о П. воплощено в его свойстве мерности — три измерения формы любой вещи или предмета (широта, высота и глубина). Свойства П. всегда сопряжены со свойствами времени. Пространство и Время – философские категории для обозначения во всеобщей форме таких проявляющихся для человека качеств как протяженность и длительность. Протестантизм – реформаторское направление христианства. Протестантизм начинался как движение за очищение христианства от искажений позднего католицизма, что было связано с деятельностью Мартина Лютера (с 1517 г.), а затем с деятельностью Ульриха Цвингли, Жана Кальвина и их последователей. Психика — интегральная способность человека приобретать, хранить и воспроизводить собственный опыт, передавать (обмениваться) опыт другим людям, а также опосредствовать свои отношения с окружающим миром, общаться с другими людьми, воспринимать и осознавать самого себя. П. играет роль всеобщего и необходимого условия всей жизнедеятельности человека, продуцируя и интегрируя его опыт. П. программирует жизненную перспективу человека, задавая диспозиции, способы упорядочивания его повседневных, когнитивных, коммуникативных, ценностных и любых других жизненных практик. П. позволяет человеку свободно ориентироваться в мире, откликаться на события и вести адекватно тем жизненным ситуациям, в которые он попадает. П. напоминает своего рода «сумму приспособлений», обеспечивающих жизнь человека, или, другими словами, способ его бытия. Психоанализ — совокупность знаний и методов, первоначально сформировавшихся на стыках психологии, психоневрологии и психотерапии. Предметом изучения П. становятся процессы и явления бессознательной психики. На протяжении XX в. область приложений П. постепенно расширяется, его понятия и аргументы используются в современной философии, социологических и культурологических дисциплинах. В свою очередь, в целях психоанализа привлекаются понятия и методы лингвистики, психолингвистики, семиотики и теории символов, а предметное внимание П. к проблемам бессознательного разделяется с аналитической психологией. Развитие – вид движения; необратимое, направленное, закономерное изменение вещественных и идеальных объектов. Развитие может быть прогрессивным, регрессивным и горизонтальным. Разум (лат. ratio — разум) — интегральная способность человеческого сознания, обеспечивающая не только восприятие мира человеком, адаптацию к нему, его познание, воспроизведение и обмен опытом (знаниями и умениями), но и общение людей. Творческие ресурсы Р. позволяют человеку продуцировать новое знание, создание любых произведений материальной и духовной культуры, социальных институтов (организаций) любого назначения и разнообразных способов (правил, средств, форм и норм) общения. В качестве ключевого понятия философской антропологии Р. обозначает специфику человеческой деятельности в отличие от образа поведения всех остальных живых существ. Рассудок — понятие классической философии, содержание которого воплощается в элементах обыденного, повседневного сознания или здравого смысла. Рассудочные суждения могут соблюдать правила логики, а их последовательность отличается наглядными (например, геометрическими) свойствами. Рассудочное сознание зачастую оперирует чувственными образами и, как правило, проявляется в любых повседневных ситуациях, в которых люди оказываются на протяжении всей своей жизни. Рационализм (лат. ratio — разум) — философское учение, утверждающее, что все знание приобретается средствами рациональных (мыслительных) способностей человека. Р. — это совокупность мировоззренческих (философских или методологических) принципов, согласно которым устройство бытия отличается разумными чертами. Классическая философия Р. полагала, что все опытные знания (данные чувственного опыта) производны от мышления, а их источником являются мыслительные процессы и структуры. Программа познания Р. была прямо противоположна программе эмпиризма (см. ст. «Эмпиризм»). Согласно программе Р., любое знание, приобретенное в чувственном опыте, можно описать рационалистическими средствами языка и логики. Реализм – вариант решения проблемы универсалий: да, универсалии существуют реально и независимо от человеческого сознания как прообразы единичных вещей (в божественном разуме). Регресс – (то лат. «регрессус» – обратное движение) направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, деградация. Религия (от лат. religio — связь) — связь человека (как природного существа) со сверхъестественным миром. Религиозность человека означает его способность верить в существование сверхъестественных сил (Бога, духов, ангелов и т.п.). В любой Р. обычно различают религиозные представления, ритуалы (действия) и настроения. Типичным выражением религиозных представлений являются мифы (см. ст. «Мифотворчество») и подобные им повествования, тексты (например, библейский миф). Ритуал или ритуальное поведение человека является способом общения с миром сверхъестественных сил и явлений, способом осознания их и культивирования. Речь — способность людей употреблять язык в целях передачи сообщения, обмена информацией с другими людьми, воздействия на других людей речевыми приемами и средствами, достижения понимания и взаимопонимания между людьми в процессах их общения. Р. характеризуется способностями произношения и слуха человека, вербальными признаками устного и письменного общения, а также риторическими качествами. Рита – (санскр. «истинный порядок, закон») универсальный космический закон; вселенский порядок, в силу которого существует упорядоченный мир, природные законы, день сменяет ночь и т. д. Риторика — искусство построения и публичного произнесения речи (ораторское искусство) с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию или наука о законах подготовки и произнесения публичной речи, умение говорить доходчиво, увлекательно, правильно и убедительно. Современная теория Р. рассматривает природу человеческих коммуникаций, статус людей-коммуникаторов, их риторические возможности. Сансара – (санскр. «мир, течение мирской жизни») вещественный мир постоянных изменений, мир перевоплощений живых существ, которые рождаются, затем умирают, затем снова рождаются в другом облике, в другой сфере сансары по закону кармического воздаяния (человеком, божеством, животным, адским мучеником и т. д.). Секуляризация (лат. saecularis - мирской, светский) – высвобождение от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности общества и личности. Семиотика — наука о знаках и знаковых системах. С. изучает функционирование знаков и символов в разнообразных способах человеческой коммуникации. С. интересуется не только использованием языковых знаков в общении, но и любых других неязыковых знаковых средств и форм. Так, например, с помощью семиотики сегодня изучают особенности исторических, социальных, культурологических и индивидуально-личностных явлений, событий, ситуаций, а также особенности познания и общения. Сенсуализм – (от лат. «сенсус» – чувство, ощущение) направление в теории познания, согласно которому чувственные данные являются главной формой достоверного познания. Система – (древнегреч. «система» – целое, составленное из частей) совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует целостность, единство. Символ (греч. symbolon — условный знак сообщества людей, обозначающий их тайну) как один из видов знака обладает общими с ним свойствами, выражающими способность представлять или замещать предмет (вещь, свойство, отношение). С. и знак указывают на то, что находится вне их самих, т.е. на информационные признаки предмета. Но С. не просто указывает на предметную реальность, представляя и замещая ее, а обладает способностью соучаствовать в этой реальности. Например, флаг, герб и гимн как символы страны, которую они представляют и на которую они указывают, принимают непосредственное участие в демонстрации ее реального достоинства и могущества. В отличие от символов знаки соучаствовать в реальности не могут. С. обладает сходством с живым существом. Он «рождается» в той конкретной исторической, социальной, культурной и индивидуально-личностной жизненной ситуации, которая оказалась благоприятной для него, он «проживает» свою жизнь, соучаствуя в ней и вместе с ней; тогда, когда эта жизненная ситуация изменяется, С. «умирает» вместе с ней. Скептицизм (греч. skepsis — рассматривающий, исследующий) — направление в древнегреческой философии. Основатель – Пиррон из Элиды (конец IV в. до н. э.). Сторонники С. указывали на недостоверность знания, которое мы приобретаем с помощью органов чувств. Они сомневались в возможностях доказательного и достоверного знания, отвергали возможность рационального обоснования норм и правил поведения. Скептики считали, что истина недостижима, а мудрость состоит в том, чтобы воздерживаться от всякого суждения – и отрицательного, и утвердительного. Сознание — всеобщий и необходимый способ выражения отношений человека к миру, к другому человеку и к самому себе со всеми присущими ему конкретными и разнообразными значениями. С. предоставляет человеку возможность выйти за пределы собственных ограничений. Путь подобных устремлений С. лежит через преодоление не только границ собственного опыта (телесного, психического, бессознательного), опыта других людей, но и других границ бытия, выраженных в предметных значениях окружающего мира, жизни, истории, культуры, общества. По-видимому, только С. способно реализовать возможности любых воображаемых или вымышленных ситуаций (явлений, свойств, отношений). Столь высочайшая специфичность природы С. укоренена в бездонных эволюционно-генетических, культурно-исторических, социальных и индивидуально-личностных глубинах человеческого бытия, жизни и языка. Солипсизм – (от лат. «солюс» – один, единственный и «ипсе» – сам) крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признаётся только сам мыслящий субъект, а всё остальное полагается существующим лишь в сознании индивида. Сословие – социальная группа докапиталистических обществ, связанная общностью прав и обязанностей, передаваемых по наследству. В сословно организованных государствах существует иерархия нескольких классов, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Софисты (греч. sophistes — хитроумный, мудрый) — сторонники одного из направлений древнегреческой философии. Свою задачу С. видели в том, чтобы обосновать различными логическими и риторическими приемами ту точку зрения, которую необходимо было отстоять. С. преднамеренно могли нарушать требования логики, идти на подмену понятий, использование ложных доводов, выдавать неправильные аргументы за истинные положения. Социальная философия — философская дисциплина, изучающая происхождение, развитие и устройство общества. С. ф. рассматривает предельные основания общественной жизни в их конкретно-историческом и культурном контексте. Особое значение в С. ф. придается изучению отношений личности с различными социальными учреждениями (например, личность и власть). С. ф. выступает в роли методологии социального и гуманитарного познания. Ее методологические возможности реализуются в изучении особенностей социального и гуманитарного познания, прояснения характера приемов социальной аргументации, поисков ответа на вопрос о природе социального факта, социального объяснения, социального описания и социальной теории. Стоицизм (греч. stoa — портик) — школа древнегреческой философии, получившая название от портика (стоя) — архитектурного сооружения в Афинах, где она была основана Зеноном из Китиона. Принято различать разные периоды развития этой философской школы (Древняя Стоя — III—I вв. до н.э.; Средняя Стоя — II—I вв. до н.э. и Поздняя Стоя — I—II вв.). Согласно С., задача философа заключается в том, чтобы освободиться от страстей и влечений, жить, повинуясь разуму. С понятием С. ассоциируются идеалы твердости, мужественности, стойкости в любых жизненных обстоятельствах, несчастиях и испытаниях. Стоики ставили своей целью выработку непреклонного и ни от чего не зависящего человеческого характера. Согласно С., стоик мужественно переносит все невзгоды жизни и удары судьбы. Структура – (лат. «структура» – строение, порядок) совокупность основных свойств, устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.034 сек.) |